Конспект урока математики "Задача. Структура задачи" (1 класс)
план-конспект урока по математике (1 класс)

Иванова Мария Валерьевна

Конспект урока математики "Задача. Структура задачи" (1 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: математика

Класс: 1В

Тема: Задача. Структура задачи.

Тип урока: ОНЗ (открытия новых знаний).

Цель: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.

Формируемые учебные действия:

  • Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Предметные: знать структуру текстовой задачи; знать правило оформления решения задачи в тетради;  уметь различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи; уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
  • Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах  поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Оборудование: компьютер, экран, проектор, наглядные пособия.

УМК «Школа России» Математика в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2011г. Под редакцией М.И. Моро.

  1. Мотивационный этап.

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке. Проверьте, все ли готово у вас к уроку: учебник, ручка, тетрадь, карандаш, ластик.

- Прежде чем начать урок создадим себе и друг другу хорошее настроение и выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

– Что делать после дождика?
– По лужицам скакать!
– Что делать после дождика?
– Кораблики пускать!
– Что делать после дождика?
– На радуге качаться!
– Что делать после дождика?
– Друг другу улыбаться!

- Математика нас ждёт, начинаем устный счёт.

2.  Актуализация знаний.

Устный счёт

-Ребята, я предлагаю вам поработать в парах. Вспомните правила работы в парах. Как мы заканчиваем работу в парах? У вас на столах есть карточки с задание, что мы должны в них выполнить? Приступаем. (Два человека работают у интерактивной доски).

(Проверка по документ-камере). – Ребята, проверьте и оцените работу (девочек) с помощью ручек.  

- Ребята, что особенного вы заметили, во время выполнения данного задания? (все равенства начинаются с числа 5). Назовите состав числа 5. (0+5,4+1,3+2).

Каллиграфическая минутка цифра 5

- Откройте тетради, найдите показ числа 5. Возьмите в руки ручку. Пропишем показ в воздухе. Пишем показ в тетради, через клетку, до конца строки.

3.Постановка темы и цели урока.

Шахматная доска.

-Ребята, посмотрите на доску. Представьте ситуацию, папа с сыном играли в шахматы. И после очередного хода папа сказал: «Сынок, ты меня озадачил». Что значит «озадачить?» (поставить в трудное положение, заставить задуматься, задать вопрос)

- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о задаче).

Обращаемся к плану работы.

- Что мы сегодня узнаем? (что такое задача)

- Научимся решать… (задачу)

- Сделаем вывод… (по задаче).

- Кто и что может нам помочь в достижении этих целей? (учитель, учебник, знания).

- Вы большие молодцы!

4. Открытие новых знаний.

- Ребята, посмотрите на слайд. Нам дано два текста. Прочитайте их и сравните.

1. Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов набрали звери?

2. Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка

– звери, потому что их тело покрыто шерстью.

-Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»? Почему?

- Кто скажет, как называется первый текст на языке математики?  (Задача)

- Сейчас мы узнаем, из каких частей состоит задача, а также научимся решать её.

4.1. Знакомство со структурой задачи.

– Для того чтобы, четко понять, что такое задача, мы проведем исследование, как настоящие ученые.

- Откройте тетради, отступите одну клетку вниз, от неё мы начнем работать.

- Прочитаем ещё раз задачу. (1 текст)

- Что нам известно по задачи? (У медвежонка было 6 гр. и у Белочки 1 гр.)

- На языке математики это называется условие задачи – то, что мы знаем. (УСЛОВИЕ)

- Как мы можем показать схематично количество грибочков у Медвежонка и у Белочки? (кружками)

- Возьмите синий карандаш. Им мы изобразим количество грибочков, которое есть у Медвежонка. Сколько синих кружков мы нарисуем в тетради? (6)

- А сколько у белочки грибочков? (1). Значит, сколько кружков красного цвета мы нарисуем? (1). Возьмите красный карандаш, и нарисуйте 1 кружок.

- Что надо узнать в задаче? (Дочитайте текст) (Сколько всего грибов набрали звери?)

- Как вы думаете, а это что? (Вопрос задачи)

(ВОПРОС)

- Да, это вопрос задачи – то, что МЫ не знаем.

- Ребята, как мы покажем на рисунке, сколько ВСЕГО грибочков? (дугой)

- Ребята, берём в руки простой карандаш. Рисуем дугу.

- Ответьте на вопрос задачи. Как вы узнали? (6+1=7 (гр.))

