Конспект урока математики в 1 классе "Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Иванова Мария Алексеевна

Знакомство с прием сложения однозначных чисел с переходом  через десяток.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: математика.

Класс 1В.                                                                                   Автор: Иванова Мария Алексеевна, учитель начальных классов.

Тема

Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток

УМК

Школа России

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели

1. Познакомить с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через разряд «по частям».

2. Повторить зависимость между компонентами и результатами действия сложения.

3. Использовать изученные приёмы сложения при решении текстовых задач.

Планируемые результаты

Предметные умения

УУД

Уметь складывать  числа с переходом через десяток дополнением первого слагаемого до 10.

Личностные: уметь проводить самооценку.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  

оценивать правильность выполнения действия;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Учебник «Математика», ч. 2, 1 класс, Моро М.И.Презентация.

Этап

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. 

1-2 минуты

- Громко прозвенел звонок.

  Начинается урок.

Весеннее солнце на небе проснулось.

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмём

и к сердечку поднесём. (Слайд 1)

- Вы чувствуете солнечное тепло?

Подарим свои улыбки друг другу.

Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая, дружеская атмосфера!

- Проверьте глазками - все ли готово к уроку. Урок у нас будет необычный. Мы сегодня на уроке математики проведем весеннюю математическую экскурсию.

Включение в деловой ритм.

Проверяют самостоятельно готовность к уроку.

Записывают дату в тетради. Выполняют минутку чистописания.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:целеполагание,

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2.Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 4-5 минут

-Подготовимся к предстоящей экскурсии и повторим изученное. Это нам пригодиться при выполнении заданий на уроке.

- С какого этапа начинаем урок?

-Повторяем то, что знаем.

- С какой целью мы это делаем?

-Эти знания помогу нам сегодня на уроке.

-Закройте глаза (звучит пение птиц). Посмотрите на слайд 2

(тропинка с выражениями:

9 + 1+ 3,      6+4 +2,     7 + 3 +5,

8 + 2 +4      9+1+7)

-Что за преграда на пути в парк? Давайте попробуем преграду преодолеть, но вот незадача – ошибаться нельзя, иначе путь в парк будет закрыт.  

--Сколько всего прибавили к числу 9? (4)

-Как прибавляли? (По частям: сначала 1, а потом 3.)

-Почему именно так прибавляли 4? (к 10 удобнее прибавить число)

Чем похожи все выражения? (первая сумма равна 10)

-Какое задание мы сейчас выполняли? Какое умение отрабатывали? (Прибавляли к числу по частям: сначала до 10, а потом оставшуюся часть)

-Вы успешно справились с этой задачей, и мы можем продолжить нашу экскурсию.

- Кто на своих крыльях приносит весну?  
- Первые вестники весны – это птицы

-Птички принесли на своих крыльях числа, только все они перепутались. Ребята, давайте поможем птицам заселить домик, вставляя в окошечко нужное число.

-Вы будете работать в своих рабочих листах, заселять домики.

1

8

3

6

5

-Что будем повторять с помощью данного задания? Состав числа 10.

- Что мы знаем о чиле 10?

Число 10 – первое двузначное число из разряда десятков, состоит из 10 единиц.10 единиц составляют 1 дес. 10-круглое число, к нему удобно прибавлять остальные числа.

(Проверка: 1 ученик – на доске)

-Ребята, что мы повторили, выполняя данное задание? (состав числа 10)

-Оцените свою работу в рабочих листах на полях.

-Красавица Зима не хочет от нас уходить, она нагнала тучи и закрыла солнышко. Разгоним тучи. 

(На доске картинки: солнышко и тучи с выражениями)

8+4              5+2            

5+5              8+5

9 +4             6+4              

-Какое задание вы можете предложить? (найти значение выражений)

-Что общего во всех выражениях? (сумма)

-Давайте разгоним тучи, найдем значение выражений.

-Какие тучи с выражениями мы не сумели разогнать? Почему эти выражения вы считаете трудными?

(8+4, 8+5, 9+4- значение таких выражений мы не умеем находить

- Вы хотите научиться находить значение таких выражений?

Выявляет уровень знаний.

Повторение сложения в пределах 20, подготовка к сложению с переходом через десяток.

 Организует повторение состава числа 10.

Создаёт проблемную ситуацию.

 

Отвечают на вопрос.

Находят неизвестное число, решая цепочку примеров  в пределах 10.

Дети находят значение выражений, преграда исчезает

Заселяют домик(состав числа 10).

