Урок 50. Сложение и вычитание вида +3, -3
план-конспект урока по математике (1 класс)

Климова Юлия Дмитриевна

Конспект урока по математике для 1 класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_50.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 50. Сложение и вычитание вида   +3,   -3

Цель: учить выполнять сложение и вычитание вида   +3,   -3

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать примеры вида   +3,   -3; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

I. Организационный момент

H. Актуализация знаний

Устный счет

- Какие карточки перевернуты?

1, 3, 4, Ш, 6, Ш. 1, 9, 10.

Сосчитайте:

• от 10 до 1, от 3 до 6, от 7 до 4;

• от 1 до 10 через один;

• от 1 до 10 через два.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны примеры. )

3 - 1

3 + 1

6 - 1

6 + 1

9 - 1

9 + 1

1 - 1

1 + 1

Что значит «вычесть 1»? (Назвать предыдущее число.)

- Что значит «прибавить 1»? (Назвать следующее число.)

- Назовите ответы в примерах.

- Сосчитайте от 1 до 10 через один, начиная с единицы, начиная с нуля.

- Разложите 3 яблока на две тарелки. Как это можно сделать? (2 и 1.)

- Сколько яблок нужно добавить на каждую тарелку, чтобы на них стало по 3 яблока? (На первую - 1 яблоко, на вторую - 2.)

- Закончите утверждения:

• 3 - это 2 и… (1);

• 3 - это 1 и… (2).

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Прибавлять и вычитать число 3.)

IV. Работа по теме урока

Практическая работа

- Нам нужно к 6 прибавить 3. Мы еще не умеем прибавлять 3.

- Как вы предлагаете это сделать? (Мы можем прибавить число 3 по частям. )

- Положите 6 красных кругов. Справа положите 3 синих круга.

- Как можно прибавлять к 6 число 3 по частям? (К 6 кругам положить сначала 1 круг - будет 7 кругов, потом еще будет 8 кругов, а потом еще 1 - будет 9 кругов.)

- Как это записать? (6 + 1 + 1 + 1 = 9.)

- Какой еще способ можете предложить? (Можно к 6 кругам прибавить сначала 2 круга, а потом еще 1.)

- Прибавьте к 6 кругам 2 круга. (Учащиеся придвигают 2 круга.)

- Сколько стало кругов? (8.)

- Как получили 8? (6 + 2 = 8.)

- Нам нужно прибавить еще 1 круг. (Учащиеся придвигают еще 1 круг.)

- Сколько стало кругов? (9.)

- Как получили 9? (8 + 1 = 9.)

- Сколько кругов было сначала? (6.)

- Сколько всего прибавили к 6? (3.)

- Как прибавляли 3? (Сначала прибавили 2, а потом еще 1.)

- Как можно было по-другому к 6 прибавить 3? (Сначала прибавить 1.)

(Учащиеся придвигают 1 круг. )

- Сколько получится? (7.)

- Как получили 7? (6 + 1 = 7.)

- Сколько еще нужно прибавить? (2.) (Учащиеся придвигают еще 2 круга.)

- Сколько получится? (9.)

- Как получили 9? (7 + 2 = 9.)

- Сколько было кругов? (6.)

- Сколько прибавили? (3.)

- Как прибавляли 3? (Сначала прибавили 1, потом еще 2.)

- Сделайте вывод: как можно прибавить число 3? (… + 1+ 1 + 1, или … + 1 + 2, или … + 2 + 1.)

- Положите 4 зеленых круга, 2 красных и 1 желтый. Сколько всего кругов положили? (7.)

- От 7 нужно отнять 3. Как это можно сделать? (Сначала можно взять 2 красных круга, а потом еще 1 желтый.)

- Возьмите 2 красных круга. Сколько кругов осталось? (5.)

- Как получили 5? (7 - 2 = 5.)

- Возьмите 1 желтый круг. Сколько кругов осталось? (4.)

Как получили 4? (5 - 1 = 4.)

Сколько кругов было сначала? (7.)

- Сколько всего кругов взяли? (3.)

- Как из 7 вычли 3? (Сначала вычли 2, а потом еще 1.)

- Можно ли было по-другому брать круги? (Да, сначала взять 1,а потом еще 2.)

- Если взять круг, сколько кругов останется? (6.)

- Как получили 6? (7 - 1 = 6.)

- Сколько кругов еще нужно взять? (2.)

- Сколько кругов останется? (4.)

- Как получили 4? (6 - 2 = 4.)

- Сколько кругов было сначала? (7.)

- Сколько всего вычли из 7? (3.)

- Как вычитали 3? (Из 7 сначала вычли 1, а потом еще 2.)

- Сделайте вывод: как можно вычесть 3? (Можно вычесть сначала 1, а потом еще 2 или вычесть 2, а потом еще 1.)

V. Физкультминутка

Мы шли-шли-шли,

Землянику слева нашли,

Сели, поели,

Опять пошли.

Мы шли-шли-шли,

Подберезовик справа нашли,

Взяли в корзинку,

Опять пошли.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

- Прочитайте на с. 104 вопрос, на который мы должны ответить на уроке. (Как можно прибавить число3?)

- Кто сможет уже сейчас ответить на него? (Ответы детей. )

- Как можно из числа вычесть 3? (Ответы детей.)

