Планы-конспекты к урокам в начальной школе
план-конспект урока по математике

Рецлаф Татьяна Генадьевна

Данные конспекты были разработаны во время прохождения производственных практик и во время подготовки к демонстрациям фрагментов уроков в ходе учебного процесса в колледже

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разрешаю ____________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока окружающего мира,

проведенного во 2 «Б» классе

обучающейся Рецлаф Татьяны Генадьевны

07.09.2021

Консультация учителя________________

Консультация методиста________________

План-конспект урока окружающий мира

УМК: «Школа России» 2 класс

(Плешаков А.А. Окружающий мир, 2 класс 1 ч. стр. 40-43, рабочая тетрадь №1 стр. 17)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 07.10.2021

Время: 14:00-14:40

Место: МАОУ «Гимназия №2 г. Черняховска», каб. 25

Класс: 2 «Б»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Звёздное небо»

Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся знаний о созвездиях, умений определять и различать созвездия

Задачи:

Образовательные: формировать умение определять и различать созвездия Льва, Кассиопеи, Ориона, Большой Медведицы, Лебедя, знакомить с созвездиями Знаков Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы

Развивающие: развивать умение самостоятельно применять имеющиеся знания, произвольное внимание, произвольную память, логическое мышление, продолжать работу по  формированию организации своей деятельности, самопроверки, взаимопроверки и самоконтроля

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за собственную деятельность, создавать условия для формирования навыков самоконтроля, интереса к окружающему миру, формирования сознательной дисциплины при работе с текстом

Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата; проведение физкультминуток

Планируемые результаты:

Личностные: понимает и принимает нормы и правила школьной жизни, внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»; понимает, что знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: находит и выделяет при помощи учителя информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; понимает содержание текста, интерпретирует смысл, фиксирует полученную информацию в виде записей, схем; анализирует объекты окружающего мира

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: понимает и принимает учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; сохраняет учебную задачу урока; оценивает правильность выполнения заданий, используя критерии оценивания, предложенные учителем; контролирует и корректирует своё поведение, демонстрирует способность к проявлению волевого усилия

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: включается в коллективное обсуждение с учителем и одноклассниками; формулирует ответы на вопросы; строит монологические высказывания; слушает учителя и одноклассников

Предметные: находит нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе; преобразует и применяет усвоенные знания; находит и различает созвездия

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь № 1, проектор, презентация, наглядный материал (карточки со словами-помощниками, карточки с критериями оценивания), раздаточный материал (индивидуальная карточка «Большая Медведица» 1 шт., карточки для парной работы 15 шт., карточки для рефлексии 30 шт., карточки для проверки имеющихся знаний – 30 шт.)

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие

У: Здравствуйте! Поприветствуем друг друга. Меня зовут Татьяна Генадьевна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

2) Проверка готовности к уроку

У: Проверьте, у всех ли на столах лежат учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал?

У: Молодцы! Теперь я вижу, что все готовы к уроку.

3) Мотивация к обучению и познанию

У: Наш урок хочется начать такими словами: Дорогие ребята!

Я очень рада войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда урок не впрок.

Отгоним страх и все сомнения –

И вместе сочиним урок!

II. Актуализация умений и знаний.

Тестирование

У: Ребята, перед тем как начать работу над новой темой, нужно проверить ваши знания. Сейчас вам нужно будет выполнить тест на тему «Природа». Подпишите свои фамилии в верхнем левом углу. На выполнение теста вам даётся 5 минут, отмечайте ответы прямо на розданных листах. Будьте внимательны, когда будете читать вопросы теста.

  1. Какая бывает природа? Выбери один правильный ответ.

а) живая и ненастоящая

б) живая и неживая

в) живая и мёртвая

 2.  Что относится к живой природе? Выбери два правильных ответа.

а) кошка

б) вода

в) человек

г) камень

3.  Как называются происходящие в природе изменения? Выбери один правильный ответ.

а) явления природы

б) явления жизни

в) живая и неживая природа

4. Как люди называют сочетание температуры, воздуха, облачности, осадков, ветра? Выбери один правильный ответ.

а) метеорология

б) погода

в) прогноз погоды

5. Соедини стрелками осенние явления живой и неживой природы.

Затяжные дожди

Густые туманы

Осенние явления живой природы

Отлёт перелётных птиц

Осенние явления неживой природы

У: Теперь поменяйтесь со своим соседом по парте листочками с выбранными ответами, приготовьтесь выполнить проверку: если ваш сосед ответил правильно, поставьте рядом с вопросом плюс, если неправильно – минус.

У: (И. у.), скажи, какой бывает природа?

О: Природа бывает живая и неживая.

У: Молодец. Это правильный ответ, и он написан под буквой «б». Если ваш сосед выбрал этот вариант ответа, не забудьте поставить плюс напротив первого вопроса. (И.у.), что из перечисленного относится к живой природе?

О: К живой природе относятся кошка и человек.

У: Верно! Этот ответ под буквами «а, в». Ставьте плюс, если у соседа выбран правильный ответ. К какой природе тогда отнесём воду и камень?

О: Вода и камень относятся к неживой природе.

У: Молодец. (И.у.), как называются происходящие в природе изменения?

О: Изменения, происходящие в природе, называются явления природы.

У:  Правильно. Этот ответ под буквой «а». Не забывайте ставить плюс, если ответ верный, и минус, если он неправильный. (И. у.), как люди называют сочетание температуры, воздуха, облачности и ветра?

О: Это называется погода.

