Программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
рабочая программа по математике (2 класс)

Евсюкова Елена Николаевна

Программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование" составлена для обучающихся 2 класса в соответствии с авторской программой учебного предмета «Математика». Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы»  авторы  М.И. Моро и др. 2019  г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_i_konstruirovanie.docx81.03 КБ

Предварительный просмотр:

Нижнекаменская средняя общеобразовательная школа - филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Алтайской средней общеобразовательной школы №1

имени П.К.Коршунова Алтайского района Алтайского края

Согласовано:                                                                 УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по ВР                                        Директор МБОУ АСОШ № 1

Ревякина И.М.                                                    им. П.К.Коршунова

                                                                                                           Ф.В. Беляев  

«___» _____ 2020 г.                                           Приказ №___ «___» ___2020 г.

Программа

курса внеурочной деятельности

«Математика и  конструирование»

направление интеллектуальное

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

2 (общеобразовательный) класс

 2020-2021 учебный год

Количество часов в неделю: 1 (всего – 34 ч.)

Составил: учитель начальных классов Евсюкова Елена Николаевна, первой категории

Составлена в соответствии с

авторской программой учебного предмета «Математика». Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы»  авторы  М.И. Моро и др. 2019  г.

Согласовано на заседании школьного методического объединения начальных классов протокол №____

от «____» _____2020 г.  

 _____________Л. В. Зверева

                    с. Алтайское, 2020 г.

1.Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностными результатами изучения курса «Математика и конструирование» является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Конструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

- перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса,  сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделия;

- слушать и понимать речь других.

Предметными результатами  изучения курса «Математика и конструирование»  является формирование следующих знаний и умений:

- иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

- знать особенности материалов, используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа.

- уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

Знать:

- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, клей), их свойства и названия;

- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы  с ними;

- технологическую последовательность изготовления несложных изделий:                                                                                                                      

  • разметка,
  • резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибанием, по шаблону;
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • виды отделки: раскрашивание, аппликация.

Уметь:

- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

- реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

2. Содержание учебного предмета, курса

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Конструирование

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж. Линии на чертеже: основная, сплошная тонкая, штрихпунктирная. Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический рисунок.  Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей различных моделей геометрических фигур и изделий.

 Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания.

Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Наименование раздела/ темы

Кол. часов

В том числе контрольных работ

1-2

Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник,  квадрат.

Изготовление изделий в технике оригами – «Воздушный змей».

2

3

Треугольник.    Соотношение длин сторон треугольника.

1

4-8

Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра».  Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства.  Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника.

5

9-10

Середина отрезка.

2

11

Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля.

1

12-14

Практические работы: «Изготовление пакета для хранения  счетных палочек», «Изготовление подставки для кисточки», «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению».

3

15-19

Окружность. Круг. Центр,   радиус, диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность.

5

20-22

Практические работы: «Изготовление ребристого шара. Изготовление аппликации «Цыпленок».

3

23

Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».

1

24-25

Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо).

2

26-27

Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». Изготовление чертежа по рисунку изделия.

2

28-29

Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор».

2

30-31

Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук».

2

32-34

Работа с набором «Конструктор». Детали, правила  приёмы работы с деталями и инструментами набора. Вид соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий.

3

ИТОГО:

34  час.

0 к/р,

 0 л/р,

        0 пр/р

5. Календарно-тематическое планирование

Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Даты проведения

план

факт

1-2

Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник,  квадрат.

Изготовление изделий в технике оригами – «Воздушный змей».

2

02.09

09.09

3

Треугольник.    Соотношение длин сторон треугольника.

1

16.09

4-8

Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра».  Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства.  Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника.

5

23.09

07.10

14.10

21.10

11.11

9-10

Середина отрезка.

2

18.11

25.11

11

Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля.

1

02.12

12-14

Практические работы: «Изготовление пакета для хранения  счетных палочек», «Изготовление подставки для кисточки», «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению».

3

09.12

16.12

23.12

15-19

Окружность. Круг. Центр,   радиус, диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность.

5

13.01

20.01

27.01

03.02

10.02

20-22

Практические работы: «Изготовление ребристого шара. Изготовление аппликации «Цыпленок».

3

17.02

27.02

03.03

23

Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».

1

10.03

24-25

Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо).

2

17.03

07.04

26-27

Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». Изготовление чертежа по рисунку изделия.

2

14.04

21.04

28-29

Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор».

2

28.04

05.05

30-31

Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук».

2

12.05

19.05

32-34

Работа с набором «Конструктор». Детали, правила  приёмы работы с деталями и инструментами набора. Вид соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий.

3

26.05

ИТОГО:

34  час.

0 к/р,

 0 л/р,

0 пр/р

Лист

 корректировки рабочей программы

№ п/п

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа по математике и конструированию составлена  на основе  рабочей программы «Математика» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. – М.: «...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГО-конструирование»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГО-конструирование» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...

Программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности предназначена обучающимся 1-4 классов по УМК "Школа России" С.И. Волковой, О.Л. Пчелкиной....

Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика: моделирование и конструирование"

Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика: моделирование и конструирование"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы логики и конструирования" в 1 классе

Данный курс имеет пропедевтический (подготовительный) характер по отношению к внеурочной деятельности в области «Робототехника», а также таким дисциплинам, как информатика, математика (в с...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика и конструирование»

Рабочие  программы по   внеурочной деятельности разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравстве...