Технологическая карта урока математики "Прямоугольники" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по математике (2 класс)

Баранова Александра Владимировна

Тема урока: «Прямоугольники»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формировать представление о прямоугольнике как о четырёхугольнике, у которого все углы прямые.

Задачи урока

Дидактические:

  1. разработать алгоритм вычисления вида 23*4; 4*23
  2. научить применять алгоритм решения примеров вида 23*4; 4*23

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление при составлении алгоритма
  2. развивать познавательный интерес младших школьников
  3. развивать внимание, зрительную память учащихся;

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. воспитывать аккуратность
  3. воспитывать интерес к математике, культуре общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Учебник, ручка и тетрадки?

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

-Меня зовут – Александра Владимировна и сегодня я проведу у вас урок математики.  Сегодня мы с вами вновь отправимся в страну «Геометрия». Скажите, каких жителей страны «Геометрия» вы уже знаете? А сегодня вы узнаете о новом жителе этой замечательной страны. Желаю, чтобы каждый на сегодняшнем уроке добавил капельку в море своих знаний о стране «Геометрии». Давайте же приступим к работе. Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа.

Показывают готовность к уроку.

Отвечают на вопросы:

-квадрат, углы

Предметные: знать правила русского языка при оформлении записи в тетради

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа       Взаимопроверка

Практический метод: упражнение

Создаёт готовность учащихся к актуализации знаний при помощи устного счета.

Ребята, наш урок мы начнем с устного счета. Сейчас я буду читать задачу, вы должны её решить и назвать ответ. Но мне понадобятся двое смельчаков, которые готовы выполнить эту работу на обратной стороне доски.

Итак, первая задача, слушайте внимательно.

1 задача: Купили 6 кг риса и 7 кг гречки, а манки – столько, сколько гречки и риса вместе. Сколько манки купили?

Решите и запишите ответ.

2 задача: В куске ткани было 42 м. Утром продали 12 м, а вечером – 10 м. Сколько метров осталось?

Решите и запишите ответ.

3 задача: Каждая машина на автодроме вмещает 2 человека. Сколько потребуется машин, чтобы прокатились 7 мальчиков?

Решите и запишите ответ.

Проверяет решение задач:

Итак, приступаем к проверке.

1 задача: 6+7=13 (кг) – купили манки.

Ответ: купили 13 кг манки.

2 задача: 42 – (12 + 10) = 20 (м)- осталось.

Ответ: 20 м ткани осталось.

3 задача: 4 машины.

Ребята, проверьте решение задач у смельчаков, которые работали у доски. Поднимите руку, кто согласен с решением? Почему не согласны?

Хорошо. Присаживайтесь.

Показывают знания, полученные на уроке математики:

Двое учащихся выполняют работу у доски, остальные в тетрадях.

Учащиеся записывают решение задач.

Проверяют решение задач:

1 задача: 6+7=13 (кг) – купили манки.

Ответ: купили 13 кг манки.

2 задача: 42 – (12 + 10) = 20 (м)- осталось.

Ответ: 20 м ткани осталось.

3 задача: 4 машины.

Поднимают руку, кто согласен с решением, кто не согласен, говорят почему.

Предметные: знать таблицу умножения, уметь выполнять деление

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Доска. Проектор.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа      Взаимопроверка

Практический: работа у доски

Задает вопросы, подводящие к теме урока:

Ребята, посмотрите на фигуры, которые вы видите на доске. Как эти фигуры можно разделить на группы?

Кто желает выйти и убрать шестиугольники?

Какие группы фигур остались?

Сколько треугольников?

Какой из них имеет прямой угол? Кто желает выйти и доказать, используя угольник?

Хорошо. Уберем треугольники, какие фигуры остались?

Какие углы имеют оставшиеся четырехугольники? Кто желает выйти и угольником определить виды углов?

Молодец. Можно ли все эти четырехугольники назвать прямоугольниками?