У: Замечательно. Этот ответ записан под буквой «б». Ставьте плюс, если ваш сосед ответил правильно. (И. у.), какие осенние явления ты отнёс к неживой природе?

О: Я отнёс затяжные дожди и густые туманы к явлениям неживой природы.

У: Верно. Тогда к какой природе относится отлёт перелётных птиц?

О: Отлёт перелётных птиц относится к явлениям живой природы.

У: Верно! Поставьте плюс или минус, если ответ правильный. Поменяйтесь листами с соседом по парте снова. Теперь вы знаете, сколько у вас правильных ответов и можете узнать, какую оценку вы получите. Посмотрите на доску – вы можете увидеть критерии оценки.

Критерии оценки:

«5» - 5 правильных ответов  («Ты молодец!»)

«4» - 4 правильных ответа («Ты хорошо справился!»)

«3» - 3 правильных ответа («Постарайся быть внимательнее в следующий раз»)

«2» - 2 правильных ответа («Тебе нужно повторить прошлые темы ещё раз»)

III. Открытие новой темы. Целеполагание .

У: Сейчас я соберу ваши листы с проверочной работой, а вы пока внимательно посмотрите на доску и подумайте, что же на ней изображено. (И. у.), как ты думаешь, что изображено на доске?

О: На доске изображено ночное небо.

У: Верно.  А теперь вы видите то же небо?

О: Нет.

У: (И. у.), что же изменилось?

О: На небе появились звёзды.

У: Молодец. Как думаете, почему мы начали урок с этого? (Если мы обсуждаем эти изображения, значит, это нужно для нашего урока. Что же мы делаем каждый раз перед тем, как начинаем изучать новый материал?)

О: Мы начали урок с обсуждения этих изображений, потому что это связано с темой нашего урока (Каждый раз перед тем, как начать изучать новый материал, мы открываем тему.)

У: Так как же будет звучать тема нашего урока?

О: Тема нашего урока – Звёздное небо.

У: Верно.  Вы уже знакомились в первом классе со звёздами при изучении темы «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью». Во время изучения этой темы вы узнали об одном созвездии, а ведь этих созвездий ещё целое множество! Взгляните на меловую доску – на ней представлены слова, с помощью которых мы поставим задачи сегодняшнего урока. (И.у.), прочитай первое слово.

О: Вспомним…

У: Что мы можем вспомнить на сегодняшнем уроке?

О: Мы можем вспомнить, что такое звёзды, мы вспомним о созвездии, которое мы уже изучали.

У: Верно, сегодня мы вспомним о созвездии, с которым вы уже знакомы. (И. у.), прочитай второе слово.

О: Узнаем…

У: О чём мы можем узнать на сегодняшнем уроке?

О: Мы можем узнать о новых созвездиях.

У:  Верно, мы узнаем о других созвездиях, которые можем увидеть на ночном небе, и о том, откуда произошли названия этих созвездий. (И. у.), прочитай третье слово.

О: Будем учиться…

У: Чему мы можем учиться на сегодняшнем уроке?

О: Мы можем учиться различать эти созвездия.

У: Молодцы!

IV. Открытие новых умений, знаний.

  1. Работа с учебником

У: Ребята, вспомните, что же такое звёзды?

О: Звёзды – это светящиеся тела.

У: Вы были близки к ответу. Звёзды – это огромные светящиеся газовые шары. Вы знаете, как называется одна из самых больших звёзд в космосе?

О: Самая большая звезда в космосе – это Солнце.

У: Верно! Но в космосе есть ещё много других звёзд и их скоплений, то есть созвездий. Посмотрите на интерактивную доску – на ней изображено уже знакомое вам созвездие, постарайтесь вспомнить, как оно называется. Может быть, так вам будет легче определить, что это за созвездие.

О: Это созвездие льва.

У: Верно! Откройте учебник на странице 40. Найдите созвездие Льва в учебнике на рисунке. Под какой цифрой оно обозначено, (И. у.)?

О: Созвездие Льва обозначено под цифрой 2.

У: Верно. Внимательно посмотрите, какие новые созвездия нам предстоит изучить – они перечислены под рисунком. (И. у.), перечисли эти созвездия.

О: Нам предстоит изучить созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея, Большая Медведица.

У: Молодец. У этих созвездий очень красивые названия, как вы думаете?

О: Да, у этих созвездий красивое название.

У: Узнаем, почему их назвали именно так, прочитав информацию, которая есть на 41 странице учебника. (И. у.), прочитай вслух про созвездие Кассиопея. В честь кого назвали это созвездие?

О: Это созвездие назвали в честь царицы Кассиопеи – героини древнегреческих мифов.

У: В учебнике написано, что летом и весной это созвездие перевёрнуто. В мифе о Кассиопее говорится о том, что её созвездие находится перевёрнутым в наказание за то, что  Кассиопея однажды заявила, что она красивее самих нимф – одних из самых прекрасных древнегреческих божеств. (И. у.), прочитай вслух про созвездие Орион. В честь кого названо это созвездие?

О: Это созвездие названо по имени одного древнегреческого охотника.

У: Существует очень много мифов в честь Ориона – знаменитого охотника, необычайно красивого и высокого. За его рост его иногда называли великаном. (И. у.), прочитай вслух про созвездие Лебедь. Почему его назвали так?

О: Его назвали так, потому что оно напоминает лебедя с раскинутыми крыльями.

  1. Работа с индивидуальной карточкой

У: Верно. (И. у.), прочитай вслух про созвездие Большая Медведица. Какое созвездие находится рядом с Большой Медведицей?

