Урок развивающего контроля
план-конспект урока по математике (3 класс)

Ежова Вера Юрьевна

Урок математики. 3 класс Проверочная работа по теме «Решение задач на движение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvivayushchego_kontrolya.docx47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: математика

Класс: 3

Учитель: Ежова В.Ю.

Автор учебника: И. И. Аргинская

Тема урока: Проверочная работа по теме «Решение задач на движение».

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Задачи урока:

Предметные

- проверить сформированность умения решать задачи на взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние.

Личностные

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Метапредметные

Регулятивные: формировать умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характер сделанных ошибок; высказывать своё предложение.

Коммуникативные: формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.

Логические: формировать умения анализировать объекты с целью выделения признаков, формулировать проблему.

        

1 урок

Проверочная работа по теме «Задачи на движение».

Цель: проверить умение решать задачи на движение; выполнять действия по изученному алгоритму; осуществлять самоконтроль выполняемых действий.

  1. Реши задачу, составив выражение.

Из двух городов навстречу друг другу одновременно вышли автобусы и встретились через 2 часа. Скорость первого автобуса 60км/ч, а скорость другого – 65км/ч. Найдите расстояние между городами.

2.Реши задачу с пояснением.

Из двух городов, расстояние между которыми 360км, одновременно навстречу друг другу выехали машины. Первая машина  двигалась со скоростью 80км/ч, а скорость второй машины на 20км/ч больше. Через сколько часов машины встретились?

3.Реши задачу по чертежу.

                                  ?км/ч →                             3 ч                                                      ← 25км/ч

А├−−−−−−−−−−−−−−−−│−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−┤В

│←−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−→│

90 км

Технологическая карта урока  

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности

Выполнение упражнений дыхательной гимнастики.

Мы – внимательные.

Мы – старательные.

Мы отлично  учимся

Всё у нас получится!

-Сегодня на уроке проверочная работа по теме: «Решение задач на движение».

-Определим основную цель урока.

-Нужны ли нам эти знания? Пригодятся ли  они в жизни?

-Уверены ли вы в своих знаниях?

Поднимите зеленый квадрат, если у вас нет затруднений.

Поднимите красный квадрат, если есть затруднения.

1.Я знаю способы решения задач на движение.

2.Я знаю формулы нахождения скорости, расстояния, времени.

3.Я справлюсь с решением задач на движение.

Учитель фиксирует затруднения детей, если они поднимают красные квадраты.

-Определим причину затруднения и способ ее устранения.

-Проверочная работа состоит из трех заданий. Это различные виды задач на движение. Решение первой задачи вам предлагается записать в виде выражения. Вторую задачу решить с пояснением каждого действия. К третьей задаче надо составить текст и записать решение по выбору (выражением или по действиям).

-Критерии выставления оценок:

1.Правильное использование изученных формул к задачам на движение.

2.Умение правильно оформить чертеж к задаче.

3.Правильно произвести вычисления при решении задач.















Включаются в деловой ритм урока.

Дети проговаривают с движениями.

 

Дети предлагают варианты и обосновывают свой выбор цели.

Дети отмечают необходимость умения решать задачи на движение. Знания пригодятся в жизни.

Дети поднимают квадраты.

Дети называют причину затруднения и вместе намечают способ устранения.

Дети задают вопросы по выполнению работы.

Дети знакомятся с критериями выставления оценки за проверочную работу.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Для успешного результата проверочной работы устраним затруднения.

Повторим формулы нахождения неизвестных величин в задачах на движение.

Работа с карточками. Продолжи правило.

1.Чтобы найти скорость, нужно …..

2.Чтобы найти расстояние, нужно…..

3.Чтобы найти время, нужно……

Работа в парах.

Восстанови формулу.

S= V * ?      V = S : ?   Т = ? : V

-Повторили формулы, которые нам необходимы при решении задач.

.-Я уверена, что вы сможете правильно ими воспользоваться и справиться с заданиями.

- А как считаете вы?

Физминутка для снятия мышечного напряжения.

Дети вспоминают правила, показывают определенную формулу.

Работают над заданием.

Проверка работы.

