Урок математики 4 класс "Начальная школа 21 века" "Цилиндр"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Мальцева Валентина Михайловна

Урок математики в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века". Тема "Цилиндр". Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока 256 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в условиях ФГОС.

Предмет: математика

УМК: «Начальная школа XXIвека» (учебник и рабочая тетрадь 4 класс)

Авторы учебника и рабочей тетради: В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева

Тема урока: «Цилиндр - объемная геометрическая фигура»

Класс: 4

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: словесные, частично-поисковые, проблемные, игровые, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные

Форма:  индивидуальная, парная, фронтальная

Оборудование: компьютер,мультимедийный проектор,презентация,модели объемных геометрических фигур,пластилин,паспорт фигуры.

Цель урока:создание условий для расширения знаний об объемных геометрических фигурах, формирования представлений о фигуре цилиндр, ее признаков на уровне ощущений и представлений.

Задачи:

  • образовательная: формирование умений классифицировать фигуры по различным признакам, распознавать объемную фигуру цилиндр по ее признакам.
  • развивающая: развитие  устойчивости внимания, зрительной памяти, логического мышления, устной и письменной речи;  общеучебных умений и навыков (умение слушать и слышать, работать в заданном темпе, контролировать действия и оценивать свою работу),
  • воспитывающая: формирование коммуникативных навыков  и навыков учебного труда, вовлечение в активную практическую деятельность, воспитание интереса к предмету.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель раздела, урока;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задачи для получения результата;
  • контролировать и оценивать процесс и результатсвоей деятельности, в паре, класса в целом;
  • извлекать необходимую  информацию и делать вывод  с помощью наблюдения, сравнения,анализа,моделирования;
  • использовать различные  способы для получения информации и работы с ней, использовать справочные материалы, умение ориентироваться в рисунках,таблицах;
  • учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос, высказывать свое мнение,слышать и слушать,грамотно владеть речью

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  •  учиться работать по предложенному учителем плану;
  •  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,принимать и сохранять задачу урока;
  • отслеживать уровень овладения учебным материалом контролировать;
  • проговаривать алгоритм действий на уроке

Личностные УУД:

  • развивать интеллектуальные умения: анализировать и обобщать;
  • развивать познавательную активность, память, внимание, речь и интерес к чтению;
  • создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать ее и аргументировать;
  • определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • проявлять положительное отношение к урокам математики

Коммуникативные УУД:

  • содействовать развитию умения сотрудничать с товарищем при работе в паре и класса в целом;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  •  осознавать ценность совместной деятельности; уважительного отношения друг к другу

Ход урока

1.Орг.момент.Мобилизующий этап.

Дорогу осилит идущий,

А математику  - мыслящий!

- Как понимаете эти слова?

-Каждый день в мире происходят открытия. Открывается что-то совершенно новое, неизученное, никому ранее не известное, но очень интересное. Сегодня мы с вами тоже постараемся открыть много нового, интересного для себя, и будем помогать в этом  друг - другу, если  необходимо.

-Поднимите руки, кто готов отправиться за новыми знаниями?

2. Мотивационный этап. Актуализация знаний. Формулирование темы и цели урока.

-Сегодня я приглашаю вас в удивительный мир открытий одной из областей наук.

Посмотрите на предметы, которые лежат перед вами. Что их объединяет? (перед детьми лежат предметы цилиндрической формы: ). (ФОРМА)

-Что необычного в этих предметах?(предметы имеют форму геометрических фигур)

В форме какого геометрического тела представлены эти предметы?  (перед детьми: куб, пирамида, конус, шар, цилиндр)

- Какой раздел математики изучает фигуры и тела?

- Наука геометрия-это удивительно интересная наука. С ней вы будете встречаться до 11 класса. А чем же она удивительна? Оказывается, в ней всё необычно, даже простые обычные предметы,становятся необычными.

Прочитайте задание. Выберите один вариант ответа.

Какая фигура является гранью куба?

  • Квадрат
  • Круг
  • Треугольник
  • Пятиугольник

Какая фигура находится в основании треугольной пирамиды?

  • Квадрат
  • Круг
  • Треугольник
  • Четырехугольник

Какая фигура находится в основании конуса?

  • Квадрат
  • Круг
  • Треугольник
  • Четырехугольник

Сколько боковых граней у четырехугольной пирамиды?

3     2       6     4  

Сколько граней у куба?

4     2     6      8

Какой предмет имеет форму шара?

Стакан

Арбуз

Колесо

Ведро

Перед детьми лежат объемные фигуры.