О: Рядом с Большой Медведицей находится созвездие Малая Медведица.

У: Верно. Перелистните на 40 страницу учебника и ещё раз внимательно посмотрите на изображения созвездий. Теперь созвездие Орион под цифрой 1 действительно выглядит так, словно оно является великаном, а созвездие Лебедь под цифрой 3 словно раскрыло свои огромные крылья. А созвездие Кассиопея под цифрой 4 действительно похоже на растянутую букву «М». Посмотрите внимательно, это созвездие похоже на обычную букву «М» или на перевёрнутую?
О: Созвездие под цифрой 4 похоже на обычную букву «М».

У: Как думаете, авторы учебника изобразили созвездие Кассиопея в зимнее и осеннее время или в весеннее и летнее? Мы читали об этом, вспомните.

О: Авторы учебника изобразили созвездие Кассиопея в зимнее и осеннее время, потому что оно не перевёрнуто.

У: Молодцы. А под цифрой 5, посмотрите внимательно, изображено созвездие Большая Медведица. Сейчас мы немного отвлечёмся и разомнёмся.

V. Физминутка.

У: 1. Побудем с вами прекрасным охотником Орионом, который осматривает всё. Для этого мы сидя поставим руки на пояс. 1 – поворот головы направо, 2 – исходное положение, 3 – поворот головы налево, 4 – исходное положение, 5 – плавный наклон головы вперёд, 6 – исходное положение, 7 – плавный наклон головы назад, 8 – исходное положение (6 раз)

  1. Сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак («Пытаемся дотянуться до звёзд и схватить одну»), 2 – разжать кисти («Отпускаем») (6 раз), плавно опустить руки вниз и потрясти кистями
  2. Теперь вообразим, будто мы с вами Лебеди с раскрытыми крыльями. Сидя, тыльной стороной ладони поставим руки на пояс. 1-2- свести локти вперёд и наклонить голову, 3-4 – локти назад и прогнуться (4 раза)

VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

  1. Работа с раздаточным материалом

У: Мы с вами поговорили о созвездиях, которые являются одними из самых известных. Откройте страницу 42 учебника. Читаем по одному предложению цепочкой, начиная с (И. у.). В какое путешествие приглашают нас авторы учебника?

О: Авторы учебника приглашают нас в путешествие по зодиаку.

У: Верно. Во время этого путешествия мы познакомимся с разными Знаками Зодиака – так их ещё называют. У вас на столах лежат карточки с текстом о них. Посмотрите, сколько Знаков Зодиака существует?

О: Существует 12 Знаков Зодиака.

У: Молодцы. Вам предстоит разделиться со своим соседом по парте  и подчеркнуть нужную информацию в тексте ручкой или карандашом. Какая информация нам будет нужна? Об этом мы прочитали в учебнике, нам нужно будет узнать, как это созвездие представляли себе люди древности. На выполнение этого задания вам даётся 6(5) минут. Прочитайте свои подчёркнутые ответы цепочкой, начинаем с тебя, (И. у.).

  1. Работа с интерактивной доской

У: Теперь мы знаем о Знаках Зодиака и можем определить свой. Отложите в стороны текст с информацией о Знаках Зодиака и посмотрите на доску: каждому месяцу отведён определённый Знак. Ваша задача – спросить у своего соседа, когда его день рождения, найти его Знак Зодиака и назвать его. Например, я родилась 26 ноября, посмотрим на доску, мой Знак Зодиака – Стрелец. Вам нужно будет ответить так: «Мой сосед, (И.у.), родился 20 февраля и его Знак Зодиака – Рыбы». На выполнение этого задания вам даётся 2 минуты.

VII. Закрепление изученного материала.

Работа с рабочими тетрадями

У: Ребята, теперь откройте свои рабочие тетради на странице 17 и посмотрите на задания, которые вам предстоит выполнить. Задание №1 вы сможете сделать, вспомнив, как мы в начале урока читали информацию из учебника на странице 42 или же посмотрев рисунок на странице 41 (Верхний левый рисунок – Орион, средний левый рисунок – Лебедь, нижний левый рисунок – Большая Медведица; правый верхний рисунок – Лев, нижний правый рисунок – Кассиопея).  Задание №2 вы сможете выполнить, используя карточки, с которыми вы работали только что или используя рисунок с доски. (Овен, Телец, Рак, Близнецы, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы). На выполнение этих заданий вам даётся 6(7) минут.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У: Ребята, пришло время вернуться к нашим словам-помощникам и определить, справились ли мы с поставленными задачами урока или нет. О чём мы сегодня вспоминали на уроке?

О: Мы вспоминали, что такое звёзды, вспоминали о созвездии, которое мы уже изучали.

У: Верно, о чём мы узнали на сегодняшнем уроке?

О: Мы узнали о новых созвездиях.

У:  Верно, мы узнали о многих других созвездиях, которые можем увидеть на ночном небе, и о том, откуда произошли названия этих созвездий. Чему мы учились?

О: Мы можем учились различать эти созвездия.

