Конспект урока по "Математике", 4 класс, тема: Нахождение нескольких долей целого
план-конспект урока по математике (4 класс)

Чернышева Яна Сергеевна

Класс:

УМК: Школа России

Тема: Нахождение нескольких долей целого

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование умения обучающихся решать задачи на нахождение нескольких долей целого.

Задачи урока:

Обучающие:

-познакомить учащихся с понятиями: «доля», «часть от целого», «целое»,

-учить находить несколько долей целого;

-учить решать задачи на нахождение нескольких долей целого;

-совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, продолжить работу над решением задач.

Развивающие:

-продолжить работу над развитием математической речи;

-учить анализировать, сравнивать, делать выводы;

-развивать логическое и творческое мышление учащихся, их память, внимание и интерес к предмету;

Воспитательные:
-воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки;

-умение работать в коллективе.

Оборудование: Учебник «Математика», 4 класс, 1 часть, авторы М.И. Моро, М.А. Бантова; компьютер; проектор; экран; презентация; раздаточный материал (круги, полоски)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nahozhdenie_doley_tselogo.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:

УМК: Школа России

Тема: Нахождение нескольких долей целого

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование умения обучающихся решать задачи на нахождение нескольких долей целого.

Задачи урока:

Обучающие:

-познакомить учащихся с понятиями: «доля», «часть от целого», «целое»,

-учить находить несколько долей целого;

-учить решать задачи на нахождение нескольких долей целого;

-совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, продолжить работу над решением задач.

Развивающие:

-продолжить работу над развитием математической речи;

-учить анализировать, сравнивать, делать выводы;

-развивать логическое и творческое мышление учащихся, их память, внимание и интерес к предмету;

Воспитательные:
-воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки;

-умение работать в коллективе.

Оборудование: Учебник «Математика», 4 класс, 1 часть, авторы М.И. Моро, М.А. Бантова; компьютер; проектор; экран; презентация; раздаточный материал (круги, полоски)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, Меня зовут Яна Сергеевна. Сегодня урок математики проведу у вас я. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. Покажите мне свои умные глазки и ровные спинки. Повернитесь к соседу и поприветствуйте его улыбкой.

На уроке нам понадобятся ножницы, приготовьте их и положите на край парты.

Теперь мы готовы начинать урок.

Приветствие учителя.

  1. Актуализация знаний.

-Ребята, начнем наш урок с того, что немного поиграем. Игра называется «Одним словом». Я буду читать начало предложения или вопрос, а вы должны закончить или дать ответ одним словом.

1. Эта единица времени равна 24часам

2. Сколько секунд в 1 минуте?

3. Самая маленькая из известных вам единиц длины

4. 10см-это один…

5. 1000кг – это одна…

6. Дополни предложение. мм, см, м, км - это единицы измерения…

7. г, кг,  ц, т - это единицы измерения…

8. См2, м2,  дм2, га, а - это единицы измерения…

9. С, мин,  ч, сут., мес., г.,век - это единицы измерения…

-Сутки

-60

-мм

-дм

-тонна

-Длины

-Массы

-Площади

-Времени

3. Постановка темы и целей урока.

-Послушайте стихотворение

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда!
Разбегайтесь кто-куда!

-А теперь ответьте мне на вопросы.

-Как звери разделили апельсин?

-Всем хватило?

-Что нужно было сделать?

-Сейчас мы будем учиться делить целое на части

-Возьмите полоску, которая у вас на парте. Измерьте ее длину

-Сложите ее пополам и еще раз пополам. Сколько одинаковых долей у вас получилось? 

-Как вы думаете, чему равна длина одной доли? Не измеряя ее линейкой.

-Как вы определили?

-Да, определять величину одной доли мы уже умеем. Возьмите линейку, проверьте измерением длину доли.

- Напишите на каждой доле ее длину

-Чему равна длина двух таких долей? 

- Как вы узнали?

-Чему равна длина трех таких долей? 

- Как вы узнали?

-Отложите в сторону

- Посмотрите на слайд

Слайд 1

-Вспомните, как  найти площадь квадрата?

-Чему равна площадь данного квадрата?

-Проверим

-А теперь нам нужно найти площадь закрашенной фигуры

Слайд 2

-Можем ли мы это сделать?

-Почему

-Вам интересно, как можно найти площадь закрашенной фигуры?

-Попробуйте сформулировать тему урока.

Слайд 3

-Зная тему, поставьте цели урока.

- Целый апельсин разделили на дольки

-Нет

-Посчитать сколько всего зверей и поделить поровну

-20см

-4

-5см

- 20: 4 = 5 (см)

-5см

-10см

- Число 5 повторяется 2 раза: 5∙2 = 10(см)

-15см

- Число 5 повторяется 3 раза: 5 ∙ 3 = 15 (см)

- Чтобы найти площадь квадрата, нужно его сторону умножить саму на себя

- 6 · 6 = 36(см2)

-Нет

-Ответы детей

-Да

- Нахождение нескольких долей целого

-Научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого, вспомнить, как находить долю числа, развивать вычислительные навыки

  1. Открытие новых знаний

-Ребята, а вы любите праздники?

-Какой праздник у вас самый любимый?

− Представьте, что к вам на праздник пришли гости, и вам поручено ответственное задание разрезать торт. Но чтобы никто не обиделся, все кусочки должны быть одинаковыми. У вас на партах лежат модели торта (круги). К вам пришли 3 человека +вы, на сколько частей нужно разделить торт? (на 4 части). 

-Разделите модели торта путём сгибания на указанное количество частей

-Возьмите ножницы и вырежьте один кусочек «торта».

-Какую долю круга составляет вырезанный кусочек?

- Почему одну четвёртую?