А как вы думаете, какой четырехугольник называется прямоугольником?

Формулирует тему и цель урока:

Какую тему урока и цель мы можем с вами сформулировать?

Верно. Тема нашего урока – «Прямоугольник» и цель, которую мы должны достигнуть – знакомство с прямоугольником.

Отвечают на вопросы:

- по количеству углов

Один ученик убирает все шестиугольники.

-треугольники и четырехугольники.

-2.

Ученик выходит со своим угольником и показывает прямой угол в треугольнике.

- четырехугольники.

Ученик выходит и определяет виды углов.

-нет.

-не знаем.

Формулируют тему, цель урока:

-«Прямоугольник». Цель: знакомство с прямоугольником.

Предметные: знать виды углов, уметь определять углы

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Проектор.

Доска.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: показ способа действия, демонстрация слайдов

Объясняет новый материал:

Сейчас мы с вами отправимся в страну Геометрия. В этой стране есть остров. На острове живет очень важная фигура.

(на экране появляется квадрат)

Важность её признавалась всеми жителями острова. При изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила эта фигура на своем пути, всем хвасталась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые, красивее меня нет фигуры на свете!».

-Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные.

-Ребята, а вы знаете, как называется эта фигура?

-А как вы узнали?

Молодцы. Ходил Квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. И решил Квадрат поискать родственников. «Если встречу родственника, то я сразу его узнаю, - думал Квадрат, - ведь он на меня должен быть чем – то похож».

Однажды встречает он на пути такую фигуру.

(на экране появляется прямоугольник)

Стал квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре.

Вы не догадались, ребята, чем похожи эти фигуры?

И спросил тогда Квадрат: «Как тебя зовут?».

-Меня зовут…

Кто знает, как называется эта фигура?

Правильно, прямоугольник. А почему же она так называется?

Давайте убедимся в этом. При помощи треугольника измерим все углы. Кто желает измерить углы у прямоугольника?

(вывешивает на доску прямоугольник)

Хорошо. Все углы прямые. Скажи, сколько сторон у прямоугольника?

Покажи стороны, которые лежат одна против другой.

Это противоположные стороны.

Давайте измерим их длину. Измерь их длину.

Что скажешь?

Измерь две другие противоположные стороны.

Хорошо, присаживайся. Ребята, сформулируйте вывод о длине противоположных сторон прямоугольника.

В этом можно также убедиться не измеряя стороны, а накладывая их друг на друга.

(показывает равенство сторон, накладывая их друг на друга)

Вот Квадрат и спрашивает: «А мы не родствеенники с тобой?»

«Я бы тоже был рад узнать об этом, - отвечает Прямоугольник. Если у нас сойдутся четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас одна и та же фамилия».

Стали они искать и нашли эти 4 признака.

Давайте и мы их найдем.

Сколько углов у прямоугольника?

Какой первый признак?

Что мы знаем о углах прямоугольника?

Какой второй признак?

Сколько сторон у прямоугольника?

Какой третий признак?

Что мы знаем о сторонах прямоугольника?

(по мере открытия признаков они появляются на экране)

Молодцы, ребята! А какая же общая фамилия может быть у них?

Обрадовались квадрат и прямоугольник тому, что нашли близких родственников и начали с тех пор дружить.

О какой фигуре вы узнали в сказке?

Откройте ваши учебнике на странице 14. Кто желает прочесть правило на странице 14?

Отвечают на вопросы:

-квадрат.

-стороны равны, углы прямые.

-все углы прямые.

 

-прямоугольник.

-все углы прямые.

Ученик измеряет углы угольником.

Ученик у доски отвечает на вопрос:

-4.

Показывает стороны.

Ученик измеряет длину.

-они равны.

-они тоже равны.

-противоположные стороны прямоугольника равны.

-4.

-четыре угла.

-они прямые.

-все углы прямые.

-4.

-четыре стороны.

-противоположные стороны равны.