У: Молодцы! На столах у вас лежат карточки-звёзды, которые нужно будет закрасить любым цветом, каким захотите или какой у вас есть, но закрасить не полностью! Ваши звёзды – пятиконечные. Если вам понравился урок, закрасьте один конец звезды. Если на уроке вы также узнали что-то новое, закрасьте два луча конца звезды. Если вы много работали, активно поднимали руку, чтобы ответить, закрасьте три конца звезды. Если вы запомнили несколько созвездий и их значение, закрасьте четыре конца звезды. Если вы готовы поделиться своими знаниями с другими, закрасьте пять концов звезды. Теперь поднимите ваши звёзды, чтобы я увидела, как вы оценили себя и свою деятельность на уроке. Какие молодцы! Вот и у нас с вами получилось замечательное звёздное небо.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У: Вашим домашним заданием будет найти в атласе-определителе, в Интернете или спросить у родителей о созвездии, которое вам понравилось на уроке больше всего и о котором вы хотите знать лучше.

Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать!

Урок окончен.



Предварительный просмотр:

                                              Конспект урока русского языка
                                        УМК: «Школа России», 3 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 1 ч. Стр. 117-121)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс: 3 класс

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания первичных знаний о правописании слов с непроизносимым согласным в корне и закрепления первичных умений проверки правописания слов с непроизносимым согласным в корне

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и закреплению знаний и умений о правописании непроизносимого согласного звука в корне слова; обучению находить непроизносимый согласный в корне слов, проверять правописание непроизносимых согласных в корне, работать над орфограммой в соответствии с алгоритмом

Развивающие: способствовать развитию речи, наглядно-образного и основ словесно-логического мышления, произвольной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической зоркости и фонематического слуха

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности, определять качества счастливого человека

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, самостоятельность и ответственность за продукты собственной учебной деятельности, выявлять затруднения и пути их решения; проявлять  интерес к изучению русского  языка, бережно относиться к нему, осознавать богатства русского языка, его величие и многогранность

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания;    строят  логическую цепочку рассуждений, осуществляют действия анализа, синтез; делают выводы по своим наблюдениям, сравнивают свой вывод с образцом, корректируют вывод

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; понимают и принимают учебную задачу, решают учебную задачу под руководством учителя; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий:  слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; аргументируют свою точку зрения; работают, используя коммуникативные и речевые средства для решения поставленных задач

Предметные: осваивают научные представления о системе и структуре русского языка в разделе орфография,  узнают об орфограмме с непроизносимым согласным звуком в корне; находят орфограмму в словах, выделяют изучаемую орфограмму в слове, используют орфографическое правило для проверки слов с изучаемой орфограммой

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 1, В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточка для индивидуальной работы, тетрадь, лист оценок, критерии оценок, карточки для рефлексии

Содержательный компонент урока:

I. Организационно-мотивационный момент

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Генадьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. Я вижу, что все вы готовы к уроку, начнём! Ребята, сегодня наш урок хочется с небольшой интонационной разминки. Послушайте фразу, которую нужно будет произнести с разной интонацией: «Я - счастливый человек». ИО, попробуй произнести её с вопросительной интонацией.

 О: Я – счастливый человек?

У: Хорошо, теперь попробуй произнести эту фразу ты, ИО. Ребята, если вы думаете, что у ИО получилось произнести фразу с вопросительной интонацией, поднимите руку. Я тоже так думаю. Теперь произнесите эту фразу с восклицательной интонацией. ИО, попробуй ты.

О: Я – счастливый человек!

У: Замечательно. Теперь попробуй ты, ИО. Ребята, если вы думаете, что у ребят получилось произнести эту фразу с правильной интонацией, поднимите руку. Молодцы. Я согласна с вами. Теперь поделитесь со мной секретом: как вы считаете, какого человека можно назвать счастливым?

О: Счастливым человеком можно назвать того, у есть много всего: телефон, игрушки, книги. Того, у кого ничего не болит, кто может кушать много вкусной еды, играть в игры и веселиться.

У: Как вы думаете, ребята, а тот человек, который может узнавать об окружающем его мире каждый день что-то новое, - счастливый человек?

О: Я думаю, что да.

II. Постановка учебной задачи

У: Хорошо, ребята, я тоже так считаю. Посмотрите на доску и скажите, чем отличаются два написанных предложения.

О: В первом предложении в слове «счастливый» нет буквы «т», а во втором предложении она есть.

У: Ребята, если вы думаете, что это слово правильно написано в первом предложении, то на счёт три хлопните в ладоши, а если думаете, что оно написано правильно во втором предложении,  то на счёт три топните ногой. Один, два, три! *предположительно, все обучающиеся топают, учитель хлопает в ладоши* Так, ребята, мнения разошлись. Некоторые думают, что букву «т» нужно писать, хотя она и не произносится, а некоторые думают, что её писать не нужно. Надо с этим разобраться. Предположите, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

О: Тема нашего урока – непроизносимый звук в слове, непроизносимый согласный звук в слове.

У: Вы были близки к правильному ответу. Тема сегодняшнего урока «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне». Посмотрите на доску, у вас будет один чемоданчик с учебными задачами урока. Используя слова на доске, поставьте задачи урока.

О: Сегодня на уроке мы узнаем, что такое непроизносимый согласный звук в корне слова (о новой орфограмме) и будем учиться проверять непроизносимый согласный в корне (проверять правильное написание орфограммы)

У: Хорошо. В конце урока мы вернёмся к этим предложениям, чтобы определить, какой вариант написания всё-таки правильный.

III. Учебное действие

Восприятие

У: Ребята, посмотрите на слова на доске. Произнесите слова цепочкой, начинаем с тебя.

О: грустный, сердце, солнце, капустный, звёздный, местный

У: Что вы заметили?

О: Мы заметили, что не все звуки в этом слове произносятся.

