РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО математическим представлениям 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
рабочая программа по математике (1 класс)

Котова Анна Викторовна

математические представления 1 класс - 2 вариант

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математические представления, 1 класс (2 вариант) (обучение на дому)

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 1 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Актуальность данного предмета заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку.

Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

На уроках математических представлений используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый или эвристический;
  • Исследовательский;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Работа с книгой;
  • Упражнение;
  • Самостоятельная работа;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

        Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;
  • Индивидуальная работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Математический представления» ставит следующие задачи:

  • сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
  • сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
  • сформировать способностью пользоваться математическими знаниями;
  • при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Учебный курс математики предусматривает следующую структуру:

  • Количественные представления;
  • Представления о форме;
  • Представления о величине;
  • Пространственные представления;
  • Временные представления.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Математические представления» входит в предметную область «Математика» обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного учебного предмета в 4 классе по индивидуальной программе отводится 1 часа в неделю. Из них:

I  четверть -     ч.              

IIчетверть -      ч.              

III  четверть -   ч.              

IVчетверть -     ч.         Год – 34 ч.

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные результаты обучения.

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • определять положение предметов на плоскости;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра;
  • образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
  • считать в прямом и обратном порядке по единице; сравнивать группы предметов;
  • решать примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала;
  • выполнять арифметические действия;
  • образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
  • иметь представления о днях недели, знать соотношение 1 нед.-7 дней;
  • уметь пользоваться чертежными инструментами.

Личностные результаты

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Система оценки по предмету «Математические представления»

В течение года проводится текущая и промежуточная аттестация.

        Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР,  разработанной на основе АООП (таблица прилагается).

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). В нее входят: педагоги и специалисты, осуществляющие процесс образования и развития ребенка.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

Выявление результативности обучения будет происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся будет оказываться помощь. При оценке результативности достижений будет учитываться степень самостоятельности ребенка.

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, будет оцениваться его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Результаты мониторинга указаны в таблице СИПР.

5. Содержание учебного предмета

Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Представление о форме.

  • Геометрическое тело: шар.
  • Геометрическое тело: куб.
  • Геометрическое тело: призма.
  • Геометрическое тело: брус.

Количественные представления.

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).

  • Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом.
  • Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10).
  • Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду.
  • Счет в прямой (обратной) последовательности.
  • Состав числа 2. Сложение и вычитание в пределах 2.
  • Состав числа 3.  Сложение и вычитание в пределах 3.
  • Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4.
  • Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5.
  • Состав числа 6. Сложение и вычитание в пределах 6.
  • Состав числа 7. Сложение и вычитание в пределах 7.
  • Состав числа 8. Сложение и вычитание в пределах 8.
  • Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9.
  • Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10.

Представления о величине.

  • Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения.
  • Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
  • Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.
  • Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.
  • Измерение с помощью мерки.
  • Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.
  • Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.

Временные представления.

  • Порядок следования частей суток.
  • Последовательность дней недели.
  • Смена дней: вчера, сегодня, завтра.
  • Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно.
  • Порядок следования сезонов в году.
  • Последовательность месяцев в году.

Пространственные представления.

  • Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
  • Составление предмета (изображения) из нескольких  частей.
  • Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
  • Определение, месторасположения предметов в ряду.

6. Тематическое планирование

программный материал

колич. часов

 сроки

наглядность

основные виды

учебной деятельности

1.

Пространственные представления: «справа - слева; вправо - влево; правый - левый».

1

презентация, карточки

  • Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
  • Умение определять положение предметов на плоскости.
  • Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
  • Умение работать с учебными принадлежностями.
  • Усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра.
  • Умение произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
  • Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия..
  • Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, умение проявлять самостоятельность при выполнении учебных заданий.

2.

Пространственные представления: «в середине, между». Геометрические фигуры. Квадрат.

1

презентация, предметные картинки

3.

Пространственные представления: «вверху внизу», «выше - ниже», «верхний - нижний», на, над, под.

1

презентация, предметные картинки

4.

Понятие о ширине: «широкий», «узкий». Сравнение предметов по ширине: шире - уже, одинаковой ширины.

1

презентация, сюжетные картинки, ленты

5.

Понятие о высоте: «высокий», «низкий». Сравнение предметов по высоте: выше, ниже, одинаковой высоты.

