Урок математики 4 класс Тема: «Нахождение долей целого».
план-конспект урока по математике (4 класс)

Осипова Любовь Васильевна

Урок математики 4 класс  Тема: «Нахождение долей целого»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nahozhdenie_doley_tselogo.docx113.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 4 класс

Тема: «Нахождение долей целого»

Организационный момент.

Все сегодня в настроении?

Все здоровы? Нет сомнения?

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

- Урок я начну с такой фразы.    (Слайд №1)

Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочешь.

-        Что это такое?  Как вы понимаете ее?

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.

- Ребята, какое сегодня число? (30 ноября). Что вы можете рассказать об этом числе: двузначное, в его запись входят две цифры, чётное, цифра 3 в его записи обозначает кол-во десятков, а цифра 0 кол-во единиц , соседи числа29 и 31,)

- Произведение каких двух чисел равно 30? (5·6; 3и10)

-Молодцы! Откройте тетради и запишите «30 ноября, классная работа»

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

1. Чертеж на доске.            (Слайд №2)

    - Какая фигура изображена на слайде?                                                   

                                                               6см

                                                         

- Вспомните, как  найти площадь квадрата? (Чтобы найти площадь квадрата, нужно его сторону умножить саму на себя)

- Чему равна площадь данного квадрата? (6·6=36см2)

6 · 6 = 36 (см2)    Ответ: S=36см2

2.Создание проблемной ситуации.        (Слайд №3)

- А теперь  найдите  площадь закрашенной фигуры

- Можете ли  вы это сделать? (нет)

                                                                           S - ?

- Почему? (Мы не знаем, как находить площадь многоугольника.)

- Вам Интересно, как можно найти площадь закрашенной фигуры?

- Сегодня вам предстоит открыть секрет математики, как найти площадь закрашенной фигуры, даже не зная формулы.

- И помогут нам в этом задания, которые предстоит выполнить в течение урока.

1. Работа в группах.  (вспомним правила работы в группе)

           N:\лена\Снимок1.JPG

-Решите. Запишите ответы, правильность решения проверьте по коду, должно получиться слово.

Дети записывают ответы и отгадывают слова по коду.

  1. Знаменатель  2. Числитель   3. Дробь    4. Доли

- Молодцы! Мы получили 4 ключевых слова сегодняшнего урока.

III. Работа по теме урока

1. - У меня в руках мандарин. Из чего он состоит? (из долек)

- Что такое доля? (доля – это часть целого)

- Что ещё состоит из долек? (чеснок, апельсин, лимон …)

- А если я скажу, что семья тоже состоит из долей, вы со мной согласитесь? (да. Семья – это единое целое, а каждый член семьи является её частью)

- А как вы считаете, члены семьи равны по значению, или нет? (ответы детей)

- В семье одинаково ценен, важен и дорог каждый её член, т.е. все члены семьи равнозначны. (все доли одного целого равны).

-А какую долю (часть) в своей семье занимаете вы? 

- Кто-нибудь знает, как на языке математики  это записать? 1/4, 1/3, 1/6

(Слайд №4)  Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет и называется это число знаменатель, а число над чертой – сколько таких частей взяли и называется числитель. 

Когда мы «делим»  натуральные числа, то используем знак (:).

б) - Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Кто догадался, как называется данная запись?  (Дробь).

- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).

- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).

- Молодцы, всё верно!    (Допол. материал)

2. - Ребята, а какой особый праздник мы будем  отмечать? (День матери)

- А как вы думаете, почему этот праздник особый? (ответы детей)

- Действительно, мама самый близкий и родной человек. Она всегда заботится о нас, учит как правильно нужно себя вести, поступать, даёт мудрые советы, оберегает нас.

 (Слайд №5)- Представьте, что на этот праздник к мамам пришли гости, и вам поручено ответственное задание разрезать торт.  Но чтобы никто не обиделся, все кусочки должны быть одинаковыми.

У вас на партах лежат модели торта (круги). К вам пришли 3 человека + хозяйка, на сколько частей нужно разделить торт? (на 4 части). 

- Разделите модели торта путём сгибания на указанное количество частей.

- Кому бы вы отдали первый кусочек торта? (ответы детей)

- Возьмите ножницы и вырежьте один кусочек «торта».

- Какую долю круга составляет вырезанный кусочек? (одну четвёртую)

- Почему одну четвёртую? (потому что мы разделили круг на 4 равные части и взяли одну часть)

-Так что же нужно сделать, чтобы взять одну четвёртую часть целого? (нужно целое разделить на 4 части и взять одну)

       Молодцы ребята! Отложите модели торта в сторону и посмотрите на доску.     (Слайд №6)  Перед вами прямоугольник, площадь которого 12см2.

- Вычислите, чему равна одна третья часть площади этого прямоугольника? (4 см2)

- Как узнали? (12:3=4см2)

- Найдите одну четвёртую часть площади прямоугольника ( 3см2)

- Как узнали? (12:4=3см2)

- Молодцы, а теперь определите, чему равны три шестых части площади этого прямоугольника. (ответы детей)

IV.  Выявление места и причины затруднения

- Почему данное задание вызвало затруднение? (мы умеем находить только одну долю, а здесь нужно найти 3)

- Ребята, кто догадался? Кто может назвать тему урока?

 - Откройте учебники на странице 64, прочитайте тему урока.

- Какие цели мы поставим перед собой?    (будем учиться находить несколько частей целого) 

Вернёмся к нашему заданию.

- Как вы думаете, как можно найти три шестых части  площади этого прямоугольника)?

-Посоветуйтесь друг с другом и выскажите свои предположения (ответы детей)

- Проверим ваши предположения.

- Найдите в учебнике на с.64 текст рядом с красной чертой. Прочитайте.

