Разработка урока по математике во 2 классе по теме: «Закрепление изученного по теме « Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»
методическая разработка по математике (2 класс)

 Семушина Елена Владимировна

В методической разработке содержится конспект урока и презентация по теме "Устные приемы сложения  и вычитания в предела 100", а также информация о реформах Петра1.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Октябрьский район

МБОУ «Перегребинская СОШ»

XII районный фестиваль «Методический калейдоскоп - 2022»

Направление: 

Педагогические практики на уроках 

Номинация:

«Лучшие методические разработки по развитию функциональной грамотности обучающихся»

Читательская грамотность.

Разработка урока по математике во 2  классе

по теме: «Закрепление изученного по теме

« Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»

Автор: Семушина Елена Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Перегребинская СОШ»

2022 год

Введение

Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Современный школьник должен уметь свободно ориентироваться в потоках информации, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской грамотностью.  Читательская  грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Научить работать с текстом - задача очень важная. Предлагаю урок математики с использованием  приёмов для формирования читательской грамотности при решении задач. 

Актуальность работы заключается в том, чтобы показать коллегам, как развивать читательскую грамотность  с не художественными текстами на уроке математики. В этом заключается новизна данной разработки. Так же данный урок можно использовать для знакомства с интересными фактами жизни Петра 1

Цель: разработать урок математики во 2 классе по теме «  Закрепление изученного по теме « Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»  с  использованием  приёмов для формирования читательской грамотности при решении задач.

Задачи:

  1. Познакомиться с методами и приемами для формирования читательской грамотности на уроках математики
  2. Отобрать приемы наиболее подходящие для проведения урока математики во 2  классе.
  3. Разработать и провести урок математики во 2 классе по теме «Закрепление изученного по теме « Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»».

 

  1. Разнообразие образовательных интернет ресурсов и современных способов шифрования информации.

Существует огромное количество разнообразных  приемов  формирования читательской  грамотности на уроках математики. В таблице 1.1 представлены некоторые приемы, апробированные во время  проведения уроков.

Таблица 1.1 – Приёмы формирования читательской  грамотности на уроках математики. 

Название приема

Краткая характеристика приема

  1. 3

«Тонкие» и « толстые» вопросы

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики.                                   «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.

  1. 4

«Верные или неверные утверждения»

Этот прием использую после ознакомления с основной информацией по данной теме. Далее учитель просит детей оценить достоверность утверждений, используя полученную информацию на уроке.

  1. 5

«Составление краткой записи задачи»

Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, и вести обсуждение в группах. 

  1. 6

«Учимся задавать вопросы разных типов»

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать величины, вспомнить и воспроизвести информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачётах (по теме); при использовании терминологических диктантов                      Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?»,«Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?».                                                            Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики                           Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Если ученик знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

  1. 7

«Найди соответствие»

Дети читают текст задачи. Затем ученикам дается текст, в котором поменяли числа, имена, времена года, цвета и т.д. Ученики находят ошибки, заполняют таблицу или рисуют схему, диаграмму...

  1. 8

«Синквейн» или «Кластер»

С помощью стихотворения или схемы подводим  итог урока

Существуют и другие приемы формирования читательской  грамотности на уроках математики, но я чаще всего применяю именно эти. 

2.Разработка урока математики во 2  классе с элементами формирования читательской компетенции.

Тема урока:  Закрепление изученного по теме « Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»

Цель урока:

создать условия для повторения учащимися устных приемов сложения и вычитания в пределах 100. 

Планируемые результаты:

 Предметные: учащиеся научатся применять приемы сложения и вычитания при устных вычислениях;

Метапредметные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить;

Личностные: формулировать собственное мнение, умение слушать собеседника, оценивать себя и одноклассников.

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Оборудование:    презентация  (Приложение),  карточки    с  примерами, задачей, выражениями на сравнение,  раздаточный геометрический материал;

Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, закрепление  материала с использованием презентации, самостоятельная работа.

СТРУКТУРА УРОКА (40 мин)

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.
  3. Самоопределение к деятельности (целеполагание).
  4. Устный счет
  5. Закрепление изученного материала
  6. Домашнее задание
  7. Рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте, ребята.  Сегодня к нам на урок пришли  гости, повернитесь, поздоровайтесь. Присаживайтесь на места.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Жил да был на свете царь,
Земли русской государь.

Был характером крутой,
До работы заводной.

Сам дрова колол, рубил
И лентяев не любил.

Учитель: -  О ком написаны эти строчки? (Портрет  Петра 1 прикрепить к доске)

Учитель: - Вы уже знаете о том, что Петр 1 много путешествовал. Каждый раз из-за границы, он привозил какие- либо диковинки.