У: Ещё раз прочитайте слова и назовите тот звук, который не произносится, работаем цепочкой, продолжаем с того, на ком остановились.

О: Грустный – звук «т», сердце – звук «д», солнце – звук «л», капустный – звук «т», звёздный – звук «д», местный – звук «т»

У: Хорошо. Посмотрите, на доске появились слова во второй колонке, но они перемешались. Подберите к словам из первой колонки пару слов из второй колонки и запишите себе в тетрадь. Спину держим ровно, на парте не разваливаемся, ручку держим правильно, какие вы молодцы, как красиво вы пишете! Закончили? Теперь проверим, правильно ли вы справились с этим заданием. На доске вы видите правильные пары слов. Если вы правильно справились с заданием, в своём листе оценок поставьте себе баллы за него напротив слов «Задание 1»

без ошибок

5 б.

1-2 ошибки

4 б.

3 ошибки

3 б.

больше 3ёх ошибок

0 б.

Ребята, что вы заметили, когда выполняли это задание?

О: В словах из первой колонки согласные не произносятся, а в словах из второй колонки они произносятся и хорошо слышатся.

У: В какой значимой части слова находятся непроизносимые согласные?

О: Непроизносимые части слова находятся в корне слова.

Осмысление

У: Хорошо. Как вы думаете, можно ли с помощью слов из второй колонки правильно написать слова из первой колонки?

О: Да, можно.

У: Почему вы так думаете?

О: Я думаю так, потому что в словах из второй колонки согласный звук, который не произносится, слышится отчётливо.

У: Замечательно. Попробуйте сформулировать вывод, ответив на вопросы: какой согласный называется непроизносимым согласным, в какой части слова он находится, что нужно сделать, чтобы проверить правильное написание слов с непроизносимым согласным звуком.

О: Непроизносимый согласный – согласный, который не произносится в слове, он находится в корне слова. Чтобы проверить правильное написание слов с непроизносимым согласным, нужно подобрать такое слово, в котором непроизносимый согласный звук будет слышен отчётливо.

Запоминание

У: Замечательно. Проверим, правильно ли вы сформулировали вывод.

Откройте учебник на странице 118 и прочитайте правило в рамочке.

О: *читают правило*

У: Это правило вам нужно будет запомнить, а также запомнить то, как называется буква, которая обозначает непроизносимый согласный. Вы узнали, что нужно делать, чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный. Но есть план-алгоритм, по которому обозначить эту букву будет проще. Посмотрите на доску, прочитайте этот план-алгоритм про себя. Прочитайте алгоритм вслух цепочкой, начинаем с тебя.

О: *читают алгоритм*

У: Хорошо. Воспользуемся этим алгоритмом, выполнив задание.

Применение знаний на практике

У: Посмотрите на доску. Нужно будет проверить, есть ли в этих словах непроизносимый согласный в корне. Сначала выполним разбор первого слова вместе со мной. Какой первый шаг в плане-алгоритме?

О: Сначала нужно прочитать слово.

У: Первое слово - известный. Какой второй шаг?

О: Потом нужно выделить место предполагаемой непроизносимой согласной.

У: Выделю это место тремя точками. Следующий шаг?

О: Нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после непроизносимого согласного будет гласная буква.

У: Известный – известие. Что нужно сделать дальше?

О: Если согласный слышится отчётливо, нужно вставить его и подчеркнуть

У: Вставлю согласный и подчеркну его другим цветом. Вот так. Теперь, ИО, выйди к доске и напиши следующее слово, а остальные будут работать на местах. Объясняй свои действия, используя алгоритм.

О: Сначала нужно прочитать слово. Слово гигантский.

У: Запиши слово, не забудь про второй шаг.

О: Предполагаемый непроизносимый согласный между буквами «н» и «с», выделю тремя точками. Изменю слово, чтобы после непроизносимого согласного стояла гласная. Гиганты. Так как согласный слышится отчётливо, вставлю непроизносимый согласный в слове и подчеркну его другим цветом.

У: Молодец, садись. ИО, выходи к доске.

О: Сначала нужно прочитать слово – радостный. Запишу его на доске. Предполагаемый непроизносимый согласный стоит между буквами  «с» и «н». Выделю его место тремя точками. Изменю слово так, чтобы после непроизносимого согласного шла гласная – радости (если не может изменить с гласной, подсказываю «много чего? Радости»). Непроизносимый согласный слышится отчётливо, вставляю его и подчёркиваю другим цветом.

У: Молодец, садись. Ребята, не забывайте работать в своих тетрадях. ИО, выходи к доске. Будь внимательным, когда начнёшь выполнять разбор слова.

О: Сначала читаю слово – чувство. Записываю слово, выделяю предполагаемое место непроизносимого согласного в корне тремя точками. Изменю слово, чтобы после непроизносимого согласного была гласная. Чувствую, чувствовать, чувства… Не получается.

У: Правильно, к некоторым словам нельзя подобрать проверочное слово, поэтому такие слова нужно запомнить. Слова, которые нужно запомнить, написаны в орфографическом словаре. Посмотри на 150 или 151 страницах, есть ли слово «чувство».

О: Да, в словаре есть это слово.

У: Значит, нужно его запомнить.

О: Вставлю букву и подчеркну её.

У: Молодец, садись. Теперь вам нужно будет самостоятельно выполнить упражнение 226 на странице 118. Пока вы будете выполнять задание из учебника, ИО выполнит другое задание. Прочитайте задание и задание под точкой. Что нужно сделать?