Анализируют. Делают выводы.

Находят значения в выражениях изученных видов. Определяют выражения, с решением которых не могут справиться.

Регулятивные:оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

Познавательные:логические.

Коммуникативные:уметьоформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других.

3.Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений

4-5 минут

-Какова же будет тема урока? (Нахождение значение выражений нового вида)

-Какая же цель стоит перед нами? (научиться решать выражения вида 8+4,9+5)

- Тема урока: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток».

Решение выражений вида 9+4,8+4

Активизирует знания учащихся.

Ставят цели, формулируют тему урока.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

высказывать своё предположение

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других.

4.«Открытие нового знания»

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.

7-8 мин

- Итак, вернёмся к нашим трудным выражениям.

Как же нам найти результат? Какие у вас есть мнения, предложения, варианты?

(С помощью таблицы, по линейке, по пальцам, …)

- Линейку мы с собой всегда носить не будем, пальцев нам не хватит, а в таблице суммы только до 10.

- Как же быть?

-Сейчас мы вместе с вами попробуем найти способ нахождения значения у выражений данного вида.

-Вы будете работать в своих рабочих листах. Нам поможет наборное полотно и модели этих чисел. Слайд 3.

9+4

9 - синих кружков

4 – красных кружка

 (На слайде наборное полотно с двумя рядами карманов, по 10 карманов в каждом ряду).

-Чему равно первое слагаемое в выражении? (9) Поставим столько кружков синего цвета в верхний ряд, а вы закрасьте столько же кружков синим цветом в верхнем ряду.

 - Сколько надо прибавить к 9? (4)

-Сколько красных кругов ещё поместится в верхний ряд? Раскрасьте (1) 

-Сколько кругов стало в верхнем ряду? (10)

-Значит, нам нужно второе слагаемое 4 разбить на части. А на какие? (1 и 3)

-Сколько красных кругов нам осталось ещё прибавить? (3)

-Поставим их в нижний ряд. Сколько всего кругов получилось в двух рядах? (13)

-Как мы к 9 прибавляли 4? (по частям: сначала дополнили до 10, а потом прибавили оставшуюся часть)

- Проверим своё предположение по учебнику с. 64 –   9+4

(Чтение объяснения)

-Посмотрите, как можно записать кратко решение: 9+4=13

                               

  1. 3

-Чему мы научились?

- Как мы выполняли сложение? ( По частям)

- На что обратим внимание? ( При прибавлении первой части получаем 10)

-Т.е. что мы переходили? (Десяток)

- Что образует десяток? (Новый разряд, разряд десятков)

- Как мы можем назвать сложение данного вида? (Сложение с переходом через разряд)

- Какой этап урока мы завершили? (Открытие новых знаний)

Слайд 4

-Ребята,  мы разогнали ещё одну тучу. Наше солнышко ещё не выглянуло полностью из-за туч.

Организует исследование проблемной ситуации. Организует фронтальную работу.

Организует работу с учебником.

Делают предположения, анализируют, делают выводы.

Читают, рассматривают, объясняют.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других

Физкультминутка

Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнём- «Мостик отдыха».

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Организует выполнение  физминутки.

Выполняют физминутку.

4.Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания.

4-5 минут

- Ребята, давайте вспомним, какую цель мы перед собой ставили, чему нам нужно было научиться?

(научиться решать выражения нового вида)

-А как же их надо складывать? (По частям, сначала дополняя первое слагаемое до 10.)

-Как называется такое сложение? 

( С переходом через разряд)

-Мы этому уже хорошо научились или надо ещё потренироваться? (Надо ещё.)

-К какому этапу урока мы переходим? Чему будем учиться?

( Будем применять новые знания, отрабатывать умение выполнять вычисления с переходом через разряд)

- Задания  будем выполнять на рабочих листах.

-1 выражение выполним совместно. (Учитель на доске, дети в рабочих листах)

-А теперь попробуйте самостоятельно найти значение оставшихся выражений. Если у вас возникнут затруднения, вы можете использовать наборное полотно.

 (2ученика с комментированием и проговариванием  алгоритма и записи).

-Ребята, какое умение мы отрабатывали, выполняя данное задание? (Умение выполнять сложение с переходом через разряд) 

-Ребята,  мы разогнали ещё одну тучу. Наше солнышко заслоняет последняя туча.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Проговаривают алгоритм вычислений.

Регулятивные:проговаривать последовательность действий. Коммуникативные:уметьоформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других

5.Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

4-5 минут

-Птицы рады весне, солнышко светит всё ярче и ярче. Снег тает, тает, тает. Появились ручейки - выражений.

-Какую задачу мы перед собой поставим? Какие знания и умения нам пригодятся при выполнении данного задания?

-Выполните данное задание в рабочих листах.

Проверка по эталону (слайду).

Оцените себя, нарисовав на полях сигнал светофора:

    - было легко, справился без ошибок,

    - есть затруднения, нужно ещё поработать

    - трудно, нужна помощь

Организует деятельность по применению новых знаний.

Выполняют самостоятельную работу, выбрав себе задание. Осуществляют самопроверку.

Личностные:самоопределение.

Регулятивные:оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Физкультминутка на внимание

Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнём - «Мостик отдыха».

-Будьте внимательны. Если я называю число больше 10, то вы поднимаете руки вверх. Если меньше 10, то обнять себя руками.

Равно 10- пожать руку соседу.

Организует выполнение  физминутки.

Выполняют физминутку сидя за партой.

6.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

7-8 минут

-Продолжаем нашу  экскурсию.

- Перед нами кораблик с задачей.

-Какое следующее задание будем выполнять? Какое умение отрабатывать? (решить задачу)

Прочитайте задачу в рабочем листе:  Света нашла 8 подснежников, а Дима – 3 подснежника. Сколько всего подснежников нашли ребята?

О чём задача? (о подснежниках)

-Кто собирал подснежники? (Света и Дима)

-Что известно? (количество подснежников, которые собрала Света и количество подснежников, которые собрал Дима)

-Что неизвестно? (общее количество подснежников)

-Можем ли мы это узнать и как? (сложением – нахождение суммы).

Решите задачу (1 ученик- на закрытой доске). Проверка на слайде.

-Какое задание вы выполняли? Чему учились? Помогло ли нам полученное сегодня знание выполнить это задание? Как мы находили сумму? (Прибавляли по частям: сначала дополняли до 10, а потом – прибавили оставшуюся часть)

Оцените свою работу.

 -Вы сумели справиться с решением задачи и наш кораблик отправляется в путешествие по ручейку дальше.

Слайд 7

- Ребята, посмотрите на наше солнышко, давайте разгоним последнюю тучку. (8+5)

-Какое умение нам поможет выполнить это задание? (устно комментируют- тучка исчезает)

Организует работу над задачей.

Проводит подготовку к следующим темам.

Читают, решают задачу. Сравнивают своё решение задачи с эталоном. Изменяют вопрос.

Вычисляют и объясняют решение примеров.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

Познавательные: общеучебные.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других

7.Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

2-3 минуты

-Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-Что мы не умели, а теперь научились?

-Как нужно складывать однозначные числа с переходом через разряд?

Закончите фразу (на слайде):

*Сегодня на уроке я узнал/научился…

*Мне было трудно…

* Мне было интересно…

*Я смогу использовать новые знания….

-Что было интересно?

- Мы сегодня совершили маленькую весеннюю экскурсию. Нам повстречались и птички, и ручейки примеров, и кораблик с задачей, солнышко радовалось за нас. А теперь весна-красна перед нами. Слайд 7. У вас на партах есть конверт. Достаньте оттуда подснежники. Если у вас на уроке было хорошее настроение, поднимите распустившийся цветок, а если вам было тревожно, выберите нераспустившийся бутон.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель т результат, степень их соответствия.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: рефлексия.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики 1 класс. тема: "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток"

Урок в первом классе.Тема :         Закрепление .  Сложение  однозначных  чисел  с...

Методическая разработка урока математики в 1 классе "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток"

Конспект урока по математике в 1 классе по ФГОСУрок математики в 1 классеУрок предназначен для учителей начальных классов, работающих по УМК «Школа России» в 1 классе, на уроке использована техн...

Конспект урока по теме: «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»

Математика;1 класс;УМК «Школа России»;М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова;Табличное сложение и вычитание (22ч), Сложение однозначных чисел с переходом через десяток, урок № 105...

Конспект урока математики «Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с вычислительным приёмом сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд.Планируемые результаты:         Предметны...

Технологическая карта по математике, тема: "Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток", 1 класс

Цель: формирование умений приёма сложений однозначных чиселс переходом через десяток, формирование умений решать задачи изученного вида, познакомить обучающихся с приёмом сложения однозначных чисел с ...