Конспект интегрированного урока (литература и математика) с использованием IT по теме: Обобщение материала по математике на основе сюжета сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города». 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Нагорных Ольга Вячеславовна

На данном уроке проектировалось формировать у учащихся прочные вычислительные  навыки, опираясь на предмет литературу. Предполагалось заинтересовать учащихся сочетанием двух разных учебных предметов: литература и математика, используя ИКТ. Два преподавателя на уроке, два предмета, использование ИКТ  позволило  удерживать внимание в течение всего урока. При этом внимание носило  не созерцательный характер, а мобилизующий, так как, то, что происходит во время урока, постоянно  требует от учащихся ответной реакции.  Роль  материала данного урока  важна в дальнейшем при изучении последующих тем данных предметов. Учащиеся  на данном уроке должны были дополнить, систематизировать и закрепить свои знания, умения и навыки по пройденным темам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимназия №9

Конспект интегрированного урока

 (литература и математика)

с  использованием IT

по теме:

Обобщение материала по математике на основе сюжета сказки А.Волкова

«Волшебник Изумрудного города».

3 класс

                                          Урок разработали: Лоцманова Е.В.

                                                                   Нагорных О.В.

                                 учителя начальных классов

        2013 г.

Профессиональная рефлексия

       

  1. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

О целесообразности использования информационных технологий в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки  

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. На данном уроке проектировалось формировать у учащихся прочные вычислительные  навыки, опираясь на предмет литературу. Предполагалось заинтересовать учащихся сочетанием двух разных учебных предметов: литература и математика, используя ИКТ. Два преподавателя на уроке, два предмета, использование ИКТ  позволило  удерживать внимание в течение всего урока. При этом внимание носило  не созерцательный характер, а мобилизующий, так как, то, что происходит во время урока, постоянно  требует от учащихся ответной реакции.  Роль  материала данного урока  важна в дальнейшем при изучении последующих тем данных предметов

Учащиеся  на данном уроке должны были дополнить, систематизировать и закрепить свои знания, умения и навыки по пройденным темам.

В проекте урока предусматривались реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи (постановка проблемы, предположения по содержанию литературного произведения, выполнение практических действий, контроль) Прогнозировались возможные ошибки учащихся: неверные ответы, ошибочные мнения .

В проекте урока намечались следующие критерии освоения данного материала:

- прочность,

- осознанность,

- правильность ответов.

- выразительность чтения отрывков

Вывод:  Проект урока был реален и эффективен в полной мере.

  1.  Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

Урок был построен методически верно, своих целей достиг, так как достиг целей и задач каждый из его этапов.

Форму урока составляли комбинированные структурные компоненты.

Организационный момент имел мобилизующий характер, был реализован в стихотворной форме. Он же способствовал положительному эмоциональному настрою с самого начала урока.

Для реализации поставленных целей и задач на этапе систематизации, обобщении, дополнении изученного использовалась интеграция, о которой говорилось выше.

 Данные задания, главным образом, направлены на формирование прочных вычислительных навыков средствами предметов литературного чтения, музыки, изобразительного искусства. Проведение урока при помощи ИКТ помогло поддержать сюжетную линию урока, позволило включить в урок сведения, способствовавшие повышению познавательной активности детей, развитию кругозора. В заключение был проведен мини-тест, который выявил освоение цели данного этапа в полной мере.

Физкультминутки  была  специально подобрана  для данного урока и  использовалась  с целью поддержания здоровьесберегающих технологий и интереса учащихся,  т.к. по сюжету ребята попали в сказку А.Волкова.

Стоит отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока. Считаем  поставленные задачи решёнными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая атмосфера урока (рабочая, деловая). Главное, что работало на их достижение — разнообразие приёмов, форм, методов, заданий, а также сюжетная линия.  

В ходе практической работы  удавалось создавать ситуацию успеха с помощью дифференцированных заданий, где ребятам были предложены задания такого уровня сложности, которые они могли выполнить, и почувствовать себя успешными.

