« П Р А З Д Н И К Ч И С Л А» О ф о р м л е н и е: таблицы с оформлением римских и арабских цифр, кроссвордов, ребусов, загадок .
план-конспект урока по математике

Симакова Валентина Сергеевна

: Сегодня, ребята, у нас “Праздник первого десятка”. А это значит,  

                что вы   научились писать цифры от 0 до 10, считать, вычитать и  

                складывать, решать   задачи. Чтобы ответить, сколько тебе лет,

               сколько у тебя друзей, сколько лап у  кота или у жука, надо знать

                цифры, надо уметь считать.    В разных странах в разные времена

                люди по-разному записывали числа.   А ведь было время, когда

                 наши далекие предки не умели этого делать. Для счета они

                использовали узелки, камушки, пальцы. Позже пальцы заменили  

                палочками, которые стали располагать в определенном порядке –

                 появились  цифры, знаки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p_r_a_z_d_n_i_k-7.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

 « П Р А З Д Н И К      Ч И С Л А»  

О ф о р м л е н и е:  таблицы с оформлением римских и арабских цифр, кроссвордов, ребусов,  загадок .  

                           Звучит песня « Чему учат в школе»

Учитель: Сегодня, ребята, у нас “Праздник первого десятка”. А это значит,  

                что вы   научились писать цифры от 0 до 10, считать, вычитать и  

                складывать, решать   задачи. Чтобы ответить, сколько тебе лет,

               сколько у тебя друзей, сколько лап у  кота или у жука, надо знать

                цифры, надо уметь считать.    В разных странах в разные времена

                люди по-разному записывали числа.   А ведь было время, когда

                 наши далекие предки не умели этого делать. Для счета они

                использовали узелки, камушки, пальцы. Позже пальцы заменили  

                палочками, которые стали располагать в определенном порядке –

                 появились  цифры, знаки.

Чтец:   Знают взрослые и дети –

             Без умения считать

             Плохо жить на свете!

Чтец:   Математика – королева наук!

             Без нее не летят корабли,

             Без нее не поделишь ни акра земли,

             Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,

            Что почем, не узнаешь,

            А узнав, не поймешь!

Чтец:  Давайте, ребята, учиться считать,

           Делить, умножать, прибавлять, вычитать,

           Запомните все, что без точного счета

           Не сдвинется с места любая работа.

Чтец: Без счета не будет на улице света,

           Без счета не сможет подняться ракета,

           Без счета письмо не найдет адресата

           И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Вед.:  Но сначала мы поговорим о том, на что похожа каждая цифра.

           ( Выходят дети , в руках у них таблички с цифрами и читают

            стихотворение  С.Я.Маршака « Веселый счет»)

1 ученик:      Вот 1, иль единица,

                       Очень тонкая, как спица.

2 ученица:  А вот это цифра 2!

                   Полюбуйтесь, какова:

                   Выгибает двойка шею,

                   Волочится хвост за нею.

3 ученик:  А за двойкой – посмотри:

                    Выступает цифра 3.

                    Тройка – третий из значков,

                    Состоит из двух крючков.

4 ученица:  За тремя идет 4,

                    Острый локоть оттопыря.

5 ученик:  А потом пошла плясать

                    По бумаге цифра 5.

                    Руку вправо протянула,

                    Ножку круто изогнула.

6 ученица:  Цифра 6 – дверной замочек:

                   Сверху – крюк, внизу – кружочек.

7 ученик:  Вот семерка – кочерга,

                    У нее одна нога.

8 ученица:  У восьмерки два кольца

                    Без начала и конца.

9 ученик:  Цифра 9, иль девятка –

                    Цирковая акробатка.

                    Если на голову встанет.

                    Цифрой 6 девятка станет.

10 ученица:  Цифра вроде буквы О –

                      Это ноль, иль ничего.

                      Круглый ноль такой хорошенький

                      Но не значит ничегошеньки!

11 ученик:  Если ж слева, рядом с ним,

                       Единицу примостим,

                      Он побольше станет весить,

                      Потому что это – 10!

Вед.:  А теперь, ребята, я вам загадаю загадки о цифрах, а вы, если

          узнаете, скажете, о   какой цифре идет речь.