О: Нужно подобрать к каждому слову однокоренное с непроизносимым согласным звуком в корне слова и записать пары слов, выделить в слове корень и подчеркнуть букву, которая обозначает непроизносимый согласный.

У: Хорошо, у вас есть образцы выполнения задания, начинайте выполнять. Когда закончите, отложите ручку и посмотрите на меня. Хорошо. Обменяйтесь со своим соседом и выполните взаимопроверку, правильные ответы на доске. Оцените свою работу, поставьте баллы в своих оценочных листах напротив слов «Задание 2»

Без ошибок

3 б.

1 ошибка

2 б.

2 ошибки

1 б.

3 ошибки

0 б.

ИО, прочитай задание, которое тебе нужно было выполнить.

О: Мне нужно было составить предложение со словами (звёздный, небо, наполнять, сердце, восхищение).

У: Сейчас ты прочитаешь составленное предложение, а ребятам нужно будет назвать слова, в которых есть непроизносимый согласный звук в корне слова.

О: Звёздное небо наполняет сердце восхищением.

У: Какие слова вы можете назвать, ребята?

О: Слова звёздный и сердце.

У: Молодцы. ИО, ты отлично справилась со своим заданием, можешь поставить в своём оценочном листе 3 балла напротив слов «Задание 2»

IV. Действие контроля и самоконтроля

У: Ребята, теперь запишите слова под мою диктовку и подчеркните в них орфограмму. Известность, капустный, местный, грустный, звёздное, солнце, сердце, чувство. Проверьте, правильные ли орфограммы вы подчеркнули. Поставьте баллы в своих оценочных листах напротив слов «Задание 3».

без ошибок

5 б.

1-2 ошибки

4 б.

3 ошибки

3 б.

больше 3ёх ошибок

0 б.

V. Действие оценки и самооценки

Общее количество баллов

Отметка

13-12

«5»

11-7

«4»

7-3

«3»

У: Вернёмся к самому первому заданию. Если вы думаете, что слово «счастливый» написано правильно в первом предложении, то на счёт три хлопните в ладоши. Если вы думаете, что во втором, то на счёт три топните ногой. Один, два, три! Какие молодцы. Теперь оцените свою деятельность, подсчитав количество баллов. Вы знаете, какую отметку получите за сегодняшний урок. Вспомните. Как звучала тема урока?

О: Тема урока – правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова.

У: Посмотрите на чемоданчик. Какие учебные задачи вы ставили в начале урока?

О: Сегодня на уроке мы узнали, что такое непроизносимый согласный звук в корне слова (о новой орфограмме) и учились проверять непроизносимый согласный в корне (проверять правильное написание орфограммы)

У: Молодцы. Посмотрите, у вас появился второй чемоданчик. Закончите предложение и его напишите на листочках.

О: «Теперь мы можем выполнять задания, в которых нужно выделять орфограмму и подбирать проверочное слово».

У: Дома вы можете раскрасить этого человечка с чемоданчиком, чтобы он был у вас весёлый, яркий и выглядел счастливым от того багажа знаний, который у него теперь есть. А для вас у меня есть один подарок, который вы получите в конце урока – это стихотворения, которые помогут вам проверять слова, в которых есть непроизносимый согласный звук.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

обучающейся 24шк группы Рецлаф Татьяны

УМК «Школа России», 4 класс

(Учебник «Математика» 1 ч., Моро М. И., Бантова М. А., стр.43)

Организационно-деятельностный компонент

Дата:

Время:

Место:

Класс: 4

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Измерение площади фигуры с помощью палетки»

Цель: организация деятельности обучающихся для первичного восприятия, осмысления, усвоения знаний о нахождении площадей разных фигур с помощью палетки и первичного закрепления умения находить площади разных фигур с помощью палетки

Задачи урока:

Образовательные: способствовать приобретению навыка нахождения площадей разных фигур с помощью палетки, совершенствованию умения находить площади фигур, анализу геометрических фигур

Развивающие: способствовать развитию  математической речи, логического и творческого мышления, умению применять алгоритмы, произвольного внимания, произвольной памяти, развитию самостоятельности, умений применять математические знания при решении практических задач, вычислительных навыков

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к математике, любознательность, доброжелательность, дружеское отношение к одноклассникам в процессе совместной работы, целеустремлённость

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, чередование видов деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, создавать положительный эмоциональный микроклимат, проводить физкультминутки, гимнастики для глаз

Планируемые УУД:

Личностные: формирование позитивного отношения к  предмету, положительной мотивации к учебной деятельности, желания выполнять учебные действия,  умения слушать мнение одноклассников, основ гражданской идентичности посредством знакомства с профессиями людей в обществе, представлений о целостности окружающего мира и универсальных способах математического его познания

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: находят нужную информацию в разных источниках, представленную в разных формах, осуществляют операции сравнения, анализа, обобщения, излагают своё мнение с использованием математических терминов

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: понимают, принимают, сохраняют учебную цель и задачи, решают её в сотрудничестве с учителем и самостоятельно, ориентируются в учебном материале урока, планируют учебную деятельность в соответствии с поставленными задачами урока, осуществляют действия контроля, взаимоконтроля, самоконтроля, оценки, взаимооценки, самооценки, анализируют результаты учебных действий

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: выстраивают конструктивное взаимодействие с учителем и с одноклассниками, работают в паре, высказывают своё мнение, слушают учителя и одноклассников, аргументируют свою позицию

Предметные: называют математические величины, используют линейку для измерения сторон геометрических фигур, осваивают навык нахождения площадей разных геометрических фигур с помощью палетки

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная

Основные образовательные ресурсы: учебник Моро М. И., Бантовой М. А. «Математика», 4 класс, 1 часть; компьютер, презентация; карточки; линейка; палетка; оценочный лист

Содержательный компонент урока:

Ход урока

  1. Организация начала урока
  1. Приветствие

У: Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Генадьевна, я рада всех вас видеть.