- Это решение задачи. (РЕШЕНИЕ)

- Отступите 1 клетку вниз, от 1 синего кружка, запишите решение задачи.

- Ребята посмотрите на доску, в скобках мы сокращенно пишем, название того, что искали в задаче. (ГР.)

- Ещё раз прочитайте вопрос и ответьте на него.   (Набрали 7 грибов)

- Это ОТВЕТ ЗАДАЧИ.  (ОТВЕТ)

- Отступите одну клетку вниз от начала дуги. Запишите ответ задачи.

- Молодцы ребята, мы решили всю задачу! Оцените свое понимание структуры задачи (ручками).

- Давайте посмотрим на схему и сделаем вывод: как построена задача. (ХОРОМ: в задаче есть условие, вопрос, решение, ответ)- Имя, повтори, из чего состоит задача.

Физкультминутка – Ребята, сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаём.

Класс наш прыгает опять

Класс наш прыгает опять —

Раз-два-три-четыре-пять.

(Прыжки на месте.)

А потом у нас прогулка,

Каждый шаг чеканим гулко.

(Ходьба на месте.)

Мы учиться все готовы

И за парты сядем снова.

(Дети садятся за парты.)

- Возвращаемся к плану работы. Ребята, что мы с вами узнали про задачу? (что она состоит из условия, вопроса, решения и ответа).

- Какой следующий этап нашего урока? (научится решать задачи).

5. Применение опорных знаний.

- Откройте учебники на стр.88 найдите задание под номером 3. Рассмотрите текст задания. Читает (Имя).

Слава сделал 5 корабликов. Он отдал товарищу 2 кораблика. Сколько корабликов осталось у Славы?  

- Докажите, что это задача. Что в ней есть?(есть условие, вопрос)

- Что известно из условия задачи?   (Слава сделал 5 корабликов)

- Посмотрите на слайд какая из двух схем, будет подходить к условию нашей задачи? (вторая) Почему? (потому что, в ней дано 5 кружков и 2 кружка перечёркнуты)

- Ребята, а почему 2 кружка зачёркнуты? (потому что, Слава отдал 2 кораблика).

- Посмотрите на слайд. Найдите и прочитайте вопрос задачи. Читает (Имя).

- Пододвиньте к себе тетради. Отступите одну клетку вниз, от последней записи, поставьте точку.

- Ответьте на вопрос задачи. Назовите её решение (5-2=3 (к.))

- (Имя) выйди, запиши решение задачи. А ребята, записывают в тетрадь. Садись.

- Чего не хватает в нашей задаче?      (ответа)

- Назовите ответ задачи.(3 кораблика).

- (Пишу на доске) Ребята, отступите одну клетку вниз, запишите ответ задачи, так же как у меня на доске.

- Ребята, мы решили всю задачу? Все этапы были соблюдены?

- Оцените себя, как вы решили задачу.   Вы большие молодцы!

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, посмотрите на слайд. Части задачи перемешались. Давайте распределим их в правильном порядке. Из чего состоит задача (условие,вопрос,решение,ответ).Верно, молодцы!

Возвращаемся к плану.- Чему вы научились на уроке? (решать задачи, записывать решение задачи и ответ)

Сделаем вывод: задача состоит из….

- Ребята, мы выполнили полностью план работы на урок? (Да).

- Сегодня, я бы хотела похвалить …. (за активную работу на уроке) Все большие молодцы!

- Оцените своё понимание данной темы, с помощью «Ручек».Зелёная ручка, урок был интересный, тема была понятна. Жёлтая – остались вопросы по теме урока. Красная – урок был неинтересный, ничего не понятно.

- Спасибо за урок, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 2 класс: Урок-сказка "Решение примеров и задач на сложение и вычитание двухзначных чисел. "

Решение примеров и задач на сложение и вычитание двухзначных чисел. Решение примеров и задач на сложение и вычитание двухзначных чисел. 2 класс...

Конспект урока по математике (4 класс). Тема:Составление таблицы по тексту задачи. Составление текста задачи по таблице. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Цели деятельности учителя: - Повторение пройденного материала по теме «Описания величин. Таблицы»;Планируемые результаты:     Предметные: - Знать табличную форму п...

Конспект урока математики «Разные задачи. Учимся формулировать и решать задачи» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование умения решать разные задачи: на определение цены, количества, стоимости; на нахождение площади и периметра, на сравнение. Планируемые результаты:Предметные:...

Конспект урока по математике: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)»

Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи  (запись решения и ответа)                            ...