З А Г А Д К И   о   Ц И Ф Р А Х.

  1.      Я – в озере лебедка

Длинношеяя молодка.  ( Цифра 2)

  1.     Я четвертою стою

Между цифрами в строю.  ( 4)

  1.     На одной ноге в болоте

Вы меня легко найдете.   ( 1)

  1.     Я – горбатая старушка,

Или стружка – завитушка.   ( 3)

  1.     Летом траву я кошу на лугах,

Зимою я – на гвозде в сенях.  ( 7)

  1.     Я неплохо потрудилась –

В кресле мягком развалилась.  ( 5)

  1.     Я же будто ванька-встанька,

Как меня не наклоняй-ка.    ( 8)

  1.     Шесть через голову перекатилась –

И я у вас получилась.   ( 9)

  1.      Змейкой ползу я на сучок,

Ловко цепляюсь я, словно крючок.  ( 6)

Вед.:   Поиграем  в игру “Живые числа”.

– Сделайте шаг вперёд “соседи” числа 7, 6, 3, 4, 1. (Дети по очереди делают шаг вперёд, выполняя задание.)

– Какое число находится между числами 4 и 6; 7 и 9; 0 и 2?

– Какое число на 1 меньше, чем 4?

– Какое число на 2 больше, чем 7?

– Сколько надо взять палочек, чтобы построить квадрат, треугольник?

Вед.: Вы узнали все цифры, правильно их назвали и все правильно сделали.

           А это – ноль, или ничего.

          Послушайте сказку про него.

         ( Дети показывают инсценировку стихотворения С.Я.Маршака)

Автор:  Сказал веселый круглый ноль соседке – единице:

Ноль :   С тобою рядышком позволь

               Стоять мне на странице!

Автор:  Она окинула его сердитым, гордым взглядом:

Единица:  Ты, ноль, не стоишь ничего.

                    Не стой со мною рядом!

Автор:   Ответил ноль:

Ноль:  Я признаю, что ничего не стою,

            Но можешь стать ты десятью,

            Коль буду я с  тобою.  

            Так одинока ты сейчас,

            Мала и худощава,

            Но будешь больше в десять раз,

            Когда я буду справа.

Автор:  Напрасно думают, что ноль

              Играет маленькую роль.    

Ноль:  Мы двойку в двадцать превратим.

             Из троек и четверок

             Мы можем, если захотим,

             Составить тридцать, сорок.

             Пусть говорят, что мы ничто,-

             С двумя нолями вместе

             Из единицы выйдет сто,

             Из двойки – целых двести!

Вед.:   Не только цифра ноль имеет такие удивительные способности. Число

            1 не меньше  знаменито. Если к любому названному числу мы

             прибавим 1, то получим последующее число, а если из любого

             названного числа вычтем 1, то получим   предшествующее число.

                                                      И Г Р А

            А сейчас мы с вами снова поиграем. Вот здесь лежат карточки с

           примерами. Вы будете выходить, решать пример и называть

            последующее и предыдущее числа.

           5+2,  7-6,  10-4,  2+1,  3-3,  9+1,  8-5,  6+3,  4-2,  2-1,  3+5,  7+3, 9-6, 8-3,  4+5,  

           2+6,  1+8,  7-4,  3+4,  6-4, 4-1, 1+6,  9-4,  5-2.

                            ( Ответы приветствуются аплодисментами.)

Вед.:  Молодцы, ребята! Как выглядят цифры вы знаете. А умеете ли вы

            считать? А без  чего нельзя считать? Правильно, без математических

            знаков и действий.

          Как нету на свете без ножек столов,

          Как нету на свете без рожек козлов,  

          Котов без усов и без панцирей раков,

          Так нет в математике действий без знаков.

Чтец 1:  Крестик – он зовется плюс.

               Без него не обойдусь,

               Если я хочу узнать,

              Сколько будет три и пять…

              Тут я, без сомнения,

              Выполню сложение.

                        ( К доске прикрепляется табличка                       3+5

                                                                                                        с л о ж е н и е)

Чтец 2:    Мама утром испекла нам четыре пирога.