Учитель:  – Как вы думаете, что это могли быть за диковинки?

Учитель: - Чтобы это узнать, надо выполнить задания от царя Петра1.

Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Учитель: - Тема нашего урока: «Закрепление изученного по теме « Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100» (Слайд 1 )

- Какие цели  поставим  на урок? (Слайд 2 )                                                                   Учитель:  - Откройте тетради, запишите число (Слайд 3)

3 декабря.

Классная работа.

-Пропишите цифру 1 по образцу.

Музыка. (Входит Петр 1, переодетый учитель)

Учитель:  - Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? А  готовы выполнить мои задания?

III. Устный счёт. (Слайд 4)

Учитель: - Запишите эти  числа в порядке убывания (Слайд 5)

25 43 84 52 67 39 71 98    

  - Проверим вашу работу. (Один читает, остальные проверяют)  Оцените работу.  

Учитель: - Разложите эти числа на разрядные слагаемые.

Учитель: - Сколько нужно добавьте к  каждому  числу до круглого числа?

Учитель: - Какое    из круглых чисел самое большое?

Учитель: - Отгадайте ребус с числом 100 .(Слайд 6)

- Молодцы. ( Слово РАСТЕНИЯ прикрепить к доске)  

    Учитель:   - Хотите узнать, какие растения я завез в Россию?

Тогда выполняем следующие задание.                    

IV. Закрепление изученного материала.

1. Решение выражений.

- Возьмите карточку белого цвета с примерами.  Решите  примеры. (Приложение 1)

78+9=87              27+8=35

36+5=41              58-9=49

43- 4=39              42-6=36

              52- 4=48              65-8=57

- Проверим. У кого все примеры решены верно?  Оцените свою работу.

- А теперь переверните карточки и сложите их.

- Что получилось? (Рисунок картофеля прикрепить к доске) (Слайд 7)

Фрукт отведал необычный,
Для Руси он непривычный:
Там
картофелем зовётся.
Я привез, пусть приживётся
-  Первое время  это было редкое блюдо даже за царским столом.  А привез я картофель из Голландии. И я предлагаю вам отправиться со мной в эту страну.

ФИЗМИНУТКА

Учитель:  - Вот мы и в Голландии. (Слайд 8)

Учитель:  - Посетив впервые эту страну, я был очарован красотой  царских садов. Там росли тюльпаны. В своем  царском саду я тоже посадил такие цветы. (фото  тюльпана прикрепить к доске)

-Посчитайте, сколько мне  их нужно было  привезти.

  1. Работа с текстом при решении текстовых задач. (Работа в паре)

Учитель:  -Но сначала давайте вспомним правила работы в группе……Рассказывают! (Приложение 2)

Подготовительная работа к решению задачи.

-  Возьмите  желтую карточку - тюльпан. Прочитайте  условие задачи. (Приложение 3)

Для сада закупили 17 корзин с красными тюльпанами и 13 корзин с желтыми тюльпанами. Потом купили ещё  8 корзин с белыми тюльпанами. Сколько  всего корзин с тюльпанами купили?

Беседа по условию задачи:

Учитель:  - Что нам известно?

- Выделите  зеленым цветом.

-  Что нужно найти?

- Выделите красным цветом.

Поиск решения и составление плана решения

Учитель:  - Составим чертеж к задаче (Один ученик работает у доски)

Учитель:  - Решите ее самостоятельно.

Проверка решения

(Сверяют решение задачи с записью на доске) 

Учитель:  - Кто решил задачу другим способом?

Учитель:  - Прочитайте ещё раз вопрос. Сформулируйте полный ответ к задаче.

Организация дополнительной работы с решенной задачей

Учитель:  -  Составьте обратную задачу.

Прием ««Составление вопросов к задаче»

Учитель:  - Измените вопрос задачи.

ПРОВЕРКА. Оцените работу.

Учитель:  - А  ещё из Голландии я привез  зерна другого растения. Узнайте его название  из следующего задания.

3. Работа с величинами.

Учитель:  -Возьмите  карточку красного  цвета,

- Сравните величины.  Выполните самостоятельно.

Карточки. (Приложение 4) (Слайд 9)

12 мм *2см       1ч* 59 мин              

       26 дм*1м           1м*59 см

Учитель:  -Поменяйтесь карточками. Проверьте. (Слайд 10)

-  Составьте слово из букв. (Слайд 11)(Фото кофе прикрепить к доске)

Учитель:  - Пребывая в Голландии, я  так привык пить кофе, что решил вся дворцовая знать должна употреблять этот напиток.

Учитель: - Как бы ни было прекрасно в Голландии, но в России лучше. Мы возвращаемся  домой.

