Открытый урок по математике «Точка. Прямая линия. Кривая линия, отрезок, луч»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Цели деятельности учителя: сформировать представление о понятиях «прямая линия», «кривая линия», «отрезок», «луч».

 

Планируемые результаты:

 

  • предметные:   знать   название   геометрических фигур;                                                                                  уметь   располагать   геометрическую   фигуру   на   плоскости;         уметь чертить геометрические фигуры: точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч.
  • личностные: проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы; умение выслушивать своего товарища при работе в паре.

Оборудование: Математика 1 кл: учебник М. Моро «Школа России», 1ч.; рабочая тетрадь.

 

Тип урока: открытие нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Софьинская СОШ

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО МАТЕМАТИКЕ

«ТОЧКА. ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. КРИВАЯ ЛИНИЯ, ОТРЕЗОК, ЛУЧ»

1 «В» класс.

Учитель начальных классов:

Осадчая Елена Леонидовна

2020 год

Открытый урок по математике

«Точка. Прямая линия. Кривая линия, отрезок, луч»

Цели деятельности учителя: сформировать представление о понятиях «прямая линия», «кривая линия», «отрезок», «луч».

Планируемые результаты:

  • предметные:   знать   название   геометрических фигур;        уметь   располагать   геометрическую   фигуру   на   плоскости;        уметь чертить геометрические фигуры: точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч.
  • личностные: проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы; умение выслушивать своего товарища при работе в паре.

Оборудование: Математика 1 кл: учебник М. Моро «Школа России», 1ч.; рабочая тетрадь.

Тип урока: открытие нового знания

Этап урока, методы и приемы

Хроно метраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап

самоопределения к деятельности Словесный: слово

учителя

Здравствуйте, меня зовут Ирина Андреевна, сегодня я проведу у вас урок математики.

Готовят рабочее место

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация

знаний и мотивация Словесный Практический: решение заданий

Устный счет.

Задачи в стихах

  1. В шкафу на полочке 4 книги. Я прочитала одну из них.

А сколько книг ещѐ читать? Вы это можете сказать?

  1. На дереве три яблока,

Одно сорвать ручонка так и тянется. Но прежде надо сосчитать,

Сколько же останется? 3.Три ромашки-желтоглазки, Два весѐлых василька Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

4-1=3

3-1=2

3+2=5

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: умение владеть математическими терминами и различными приемами устного счета.

(На экране числа 2,3,5,1,4)

Прочитайте эти числа.

-Что можете сказать об этих числах?

-читают числа.

-А какие задания можно выполнить с данными числами?

-Расставьте эти числа в порядке увеличения.

-мы их изучили, умеем их писать, это однозначные числа.

-расставить числа в порядке увеличения

-Что получилось?

-А теперь расставьте эти числа в порядке уменьшения.

-Молодцы, ребята. Вы очень старательно и быстро выполнили это задание.

(уменьшения)

-1,2,3,4,5

-натуральный ряд чисел.

-5,4,3,2,1

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой темой. А как она называется, вы мне скажите.

Выделять и осознавать то, что предстоит усвоить.

Открытие нового знания Словесный: беседа Наглядный: презентация

Внимание! Посмотрите на экран.

-Посмотрите, какие это были линии. Как их можно назвать? На что они похожи?

Прямые линии похожи на натянутые веревочки, а веревочки, которые не натянули,-это кривые линии.

-Сколько прямых линий?

-Сколько кривых линий?

А теперь у нас появляется точка в на прямой линии.

И вдруг…. Исчезли две прямые линии. На их месте появились лучи. (На экране рисунок)

А теперь на прямой линии появилась еще одна точка

И вдруг….. луч исчез. На его месте появился

-прямые и кривые линии.

-2 прямые линии

-3 кривые линии

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

отрезок. У него уже были и начало, и конец. (На экране рисунок)

А если мы уберем все точки на прямой линии, то ей станет щекотно, засмеялась она, загнулась в разные стороны. И вдруг…. Исчезла прямая линия, а на ее месте появилась кривая. (На экране рисунок)

- Вы уже догадались, что мы будем делать на уроке? Какая же тема нашего урока?

-О каких линиях вы узнали?

-Что вы узнали о прямой линии?

-Что узнали о кривой линии?

-Что узнали о луче?

-Что узнали об отрезке?

- будем учиться распознавать и чертить прямую линию, луч, отрезок и кривую линию

-о прямой, кривой, луче, отрезке

-она не имеет ни начала, ни конца. Она бесконечная.

-она изогнутая и чертить ее нужно без линейки

-у него есть начало, но нет конца.

-у отрезка есть и начало, и конец.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Первичное

закрепление во внешней речи Словесный: беседа Практический: работа в тетради

Чем прямая линия отличается от кривой?

–        Каким        чертѐжным        инструментом        нужно воспользоваться, чтобы начертить прямую линию?

Как вы думаете, почему линейку так назвали?

  • Про линейку даже есть стихотворение:

Я – линейка. Прямота – Моя главная черта.

  • Начертите в ваших тетрадях одну прямую линию

Линейкой

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

и одну кривую.