                 Три из них мы  сразу  съели.

                 Сколько съесть мы не успели?

Чтец 3:  Минус вам поможет тут!

               Меня минусом зовут.

               Я не крестик, но, друзья,

              Без меня никак нельзя!

Чтецы 2 и 3 вместе :   И вот мы – внимание

                                          Выполняем вычитание!

               ( К доске  прикрепляется табличка :                      4 – 3

                                                                                                  в ы ч и т а н и е   )

Вед.:   Ребята, вы уже знаете  знаки « плюс» и « минус» и два математических

            действия сложение и вычитание. А умеете ли вы решать веселые

             задачи?  Сейчас посмотрим.

  • 2 зайца под кустиком рядом сидели.

2 зайца морковкою дружно хрустели.

Четыре морковки съел каждый зайчишка.

Сколько морковок украли плутишки?

  • Курочка – мама на огород

Девять цыплят за собою ведет.

Двое балуются и отстают

Сколько послушных за мамой идут?

  • Вот восемь зайчат

             По дорожке идут.

             За ними вдогонку

             Двое бегут.

            Так сколько ж всего

            По дорожке лесной

            Торопится в школу  зайчишек зимой?

  • Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Три несут травинку,

Три несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под ёлкой?

Вед.:  Молодцы, ребята! Вы были внимательны и быстро решили задачи. А

          сейчас  мы   отправимся…

           Во времена царя Гороха

           Под смех и шутки скомороха.

           Царь, на нос нацепив очки,

           Играл с царицею в стручки.

           Ты знаешь, как они играли?

           Я сообщаю все детали!

Примеры довольно простые, но, как видите, они были не очень сильны в математике: во всех примерах – ошибки. Помогите им. Переложите в каждом примере только один стручок ( одну палочку), чтобы ответы были правильными.

П р и м е р ы    ц а р я:       ! ! + ! = !!

                                                 ! ! ! ! = ! ! = !

П р и м е р ы    ц а р и ц ы :   ! = ! ! = ! ! !

                                                      ! ! ! + ! = !

Вед. :  Итак, вы  сумели исправить ошибки царя и царицы. А сейчас хочу убедиться, что вы – дружный коллектив. Отвечайте хором и дети, и родители.

(Ведущий читает стихотворение, делая паузу в тех местах, где дети должны сосчитать количество зайчиков.)

Бежал раз зайчик вдоль равнин,

И зайчик значит был… (один).

К нему зайчиха прибежала,

Тогда всего… (два) зайца стало.

Ещё один к ним сел, смотри:

Теперь уж стало зайцев… (три).

Мчит новый заяц: “Путь мне шире!”

Ну, стало быть их уж… (четыре).

Ба! Вот бежит один опять,

Теперь уж зайцев будет… (пять).

Спешит ещё один из рощи –

Так, значит… (шесть) – чего же проще.

Тут прибежал ещё косой –

Так зайцев… (семь), ведь он седьмой.

К ним одного ещё попросим,

Тогда всех зайцев будет… (восемь).

Прыг новый заяц: “В сборе все ведь?”

Он их спросил: “Так нас тут… (девять)?”

“Да, девять, – молвят те в ответ

Но вожака всё нет и нет”.

А тот бежит, болотце месит,

Примчал и молвил: “Нас тут… (десять)!”

Вед.:  Вот и закончился наш «Праздник первого десятка». Всем спасибо!

          (Ведущий вручает детям медали “Праздник первого десятка”.)

(Дети поют песню “Чему учат в школе” на слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс

Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...

«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с пер...

Числа и цифры. Римские цифры

·         Cоздать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;·         Cпособствовать развит...

Презентация "Арабские цифры. Игры и задачи"

Презентация "Арабские цифры. Игры и задачи" предназначена для занятия на кружке "Занимательная математика"...

Исследовательский проект по математике "Секрет происхождения арабских цифр".

Объект исследования: арабские цифры.Проект учит проводить исследовательскую работу, развивает умение работать в группах, парах. В процессе подготовки проекта обучающиеся изучают литературу по данной т...

презентация "Арабские цифры"

Конспект выступления на районном НПК  "Первый шаг в науку"...