Урок математики в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме «Единицы массы. Грамм».
методическая разработка по математике (3 класс)

 Урок изучения нового материала проводится по программе «Школа России», сопровождается презентацией. Знакомство с новой единицей измерения – граммом – происходит в процессе практической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx20.99 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.3 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме «Единицы массы. Грамм».

Цель:

1. Ввести новую единицу измерения массы – грамм.

2. Познакомить с соотношением между граммом и килограммом.

 Задачи:

1. Образовательные:

- ознакомление с новой единицей измерения в процессе практической работы

- совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи с новой единицей массы.

- обобщить знания, полученные в результате проектной деятельности по теме: «Наследие Древнего мира. Весы. Мера веса.»

- формирование умения выделять из предложенного учебного материала информацию о единицах измерения.

2. Развивающие:

- создавать условия для развития устной речи уч-ся, мышления, памяти, воображения.

- развивать адекватную самооценку.

3. Воспитывающие:

- воспитывать интерес к предмету, чувство гордости за мировые и национальные достижения в создании системы мер и весов.

Литература:

1. Моро М.И. Учебник «Математика. 3 класс».

2. Бантова М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 3 класс».

3. Уткина Н.Г. Дидактический материал по математике 3 класс (1-4).

4. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.

5.Методы технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма. Статья Резиной Л.В., учителя математики, помещённая на сайте «Фестиваль педагогических идей»

Оборудование:

У учителя: компьютер, презентация (Приложение 1),  весы, пакет сахара массой 1 кг, гиря массой 1 кг, 500г, 200г, 100г, 1г.

У детей: учебник, тетрадь, лабораторные весы с комплектом гирь, рис, монета в 1 копейку советского образца, карточки с задачами, таблица «Толстые и тонкие вопросы».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вызов.

1)Мотивационная функция.

 - Сегодняшний урок мы начнём с того, что вспомним всё, что нам известно по теме «Величина». (Слайд 1)

- Назовите (напишите на листочек) все слова, которые у вас ассоциируются с этим словом. (Слайд 2)

- Как можно сгруппировать между собой эти понятия? (Слайд 3)

2) Информационная функция.

- Величин изучено много, а какая величина была предметом нашего внимания в течение месячной работы над проектом  «Наследие древнего мира»? (Масса)

- Какой меркой мы пользуемся для измерения массы? (кг)

- Как мы определяем массу  предметов? (Взвешиванием на весах)

- История развития весов насчитывает много веков.

-  Когда появились первые весы? (В древнем Египте более 2000 лет до н.э.)

- Как они выглядели, нам теперь хорошо известно, а как называются эти весы? (Пружинные, бытовые)

- Определим массу пакета сахара. Кто это может сделать?

- Чему она равна? (1 кг)

- Как узнали? (Поставили на весы и посмотрели, сколько кг помещается в этом предмете)

3)Коммуникационная функция.

- А теперь посмотрите на экран.  (Слайд 4) Что вы можете сказать о массе курицы? (Больше 1 кг, но меньше 2 кг)

- А можно ли точно определить массу курицы? (Нет)

- Почему?

- Какая нужна единица измерения – больше или меньше килограмма?

- Кто знает, как называется единица массы меньше килограмма? (Грамм)

- Назовите тему нашего урока. (Единица массы. Грамм) Выставляется карточка со словом ГРАММ.

3.Осмысление.

1)Информационная функция.

- Слово грамм сокращается буквой г.

- У меня сегодня на уроке много гирек, а я вам покажу гирьку в 1 грамм.

- Как по-вашему, много это или мало?

- Сейчас вы сами сможете это проверить, используя весы и гири у вас на партах.

- Перед вами лабораторные весы из кабинета физики.

- Как они называются? (Чашечные)

- Кто знает, как определять массу предметов на таких весах? (Ответы)

- На левую чашу кладут предметы для взвешивания, а на правую ставят гирьки. Массу предметов до 5 граммов мы будем определять по шкале с помощью передвижной гирьки. А если масса больше 5 граммов, то нам понадобятся гирьки из набора.

- Мы сейчас узнаем, сколько крупинок риса составляет 1 грамм.

- Возьмите монетку в 1 коп и определите её массу (1 г)

- Теперь вам легко представить массу гири в 1 грамм.

(Рассказ про медные монеты, про то, что их взвешивали, а не считали. )

2)Систематизационная функция.

- Теперь вы поработаете в парах. Определите массу конфет, лежащих у вас на столах, и составьте устно задачу. (Проверка).

- А теперь давайте определим массу гирек, стоящих у меня на столе. Если стрелка весов упала на число 500, то чему равна масса гири? (Аналогично 200, 100, 1кг.)

- Посмотрите, а сколько граммов помещается в 1 кг?

- Как определил?