- Какая же  из гипотез оказалась верной?

Что значит три шестых части? (значит, что целое сначала разделили на 6 частей, а потом  взяли 3 из них)

Решение: 12:6*3=6см2

Сделаем вывод: удалось ли нам найти верное решение проблемы? (да, удалось)

- Давайте сформулируем алгоритм, как найти несколько долей целого        (Слайд №7)

 1) найди одну долю (целое разделить  на кол-во долей)

2) одну долю умножить на необходимое кол-во

Вот мы и раскрыли секрет математики

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Молодцы! Теперь, раскрыв очередной секрет математики, будем учиться применять его на практике. Вернёмся к модели торта. Представьте, что наш Торт весит 720г. Узнайте Сколько весят 3 куска торта, если торт состоит из 8 кусков? 3/8куска?

Решение: 720:8= 90г –вес одного куска

90*3=270г –весят 3 куска

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Немного потренировавшись, проверим, усвоили ли вы правила нахождения нескольких долей целого. Но прежде, ещё раз повторим алгоритм и правило. Что нужно сделать, чтобы найти несколько долей целого? (ответы детей)

Давайте проведем эксперимент.

Перед вами лежат полоски бумаги. Измерьте её длину. ( 20 см)

 Пользуясь  алгоритмом найдите:

1 вариант - длину 2/4  полоски (10см),

2 вариант - длину 3/4 полоски (15см)

Что найдем сначала? (длину одной части)

   VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  1. - Сейчас попробуйте совместно выполнить задание на нахождение нескольких долей целого.

1 группа: сгибая полоску бумаги, найдите и закрасьте 2/6 полоски.

2 группа: сгибая квадрат, найдите и раскрасьте 3/8 квадрата.

3 группа: задание из учебника с. 64 под чертой. Найдите площадь одной доли в каждом квадрате на рисунке. Сравните площади этих долей.

    2).  - Выполним задание № 291 на с.64 учебника.

- Прочитайте задание

- Отрезок какой длины нужно начертить? (60 мм)

- На сколько равных частей разделили отрезок? (на 6)

- Что нужно найти в задаче? (Сколько мм в пяти шестых долях отрезка)

- Что сначала нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (найти  одну шестую долю отрезка)

- Как это сделать? (60:6=10мм)

- Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да, 10·5=50мм)

- Молодцы! Начертите отрезок в тетради и запишите решение задачи по действиям с пояснениями.

- Оцените свою работу на листе самооценки.

VII. Рефлексия учебной деятельности

- А вот теперь, ребята, мы можем вернуться к заданию, которое в начале урока вызвало у вас затруднения. (СЛАЙД 8)

- Раскрыв секрет нахождения нескольких долей целого, вы сможете найти площадь закрашенной фигуры? (да)

- Как будете это делать? (квадрат разделили на 4 части, нам нужно найти три четвёртых площади этого квадрата.)

- Пользуясь алгоритмом нахождения нескольких долей целого решите эту задачу и запишите решение выражением. (с устным пояснением)

36:4*3=27см2

VIII. - Какова была тема урока?

 Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (научиться находить несколько долей целого)

- Удалось вам её достичь?

- Повторите алгоритм нахождения нескольких долей целого

- Теперь возьмите свои листы самооценки.  - Отметьте, на «Дорожке успеха»  на каком этапе вы сейчас находитесь.     (СЛАЙД 9)

- Молодцы! Сегодня за урок вы получаете следующие отметки:

История возникновения дробей.

Дроби  появились  в  глубокой  древности.  При  разделе  добычи,  при измерении величины и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби, так как результат измерений не всегда был целым числом. Даже дележ  добычи,  которую  охотники  приносили  с охоты  в  свои  пещеры, приводил  к  дробному  делению.  Им  приходилось  делить    животное    на  двоих охотников. Вот и получал каждый ½ добычи. В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики дроби так и назывались –«ломаные числа».

  1. Какую часть года составляет 1 месяц?  _________ Как это записать?
  2. Какую часть  недели составляет 1 день?_________
  3.  Какую часть дециметра составляет 1 сантиметр?_______
  4. У Маши 5 цветов. 1 пион. Какая это часть букета?________
  5. В пачке 8 карандашей. Ира подарила 3 карандаш Оле. Какую часть карандашей подарила Ира? __

Лист самооценки

№ п/п

Задание

Справились

Справились, но испытывали затруднения

Не справились

1

Нахождение площади квадрата

2

Работа в группе – решение примеров

3

Нахождение площади прямоугольника

4

Выдвижение гипотез (предположений)

5

Составление алгоритма

6

Самостоятельное решение задачи

7

Работа в группе – нахождение нескольких долей целого

8

Решение задания №291

Дорожка успеха

hello_html_m5e563c35.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: "Сравнение долей"4 класс с презентацией

Урок математики по теме: "Сравнение долей" по программе Л. Г Петерсон - урок открытия новых знаний, разработан  в соответствии с принципами системно - деятельностного подхода....

Урок математики по теме: "Сравнение долей"4 класс

Урок математики по теме: "Сравнение долей" по программе Л. Г Петерсон - урок открытия новых знаний, разработан  в соответствии с принципами системно - деятельностного подхода....

Урок математики по теме "Нахождение нескольких долей числа"

Урок математики во 2 классе "Нахождение нескольких долей числа", по программе "Начальная школа XXI века"....

Презентация к уроку математики по теме "Сравнение долей" 4 класс

Презентация урока по математике подготовлена для изучения темы "Сравнение долей" 4 класс...

Урок математики по теме "нахождение нескольких долей частного"

Конспект урока по математике по теме "Нахождение нескольких долей целого" и презентация к уроку....