Контроль был включен в состав других действий. Ученик контролировал: процесс выполнения действия и результат.  

В конце урока была проведена рефлексия, в ходе которой были отмечены положительные эмоции от урока.

Можно сделать вывод, что  такие уроки будят воображение, развивают образное мышление, создают прецедент проживания изучаемого материала, расширяют кругозор, формируют мобильность личности.

Используемая литература

  1. А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

  1. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006

  1. И. Б. Мылова СПБГУПМ «Предметно-ориентированный подход к формированию информационно-технологической компетентности учителя начальной школы» mhtml:fiie//F:\Публикации

  1. Окулова Е., психолог ст. «Ребёнок в заэкранье», журнал «Наука и жизнь», № 3, 2005 — http://www.nkj.ru/

План урока:

1.        Создание мотивационной  сферы

1)        Психологический настрой

2)       План урока.

2.        Актуализация знаний.

1)  Индивидуальная  работа

  • Соединить стрелками единицы измерения времени в порядке возрастания
  • Продолжить закономерность.

2)  Работа в группах

  • Расшифровать фамилию учёного - математика.

3.        Постановка цели.

4.        Работа по теме урока.

  • Характеристика главных героев
  • Решение задачи
  • Составление кластера
  • Примеры на деление

  1. Физминутка

  • Работа с текстом
  • Преобразование величин.
  • Тест с прогнозированием
  • Подведение итогов. Работа с кластером

  1. Рефлексия

  1. Д.з.

Тема: Обобщение материала по математике на основе сюжета сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Цель: Формирование  прочных вычислительных навыков средствами предмета литературного чтения .

Задачи:

1. Отработать навыки решения задач на нахождение продолжительности событий, деление в столбик, преобразование величин, используя сюжет сказки Волкова .

2. Развивать обще-учебные умения и навыки: умение работать с учебником, навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы .

 3. Воспитывать любовь к книге, к таким наукам, как математика и литературное чтение.

Оборудование:

Учебники, тетради, индивидуальные карточки, сказка А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»,  компьютер, интерактивная доска, карточки с домашним заданием.

Ход урока.

I  Создание мотивационной сферы

  1. Психологический  настрой

(Дети в парах, держась за руки, произносят хором слова)

Поделитесь улыбкою своей и от всей души пожелайте добра, удачи друг другу.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

-Мы присоединяемся ко всем пожеланиям, верим в вас и знаем – у нас все получится!

  1. План урока.

-Что замечаете необычного? (два учителя)

-Сегодня у нас будет не простой, а интегрированный урок литературы и математики.

-И мы с вами отправимся в сказку. А в какую сейчас узнаете!

II Актуализация знаний.

1)Инд. работа (карточки)  

-Для этого надо открыть заветную дверцу. На  дверце 3 замочка. Чтобы замочек открылся, будем выполнять математические задания. (индивидуально и в командах)

А) Соедините стрелками единицы измерения времени в порядке возрастания.

  (первый замок открывается)

Б) Продолжите закономерность.

 (второй замок открывается)

 2)Фронтальная работа

А) Расшифруйте фамилию учёного - математика. 

             

(Волков)

(Открывается дверь. Появляется книга «Волшебник Изумрудного города»)

-А кто написал эту сказку? (А. Волков)

-Как вы думаете, как связаны между собой эти две фамилии? (Это один и тот же человек)

-Действительно Волков- математик и Волков – писатель- это один человек.

-И сейчас послушаем небольшую информацию об Александре Волкове и его произведении «Волшебник Изумрудного города», которую вы подготовили (команды выступают)

III Постановка цели урок.

-А сейчас отправляемся в сказку, в которой поможем героям преодолеть препятствия, чтобы освободить Мигунов от злой волшебницы Бастинды .

А помогут нам в этом ваши знания по математике по пройденным темам и литературе.

IV Работа по теме урока.

1. Решение задачи.

-Как вы думаете, что это? (карта Фиолетовой страны)

-Кто вспомнит, какое первое препятствие встретилось друзьям? (волки)

-Кто из друзей вступил в битву с волками? (Дровосек)

-Давайте посчитаем, сколько времени понадобилось Дровосеку, чтобы справиться с волками.

Задача.

-Волки на героев сказки напали утром в 9ч 15мин, а в 10ч 45мин битва закончилась. Сколько времени понадобилось Дровосеку, чтобы победить волков?

                        ?

0     9ч15мин               10ч45мин

_10ч 45мин

    9ч 15мин

    1ч 30мин

-Найдите и прочитайте в книге, как поступила Бастинда, узнав, что волки разбиты.

-Какое чувство её охватило? (гнев)

2. С. 76 №12- выполнить деление и сделать проверку.

-Какое следующее препятствие встретилось друзьям? (Вороны)

-Кто из друзей вступил в битву с воронами? (Страшила)

-Поможем ему справиться с воронами, выполнив деление с проверкой и сложив слово (по рядам)

ВО                          РО                          НЫ

1ряд- 2прим           2ряд- 4прим          3ряд- 5прим

-Какое чувство охватило Бастинду, когда она узнала, что опять проиграла? (злоба и страх)

-Как она себя повела при этом? (затопала ногами)

-Кто так может себя вести? (невоспитанные, избалованные дети)

-Кто слетелся на её свисток? (пчёлы)

-Они и являются третьим препятствием на пути у друзей.

-Кто из друзей сообразил, как нужно поступить в этой ситуации?( Страшила)

-Перескажите эту ситуацию.

-Но ведь у Страшилы нет мозгов? Что выходит?

-Прогоним пчёл, выполнив физ. мин.

-Найдите в тексте слова, которые показывают нам состояние Бастинды, когда она увидела, что друзья приближаются ко дворцу. (позеленела)

-Кого она вызвала? (летучих обезьян)

-Это следующее препятствие.

-Как они поступили с друзьями? (взяли в рабство)

-Почему обезьяны испугались Элли? (из-за серебряных башмачков Гингемы)

-Поможем друзьям освободиться и уничтожить Бастинду. Поработаем с тестом.

3.Преобразование величин (тест) (выполняют самостоятельно на листочках)

  1. Сколько лет в 1 веке? 10, 100, 1000
  2. Сколько секунд в 1 минуте? 60, 80, 70
  3. Сколько минут в одном часе? 100, 60, 120
  4. 1ч 35мин- это…? 135мин, 90мин, 95мин?
  5. 2сут 18ч- это…? 20ч, 32ч, 66ч
  6. Сколько глаз у Бастинды? 1, 2, слепая
  7. Сколько было хищных ворон у Бастинды? 20, 10, 40
  8. Сколько лет не умывалась Бастинда? 300, 1000, 500

-Проверьте свои ответы (на слайдах) и самостоятельно оцените выполнение теста в баллах.

8    заданий- «5»

7-6 заданий- «4»

5-4 заданий- «3»

-Мы прекрасно справились со всеми заданиями. Бастинда растаяла, друзья свободны.

-Подведём итог. 

  Кластер.

-Какой вывод можно сделать? И т. д.

V Рефлексия.

          повторил

-Я      запомнил

          узнал  

VI  Д/з  Литература: написать эссе: «Кто из героев сказки понравился и почему?»

Математика: придумайте закономерность и составьте логическую цепочку с единицами времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - викторина "Путешествие в Изумрудный город" по сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Урок-викторина (с презентацией) для закрепления знаний учащихся о сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города"...

Викторина по сказке А.Волков «Волшебник Изумрудного города».

Викторина по сказке "Волшебник Изумрудного города" и презентация к уроку внеклассного чтения во 2 классе....

Литературная игра по сказке А. Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Литературная игра "Умники и умницы по сказке А. Волкова"...

Библиотечный урок по сказке А. Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Интересный библиотечный урок по сказке А.Волкова "Волшебник изумрудного города" к  80 летию написания сказки для 3-4 классов. Материал будет полезен для библиотекарей и учителей начальн...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.«Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.

Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1Формировать умение   анализировать и сравнивать выр...