  • Нужна ли линейка, для того чтобы начертить кривую линию?
  • Поставьте в ваших тетрадях точку.
  • Как вы думаете, сколько прямых линий можно провести через одну точку? (Высказывания детей.)
  • Проведите одну прямую линию.
  • Можно ли провести ещѐ?
  • Проведите.
  • А ещѐ можно провести прямую линию через эту же точку?
  • Проведите.
  • А ещѐ можно?
  • Проведите.
  • Какой в ы в о д можно сделать?

Как вы думаете, можно ли через одну точку провести бесконечно много кривых линий?

  • Попробуйте это сделать.
  • Какой вывод из этого следует?
  • А теперь поставьте в ваших тетрадях две точки.
  • Сколько через них можно провести прямых линий? (Высказывания детей.)

Проведите прямую линию.

– Проведите ещѐ одну прямую через эти же точки. (Дети пытаются выполнить задание учителя и приходят к выводу, что это сделать невозможно.)

Получилось ли у вас это сделать?

– Какой в ы в о д из этого следует?

Поставьте ещѐ две точки в ваших тетрадях.

  • Сколько кривых можно провести через них?
  • Проведите одну кривую линию.
  • Можно ли провести ещѐ одну кривую линию через эти же две точки?
  • Попробуйте это сделать.
  • А ещѐ одну?

Нет

Через одну точку можно провести бесконечно много прямых линий.

Через две точки можно провести только одну прямую линию.

  • Проведите.
  • Какой в ы в о д из этого следует?

Проведите прямую линию.

  • Поставьте на ней две точки.
  • Часть прямой от одной точки до другой выделите цветным карандашом.
  • Посмотрите внимательно на доску и найдите линии, похожие на полученную вами.
  • Как называются эти линии? (Отрезки.)

Чем отрезок отличается от прямой линии? Учитель помогает детям сделать в ы в о д.

– Начертите в ваших тетрадях два отрезка. В з а и м о п р о в е р к а.

Через две точки можно провести много кривых линий.

Отрезок – это часть прямой линии. Отрезок имеет начало и конец, то есть ограничен с двух сторон точками, в отличие от прямой линии, которая не имеет ни начала, ни конца, то есть бесконечна.

Самостоятельная работа с

самопроверкой Словесный: беседа Практический: работа с учебником и тетрадью

Откройте тетрадь с печатной основой на с.15. Рассмотрите линии.

-на какие группы их можно разделить?

-Выполните следующее задание.

-Сколько прямых можно провести через две точки?

-Сколько кривых можно провести через две точки?

-Прочитайте следующее задание.

-Раскрасьте рисунки самостоятельно. Прочитайте задание на полях с.40.

-Как узнать, какой отрезок самый длинный?

-прямые (2,3,5), кривые

(1,4)

-одну

-много

-посчитать, сколько клеточек составляет длина

П: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

-Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный?

-Какой отрезок самый короткий?

Рассмотрите рисунок на с.41. Расскажите соседу по парте, какие линии вы видите.

Посмотрите на рисунки и записи, приведенные ниже.

-Какие записи подходят к рисункам? Объясните их смысл.

Найдите раздел «Проверь себя» в учебнике на с.41. Самостоятельно выполните это задание.

-Какие группы у вас получились?

каждого отрезка

-синий

-красный

-работают в парах 4+1=5 – к 4 цыплятам

прибежал еще один, стало

5 цыплят

5-2=3 – плавали 5 утят, 2 утенка ушли, осталось 3 утенка

-записи:4-1=3,5-1=4 не подходят

-лучи (2,5), отрезки (1,3,4)

Включение в систему знаний

Словесный: беседа

  • Что нового вы узнали о линиях?
  • Где в жизни встречаются прямые линии? Кривые линии?
  • Что есть у луча? У отрезка?

-что они бывают прямыми и кривыми, если поставить точку на начало прямой - получится луч, если поставить точку на начало и конец прямой - получится отрезок и т.д.

-дома, в школе и т.д., приводят пример прямых

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.

линий

-дома, в школе, на улице и т.д., приводят пример кривых линий

Рефлексия

Словесный: беседа

«Светофор»

Красный – не понял новую тему. Желтый – понял, но делал ошибки.

Зеленый – понял могу применить новое знание.

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 1 класса "Прямая и кривая линии. Луч"

Конспект урока разрабтан к учебнику математики Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. для 1 класса по теме "Прямая и кривая линии. Луч" с использованием ЭОР....

Уроки математики по теме «Точка. Прямая линия. Кривая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия» (3 часа), 1 класс, УМК «Гармония»

Данные материалы (технологическая карта и презентация) разработаны к урокам математики в 1 классе по теме " Точка. Прямая линия. Кривая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия". Уроки разработаны в соответ...

Урок математики в 1 классе "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч".

Урок математики в 1 классе "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч". УМК "Школа России"....

Конспект урока по математике "Точки и линии".

Конспект урока по математике "Точки и линии" для 1 класса по программе "Перспектива"...

Технологическая карта урока математики 1 класс. Тема: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: сформировать представление  о понятиях «прямая линия», «кривая линия», «отрезок», «луч».Планируемые результаты:предметны...

Конспект урока математики в 1 классе. Тема урока: «Точка. Прямая линия. Кривая линия. Отрезок. Луч».

Урок освоения новых знаний с использованием Цифровой образовательной платформы Учи.ру....

Разработка урока: "Точка. Линия.Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч"

Технологическая карта урока математики и презентация к уроку....