Конспект урока математики для учащегося на дому 4 класса с легкой умственной отсталостью "Деление на три равные части"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Добренькая Галина Алексеевна

Конспект урока математики для учащегося на дому 4 класса с легкой умственной отсталостью "Деление на три равные части".

Цель урока – повторить и закрепить понятие деления на равные части, таблицу деления на 3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matem_4kl.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение школа №487

Выборгского района Санкт- Петербурга

__________________________________________

194355, Санкт-Петербург, ул. Композиторов, д. 22, к.3

тел. (812) 515-84-97, 514-49-63, факс 514-49-68

Конспект урока

по предмету

математика

на тему «Деление на 3 равные части»

для учащегося 4 «В» класса

надомного обучения

Щелкунова Ивана

Учитель: Добренькая Г.А.

Санкт-Петербург

2016


Класс: 4 «В» (надомное обучение).

Учащийся: Щелкунов Иван.

Предмет: «Математика».

Тема: «Деление на 3 равные части».

Дата: 27.10.2016

Учитель: Добренькая Галина Алексеевна.

Цель урока – повторить и закрепить понятие деления на равные части, таблицу деления на 3.

Задачи:

- образовательные: - повторение случаев табличного умножения и деления на 3; отработка навыка деления при решении примеров и задач; - повторение приоритета математических действий;

- коррекционно-развивающие – развитие мышления с помощью умения правильно и последовательно рассуждать в ходе выполнения заданий;

- воспитательные – воспитание аккуратности при выполнении работы.

Тип урока: комбинированный (повторение пройденного, изучение нового материала, первичное закрепление).

Форма урока: индивидуальный урок.

Оборудование:

- таблица умножения;

- счетные палочки;

- раздаточный материал;

- Математика. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ М.Н. Перова. – 9-е издание. – М.: Просвещение, 2013. – 231с.:ил.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Здравствуй, Ваня. Сейчас у нас урок математики. Приготовься, пожалуйста. Что нам нужно для урока математики? Учебник, тетрадь, пенал. Ты готов? Хорошо. Начнем урок!

  1. Устный счет

На прошлом уроке мы повторяли таблицу умножения на 2. Давай проверим, как хорошо ты помнишь таблицу.

В раздевалку заходили ребята и разувались. Сколько ботинок оставит один мальчик? Два, верно. Сколько ботинок оставят 3 мальчика? Пять мальчиков? Семь? Четыре? Пять мальчиков? Все верно, молодец.

  1. Повторение пройденного материала

Давай повторим, Ваня, что такое умножение? Это сумма одинаковых слагаемых.

Отлично. Помнишь, мы говорили об обратных действиях, действиях наоборот. Прибавить – это сделать число больше. А наоборот? Сделать меньше. Это вычитание. Значит, вычитание – обратное действие сложению. (Демонстрация карточек с математическими знаками). А какое действие обратно умножению? Не помнишь? Тогда давай поиграем. (Берется стопка тетрадей). Учительница проверила тетради и начала раздавать их детям. У нее 10 тетрадей и 5 учеников в классе. По сколько тетрадей получит каждый ученик? (Тетради наглядно раскладываются на 5 кучек). Что получилось? По две тетради. Так какое действие обратно умножению? Деление! Что такое деление? Это когда какое-то количество делится на равные части.

  1. Сообщение темы урока, нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока – деление на три равные части.

Возьми три тетради и раздели их поровну между тремя мальчиками. (Наглядная демонстрация). Сколько тетрадей получил каждый мальчик?

3:3=1 (Запись в тетради).

Возьми 6 орехов и раздели их поровну между тремя мальчиками. (Используются пластмассовые кружки из дидактического набора). Делить нужно так: возьми сначала три ореха и раздели их по одному. Затем возьми еще 3 ореха и раздели их по одному. Затем подсчитай, сколько орехов получил каждый мальчик?

6:3=2 (Запись в тетради).

Надо поделить 9 карандашей поровну между тремя мальчиками. Сколько карандашей надо взять сразу? (Три). Дели их поровну. Затем надо взять еще сколько? И разложить как? Сколько карандашей еще осталось? Дели их поровну.

9:3=3 (Запись в тетради).

Совсем не обязательно для того, чтобы разделить, раскладывать предметы. Это долго, и не всегда под рукой есть нужные предметы. Мы говорили, что деление это обратно действие для чего? Для умножения. А значит, мы можем воспользоваться таблицей умножения и использовать ее для деления. Взгляни на таблицу умножения числа 3. Число, записанное в ответе, можно разделить на три и мы увидим, сколько получится.

