Урок по математике по теме "Умножение двузначного числа на однозначное"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Савенкова Наталья Александровна
     Разработка урока  по математике для учащихся 3 класса по системе "Начальная школа XXI века".
  Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению понятий: двузначное и однозначное число,  разрядные слагаемые; создать условия для реализации метода взаимообучения.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_3_klass.docx40.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3классе

   

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема: Умножение двузначного числа на однозначное. Слайд 1

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Основное содержание урока

Цель: Организовать деятельность учащихся по закреплению понятий: двузначное и однозначное число,  разрядные слагаемые; создать условия для реализации метода взаимообучения.

Предметные задачи урока:

- повторить переместительное свойство умножения и свойство  умножения суммы на число;

-формировать  представления о способах умножения двузначного числа на однозначное;

- способствовать использованию нового при решении задач.

Метапредметные задачи урока:

- формировать интерес к познанию математических законов, способности к самоизменению и саморазвитию (личностные);

- развивать умение контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками, на основе рефлексивной самоорганизации; (регулятивные);

- развивать  познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции. Развивать внимание, память, математическую речь;  умения выделять главное, существенное в изучаемом материале. Формировать умения сравнивать,  обобщать   изучаемые   факты   и   понятия;  

 (познавательные);

- воспитывать культуру поведения, ответственность; прививать любовь к математике; воспитывать  умения выслушивать и уважать мнение другого человека в работе парами (коммуникативные). 

Средства обучения: Компьютер, проектор, презентация. Учебник «Математика», 3 класс (автор И.И. Аргинская).

Ход урока.

І. Организационный момент

 Цель: внешняя и внутренняя подготовка к уроку.

Математика – королева наук!

Без неё не летят корабли,

Без неё не поделишь ни акра земли,

Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь,

Что почём, не узнаешь,

А узнав, не поймёшь!

 -Это всё о математике. Вы согласны с автором этих строк? Есть желающие поспорить?

- Перед вами, ребята, луч с координатами от 1 до 10  

0.                         10

Давайте определим, где на луче вы расположили бы наши школьные предметы: математика (М), русский язык (Р), чтение (Ч).

Доказывайте свои утверждения.

 Вывод. Важно на уроке всё: и точный математический счёт, и грамотное объяснение математических суждений и толкование слов, и осознанное чтение заданий. Давайте проследим за всем этим на нашем уроке.

-Какое слово в стихах вам не понятно пока?

Слайд 2(1)

    Акр - мера земельной площади, равная 4047 квадратным метрам (Применяется в странах с английской системой мер.) Большой толковый словарь.

 

 І І. Мотивация (самоопределение) к учебной  деятельности.

Цель:1) включить учащихся в учебную деятельность; 2)определить содержательные рамки урока: продолжаем работать над умножением чисел.

- С мини – исследования мы начали наш урок. Что значит исследовать?

Слайд 2(2)

« Исследовать – подвергать научному изучению или наблюдать для выяснения, изучения чего-либо» Словарь С.И.Ожегова

 - Наши исследования мы будем продолжать, и чтобы они проходили результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новую «звезду» знаний.

- Предлагаю проверить своё внимание. Слайд 3(1)

  • Решение логической задачи:

Таня, Арина и Валя заняли призовые места на математической олимпиаде. Известно, что место Вали нечётное, Таня заняла не первое место, а место Арины выше, чем у Вали. Распределите места между девочками.

 - Предложите, как будем рассуждать. (Здесь удобно использовать таблицу)

Слайд 3(2)

1место

2 место

3 место

Таня

+

Арина

+

Валя

+

( В задаче сказано, что у Вали нечётное место, то есть  либо 1- е,  либо 3 - е. Также сказано, что у Арины выше, чем у Вали. Значит, у Вали  3 место.  Таня заняла не 1 место, и не 3 место, значит – 2 место. Остаётся 1-е  место для Арины.)

  ІІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение.3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.  

- Ребята, для открытия нового обязательно нужно повторить ранее изученное.            

  • Арифметический диктант

 а) Увеличьте 9 в 4 раза. (36)

 б) Найдите  сумму чисел 18 и 36. (54)

 в) Найдите частное 42 и 6. (7)

 г) Произведение двух чисел равно 54, первый множитель - 6. Найдите второй множитель. (9)

 д) Чему равно делимое, если делитель равен 8, а частное равно 4? (32)

  • Проверка в парах (учащиеся обмениваются тетрадями)

 -На какие две группы можно разделить  полученные числа?

 1 группа - 36, 54, 32 (двузначные, чётные)

 2 группа - 7, 9 (однозначные, нечётные) Слайд 4

  • Числа первой группы представьте в виде суммы разрядных слагаемых:

 36=30+6

 54=50+4

 32=30+2

  • Повторение свойства «Умножение суммы на число».