Дети высказывают свое мнение о готовности к выполнению проверочной работы.

Выполняют упражнения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: самоопределение к действию

3.Целеполагание контроля.

-Проверочная работа состоит из трех заданий. Это различные виды задач на движение. Решение первой задачи вам предлагается записать в виде выражения. Вторую задачу решить с пояснением каждого действия. К третьей задаче надо составить текст и записать решение по выбору (выражением или по действиям).

-Критерии выставления оценок:

1.Правильное использование изученных формул к задачам на движение.

2.Умение правильно оформить чертеж к задаче.

3.Правильно произвести вычисления при решении задач.

Дети знакомятся с текстом проверочной работы.

Задают вопросы при необходимости.

Дети знакомятся с критериями оценивания работы, уточняют при необходимости.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

4.Проверочная работа

Объявляет о начале проверочной работы, на которую отводится 30минут. Желаю успеха.

Дети фиксируют время и приступают к самостоятельной работе.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

5.Самоконтроль и самооценка

Учитель напоминает о критериях оценивания.

Дети проверяют работу, сверяя нахождение неизвестных величин с формулами.

Оценивают свою работу. Ставят отметку карандашом.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

5.1.Локализация индивидуальных затруднений

Учитель подводит  итоги проверочной работы. Сравнивает выставленную оценку с оценкой ученика. Комментирует  расхождение в оценивании работы.

 Называет типичные ошибки.

Предлагает определить причину затруднений.

(Ученики, выполнившие работу без ошибок, выступают в роли консультантов).

Ученики задают вопросы при необходимости.

Объясняют причину затруднений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

5.2.Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений

-Определим главную цель предстоящего урока.

Учитель предлагает составить план

выхода из затруднения.

(Ученики, выполнившие работу без ошибок, работают в группе на карточках). 

Решение проблемной ситуации.
- Узнайте, нарушены ли правила водителем?
На участке дороги длиной 280км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?

Определяют цель – повторить и закрепить решение задач на движение.

Намечают план.

1.Повторить формулы, которые используются при решении задач на движение.

2.Потренироваться в решении задач.

3.Самостоятельно доказать умение решать задачи.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

5.3.Реализация построенного проекта

1. Повторение формул.

Приготовьте карточки с формулами.

Работа в парах над предложенными задачами. Устное объяснение.



Ответ А


Ответ В


Ответ С


1


Для нахождения пути используют формулу


http://top-bal.ru/pars_docs/refs/6/5750/5750_html_423442f3.gif


http://top-bal.ru/pars_docs/refs/6/5750/5750_html_537e0820.gif


http://top-bal.ru/pars_docs/refs/6/5750/5750_html_m14cafb6d.gif


2


Для нахождения скорости используют формулу


http://top-bal.ru/pars_docs/refs/6/5750/5750_html_m14cafb6d.gif


http://top-bal.ru/pars_docs/refs/6/5750/5750_html_423442f3.gif


http://top-bal.ru/pars_docs/refs/6/5750/5750_html_537e0820.gif


3


Для нахождения времени движения используют формулу


http://top-bal.ru/pars_docs/refs/6/5750/5750_html_537e0820.gif


http://top-bal.ru/pars_docs/refs/6/5750/5750_html_m14cafb6d.gif


http://top-bal.ru/pars_docs/refs/6/5750/5750_html_423442f3.gif


4


Найти скорость пешехода, который за 3 часа прошел 18 км.


6 км/ч


6 км/мин


54 км/ч


5


Найти время, за которое пешеход пройдет 42 км, двигаясь со скоростью 6км/ч.


252 ч


7 км


7 ч


6


Какое расстояние пройдет пешеход, двигаясь со скоростью 5 км/ч в течение шести часов?

Совет учителя.

Повторить правило в учебнике

 с. 51, 60, 64.

Самостоятельная работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.

(Ученики, выполнившие работу без ошибок, выступают в роли консультантов).


11 км


30 км


18 км

Дети показывают карточки и проговаривают как найти неизвестную величину.

Во время самостоятельной работы в парах учитель проверяет работу группы.