  1. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Подтянитесь на носочках — Столько раз,

Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)

На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)

Я теперь могу считать —

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.)

Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)

И легко — легко подышим... (Громкий вдох-выдох.)

  1. Закрепление материала, работа с учебником.

А теперь открой учебник на странице 69 и сделаем номер 4. Отступи после домашней работы 4 клеточки и пиши 27 октября, классная работа. Номер 4.

Прочитай задание. «Вставь нужные числа». Приступай, используя таблицу умножения.

… х 3 = 9

3 х … = 15

… х 2 = 6

… : 3 = 3

… : 3 = 3

… : 3 = 2

3 х … = 12

3 х … = 18

2 х … = 18

… : 3 = 4

… : 3 = 6

… : 2 = 6

Готово? Очень хорошо!

И последнее, что сегодня нужно сделать, это решить задачу. Решим задачу номер 5 на странице 69. Читай условие задачи.

«Собрали 50кг огурцов. Часть огурцов засолили в 8 банок, по 3 кг в каждую. Сколько огурцов осталось?»

Давай разберем эту задачу. Про что она? Про огурцы. Что делали с огурцами? Солили в банки. Ты любишь соленые огурцы? У вас есть дача, ты видел, как мама солит огурцы? (Демонстрируется рисунок банки с огурцами). Сколько банок засолили в задаче? По сколько кг огурцов вошло в каждую банку? Что мы можем узнать? Сколько всего огурцов засолили. Если засолили 8 банок, по 3кг в каждой, то всего засолили 8 х 3 = 24кг огурцов. Верно, это наше первое действие. Теперь мы знаем, сколько огурцов засолили. А сколько их было? 50кг. Мы знаем, сколько было огурцов, сколько засолили. Что нужно узнать? Сколько осталось. Мы можем это узнать? Да. Каким действием? Вычитанием.

50кг – 24кг = 26кг.

Вычитание производится в столбик на отдельной строке. Десятки записываем под десятками, единицы под единицами. Начинаем вычитать единицы. От нуля нужно отнять 4, можно это сделать? Нет. Что же делать? Занять десяток у пяти десятков. Ставим точку, над нулем надписываем 10. От 10 отнять 4 будет 6. Пишем под чертой 6. Теперь вычитаем десятки. Было 5 десятков, но один мы заняли. Значит, осталось 4. От 4 десятков отнять 2 десятка, получится 2 десятка, пишем под чертой 2. Получилось 26. 26 чего? Килограмм огурцов. Мы ответили на вопрос задачи? Да. Значит, можем записать ответ. Пишем, Ответ: 26кг огурцов осталось.

Беседа по задаче. Что такое условие задачи? Что такое вопрос? Что такое решение? Что такое ответ?

  1. Подведение итогов урока, рефлексия.

Итак, на уроке математики сегодня мы вспомнили, что такое обратные действия. Вычитание – обратное действие сложению. Деление – обратное действие умножению. Для того, чтобы разделить число, мы можем воспользоваться таблицей умножения обратным образом. Смотрим на ответы, ищем нужное число, и смотрим, что получится в таблице.

Очень хорошо. За работу на уроке я ставлю тебе оценку 5.

Запиши в дневник домашнее задание. Домашнее задание будет страница 70 №10.

Сегодня ты очень хорошо трудился, молодец! Теперь можно отдохнуть.

Список используемой литературы:

  1. Математика. 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / М.Н. Перова. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 231с.: ил.
  2. Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 408с.: ил.
  3. Перова М.П. «Дидактические игры и упражнения по математике». -  Москва "Просвещение" 2007.
  4. Эк В.В. «Изучение табличного умножения и деления в начальных классах вспомогательной школы».   Дефектология, 2010 № 5.

Интернет-источники:

  1. Физкультминутки для учащихся начальной школы http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/10/14/fizkultminutki-dlya-uchashchikhsya-nachalnoy-shkoly


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока математики по теме: "Простая арифметическая задача на увеличение или уеньшение числа в несколько раз"....

Конспект урока математики для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока метематики составлен на тему: "Деление на 8"....

Методические рекомендации учителя-логопеда воспитателю ГПД для учащихся I-IV классов с легкой умственной отсталостью

В группе продленного дня дети проводят значительное время, и очень важно, чтобы это время они провели с пользой для своего развития....

План-конспект урока по физической культуре в 4 классе раздел «Легкая атлетика».

Тема: Высокий старт.Раздел учебной программы: лёгкая атлетика.Тип урока: образовательно-обучающий.Цель урока: Совершенствование техники бега по прямой с высокого старта.Задачи урок...

Программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога для учащихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данная рабочая  программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога.Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость,...