- Соедините пары выражений.

 (40+5)*2                31*3+13*3

 (31+13)*3              (30+6)*2

 30*2+6*2                40*2+5*2

 -Какое свойство использовали? (Умножение суммы на число) Слайд 5

- Запишите закономерность в общем виде.

(а + b) х с = а х с + b х с  

ІV. Организация восприятия. Постановка проблемы. (Этап построения проекта выхода из  затруднения.)

Цель:1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;2) согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

Слайд 6

-Чем похожи и чем отличаются данные выражения? Найдите лишнее.  

6*4    14*3       5*7           8*9           8*5

(Все примеры на нахождение произведения.  Даны случаи табличного умножения, лишний пример 14*3)

-Какие способы решения вы предлагаете?

  14*3=14+14+14=42

  14*7 = 14+14+14+14+14+14+ 14=98

 -Всегда ли удобен этот способ вычисления?

-Определим цель нашего урока (научиться умножать двузначное число на однозначное).

 

V. Реализация построенного проекта. Работа с учебником.

Цель: сформировать представление об умножении двузначного числа на однозначное.

  • Коллективная работа, №208 (1- 5)

- Продолжим наше исследование математических записей  

  • Парная работа, №208 (6)

- Думаю, что работая в парах вам интереснее будет справиться с этим заданием. Решите примеры №208(6)  1вариант-1-3-ий примеры, 2 вариант -3-5-ый примеры.  Закончив работу проверьте работу друг у друга.

Сделайте вывод: как же умножать двузначное число на однозначное?

(Двузначное число запишем в виде суммы разрядных слагаемых и воспользуемся правилом умножения суммы на число.)

V І. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция

  • Составим  алгоритм вычисления. Слайд 7

1.Представляю число в виде суммы разрядных слагаемых.

 2.Применяю распределительный закон относительно сложения.

 3.Умножаю десятки.

 4.Умножаю единицы.

 5.Считаю.

 6.Нахожу конечный результат.

На доске «карточки- помогайки» : Представляю… Умножаю…

Умножаю…  Считаю…   Читаю ответ.

  • Применение переместительного свойства умножения.

- Продолжаем открытие нового. Что заметили в записи примеров?

Слайд 8

36 х 2         24 х 4             18 х 3           5 х 17

5 х 16         13 х 3             2 х 45           26 х 3

 

- Как выполним умножение 5 х 16? (16 х 5)

- Какое свойство умножения использовали? (Переместительное свойство умножения)

- Запишем его в общем виде а + b = b + а

Самостоятельная работа с использованием алгоритма вычисления.

1вариант – примеры верхней строки

2вариант – примеры нижней строки

  • Самопроверка  по эталону. Слайд 9

1вариант 

36 х 2 = (30 + 6) х 2= 30 х 2 + 6 х 2 =60 + 12 = 72      

24 х 4 = (20 + 4) = 20 х 4 + 4 х 4 = 80 + 16 = 96            

18 х 3 = (10 + 8) х 3 = 10 х 3 + 8 х 3 = 30 + 24 = 54          

5 х 17 = 17 х 5 = (10 + 7) х 5 = 10 х 5 + 7 х 5 = 85

2вариант

5 х 16 = 16 х 5 = (10 + 6) х 5 = 10 х 5 + 6 х 5 = 50 + 30 = 80        

13 х 3 = (10 + 3) х 3 = 10 х 3 + 3 х 3 = 30 + 9 = 39            

2 х 45 = 45 х 2 = (40 + 5) х 2 = 40 х 2 + 5 х 2 = 80 + 10 = 90          

26 х 3 = (20 + 6) х 3 = 20 х 3 + 6 х 3 =60 + 18 = 78

- Подчеркните строки, где использовали  переместительный закон умножения.

  • Рефлексия успешности.

- Оцените себя с помощью «лесенки успеха» Слайд 10

(Ставят соответствующий знак на полях в тетради. Подсказка на слайде.)

Электронная физминутка для глаз. Слайд 11

- Открытие новой «звёздочки» знаний у нас состоялось. А теперь  понаблюдаем за настоящими звёздами на ночном небе!

- Расслабьтесь, работают только ваши глазки.

VІ І. Включение в систему знаний и повторения. 

Цель: организация деятельности учащихся по применению изученных знаний, выделение  существенных признаков, конкретизация ЗУН

  • Применение изученных знаний.  Коллективное решение задачи двумя способами.

- Ученье везде найдёт примененье! Используем новый приём вычислений при решении задач.

Слайд 12

- Прочитайте.

Четыре класса сделали к празднику каждый по 7 масок зверей и по 5 масок птиц. Сколько всего масок они сделали?