1

презентация, сюжетные картинки

6.

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий за.

1

презентация, сюжетные картинки, предметы

7.

Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Понятия «рано – поздно».

1

сюжетные картинки

8.

Понятие о массе: «тяжёлый - лёгкий». Сравнение предметов по массе: «тяжелее - легче, одинаковые по тяжести».

1

предметы, предметные картинки

9.

Понятия: «много- мало, несколько, один – много, ни одного», «столько же».

1

предметы, предметные картинки

10.

Число и цифра 1.

1

карточки

  • Умение образовывать, читать и записывать числа первого десятка.

11.

Обозначение числа цифрой. Монеты: 1 рубль.

1

картинки, карточки

12.

Число и цифра 2.Место числа в числовом ряду. Сравнение чисел.

1

карточки, предметы, картинки

13.

Знак «+». Образование числа 2.

1

карточки, картинки, схемы

  • Умение считать в прямом и обратном порядке по единице; сравнивать группы предметов.
  • Умение решать примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала.
  • Выполнять арифметические действия.
  • Наблюдать.
  • Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,).

  • Умение работать с учебными принадлежностями.
  • Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия.

  • Умение оценивать свои действия.

  • Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.

  • Умение образовывать, читать и записывать числа первого десятка.

14.

Состав числа 2. Знак «=».Знак «-».

1

«домик», карточки

15.

Решение примеров и задач в пределах 2.

1

счётный материал

16.

Число и цифра 3.Место числа в числовом ряду

1

счётный материал

17.

Числовой ряд 1-3. Прямой и обратный счет.

1

счётный материал

18.

Сравнение чисел. Состав числа 3.

1

счётный материал

19.

Решение примеров и задач в пределах 3.

1

счётный материал

20.

Число и цифра 4.Место числа в числовом ряду.

1

числовой ряд, счётный материал

21.

Числовой ряд 1-4. Прямой счет.

1

числовой ряд, счётный материал

22.

Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4.

1

«ёлочка», счётный материал

23.

Число и цифра 5.Место числа в числовом ряду.

1

числовой ряд, счётный материал

24.

Числовой ряд 1-5. Прямой и обратный счет. Сравнение чисел.

1

счётный материал

25.

Сложение и вычитание в пределах 5. сравнение чисел.

1

счётный материал

26.

Точка, линии. Геометрические фигуры: овал.

1

геом. фигуры

27.

Число и цифра 0.Сравнение чисел.

1

предметные картинки

28.

Число и цифра 6.Место числа в числовом ряду.

1

числовой ряд, счётный материал

29.

Числовой ряд 1-6. Прямой и обратный счет.

1

числовой ряд

30.

Сложение и вычитание в пределах 6.Построение прямой линии через две точки.

1

счётный материал

31.

Число и цифра 7.Место числа в числовом ряду.

1

числовой ряд

32.

Числовой ряд 1-7. Прямой и обратный счет.

1

числовой ряд

33.

Число и цифра 8.Место числа в числовом ряду. Прямой и обратный счет.

1

числовой ряд

34.

Число и цифра 9. Место числа 9 в числовом ряду.

1

числовой ряд, счётный материал

35.

Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9.

1

числовой ряд, счётный материал

36.

Число и цифра 10. Числовой ряд 1-10.

1

числовой ряд

7. Учебно-методическое обеспечение

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
  • Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
  • Программа обучение детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007;
  • Алышева Т.В. Математика. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
  • Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
  • Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, и другие средства;

Демонстрационный материал: таблицы, набор цифр, знаков

8. Материально-техническое обеспечение

Демонстрационные и печатные пособия                                                Технические средства обучения

-Предметные картинки в соответствии с тематикой заданий                - Ноутбук

- Слова-термины                                                                           -Принтер-ксерокс

-Набор геометрических фигур и тел        

-Числовой ряд от 1 до 10

-Счётные палочки

- Счёты

-Веер с цифрами

-Линейка

- Плакаты: «Состав чисел первого десятка»

                               «Геометрические фигуры»

                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "Математическим представлениям" по варианту 1.4

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для индивидуального обучения на дому,  обучающейся 2А класса КОУ «Нижневартовская  школа для обучающих...

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...