Технологическая карта урока математики "Квадратный дециметр", 3 класс (УМК "Школа России", М. И. Моро)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Костромина Анастасия Вячеславовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока «Квадратный дециметр»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для изучения новой единицы измерения площади – квадратный дециметр (дм2).

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Научить записывать новую единицу измерения площади – квадратный дециметр (дм2), определять соотношение между изученными единицами площади.
  2. Закрепить навык решение задач на нахождение площади прямоугольника (дм2).

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, навыки измерения длины и площади посредством вычисления площади фигур;
  2. Развивать умение контролировать и корректировать свою деятельность посредством выполнения самостоятельных заданий.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к новому материалу за счёт самостоятельного разрешения проблемных ситуаций;
  2. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к учебнику.

Оборудование: УМК «Школа России»,  М. И. Моро «Математика», 3 класс 1 часть, стр.66,  учебная презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Квадратный дециметр"58.45 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 30.11.2021

Школа: Многопрофильный лицей №148

Класс: 3 «Г»

Урок: 4

Время: 10:40 – 11:20  Кабинет: 113

Студент: Костромина Анастасия

Группа: 46

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист: Серебренникова Светлана Валентиновна

Тема урока «Квадратный дециметр»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для изучения новой единицы измерения площади – квадратный дециметр (дм2).

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Научить записывать новую единицу измерения площади – квадратный дециметр (дм2), определять соотношение между изученными единицами площади.
  2. Закрепить навык решение задач на нахождение площади прямоугольника (дм2).

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, навыки измерения длины и площади посредством вычисления площади фигур;
  2. Развивать умение контролировать и корректировать свою деятельность посредством выполнения самостоятельных заданий.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к новому материалу за счёт самостоятельного разрешения проблемных ситуаций;
  2. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к учебнику.

Оборудование: УМК «Школа России»,  М. И. Моро «Математика», 3 класс 1 часть, стр.66,  учебная презентация, раздаточный материал

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивноеоборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Приветствует учащихся;

2. Проверяет готовность учащихся к уроку;

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Я очень рада вас всех видеть, давайте улыбнемся соседу справа, соседу слева. Молодцы, ребята, присаживайтесь!

Вспомним правила посадки для красивого и правильного написания букв и цифр.

1. Приветствуют учителя

2.  Показывают готовность к уроку

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический: выполнение пробного задания, анализ материала

Словесный: учебный диалог

1.Установка на повторение раннее изученного материала.

2.Учитель создаёт проблемную ситуацию для определения темы и цели урока.

- Начнем мы с вами урок с разминки. Но не физической, с математической. Сейчас я вам раздам карточки, на которых будет написано задание. Вам необходимо вспомнить таблицу умножения.

3 ∙ 4 =

4 ∙ 2 =

14 : 7 =

2 ∙ 9 =

8 ∙ 6 =

72 : 8 =

9 ∙ 7 =

6 ∙  7 =

54 : 6 =

56: 7 =

63 : 9 =

27 : 3 =

9 ∙ 8

6 ∙ 9 =

12 : 6 =

48 : 8 =

6 ∙ 5 =

7 ∙ 7 =

18 : 3 =

15 : 5 =

90 : 9 =

7 ∙ 4 =

5 ∙ 9 =

12 : 3 =

30 : 6 =

25 : 5 =

35 : 7 =

4 ∙ 5 =

8 ∙ 3 =

30 : 3

- С какой единицей площади мы уже знакомы? 

- Начертите в тетради 1 квадратный сантиметр.

- Что вы начертили? 

 - А теперь, давайте вспомним, какими способами можно измерить площадь прямоугольника? 

 - Сейчас вы поработаете в парах. У вас на парте конверт с геометрическими фигурами. Достаньте из конверта желтый прямоугольник и найдите его площадь.

- Давайте вспомним, что нужно для этого сделать?

- Итак, мы узнали площадь жёлтого прямоугольника. Она равна 16 см2

- В каких единицах мы измерили площадь данного прямоугольника? 

- Достаньте из конверта маленький зелёный квадратик. Что вы можете сказать об этом квадратике? 

 - Теперь достаньте из конверта голубой прямоугольник и измерьте его площадь с помощью мерки 1 квадратный сантиметр.

- Как вы это будете делать?

 - Сколько раз уместился 1 квадратный сантиметр в нашем прямоугольнике? 

- Какой сделаем вывод? 

 - Теперь положите перед собой белый прямоугольник и с помощью модели сантиметра измерьте его площадь. (Даю мало времени сознательно для того, чтобы учащиеся поняли, что эта мерка маленькая для измерения большого прямоугольника).