Физминутка для глаз

4 . Работа с геометрическим материалом. Работа в паре.

Учитель:  -  Последнее задание. Возьмите конверт. Рассмотрите фигуры.  

               

Учитель:  – Какая из них «лишняя»? («Лишними» прямоугольник, так как у него все углы прямые,  цвет….)

- Какое  растения можно составить из этих фигур? (елка)

-Какой праздник символизирует елка?

- А как этот праздник связан со мной?

- А какой фрукт часто можно увидеть на праздничном столе в Новый год?

-Правильно, это мандарин. Он был привезен моим помощником из Китая.(Фото мандарина прикрепить к доске)

- Вы справились с моими заданиями. Посмотрим, как вы потрудились.

V. Итог урока.

Учитель:  - Оцените свою работу на уроке?

- Сегодня на уроке

Решали…

Закрепляли..

Узнали…     

- Что узнали о Петре 1  на уроке? Составим кластер. (Составляют кластер из  картинок, прикрепленных к доске)

                   Петр 1

                 Растения

  Кофе  картофель  тюльпаны мандарины.

VI  Домашнее задание.

Учитель:  - Узнайте, какие еще растения были завезены в Россию при  Петре 1?

VII. .Рефлексия. 

- Я очень люблю праздники. Особенно Новый год.

 -  По традиции во время празднования Нового Года,  китайцы дарили  хозяевам 2 мандарин, приходя в гости, а уходя из гостей получали от хозяев  другие 2 мандарина, символизирующие успех, богатство. Этими мандаринами украшали ёлку.

- Я предлагаю вам  украсить нашу  елку мандаринами, если урок прошел успешно или  отложить мандарин в корзину, если   вы  не совсем довольны своей работой.

- По китайскому обычаю, я вам тоже дарю мандарины.

- До свидания, ребята.

Петр уходит под музыку.

        

Заключение

        Используя  разные приемы в обучении, не только учитель - источник информации, но и ученик. Давая возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность на уроках математики.        

 

Список литературы

  1. Ильюхина М. А. Повышение качества математического образования через развитие читательской грамотности на уроках математики  МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ https://multiurok.ru/files/metodicheskoe-posobie-povyshenie-kachestva-matemat.html
  2. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике.2 класс: пособие для учителя. – М.: ВАКО,2021.

Приложение  1

Карточка с примерами

Приложение 2

Правила работы в паре.

При разговоре смотри на собеседника.

Называй товарища по имени.

Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.

Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Рисунок 1 – Правила работы в  паре.

Приложение  3

Карточка с задачей.

C:\Users\aspire\Desktop\для урока\tyulpan-21.jpg

Приложение  4

Карточка с величинами.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАКРЕПЛЕНИЕ приемов сложения и вычитания чисел от 1 до 100

Слайд 2

Закреплять умения решать… Повторять….

Слайд 3

1 1 1 1

Слайд 5

25 43 84 52 67 39 71 98

Слайд 6

РАСТЕНИЕ

Слайд 7

78+9= 36+5= 43- 4= 52- 4= 27+8= 58-9= 42-6= 65-8=

Слайд 9

12 мм * 2см 1ч * 59 мин 26 дм * 1м 1м * 59 см

Слайд 10

12 мм * 2см 1ч * 59 мин 26 дм * 1м 1м * 59 см

Слайд 11

12 мм * 2см 1ч * 59 мин 26 дм * 1м 1м * 59 см

Слайд 12

Сегодня на уроке Закрепляли умения решать… Повторяли… Узнали…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100", 2 класс

Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100" (урок закрепления), 2 класс...

Конспект и презентация к уроку математики УМК "Планета знаний" 2 класс по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100"

Ресурс представляет собой конспект урока математики для 2 класса " по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100" с презентацией.  Материал подготовлен по УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока математики «Закрепление пройденного по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100».

Технологическая карта урока математики «Закрепление пройденного по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100».2 класс М.И.Моро УМК "Школа России"...

Конспект урока математиики во 2 классе по теме: «Повторение пройденного по теме «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»

В результате прохождения данной темы учащиеся научатся применять приемы сложения и вычитания при устных вычислениях, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставлен...

Открытый урок по математике во 2 «б» классе по теме: «Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100. Путешествие в зимний лес»

Предмет: МатематикаКласс: 2 «б»Базовый учебник: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 2 класс.Тип урока: Закрепление . Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ изученного по теме: «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100» 2класс,2022 год

ЗАКРЕПЛЕНИЕ изученногопо теме:«Устные приёмысложения и вычитания в пределах 100»-2 класс (2022 год.)...