2) Эмоциональный настрой

У: Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  хорошего настроения, желаю, чтобы вы работали дружно и открыли для себя что-то новое.

  1. Актуализация умений и знаний

У: Ребята, посмотрите на картинки на доске и скажите, что на них изображено.

О: На картинках изображены разные дома.

У: Верно. Вы знаете, кто строит дома?

О: Дома строят строители.

У: Да, вы правы, людей, которые занимаются строительством домов и разные зданий, называют строителями, но у каждого строителя есть ещё свой название. Как вы думаете, например, кто проводит в наш дом электричество?

О: Электричество в наш дом проводит электрик.

У: Молодцы. Вы можете сказать, кто поможет выбрать хороший и красивый дизайн для комнат вашего дома?

О: В этом могут помочь дизайнеры.

У: Верно. Как вы думаете, а кто может помочь продумать расположение комнат и их величину? (Где какая комната будет находиться и насколько большой она будет)

О: В этом людям помогают архитекторы.

У: Правильно! Сегодня утром мне пришло письмо именно от архитекторов, которым очень нужна и ваша помощь. Ребята, вы хотите помочь этим архитекторам? Поднимите руки, если да. Молодцы! Посмотрите на доску, прочитайте, о чём говорит Архитектор.

О: «Здравствуйте, ребята! Нашей команде архитекторов очень нужна ваша помощь. Но сперва мы хотим убедиться в том, что вы сможете нам помочь. Выполните несколько заданий, которые мы для вас подготовили. Не забывайте заполнять листы, которые мы передали вашему учителю, если вы выполнили задание верно».

У: Итак, ребята, вы готовы выполнить задания? Поднимите руки. Молодцы! Начнём. Посмотрим, каким будет ваше первое задание.

«Сначала, - говорит нам Архитектор, - распределите числовые единицы величины на две группы и объясните, почему вы распределили их именно так».

Какие две группы у вас получились? Перечислите числовые единицы величины первой и второй группы.

О: В первой группе получились величины 4 мм, 10 см, 26 дм, 15 м, а во второй группе получились величины 14 мм2, 7 см2, 48 дм2 и 32 м2.

У: Почему вы распределили их так?

О: Мы распределили их так, потому что здесь есть единицы длины и единицы площади.

У: Проверим. Вы  выполнили задание верно! Поставьте в своих оценочных листах +, если у вас получился такой же ответ, и -, если ответ получился другой. Посмотрим, что предлагает нам Архитектор теперь.

«Похоже, вы хорошо справились со своим первым заданием! Теперь скажите, что же такое площадь и постарайтесь найти среди формул, которые мы вам отправили, формулу нахождения площади квадрата и прямоугольника».

Ребята, скажите, что такое площадь?

О: Площадь – это размер плоскости, которую занимает фигура.

У: Какие из этих формул являются формулами нахождения площадей квадрата и прямоугольника?

О: Это формулы S=a*b; S=a*a

У: Проверим. Вы правы! Поставьте + или – в листах для оценки. Что же говорит Архитектор дальше?

«Вы, ребята, очень хороши! Попробуйте теперь найти площади комнат, которые мы с командой спроектировали»

Ребята, как вы найдёте  площадь комнат?

О: Мы найдём площадь комнат, умножив длину на ширину.

У: Верно. Какая площадь получилась у каждой комнаты?

О: Площадь первой комнаты равна 16 м2, второй – 24 м2, третьей – 42 м2, четвёртой – 36 м2, пятой – 25 м2, шестой – 49 м2.

У: Проверим. Вы выполнили задание верно! Поставьте + или – в оценочных листах. Что скажет Архитектор?

«Ребята, вы отлично справились с подготовительными заданиями! Теперь приступим к самому главному. Измерьте площади маленьких-маленьких комнат необычных форм. У нас, к сожалению, это не получилось. Может быть, и с этим вы справитесь?»

  1. Открытие новых умений и знаний. Целеполагание

У: Ребята, посмотрите на фигуры, площади которых нужно будет найти. Как вы думаете, получится ли узнать их площадь, используя формулу нахождения площадей квадрата и прямоугольника?

О: Нет, не получится.

У: Я тоже так думаю. Именно поэтому Архитектор отправил вам несколько палеток, которые могут помочь при нахождении площади геометрических фигур необычной формы. Как вы думаете, как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

О: Тема нашего урока – нахождение площадей фигуры с помощью палетки.

У: Вы были близки, тема урока – измерение площадей фигуры с помощью палетки. Как вы думаете, что вам предстоит сделать в ходе урока? Поставьте задачи, используя слова-помощники.

О: На уроке мы узнаем, что такое палетка, и будем учиться искать площади геометрических фигур с помощью палетки.

У: Верно. Что же такое палетка? В учебнике есть это определение на странице 43, также это же определение есть на доске. Прочитайте его.

О: «Палетка – это прозрачная плёнка, которая может быть разделена на квадратные дециметры, сантиметры, миллиметры».