- Закончили работу. Назовите, какова площадь этого прямоугольника? 

- Почему не успели, у вас же все для измерения есть, вы работали парами, что случилось? 

1.Выполняют карточку

2.Участвуют в учебном диалоге

Квадратный сантиметр

Чертят в тетради

Квадрат со стороной 1 см

Наложением фигур; приложением мерки; измерить длину и ширину и перемножить данные

Площадь прямоугольника = 8 см * 2 см = 16 см2

Измерить длину и ширину, умножить длину на ширину

В квадратных сантиметрах

Это 1 квадратный сантиметр

Приложить зелёный квадратик.

S = 3 см * 4 см = 12 см2

12 раз

Площадь голубого прямоугольника рана 12 см2

Не успели узнать

Маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать, трудно было.

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог

1. Учитель совместно с детьми определяют тему и цель урока.

2. Учитель помогает составить план работы на уроке.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Правильно, молодцы!

- Чему мы должны научиться за урок? Какую цель перед собой поставим?

- Чтобы добиться цели, давайте составим план нашей работы.

План

  1. Вспомним, какие единицы измерения площади мы знаем
  2. Узнать, что такое квадратный дециметр
  3. Научиться измерять площадь с новой единицей измерения

- Сейчас сделаем с вами так, чтобы наши глазки отдохнули

Гимнастика для глаз:

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано:

Где окно, а где – крыльцо.

Обведу я снова круг –

Посмотрю на мир вокруг.

1. Ученики формулируют тему  и цель урока.

2. Составляют план работы на уроке.

- «Квадратный дециметр»

-Узнать, что такое квадратный дециметр

План

  1. Вспомним, какие единицы измерения площади мы знаем
  2. Узнать, что такое квадратный дециметр
  3. Научиться измерять площадь с новой единицей измерения

.

Выполняют гимнастику для глаз

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

1.Организует открытие нового знания

А сейчас я предлагаю вам начертить квадрат, сторона которого 10 см. Какое свойство квадрата мы знаем?

Узнайте, чему равна площадь этого квадрата.

Какой  другой величиной мы можем заменить 10 см?

Верно, молодцы

Подпишите длину сторон квадрата и этой величиной. У каждого из вас получился квадрат, сторона которого 1 дм.

Записывается это так: 1 дм2, 5 дм2.

Чему равна площадь этого квадрата?

У каждого из вас в тетради модель квадратного дециметра.

А давайте посчитаем, сколько квадратных сантиметров поместится в 1 кв. дм. Как это можно сделать? 

– Некоторые предложили разделить на квадратные сантиметры и посчитать. Давайте так попробуем сделать.
– Попробуйте быстро посчитать. А какой способ легче и быстрее? 

– Посчитайте. 

1 дм2 = 100 см2   

 – Итак, что мы сейчас узнали? 

Следовательно, какой вывод мы можем сделать?

Верно, ребята, молодцы! 100 см2 = 1 дм2.

Откройте учебник на странице 66. Прочитаем правило и постараемся запомнить

Посмотрите на картинки и найдите среди них те, которые удобнее измерять в квадратных сантиметрах, и те, которые удобно измерять в квадратных дециметрах. Вы видите на экране учебник, тетрадь, почтовую марку, блокнот, зеркало, шкаф.

1.  Выполняют задание

У квадрата все стороны равны

Площадь квадрата = 100 см2

1 дм

Разделить большой квадрат на кв. см и посчитать; мы знаем, что сторона большого квадрата 10 см, можно умножить 10 на 10.

Перемножить 10 на 10
10см * 10см = 100 см
2

Как дм2 связан с см2

В 1 дм2 содержится 100 см2

Читают правило

В квадратных дециметрах удобнее измерять крупные предметы – шкаф, зеркало, учебник, тетрадь. А маленькие – марку, блокнот – в квадратных сантиметрах

М: выдвижение гипотез и их обоснование (П);

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Учебная презентация, учебник

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Практические: выполнение физических упражнений

Учитель организует и проводит динамическую паузу

Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться может.
Влево смотрим - раз, два, три.
Так. И вправо посмотри. 
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)

Выполняют упражнения.

М: умение соотносить свои действия с действиями студента

Учебная презентация

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Словесный: учебный диалог,

Практический: упражнения

1. Учитель проводит учебный диалог.

2. Осуществляет проверку работы с учебником.

 Раз уж мы пришли к выводу, что площадь зеркала удобнее измерять в квадратных дециметрах, то попробуем посчитать площадь одного такого зеркала. Решим задачу на странице 66, №3. Я попрошу одного человека выйти к доске и решить задачу с объяснением, остальные работают у себя в тетрадях.

