Математические диктанты на уроках математики в начальной школе
учебно-методическое пособие по математике

Математический диктант - хорошо известное средство обратной связи между учащимися и учителем. Это одна из многих оправдавших себя форм контроля знаний учеников. Выполняя задания, дети становятся более организованными и сосредоточенными. Проведение математического диктанта на этапе устного счета способствует не только развитию навыков вычисления, но и повышению их математической культуры, обогащению математического языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Математический диктант - хорошо известное средство обратной связи между учащимися и учителем. Это одна из многих оправдавших себя форм контроля знаний учеников. Выполняя задания, дети становятся более организованными и сосредоточенными. Проведение математического диктанта на этапе устного счета способствует не только развитию навыков вычисления, но и повышению их математической культуры, обогащению математического языка

Если диктанты проводятся систематически, учащиеся приучаются воспринимать задания на слух. Ценность таких навыков неоспорима - она приводит к умению слушать.

Необходимо следовать определенной методике проведения математического диктанта. Текст сначала прочитывается в целом, чтобы учащиеся знали, что от них требуется. Темп чтения определяется по темпу работы среднего ученика. Учитель выбирает такого ученика в классе, начинает читать следующее задание , когда данный ученик справился с предыдущим заданием. Необходимо следить за всем классом, реагировать на все неизбежные сбои темпа, на вопросы учащихся типа: «повторите, я не успел». Следует приучить учащихся пользоваться черновиками, где они могут делать пометки, записи в ходе диктовки.

Эффективность устного счета зависит не только от правильного определения объема и содержания этих занятий, но и от их организации: правильной постановки заданий и опроса, рационального проведения учета знаний и навыков учащихся, правильного чередования устных и письменных вычислений. Чаще всего задания предлагаются устно. Такая форма организации занятий является наиболее ценной, так как развиваются внимание и память учащихся, а главное, они подготавливаются к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять действия над числами, воспринимаемыми на слух. Однако эта форма требует большого умственного напряжения, а поэтому сравнительно быстро утомляет детей, особенно тех, у кого преобладает зрительная память.

Наблюдающееся в школьной практике применение только этой формы занятий ведет к тому, что в устном счете участвуют не все дети. Особенно много бывает пассивных учащихся, когда диктуемые упражнения содержат большие числа или когда подряд дается много заданий на слух. Во избежание этого необходимо чисто слуховые упражнения перемежать с упражнениями на зрительное восприятие.

Основное назначение математических диктантов, помочь учителю эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредоточиваться. Исходя из этих целей в диктантах даны следующие группы заданий:

  • операционные, в которых нужно вычислять, решать задачи, выполнять преобразования и т.п.получив информацию на слух;
  • логические, в которых требуется оценить истинность высказывания, для чего необходимо быть внимательным и сосредоточенным, уметь слушать, слышать и анализировать данные;
  • направленные на усвоение математической терминологии.

Предложенные задания обеспечивают содержательным учебным материалом этап устной работы в начале урока математики, а также этап подведения итогов в конце урока. Развитию грамотной математической речи способствует наличие в каждом диктанте образцов чтения математических выражений.

Введение в математический диктант элементов игры, нестандартных заданий помогает детям, интересующимся математикой, поддерживать и развивать интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает затруднения, - понять и полюбить ее.

Проведение диктанта можно организовать так:

  1. Учитель читает вслух задания диктанта из одного варианта. Учащиеся на листочках или в тетрадях записывают ответы. Сразу же (либо в конце урока) следует показать верные ответы, обсудить решения отдельных заданий.
  2. Прочитывать вслух задания диктантов могут отдельные учащиеся по указанию учителя. Это особенно полезно детям с недостаточной техникой чтения, а также тем, у кого преобладает зрительное восприятие.
  3. Полезно время от времени в классе давать всем ученикам тексты диктантов для самостоятельной работы с ними (записав текст диктанта и на доске). Это важно для запоминания правописания математических терминов.
  4. Математические диктанты можно давать и для домашней работы под руководством родителей. Это позволит каждому ученику дополнительно спокойно потренироваться в чтении математических текстов, не спеша разобраться в отдельных задачах, проверить свои знания.

Учителю читать диктант детям достаточно один раз. Это заставляет учеников быть предельно внимательными и собранными. Все вычисления и преобразования ученики выполняют только устно.

Математический диктант - одна из альтернативных форм контроля знаний, позволяющая участвовать всем учащимся сразу, а не нескольким, как при традиционном опросе.

Очень важно организовать проверку диктантов. Существует несколько видов проверки. Это запись правильных ответов на листочках с последующей сдачей их учителю на проверку, запись правильных ответов на доске, когда дети сверяют ответы со своими, взаимопроверка с соседом по парте и другие варианты, подходящие тому или иному составу учащихся. Иногда можно предложить учащимся задание на дом : составить текст математического диктанта. Оценки за работу выставляются с учетом числа верно решенных заданий. Если в диктанте 6 (или 8) заданий, оценки могут быть такими:

Число менее верных ответов

6(8)

5(7)

4(5-6)

4(5)

Оценка

5

4

3

2

Тема. «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».