-прямоугольники.

-о прямоугольнике.

Ученик читает правило.

Предметные: знать виды углов

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Доска.

Проектор.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа

Практический: работа в тетрадях, упражнение

Решение заданий на закрепление первичных знаний:

Посмотрите на 2 номер в учебнике. Кто желает прочитать задание под цифрой 1?

Итак, приступаем к работе. Запишите в тетрадях номер 2. Итак, давайте начертим сначала треугольник с прямым углом. Что надо начертить сначала.

Воспользуемся чертежным треугольником. Расположите чертежный треугольник в тетради так, чтобы вершина его прямого угла совпала с вершиной угла одной из клеточек. Теперь по чертежному треугольнику проведите стороны прямого угла. На каждой из сторон отметьте точки и соедините их отрезками.

(аналогично строятся остальные фигуры по заданию)

Молодцы. А теперь самостоятельно найдите среди этих фигур прямоугольник и раскрасьте его.

Итак, вот мы и узнали с вами о прямоугольнике и умеем его строить и находить.

Решение примеров:

Ученик читает задание.

Чертят треугольник.

Прямой угол.

Выполняют действия при построении треугольника.

Чертят четырехугольник у которого все углы прямые, и у которого одни углы прямые, другие нет.

Раскрашивают прямоугольник.

Предметные: уметь пользоваться угольником, знать виды углов

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Учебник.

Доска.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная, парная                  Взаимопроверка

Практический метод: самостоятельная работа, упражнение

Проводит самостоятельную работу:

Теперь посмотрите на 6 номер в учебнике. Запишите в тетради номер 6. Сейчас вы приступите к самостоятельной работе. Первый вариант – решаете примеры: 75 – 24, 43+16, 64+35, второй вариант – 64+35, 86-46, 97-56. Чтобы вы не запутались, примеры можете посмотреть и на доске. Не забудьте сделать проверку. На работу у вас 5 минут. Приступайте.

Осуществляет взаимопроверку самостоятельной работы:

Закончили выполнение работы. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Посмотрите на экран и проверьте решение примеров. Карандашом оцените работу соседа по парте.

1 вариант:

75-24=51

51+24=75

43+16=59

59-16=43

64+35=99

99-35=64

2 вариант:

64+35=99

99-35=64

86-46=40

40+46=86

97-56=41

41+56=97

Отлично. Продолжаем нашу работу.

Оценивает работу учащихся, которые активно работали на уроке с выставлением оценки.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют выполнение решения примеров:

1 вариант:

75-24=51

51+24=75

43+16=59

59-16=43

64+35=99

99-35=64

2 вариант:

64+35=99

99-35=64

86-46=40

40+46=86

97-56=41

Предметные: уметь выполнять вычисления

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Учебник.

 Проектор

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма: индивидуальная, фронтальная, групповая

Словесный метод: беседа   Взаимопроверка

Практический:работа у доски, в тетрадях, упражнение

Решают задачу:

Запишите в тетради задача номер 4. Кто хочет прочитать задачу.

Теперь я еще раз прочту задачу, а вы внимательно следите.

О чем говорится в задаче?

Что нам известно?

Хорошо. Что нам необходимо сделать?

Какой вопрос к задаче мы можем поставить, чтобы задача решалась в одно действие, в два действия?

Хорошо. Для решения задачи составим краткую запись. Кто желает составить краткую запись?

Составляет краткую запись:

Составим краткую запись:

О чем говорится в задаче?

Сколько выражений придумал Витя?

Сколько выражений придумала лена?

Изобрази это в краткой записи.

Что необходимо найти?

Анализирует задачу:

Хорошо. Если мы решаем задачу одним действием и нам известно, что Витя придумал 6 выражений со скобками, а Лена на 2 таких выражения больше, то каким действием мы сможем узнать, сколько выражений придумала Лена?