- Объясните рисунок. Решаем задачу двумя способами.

 Первый способ:

- По сколько масок сделал каждый класс? (7+5)

 - Сколько было классов? (4)

 Составляем выражение: (7+5)*4=12*4=48 (м.)

Второй способ:

- Сколько масок зверей сделали 4 класса? (7*4)

 - Сколько масок птиц сделали 4 класса? (5*4)

 Составляем выражение: 7*4+5*4=28+20=48 (м.)

  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№209 (1) Решение задачи разными способами.

-  Прочтите.

- Воспользуйтесь краткой записью задачи.  Слайд 13

- Запишите по ней 2 выражения.

Пейзажей –  3зала по 18к.

 Портретов – 3зала по10к.          ? картин

Натюрмортов – 3 зала по14к.

18 * 3 + 10 * 3 + 14* 3 = 126 (к)

(18 + 10  + 14) *  3 = 126 (к)

  • Геометрический материал по теме «Площадь», «Периметр». Дифференцированная работа.

- Ребята, предлагаю сразу 2 задания на тему «Площадь» и «Периметр». Выберите одно из них.

Слайд 14

  1.  Длина прямоугольника 12 см, ширина 5 см. Найдите площадь и периметр.

  1. №211 (1) Площадь прямоугольной клумбы 24м².  Каким может быть периметр этой клумбы, если длина и ширина клумбы – целое количество метров? (Попробуй найти все возможные решения – их четыре.)

Подсказка:  S = a x b,        24  =         х

Проверка по эталону. Слайд 15 «Проверь себя»

1 группа.

а = 12см

 b = 5см

 S=? см²  Р = ?см

Решение: S = а х в

 S=12 х 5 = 60 (см²)

Р = (а + b) х 2

Р = (12 + 5) х 2 = 34(см)

-Каким способом вы вычислили? (12 х 5= (10+2) х 5= 10 х 5+2 х 5= 60)

2группа.

24 = 6 х 4                 Р = (6+4) х 2 = 20(см)

24 = 8 х 3                 Р = (8 + 3) х 2 = 22(см)

24 = 12 х 2              Р = (12 + 2) х 2 = 28(см)

24 = 24 х 1              Р = (24 + 1) х 2 = 50(см)

VІІІ. Инструкция по выполнению домашнего задания : №210, 211(2)

ІХ. Рефлексия учебной деятельности.   Приём «Шкала» Слайд 16

Цель: дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности учащихся.

- Наш урок подошёл к концу. Какую же «звёздочку» знаний мы открыли?

- Ребята, определите, насколько важна та работа, которой мы сегодня занимались?

-А теперь оцените по 10- бальной шкале работу на уроке с разных позиций:

 

 „Я“         0________10       (Каждый отмечает в тетради)

 „Мы“     0________10       (На доске  красным магнитиком)

 „Дело“   0________10        (На доске  красным магнитиком)

- Спасибо за работу!

Слайд 17

  1. Используемая литература: Математика, 3класс: поурочные планы по учебнику И.И. Аргинской /авт. – сост. О. В. Субботина. – Изд. 2-е,

доп. и перераб. – Волгоград.

  1. Автор электронной физминутки для глаз: Галкина И. А. Материал Сетевого сообщества ИнтерГУ. ru - интернет - государство учителей, Сообщества "ИКТ в начальной школе".  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике "Деление на двузначное число" (закрепление пройденного)

Закрепить письменный прием деления многозначного числа на двузначное; отработать навыки письменных вычислений, повторить письменные алгоритмы сложения, вычитания,  умножения и деле...

Открытый урок по математике "Деление на двузначное число"

Авторская разработка урока математики в 4 классе на тему "Деление на двузначное число", учебник М.И. Моро....

Олимпийские игры на уроке математике. Тема: «Деление двузначного числа на однозначное».

Урок закрепления и совершенствования приемов деления двузначных чисел на однозначные, где в игровой форме дети принимают участие в малых Олимпийских играх....

Технологическая карта урока по математике на тему: "Двузначные числа от 10 до 20.Образование чисел второго десятка."

Технологическая карта урока по математике на тему: "Двузначные числа от 10 до 20.Образование чисел второго десятка."...

Конспект урока по математики «Деление на двузначное число, когда в частном есть нули»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:закрепление письменных приёмов деления многозначного числа на двузначное, где в записи частного есть нули;развитие умений пользоваться алгоритмом письменного деления на...

Конспект урока по математики «Деление на двузначное число(цифра частного находится способом проб)»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:закрепление письменных приёмов деления многозначного числа на двузначное, где цифра частного находится подбором;развитие умений пользоваться алгоритмом письменного деления на...