Цели. Проверить умение воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 и соотносить их с соответствующей группой предметов; сравнивать числа в пределах 10, читать простейшие математические записи вида 1 + 1 = 2 и др.; соотносить эти записи с конкретной иллюстрацией (рисунком); выполнять табличное сложение в пределах 10; представлять числа первого десятка ввиде суммы двух слагаемых; решать логические и текстовые задачи в одно действие.

Диктант 1

  1. Запишите цифрами числа: 1, 5, 7.
  2. Мальчик поймал 2 рыбок и выпустил их в ведро. Потом он поймал еще 3 рыбок. Нарисуйте столько рыбок, сколько всего рыбок стало в ведре.
  3. В семье 4 детей: сестер столько же, сколько братьев. Сколько в семье сестер?
  4. Запишите числа от 1 до 6.
  5. Запишите числа от 9 до 4.
  6. Заштрихуйте прямоугольник снизу вверх вертикальными линиями (прямоугольник дан на листочке).

Диктант 2

  1. Назовите число, которое следует за числом 9; за числом 5.
  2. К задуманному числу прибавили 1 и получили 7. Какое число задумали?
  3. Какие числа пропущены, если сумма в каждом столбце равна 8?
  4. Дорисуйте фигуры, чтобы количество элементов во множествах было равно.
  5. У старика Хоттабыча борода длиннее, чем у доктора Айболита, но короче, чем у Карабаса Барабаса. Чья борода самая длинная?
  6. Увеличьте: 9 на 1; 4 на 2; 7 на 1; 6 на 2.

Диктант 3

  1. Первое слагаемое равно 4, а второе слагаемое равно 2. Найдите значение суммы.
  2. Уменьшаемое равно 5, вычитаемое равно 3. Найдите значение разности.
  3. Увеличьте 7 на 2.
  4. Уменьшите 8 на 3.
  5. Среди чисел каждой пары найдите то число, которое больше, и обведите его в ряду чисел красным карандашом: 9 и 8; 5иЗ; 1 и 4.
  6. Найдите лишнюю по форме фигуру.
  7. Соломинка выше Пузыря, а Лапоть ниже Пузыря. Кто выше: Лапоть или Соломинка?
  8. Графический диктант.

Тема. «Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание»

Цели. Проверить умение читать и записывать числа от 0 до 20; выполнять табличное сложение и вычитание в пределах 20; представлять все числа от 2 до 20 в виде суммы двух слагаемых; решать текстовые и логические задачи в одно действие.

Диктант 1

  1. Запишите число, которое предшествует числу 12, 13...
  2. Увеличьте 10 на 1.
  3. Уменьшите 19 на 1.
  4. Какое число меньше 15 на 1?
  5. На сколько 12 больше 7?
  6. Первое слагаемое 7, второе 4. Найдите сумму.
  7. Сколько надо прибавить к 5, чтобы получить 12?
  8. Чему равна сумма, если первое слагаемое 6, а второе 7?
  9. В гараже было 5 машин, приехало еще 3 машины. Сколько машин стало в гараже?

Диктант 2

1.10- это 7 и еще сколько?

  1. От какого числа надо отнять 5, чтобы получилось 7?
  2. Найдите значение разности чисел 15 и 9.
  3. Увеличьте 7 на 5.
  4. Уменьшаемое 12, вычитаемое 8. Найдите разность.
  5. У брата 5 тетрадей, у сестры столько же. Сколько тетрадей у брата и сестры вместе?
  6. Гребенчатый тритон линяет каждые 7 дней. Сколько раз пройдет линька у тритона за 14 дней.

 

Литература:

  1. Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г. Дидактические карточки-задания по математике.М. Астрель. 1979.
  2. Гейдман Б.П. Математика. - M.: Изд-во Московского университета, 1999.
  3. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями. - M.: Просвящение, 1993.
  4. Голубь В.Т.Математические диктанты 2 класс. - Воронеж. 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных классах средствами ОС Л.В. Занкова.

Возможности учебного предмета  "Математика" ОС Л.В.Занкова   для успешного формирования и развития функциональной (математической) грамотности....

Статья"Сказки- подсказки как средство познания математических понятий в игровой форме на уроках математики в начальной школе."

В статье я рассказываю о том, как с помощью придуманных мной образов- сказочных героев- жителей страны Математики, можно познакомить учащихся начальной школы со сложными математическими понятиями: зад...

Статья на тему «Использование познавательного материала на уроках математики в начальной школе как средство повышения качества математического образования»

Педагогическая практика показывает, что ученический интерес к математике из года в год активно снижается, и это объясняет актуальностьпоиска путей развития познавате...

Формирование математической грамотности на уроках математике в начальной школе.

Математическая грамотность - это способность индивидуума проводить математические рассуждения, и формулировать, применять, интерпритировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах ре...

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа  XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В бассейне.

Цель:систематизация знаний обучающихся о связи математики с окружающими нас объектами.Задачи:Дидактические:1. Закрепить и систематизировать  знания учащихся о преминении математики в жизни;2....