- Сколько же надо взять маленьких граммов, чтобы получить килограмм?

- Какое равенство между кг и г можно записать? (Карточка 1КГ=1000 Г)

3)мотивационная функция.

- Что взвешивают в граммах?

- А где можно использовать гири в 1, 2, 5 граммов, ведь в магазинах и на рынке таких гирь нет? (В аптеках)

- А как назывались единицы массы в прошлом?

Старинные меры веса нашли своё отражение в русских народных пословицах.  Кто их запомнил?

А теперь заполним таблицу (Приложение 2) «Тонкие и толстые вопросы», отразив в ней нашу тему сегодняшнего урока. Задайте по 2 вопроса в каждой графе (Слайд5)

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

- Давайте теперь вернёмся к кластеру и внесём изменения, дополнения, исправим ошибки (работа проводится фронтально). (Слайд 6,7)

Физминутка.

4. Рефлексия.

1)Коммуникационная функция.

- А теперь поработаем в учебнике на с.48.

- Найдите у красной черты информацию о разнообразии гирь, рассмотрите внимательно как составлен каждый столбик. Какую закономерность вы здесь увидели? Как изменяется масса гирь в столбиках?

-  Используя эту информацию,  выполните в тетрадях №1на этой странице и ответьте на вопросы этого номера, записав выражения. Старайтесь, чтобы масса гирь, по возможности, не повторялась.

(7=2+5

80=50+20+10

300=100+200

600=500+100

745=200+500+20+20+5

900=500+200+200)

- А теперь поработаем в парах и выполним работу на карточках. Ответы можно записать прямо на листочках.

- Давайте проверим. (Слайд 8,9,10)

 (700+200+100=1000, 4кг800г+200г=5кг, 100+200+200+500=1000)

2) Мотивационная функция.

- Решим задачу с использованием новых знаний.

Учебник с.48 №2.

- Прочитайте задачу. О чём говорится в задаче? Что говорится? Запишем кратко (запись на доске):

ПЕЧЕНЬЕ – 2 п. по 200г

ЧАЙ – 2 п. по 50г

Вопрос будем формулировать по колонкам:

1 колонка. Задача должна решаться сложением; (200×2+50×2=500г)

2 колонка. Задача должна решаться вычитанием;(200×2-50×2=300г)

3 колонка. Задача должна решаться делением; (200×2:50×2=4 раза )

Проверка у доски. Вызвать сразу 3 человек, они записывают решение, формулируют вопрос.

Домашнее задание.

Учебник с. 48 №3,4

3) Информационная функция.

- В заключении составим «синквейн» на листочках.

- Назовите тему урока одним словом. (Грамм)

- Назовите два прилагательных, которые характеризуют грамм. (Маленький, лёгкий, нужный, необходимый, )

- Назовите три действия, которые можно выполнять с граммом. (Взвешивать, сравнивать, уточнять, вычитать, умножать, делить, складывать)

- Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока. (Грамм – мелкая единица массы. В граммах взвешивают маленькие предметы.)

- Как иначе можно назвать грамм. (Копейка, золотник, карат)

4) Оценочная функция.

- Оцените сегодняшний урок на шкале самооценки  по двум параметрам: насколько понравился вам  урок, ваша работа на нём.

5. Орг. конец.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

величина

Слайд 2

измерить величина сравнить время стоимость масса - + : × см м дм мм сек час мин год мес нед см² коп кг площадь руб дм² м² длина

Слайд 3

руб коп кг см мм дм м см² дм² м² сек мин час сут нед мес год арифм.действ. стоимость длина сравниват ь измерять время масса площадь ВЕЛИЧИНА

Слайд 5

Толстые вопросы дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если... Тонкие вопросы кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно...

Слайд 6

руб коп кг см мм дм м см² дм² м² сек мин час сут нед мес год арифм.действ. стоимость длина сравниват ь измерять время масса площадь ВЕЛИЧИНА

Слайд 7

руб коп кг см мм дм м см² дм² м² сек мин час сут нед мес год арифм.действ. стоимость длина сравниват ь измерять время масса площадь ВЕЛИЧИНА

Слайд 8

700

Слайд 9

4кг800г 5кг

Слайд 10

200 200 100



Предварительный просмотр:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Толстые вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Единицы времени" в 4 классе с использованием технологии "Развитие критического мышления"

Урок математики в 4 классе по учебнику А.Моро по теме "Единицы времени" с испорльзованием технологии РКМ...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Конспект урока по окружающему миру с использованием технологии развития критического мышления. 2 класс Тема «Какими бывают горы» по учебнику О. Т. Поглазова.

Цель урока : развитие критического мышления, участие в проектной деятельности Задачи: ввести понятие горы, горные хребты, познакомить с основным и частями гор, виды гор по высоте, участие в проект...

Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»

Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо»    На тему«Андрей Платонов&la...