Что нам известно?

Запишем условие в форме краткой записи.

Что нам необходимо найти?

Как мы это можем сделать?

Как запишем это действие?

Хорошо, молодцы. Теперь записываем ответ.

1.Работают с учебником и в тетради

Читают задачу

Высота зеркала = 10 дм, ширина = 5 дм.

Высота – 10 дм

Ширина – 5 дм

S - ? дм2

Площадь прямоугольного зеркала.

Умножить высоту на ширину.

10 дм * 5 дм = 50 дм2

Ответ: площадь зеркала 50 дм2

П: уметь работать с открытым правилом;

П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

Учебная презентация,

тетрадь

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: выполнение с/р

Наглядный: проверка по эталону

1.Проводит самостоятельную работу.

- Применяя новое знание, выполните задание: соедини линиями равные друг другу именованные числа

1) 1 дм²

А) 8 дм²

2) 10 дм²

Б) 2900 см²

3) 29 дм²

В) 100 см²

4) 800 см²

Г) 5 дм²

5) 500 см²

Д) 1000 см²

Самооценка: ______

Оценка товарища: ______

1.Выполняют самостоятельную работу.

2. Выполняют самопроверку.

1 – В

2 – Д

3 – Б

4 – А

5 – Г 

П: устанавливать причинно-следственные связи;

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесные: учебный диалог

Практический: упражнение

1. Даёт установку на выполнение задания, обсуждает задачу с учащимися.

2. Даёт установку на домашнее задание.

Снимок экрана (158).png

Прочитайте задачу. О чём она?

Как записать задачу кратко?

Что примем за единицу?

Что нам нужно найти?

Заполним таблицу

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

Значит 1 действие у нас какое?

Зная кол-во метров для 1 одного костюма, теперь мы можем найти сколько метров потребуется на 10 костюмов?

На 7 костюмов?

Хорошо, молодцы. Записываем ответ.

Открываем дневники и записываем домашнее задание:

Рабочая тетрадь, стр. 45, № 117, 118.

1. Выполняют  задание.

2.Записывают домашнее задание в дневник.

О костюмах

В таблице

Расход ткани на один костюм

Сколько метров ткани на 10 костюмов и на 7 костюмов

Расход ткани на 1 костюм

Кол-во костюм

Общий расход ткани

? м

6

12 м

10

? м

7

? м

Нет, потому что не знаем, сколько метров ткани потребуется для 1 костюма

12:6=2 (м) – на 1 костюм

Да, 2*10 = 20 (м) – на 10 костюмов

2*7=14 (м) – на 7 костюмов

П: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач;

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Учебник,

рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, И

Словесные: беседа, анализ

1.Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.
2.Проводит работу по самооценке.

- Что нового мы узнали на уроке? 

-Что такое квадратный дециметр? 

 - Сколько квадратных сантиметров содержится в одном квадратном дециметре? 

- Что нового вы для себя узнали?

- Что вам понравилось делать больше всего?

- А в чем были трудности?

- Ребята, вы сегодня все хорошо поработали. На экране вы видите лестницу успеха.

Если вы усвоили материал полностью, то поднимите руку те, у кого человечек на верхней ступеньке.

Если вы поняли тему урока, но у вас остались вопросы, то ваш человечек на ступеньке посередине. - Есть ли у нас сегодня такие ребята, у кого человечек на самой нижней ступеньке?

- Спасибо вам за работу! Вы большие молодцы!

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

2. Дают оценку своей работе на уроке.

Познакомились с новой единицей измерения площади - квадратным дециметром.Это квадрат со стороной 1 дециметр.

100 см2

Решать задачу

При выполнении заданий/при вычислении таблицы умножения

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики 4 класс школа России по теме "Нахождение площади при помощи палетки"

Технологическая карта урока математики в 4 классе по программе "Школа России" по теме: "Нахождение площади при помощи палетки"...

Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55

Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55Форма ведения урока по ФГОС НОООбъяснительно-иллюстративный урокУрок Повторения и...

Технологическая карта урока математики 2 класс Школа России

урок математики по программе "Школа России" 2 класс  урок закрепления...

Технологическая карта урока ИЗО 2 класс Школа России

урок изо  Тема:" В мире сказочных героев"...

Технологическая карта урока в 4 классе по теме "Величины" (Математика. Моро и др. УМК "Школа России")

Технологическая карта урока математики по теме "Величины" (километр) в 4 классе...

Технологическая карта урока математики.2 класс. "Школа Россиии"

Технологическая карта урока математики. 2 класс, УМК "Школа России". Тема "Текстовые задачи,раскрывающие смысл действия умножения"....