Отлично.  Если мы решаем задачу двумя действиями и нам известно, что Витя придумал 6 выражений со скобками, а Лена на 2 таких выражения больше, то что мы должны будем найти в начале?

Как мы это узнаем? Каким действием?

Каким способом мы сможем узнать, сколько выражений придумали Витя и Лена вместе?

Хорошо. Кто желает выполнить задачу одним действием? Кто двумя действиями?

Решают задачу.

Проверка решения задачи:

Давайте проверим, как справились ребята у доски. Посмотрим на решение задачи в одно действие. Кто согласен поднимите руку.

Задача одним действием:

6+2=8 (в.) – придумала Лена

Ответ: Лена придумала 8 выражений

Проверим решение задачи в два действия. Кто согласен, поднимите руку.

Задача двумя действиями:

1)6+2=8(в.)-придумала Лена.

2)6+8=14(в.)-придумали вместе.

Ответ: 14 выражений придумали Витя и Лена вместе.

Хорошо. Присаживайтесь.

Читают задачу.

Ученик читает задачу.:

Отвечают на вопросы:

-о выражениях

-что Витя придумал 6 выражений со скобками, значение которых равно 15, а Лена придумала на 2 таких выражения больше.

Поставить вопрос и решить задачу.

-сколько выражений придумала Лена., и сколько выражений придумали Лена и Витя вместе.

Составляют краткую запись:

-о выражениях

-6.

На 2 больше.

Ученик изображает в краткой записи.

-сколько выражений придумала Лена., и сколько выражений придумали Лена и Витя вместе.

Анализируют задачу:

-сложением.

-сколько выражений придумала Лена.

-сложением.

-сложив количество выражений Вити и Лены.

Двое учеников решают задачу.

Решают задачу.

Проверка решения задачи:

Высказывают согласие/несогласие.

Задача одним действием:

6+2=8 (в.) – придумала Лена

Ответ: Лена придумала 8 выражений

Задача двумя действиями:

1)6+2=8(в.)-придумала Лена.

2)6+8=14(в.)-придумали вместе.

Ответ: 14 выражений придумали Витя и Лена вместе.

Предметные: уметь выполнять сложение, уметь анализировать задачи

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Доска.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: беседа

Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку:

Ребята, какая тема урока у нас была?

Что мы сегодня узнали?

Кто может перечислить признаки прямоугольника?

Кто доволен своей работой поднимите руку.

Какое задание было самым интересным?

Кто научился чертить прямоугольник и определять прямоугольник среди разных фигур, поднимите руку.

Кто напомнит цель урока и скажет, достигли ли мы ее?

Озвучивает домашнее задание.

Отвечают на вопросы:

-прямоугольник.

-признаки прямоугольника, что такое прямоугольник.

-четыре угла, все углы прямые, четыре стороны, противоположные стороны равны.

-поднимают руки

-задача

-поднимают руку

-да

Записывают домашнее задание.

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Доска.

Проектор

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 26.01.2021

Школа: №152

Класс: 2 «б»

Урок: 1

Время: 14.00-14.40   Кабинет: 213

Студент: Баранова Александра

Группа: 35

Учитель: Кузнецова В.В._________________________

Методист: Андреева Т.С__________________________

Тема урока «Прямоугольники»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формировать представление о прямоугольнике как о четырёхугольнике, у которого все углы прямые.

Задачи урока

Дидактические:

  1. разработать алгоритм вычисления вида 23*4; 4*23
  2. научить применять алгоритм решения примеров вида 23*4; 4*23

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление при составлении алгоритма
  2. развивать познавательный интерес младших школьников
  3. развивать внимание, зрительную память учащихся;

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. воспитывать аккуратность
  3. воспитывать интерес к математике, культуре общения

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на терри­тории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...

Технологическая карта урока окружающий мир «Россия на карте» УМК "Школа России", 2 класс

Тема урока: «Россия на карте» Тип урока: урок «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования умений работать с картой; представления об о...