-По какому признаку   можно объединить эти фигуры? (объемные, возможен вариант по цвету,размеру)

-По каким признакам можно разделитьфигуры на 2 группы?(по основанию:1группа-в основании окружность, 2группа-многоугольник;по вершине:1группа-общая вершина 1 точка, 2группа-несколько вершин;по ребрам: 1группа-есть ребра, 2группа-нет ребер)

-Мы еще раз  повторили и закрепили  знания о геометрических фигурах и их признаках.

Определим цель и задачи урока.

Чему должны научиться на уроке?

1. Выделять элементы цилиндра.

2. Распознавать предметы цилиндрической формы.

- Могут ли пригодится новые знания в жизни? В каких ситуациях?

По какому плану будем работать?

3. Открытие нового знания и способа действия.

Уберите в коробку фигуры, названия которых вы уже знаете. - Назовите их (конус, куб, параллелепипед, шар)

-Какая фигура осталась? Кто знает, как она называется? (цилиндр)

Присмотрись, стоит ведро -
Сверху крышка, снизу дно.

Два кружка соединили,
И фигуру получили.
 (Цилиндр).

Я провела опрос среди учеников 8-10 классов: “Какие предметы из окружающей среды напоминают вам цилиндр?”

Их ответы расположены согласно рейтинга и зашифрованы под цифрами 1, 2, 3, 4

Проверим, совпадает ли ваше мнение и мнение ребят.(на доске рейтинг)

1. шляпа  - 50%, 2. Трубы – 15%, 3. Предметы посуды – 25%, 4. Карандаши, ручки – 10%

 -Посмотрите, какие еще существуют предметы в форме цилиндра.

-А кто знает, откуда произошло слово «цилиндр»?(предположения детей)

-Оказывается слово «цилиндр» произошло от греческого «кюлиндрос»,означающий «валик», «каток».Очень давно, когда не было ещё машин и тракторов, и никакой другой техники, люди, чтобы перетащить тяжёлый груз с одного места на другое, использовали катки из дерева. Они подыскивали прямое дерево и отрезали от него кусок. Этот кусок и служил катком.

-А знаете ли вы, что в руках древнеегипетских изображений фараонов можно увидеть два мистических цилиндра.Онизащищают от различных  излучений и множества тяжелых болезней.

-А вот самый большой в мире аквариум работает в  США. В 32 миллионах литров воды обитает 120000  растений и животных,там живут даже китовые акулы.Но самое главное, этот аквариум имеет форму цилиндра.

-А первое мороженое в России появилось в 1937 году.Это было глазированное эскимо с деревянной палочкой внутри,в форме меленького цилиндра.

-А на рубеже 18-19 веков мужчины многих стран носили твердые шляпы с небольшими полями,которые так и назывались цилиндром,из-за большого сходства с геометрической фигурой цилиндр.

-Вот какая интересная и необычная фигура цилиндр.

4. Физминутка.

(учащиеся вместе с учителем выполняют движения)

А теперь все дружно встали!

Представьте себе большой шар, погладьте его со всех сторон. Он большой, гладкий.

А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растёт вверх, вот он уже выше вас.

Допрыгните до его вершины.

Представьте, что вы внутри цилиндра, похлопайте по его верхнему основанию, потопайте по нижнему, а теперь руками  по боковой  поверхности.   Цилиндр стал маленькой подарочной коробочкой.

Представьте, что вы сюрприз, который находится в этой коробочке. Я нажимаю кнопку и… (хлопок) сюрприз выскакивает из коробочки!

Работа по карточке № 1: Обозначьте элементы фигур.

Проверка. Какой части не нашли у цилиндра?

- Возьмите прямоугольник, который лежит у вас на партах. Какая это фигура? (прямоугольник, плоская)  Как ее превратить в объемную? Какая фигура получилась?

5. Пробное учебное действие по теме урока (в парах)

-Сейчас я предлагаю сконструировать модель цилиндра из пластилина.

-Выполните модель цилиндра (выполняют 2 мин.)

-Покажите ваши цилиндры(показывают)

-Рассмотрите модели всего класса и скажите:

-Чем похожи ваши цилиндры? (формой, из одного материала: пластилина, объемные, катятся, не прозрачные, имеют 2 основания,2 боковые  поверхности)

-Чем отличаются? (размером, цветом, по весу)

-Сейчас вы поработаете в паре.

-Исследуя свои модели, составьте «паспорт» цилиндра и выясните какая фигура называется цилиндром?(у каждого на парте по одному паспорту,дети работают совместно в паре)

Карточка № 2

  1. ПАСПОРТ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ (на парте)

  1. Название фигуры

…………

  1. Плоская или объемная геометрическая фигура

Это…..геометрическая фигура

  1. Количество оснований

Состоящая из ……оснований

  1. В виде какой фигуры представлены  основания?

В виде……

  1. Количество боковых поверхностей

Имеющая ……боковую поверхность

  1. В виде какой фигуры представлена боковая поверхность?