Дети делают вывод: водитель нарушил правила, т.к. его скорость была 70км/ч.

Повторяют правило. Проговаривают вслух.

Исправляют ошибки с помощью предложенного эталона.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

5.4.Обобщение затруднений во внешней речи

Физминутка для снятия эмоционального напряжения.

Коллективная работа над задачей.

От двух пристаней, расстояние между которыми 160 км, отправились одновременно навстречу друг другу по реке два катера. Один шел со скоростью 16 км/ч, другой – на 8 км/ч быстрее.  Через сколько часов произойдет встреча?

  Начертить чертеж и решить по действиям с пояснением.

(Если были допущены ошибки при решении этого вида задачи, то выясняется причина затруднения. Определяются способы устранения затруднения).

Дети выполняют упражнения.

  1. Читают задачу.
  2. Анализ известных данных.
  3. Определение неизвестных величин.
  4. Наметить ход решения задачи.

Дети выполняют задание с комментированием.

Дети называют причину затруднения. Вместе определяют способы устранения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

5.5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

– А теперь вы проверите свои силы, посмотрим, как каждый из вас умеет устанавливать взаимосвязь между величинами при решении задач на движение.


Учитель предлагает задания, аналогичные заданиям проверочной работы.

(Учащиеся, не допустившие ошибок, работают в группе на компьютере). Тест «Задачи на движение».

Дети самостоятельно

работают  над заданиями, в которых были допущены ошибки.

        

Проверяют работу по готовому образцу  и делают вывод о результате своих достижений.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение

5.6.Включение в систему знаний и повторения

Подводит итоги выполнения самостоятельной работы.

При положительном результате предлагается задача на движение в противоположных направлениях. Знакомство со скоростью удаления.

При отрицательном результате предлагается аналогичная задача на встречное движение.

(Над задачей  на движение в противоположных направлениях работает группа детей, выполнивших проверочную работу без ошибок).

При положительном результате дети принимают участие в анализе задачи и предлагают свои способы выхода из проблемной ситуации.

При отрицательном результате -  вместе составляют задачу по предложенному чертежу и решают с проговариванием.

Проверка работы. Анализ достижений группы.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение

6.Рефлексия деятельности на уроке

Домашнее задание по выбору.

-Вспомните главную цель урока.

-Какие были затруднения при выполнении проверочной работы?

-Достигли ли мы цели урока и добились каких результатов?

-Оцените собственные результаты  на шкале  достижений.

Учитель предлагает задания по выбору, объясняет их выполнение.

  1. тетрадь на печатной основе с.36(задача)
  2. составить задачу на движение
  3. приготовить чертеж к задаче на движение.

Наш урок подходит к концу, но изучение секретов самой точной науки – математики продолжается.

Чтоб водить корабли

 или в небо взлететь,

Надо многое знать, надо много уметь.

И при этом вы заметьте-ка,

Очень важная наука математика!

Называют цель урока.

Анализируют причину затруднений и способы их устранения.

Оценивают свои результаты.

 *----------------------------

Дети выбирают задание.

Записывают в дневник.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

Личностные:

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развивающего контроля по русскому языку в 1 классе (программа Л.В.Занкова)

Урок составлен в соответствии с новым ФГОС.  Тема: Работа над ошибками проверочной работы по теме: « Звуки и буквы» Цель:·        учить анализировать ...

Урок развивающего контроля

Тема урока: работа над ошибками, допущенными в диктанте. Цель: ученик, умеющий анализировать свои ошибки и выполнять коррекцию пробелов.На уроке особое внимание уделялось таким учащим...

Урок развивающего контроля

26.11.2009-  Гирич З.Л..Тема: Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Тип урока: урок развивающего контроля (урок 2).Цель: ученик, умеющий анализировать свои ошибки и выполнять коррекци...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Типология уроков в начальной школе Уроки развивающего контроля

Типология уроков в начальной школе Уроки развивающего контроля...

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...

Технологическая карта урока чтения в 4 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" ( урок развивающего контроля)

На уроке развивающего контроля используется система контроля и мониторинга качества знаний PRoClass, используются межпредметные связи, технологии развития критического мыщления, группового обучения, л...