У: С помощью палетки можно измерять площади разных геометрических фигур. Для этого необходимо наложить палетку на рисунок с изображением геометрической фигуры, площадь которой нужно найти. Наложите палетку на фигуры, которые у вас лежат на столах. Архитектор сказал, что вы будете искать площади разных комнат, потом мы впишем ваши результаты в отдельный лист. После того, как вы наложили палетку, смотрите, что нужно делать дальше. Архитектор оставил вам подсказку.

«Для того чтобы найти площадь фигуры с помощью палетки, нужно будет воспользоваться формулой S=a+b:2, где S – это площадь фигуры, а – это количество полных квадратов, b – количество неполных квадратов»

Попробуйте вычислить площади фигур, записав вычисление сначала на черновике, а затем на листе самой фигуры. Какой ответ у вас получился?

О: дают свой ответ

У: Хорошо! Сейчас я дам вам листок, на котором вы запишите площади геометрических фигур, написав своё имя и свой ответ напротив того цвета, который был цветом вашей фигуры, и мы отправим это Архитектору и его команде. Сдайте листочек с записанными площадями. Прочитайте, что говорит Архитектор.

О: «Ребята, мы очень благодарны за вашу помощь! Мы проверим ваши ответы и напишем вам письмо к следующему уроку, чтобы вы узнали оценку за работу!»

У: Значит, у вас за сегодняшнюю работу у вас будет целых две оценки, ого-го. Ребята, а теперь я предлагаю вам нарисовать комнату вашей мечты любой формы, но небольших размеров, чтобы с помощью палетки можно было найти её площадь. Поднимите руку, кто нарисовал. Хорошо. Теперь – обменяйтесь своим рисунком с вашим соседом по парте! Вам нужно будет найти площадь получившейся фигуры и записать ответ, а затем снова обменяться с соседом по парте. Обменялись? Теперь проверьте, правильно ли ваш товарищ нашёл площадь фигуры, пересчитайте ещё разок. Проверили? Скажи, какой ответ получился у тебя. (Проверка ответов всех об.) Какие молодцы, все справились!

  1. Рефлексия

У: Ребята,  отложите ваши листы, палетки и ручки в сторону. Сядьте ровненько. Теперь давайте поговорим. Какие задачи вы поставили на сегодняшнем уроке?

О: На уроке мы хотели узнать, что такое палетка и научиться ей пользоваться.

У: Вы справились с поставленными задачами? Кто считает, что он справился, поднимите руку. Замечательно! Скажите, а какие задания вам показались интересными? (Какие задания вам понравилось выполнять)

О: - Мне понравилось выполнять задание на распределение числовых величин.

- Мне понравилось выполнять задание на нахождение площадей прямоугольника и квадрата.

- Мне понравилось искать площадь комнат, чтобы помочь Архитектору.

- Мне понравилось выполнять задание, где нужно было нарисовать свою комнату.

- Мне понравилось проверять ответы своего соседа.

У: Молодцы, ребята, а мне понравилось с вами сегодня работать! Оценим деятельность друг друга. Если вы думаете, что вы были активными на уроке и узнали что-то новое, запомнили что-то новое, погладьте себя по голове, если вы думаете, что могли работать лучше, положите руки на парту. Если вы думаете, что ваш сосед сегодня хорошо работал, дайте ему пять, если думаете, что он мог стараться лучше, легонько похлопайте его по плечу. Если вы думаете, что ваш класс и я вместе с вами работали отлично и продуктивно, потрите ладошки. Вот так. Замечательно!

  1. Подведение итогов

У: Ребята, мне было приятно с вами работать и изучать такую интересную тему вместе. Напомните, какую же тему мы изучали?

О: Мы изучали тему «Измерение площадей фигур с помощью палетки»

У: Верно. Спасибо за урок!

Лист проверок

1 задание от Архитектора

2 задание от Архитектора

3 задание от Архитектора

Лист проверок

1 задание от Архитектора

2 задание от Архитектора

3 задание от Архитектора

Лист проверок

1 задание от Архитектора

2 задание от Архитектора

3 задание от Архитектора

Лист проверок

1 задание от Архитектора

2 задание от Архитектора

3 задание от Архитектора

Лист проверок

1 задание от Архитектора

2 задание от Архитектора

3 задание от Архитектора

Лист проверок

1 задание от Архитектора

2 задание от Архитектора

3 задание от Архитектора

               

ПЛОЩАДЬ ФИГУР

см2

см2

см2

см2

см2

см2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект внеклассного мероприятия "Выпускной в начальной школе"

Выпускной в начальной школе - это очень важный этап в жизни учителя и его учеников. Нужно подвести итоги, рассказать о школьной жизни, сказать слова благодарности, показать родителям и учителяи - как ...

План - конспект открытого интегрированного урока в начальной школе Тема: "Дециметр"

Тип урока: изучение  нового материалаСОТ: технология обучения в сотрудничестве, проблемное обучение, технология здоровьесбережения, ИКТ.ЭОР/ЦОР/ОМС: 1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrst...

План-конспект урока для начальной школы "Путешествие в «Страну английского языка»"

План-конспект урока для начальной школы "Путешествие в «Страну английского языка»"...

План-конспект тренировки по баскетболу для начальной школы

Данный план-конспект тренировки по баскетболу позволит внести определенный вклад в развитие и техническое оснащение детей. Используя структуру данного плана-конспекта, можно видоизменять задания и упр...

План-конспект спортивной игры для учащихся начальной школы "Один день в армии"

Спортивная игра  «Один день в армии»  для учащихся начальной школыЭто не просто игра, это праздник организованный к дню Защитников Отечества. В нём предусмотрены неболь...