В виде….

  1. Количество вершин

Имеет……..вершин

(Заполненный паспорт)

1. Название фигуры

Цилиндр

2.Плоская или объемная геометрическая фигура

Этообъемнаягеометрическая фигура

3.Количество оснований

Состоящая издвухоснований

4.В виде какой фигуры представлены  основания?

В виде кругов

5.Количество боковых поверхностей

 Имеющая одну боковую поверхность

6.В виде какой фигуры представлена боковая поверхность?

В видепрямоугольника

7.Количество вершин

Имеетмножествовершин

-Проверим вашу работу (по каждому пункту отвечают, показывая и доказывая на своей модели из пластилина)

(сравнивают с правильным паспортом на слайде)

-Пользуясь  «паспортом» фигуры, сделайте вывод: какая фигура называется цилиндром?

(дети по «паспорту» формулируют правило: цилиндр-это объемная геометрическая фигура, состоящая из двух  оснований  в виде кругов и одной  боковой поверхности в виде прямоугольника)

(на слайде выходит правило по частям, исходя  из ответов детей).

Прочитайте определение цилиндра, которые дают авторы учебника на стр.68.

Организуют работу со словарем

- Где, кроме учебника можно узнать о значении слова цилиндр?

7. Закрепление и расширение знаний

- Откройте учебник, рабочую тетрадь. С. 43, №123

-Прочитайте задание.Что требуется выполнить?

-Найдите 2 цилиндра.

-Какие они по счету?(1 и 3)

-По каким признакам узнали цилиндр?

-Закрасьте  цилиндры, используя 2 любых цвета, показав основания и боковую часть фигуры.

№ 124 (САМОСТОЯТЕЛЬНО)

Проверяем?(круг)

-Найдите № 125 (один из учеников работает у доски)

-Прочитайте задание.

-Какой предмет изображен?(стакан)

-Какой формы стакан?(цилиндрической)

-В каком масштабе представлен стакан?(1:5)

-Что значит 1:5?(объясняют соотношение 1 к 5)

-Что необходимо выполнить,чтобы вычислить масштаб? (измерить высоту)

 - Какова высота стакана?(2см)

-Вычислите и запишите масштаб (учащиеся самостоятельно выполняют вычисления в тетради,1 ученик работает у доски)

№ 126

-Что такое диаметр?(озвучивают правило)

-Как вычислить радиус, зная диаметр(измерить диаметр и разделить на 2 равные части,от центральной точки провести окружность через точки)  

-Выполните вычисления(учащиеся самостоятельно выполняют вычисления в тетради,1 ученик работает у доски)

 -Проверка

8. Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведем итог  нашей работы на уроке

Вспомните, какой была тема урока (ответ учащихся)

Какую цель ставили  перед собой?(ответ учащихся)

-Достигли ли мы этих целей?(ответ учащихся)

Карточка №2

  1. Цилиндр - объемная геометрическая фигура, состоящая из ___ оснований в виде ____________ и одной боковой в виде _________________________.

         

Каким был наш урок?(ответ учащихся)

-Что было особенно интересным?(ответ учащихся)

-Какими были вы на уроке?(ответ учащихся)

-Вы большие молодцы!Сегодня на уроке вы открыли много нового,интересного и полезного.Очень дружно,активно работали,помогали  друг другу.

-Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий-если некоторые вопросы вызвали затруднения.

Домашнее задание:

 1) нарисовать предмет, используемый в природе или быту, цилиндрической формы;
2) сконструировать цилиндр ( бумага, картон, пластилин, любые подручные средства);
3) сфотографировать предмет цилиндрической формы, встретившийся в окружающем мире;  
4) небольшая презентация о цилиндрах в нашей жизни.

-Я благодарю всех за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Что такое числовые выражения"

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Что такое числовые выражения"...

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Задачи с числовыми выражениями"

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Задачи с числовыми выражениями"...

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Скобки"

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Скобки"...

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Взаимно-обратные задачи"

Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Взаимно-обратные задачи"...

Технологическая карта урока математики, УМК "Школа 21 века" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с вычислением площади квадрата. Задачи урокаДидактические:1. Формировать навыков вы...

Технологическая карта урока математики УМК "Школа 2000" 4 класс. Тема урока: "Решение задач"

Цель урока: закрепление усвоенных знаний о способах решения задач. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. обобщить и систематизировать знания о понятиях «скорость», «...

Технологическая карта урока математики УМК "Школа 21 века" 1 класс. Тема урока: "Решение уравнений и составных задач"

Цель урока: расширение знаний обучающихся о решении уравнений и составных задач. Задачи урока:Дидактические:закрепить умение решать уравнения на сложение и вычитание, составные задачи на нахожден...