- Рассмотрите примеры и рисунки к ним. Объясните, как прибавляли к 6 число 3. (К 6 прибавили 2, получилось 8, к 8 прибавили 1, получилось 9. Значит, если к6 прибавить 3, получится 9. Или к б прибавили 1, получилось 7, к 7 прибавили 2, получилось 9. Значит, если к 6 прибавить 3, получится 9.)

(По аналогии учащиеся объясняют примеры на вычитание.)

№ 1 (с. 104).

(Первый столбик примеров объясняет один ученик всему классу. Второй и третий столбики разбираются в парах.)

№ 2 (с. 104).

- Что нужно сделать? (Поставить знаки >, < или=)

- Как вы будете рассуждать? (7 + 2 = 9, 9 = 9. Значит, ставим знак «равно».)

- Можете ли вы, не вычисляя, сказать, какой знак нужно поста-

вить во втором примере? (Если к тому же самому числу прибавить больше, получится больше. Значит, ставим знак «больше».)

(Оставшиеся примеры учащиеся разбирают по цепочке.

№3(с. 104).

- Составьте задачу, которая решается сложением. (У Оли было 5 конвертов. Она купила еще 3 конверта. Сколько конвертов стало у Оли?)

(На доске выполняется краткая запись. )

Было - 6 к.

Купила - 3 к.

Стало - ?

- Запишите решение задачи. (6 + 3 = 9 (к.).)

- Составьте задачу, которая решается вычитанием. (У Оли было 9 конвертов. Она отдала маме 3 конверта. Сколько конвертов осталось?)

(На доске выполняется краткая запись. )

Было - 9 к.

Отдала - 3 к.

Осталось - ?

- Запишите решение. (9 - 3 = 6(к.).)

- Сравните задачи. Почему одна решается сложением, а другая - вычитанием?

№ 4 (с. 105).

- Прочитайте задачу.

- Прочитайте условие. (Было 7ягод. Стало на 3 меньше.)

- Прочитайте вопрос. (Сколько ягод стало?)

- Составьте краткую запись задачи.

Было - 7 яг.

Стало - ?, на 3 больше.

- Запишите решение. (7 - 3 = 4 (яг.).)

Почему решали вычитанием? (Стало меньше.)

- Ответьте на вопрос задачи. (Стало 4 ягоды.)

(Можно предложить учащимся составить аналогичную задачу с другими данными.)

№5(с. 105).

(Разбирается по аналогии с задачей № 4.)

№ 6 (с. 105).

- Прочитайте. Составьте числовую запись. (6 + 2 = 8.)

- Прочитайте эту запись разными способами.

(Учащиеся используют слова «сумма», «прибавить», «увеличить на…», «плюс», «сложить».)

№ 7 (с. 105).

- Рассмотрите фигуры. Как назвать их одним словом? (Многоугольники.)

- Как называются эти многоугольники? (1, 4 - треугольники; 2, 3 - четырехугольники; 5 - пятиугольник.)

- Прочитайте задание под цифрой 2. Выполните его.

№8(с. 105).

2. Работа в тетради с печатной основой

- Откройте тетрадь на с. 38.

(Самостоятельное решение задач. Проверка. Учащиеся объясняют, как решали.)

- Пользуясь рисунком, решите примеры.

- Как прибавляли и вычитали число 3?

(Самостоятельное выполнение третьего задания. Проверка. )

- Назовите примеры с ответом 5. (3 + 2, 7 - 2.)

- Назовите примеры с ответом 7. (9 - 2, 4 + 3.)

- Прочитайте следующее задание.

- Какую фигуру называют четырехугольником? (У которой 4 угла и 4 стороны.)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 105). Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на доске. )

- Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».

VIII. Подведение итогов урока

- Чему мы научились на уроке? (Прибавлять и вычитать число 3.)

- Как можно прибавить и вычесть число 3? (По частям: 2 и l или 2.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в малокомплектной школе. 1 класс "Закрепление по теме «Сложение и вычитание вида +4, -4». 3 класс "Закрепление по теме «Прием умножения в случаях вида 23*4»

Урок математики составлен по программе УМК «Школа России», авторы: М.И.Моро, Ю.Г.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова и обеспечен учебниками «Математика» для 1 и 3 классов ...

Урок 12. Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 - 30, 35 - 5

Интерактивная презентация (11 слайдов) по математике к уроку №12 для 2 класса по УМК "Школа России" составлена из заданий для повторения изученного в 1 классе. Задания соответствуют теме урока, направ...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

Технологическая карта урока математики : «Сложение и вычитание вида +2, -2» (УМК "Школа России", 1 класс)

Технологическая карта урока математики:  «Сложение и вычитание вида +2, -2» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения реша...

Технологическая карта урока математики «Сложение и вычитание вида 10+7,17-7,17-10» 1 класс. УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: «Сложение и вычитание вида 10+7,17-7,17-10»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование знаний и умений выполнять...

Технологическая карта урока математики. Сложение и вычитание вида □+4, □-4. 1 класс. УМК "Школа России"

Тема урока: "Сложение и вычитание вида □+4, □-4"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: формирование умений прибавления и вычитания числа 4; Задачи урокаПланируе...