-Так что же нужно сделать, чтобы взять одну четвёртую часть целого?

- Проделаем подобную работу используя числовое значение.

Слайд 4

-Прочитайте задачу.

Слайд 5

− Какую часть учеников нужно найти в задаче?

− Как найти одну долю от целого?

− На сколько долей разбито целое?

− Как узнать чему равна одна четвёртая доля класса?

−Сделаем вывод, чтобы найти одну долю от целого нужно…

Молодцы! Теперь вернёмся к модели торта. Один кусочек торта вы уже отдали гостю, но торт ему так понравился, что он попросил ёще кусочек. Вырежьте еще один кусочек торта.

Возьмите в руки вырезанные кусочки и назовите, какую часть торта теперь вы держите в руках

 Как получили две четвёртых части?

− Молодцы ребята! Отложите модели торта в сторону и посмотрите на доску.

Слайд 6

-А теперь определите, чему равны три шестых части площади этого прямоугольника

-Почему данное задание вызвало затруднение?

-Откройте учебники на странице 64, прочитайте тему урока.

-Вернёмся к задаче.  Что значит три шестых части?

- Как вы думаете, как можно найти три шестых части? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику. Страница 64. Прочитайте текст рядом с красной чертой.

-Давайте составим  алгоритм

Слайд 7

− Чтобы найти несколько долей от целого надо:

1) найти величину одной доли

2) величину одной доли умножить на количество взятых долей

-Примените полученные знания к задаче. Как найти три шестых части площади прямоугольника?

-Проверим на слайде.

№ 291 на с.64 учебника

− Прочитайте задание.

− Отрезок какой длины нужно начертить?

− На сколько равных частей разделили отрезок?

− Что нужно найти в задаче?

− Что сначала нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

− Как это сделать?

− Теперь можем ответить на вопрос задачи?

−Молодцы! Начертите отрезок в тетради и запишите решение задачи по действиям с пояснениями.

-Одну четвертую

-Потому что мы разделили круг на 4 равные части и взяли одну часть

-Нужно целое разделить на 4 части и взять одну

-Одну четвертую

-Целое разделить на количество долей

-На 4

-32:4=8 (уч.)

-Целое разделить на количество долей

-Две четвертых

-Сначала разделили целое на 4 равные части, а потом взяли две части

-Мы умеем находить только одну долю, а здесь нужно найти 3

-Нахождение нескольких долей целого.

-Значит, что целое сначала разделили на 6 частей, а потом  взяли 3 из них

-Сначала найдём площадь одной части: 12:6=2см2, а затем получившийся ответ умножим на количество взятых частей: 2·3=6см2

-60 мм

-На 6

-Сколько мм в пяти шестых долях отрезка

-Найти одну шестую долю отрезка

-60:6=10мм

-Да, 10·5=50мм

6. Закрепление изученного материала.

−Теперь решим задачу №293 на с.64 (т) учебника. Прочитайте задачу.

− Сколько вопросов поставлено к одному условию? (2 вопроса)

− Значит нам нужно решить 2 задачи. Ответим сначала на первый вопрос. Для этого заполним таблицу. Один человек к доске.

Слайд 8

−Сколько кг масла израсходовали в столовой?

− За сколько дней израсходовали 21кг?

− Сколько кг масла предполагают израсходовать?

− Известно за сколько дней израсходуют 36кг?

− А что говорится про норму расхода за 1 день?

− Сколько действий будет в решении задачи?

− Что узнаем сначала?

− Как мы это найдём?

− Теперь, зная расход масла за 1 день, сможем ответить на вопрос задачи?

− Молодцы! Запишите решение задачи в тетрадь по действиям с пояснениями

-А вот теперь, ребята, мы можем вернуться к заданию, которое в начале урока вызвало у вас затруднения.

Слайд 9

-Раскрыв секрет нахождения нескольких долей целого, вы сможете найти площадь закрашенной фигуры?

− Как будете это делать?

-Давайте проверим себя.

Слайд 10

-21кг

-За 7 дней

-36 кг

-Нет, нужно найти

-Она одинаковая

-2 действия

-Сколько кг масла расходовали за 1 день

-21:7=3кг

-Да, 36:3=12 дней

-Да

-Квадрат разделили на 4 части, нам нужно найти три четвёртых площади этого квадрата

 7. Подведение итогов урока

- Какие горизонты открылись для вас сегодня, давайте подведем итоги урока?

−Какова была тема урока?

− Какие цели  ставили на уроке?

−Удалось выполнить поставленную задачу?

− Повторите алгоритм нахождения нескольких долей целого.

-Нахождение нескольких долей целого

-Научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого, вспомнить, как находить долю числа, развивать вычислительные навыки

6.Домашнее задание

-А теперь мы с вами откроем дневники и запишем домашнее задание. Слайд 11

7.Рефлексия

-Ребята сегодня мы продолжили изучать очень важную тему. Вы узнали, как находить несколько долей целого. Вы молодцы! Мне было очень приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе по теме: "Нахождение нескольких долей целого" 4 класс

Цель урока: обучать решению новых видов задач, формировать вычислительные навыки, навыки решения текстовых задач, развивать умение выполнять чертёж к задаче.Материалы к уроку: презентация, карточки дл...

Урок математики в 4 классе по теме "Нахождение нескольких долей целого"

Содержательный урок. Все этапы выдержаны. Доступный материал для нонимания и усвоения нового материала....

Презентация к уроку математики в 4 классе по теме "Нахождение нескольких долей целого"

Презентация составлена к уроку математики с учетом материала для повторения ранее изученных тем и закрепления темы "Нахождение доли целого"...

Урок математики в 4 классе на тему "Нахождение нескольких долей целого"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний....