Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроках математики
статья по математике (2 класс)

Гассиева Марина Николаевна

Развитие познавательной деятельности обучающихся

на уроках математики

 

Условия, способствующие развитию познавательной деятельности обучающихся на уроках математики:

  • Избегать в стиле преподавания монотонности, бедности информации, отрыва от личного опыта детей;
  • Не допускать переутомления;
  • Использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
  • Стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, задачами – шутками, занимательными упражнениями);
  • Специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно – поисковые методы обучения.

     Исходя из этого, можно сделать вывод, что у умственно отсталых детей необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной деятельности и активности ребёнка.

       ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ     

     Умственная активность в процессе обучения математике, называемой «гимнастикой ума», имеет особое значение. Учителю необходимо владеть разнообразными методическими приёмами, пробуждающими мыслительную активность обучающихся.

Приёмы и методы работы учителя

  • применяется наглядность, даются чёткие инструкции учителя;
  • чёткая постановка вопросов;
  • обучению приёмам мышления: анализу, синтезу, сравнению, обобщению;
  • организация самостоятельного поиска решения;
  • создание установки на внимание;
  • чёткая организация деятельности обучающегося на уроке, повышение её активности;
  • использование разнообразных методов работы;
  • преподавание учебного материала ведётся образно, эмоционально, жизненно, логично, с выделением главных мыслей;
  • организация повторения изученного материала.

     На уроках математики должно происходить решение двух задач: математического образования и психологического развития ребёнка. Основная задача обучения в коррекционной школе – сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые обучающимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности. Коррекционная задача состоит  в развитии логического мышления, внимания, памяти, речи обучающихся, формирования у них навыков умственного труда, самоконтроля, планирования.

     В урок необходимо вводить упражнения для развития психики. Усилить диалогичность уроков, использовать приёмы переключения с одной сенсорной системы на другую, более широкую наглядность, включать игровые эмоционально насыщенные ситуации, паузы отдыха и релаксации. Эмоциональная включённость обучающегося в урок является важной задачей учителя.

     Учителю необходимо помнить:

  • прежде, чем объяснить – заинтересовать;
  • прежде, чем заставить действовать – подготовить к действию;
  • прежде, чем обратиться к реакциям – подготовить установку;
  • прежде, чем сообщить что–нибудь новое – вызвать ожидание нового.

     В поле зрения учителя должны находится все обучающиеся класса. Он обязан убедится в том, что все поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу. В случаях, когда по-своему психическому состоянию ребёнок не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется на индивидуальных занятиях.

     Обязательным условием урока является чёткое обобщение каждого этапа. Вопросы учителя должны быть сформулированы чётко и ясно; необходимо большое внимание уделять работе по предупреждению ошибок, возникшие ошибки не просто исправляют, а обязательно разобрать вместе с обучающимся.

     Интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в урок игровые моменты.

     Каждого обучающегося следует выслушать до конца; необходимо включать предметно – практические действия, цель которых – подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.

     Важное значение имеет мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям обучающегося.

     Учитель должен уметь:

  1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
  2. Конструировать урок с учётом отношения обучающегося к учебному предмету.
  3. Проектировать индивидуальный подход к обучающимся на уроке.
  4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности обучающихся.
  5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство обучающихся.
  6. Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
  7. Подбирать систему самостоятельных работ.
  8. Побуждать обучающихся к постановке познавательных вопросов.
  9. Усложнять самостоятельные задания.

10) Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.

11) Проводить дифференцированную работу в классе.

12) Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим обучающимся.

13) Использовать разнообразные формы поощрения.

14) формировать у обучающихся веру в свои возможности.

15) Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.

16) Разнообразить формы домашних заданий.

     Развитие познавательной деятельности на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех обучающихся способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.

     


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_deyatelnosti_obuchayushchihsya.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности обучающихся

на уроках математики 

Условия, способствующие развитию познавательной деятельности обучающихся на уроках математики:

  • Избегать в стиле преподавания монотонности, бедности информации, отрыва от личного опыта детей;
  • Не допускать переутомления;
  • Использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
  • Стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, задачами – шутками, занимательными упражнениями);
  • Специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно – поисковые методы обучения.

     Исходя из этого, можно сделать вывод, что у умственно отсталых детей необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной деятельности и активности ребёнка.

       ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ        

     Умственная активность в процессе обучения математике, называемой «гимнастикой ума», имеет особое значение. Учителю необходимо владеть разнообразными методическими приёмами, пробуждающими мыслительную активность обучающихся.

Приёмы и методы работы учителя

  • применяется наглядность, даются чёткие инструкции учителя;
  • чёткая постановка вопросов;
  • обучению приёмам мышления: анализу, синтезу, сравнению, обобщению;
  • организация самостоятельного поиска решения;
  • создание установки на внимание;
  • чёткая организация деятельности обучающегося на уроке, повышение её активности;
  • использование разнообразных методов работы;
  • преподавание учебного материала ведётся образно, эмоционально, жизненно, логично, с выделением главных мыслей;
  • организация повторения изученного материала.

     На уроках математики должно происходить решение двух задач: математического образования и психологического развития ребёнка. Основная задача обучения в коррекционной школе – сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые обучающимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности. Коррекционная задача состоит  в развитии логического мышления, внимания, памяти, речи обучающихся, формирования у них навыков умственного труда, самоконтроля, планирования.

     В урок необходимо вводить упражнения для развития психики. Усилить диалогичность уроков, использовать приёмы переключения с одной сенсорной системы на другую, более широкую наглядность, включать игровые эмоционально насыщенные ситуации, паузы отдыха и релаксации. Эмоциональная включённость обучающегося в урок является важной задачей учителя.

     Учителю необходимо помнить:

  • прежде, чем объяснить – заинтересовать;
  • прежде, чем заставить действовать – подготовить к действию;
  • прежде, чем обратиться к реакциям – подготовить установку;
  • прежде, чем сообщить что–нибудь новое – вызвать ожидание нового.

     В поле зрения учителя должны находится все обучающиеся класса. Он обязан убедится в том, что все поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу. В случаях, когда по-своему психическому состоянию ребёнок не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется на индивидуальных занятиях.

     Обязательным условием урока является чёткое обобщение каждого этапа. Вопросы учителя должны быть сформулированы чётко и ясно; необходимо большое внимание уделять работе по предупреждению ошибок, возникшие ошибки не просто исправляют, а обязательно разобрать вместе с обучающимся.

     Интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в урок игровые моменты.

     Каждого обучающегося следует выслушать до конца; необходимо включать предметно – практические действия, цель которых – подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.

     Важное значение имеет мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям обучающегося.

     Учитель должен уметь:

  1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
  2. Конструировать урок с учётом отношения обучающегося к учебному предмету.
  3. Проектировать индивидуальный подход к обучающимся на уроке.
  4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности обучающихся.
  5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство обучающихся.
  6. Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
  7. Подбирать систему самостоятельных работ.
  8. Побуждать обучающихся к постановке познавательных вопросов.
  9. Усложнять самостоятельные задания.

10) Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.

11) Проводить дифференцированную работу в классе.

12) Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим обучающимся.

13) Использовать разнообразные формы поощрения.

14) формировать у обучающихся веру в свои возможности.

15) Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.

16) Разнообразить формы домашних заданий.

     Развитие познавательной деятельности на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех обучающихся способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...

Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Позновательная деятельность развивает такие процессы как: мышление,внимание,память,речь,воображение,поддерживает интерес к обучению....

"Развитие познавательной деятельности на уроках математики"

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе....

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Развитие познавательной деятельности на уроках математики

Развитие познавательной деятельности на уроках математики Условия, способствующие развитию познавательнойдеятельности обучающихся на уроках математики:ØИзбегать в стиле преподавания монотонности,...

Статья "Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка как иностранного в начальной школе".

Современные требования к обучению и развитию школьника требуют от учителя находить новые подходы к требованию русского языка (как иностранного) в школах. Изучение нового материала, повторение изученно...