Урок математики 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс)

Урок математики 2 класс по теме "Квадрат. Периметр квадрата"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_2_klass.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Шмелева Елена Владимировна

Предмет: математика

Класс: 2

УМК:   «Школа России»

Тема урока: «Квадрат. Периметр квадрата»

Тип урока: открытие новых знаний

Технологии: технология деятельностного подхода, ИКТ - технологии, технология учебного диалога.

Форма проведения: урок

Формы организации работы на уроке:   фронтальная,  индивидуальная.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник Школы России М. И. Моро 2кл (2 ч),

Цели деятельности учителя: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые,  они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, решать текстовые задачи   и уравнения; развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые результаты:

Личностные результаты        овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и

осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Метапредметные результаты        Регулятивные УУД: формулируют учебную задачу урока на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно; планируют собственную деятельность; предвосхищают результаты и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность  и  деятельность  партнеров  по  образовательному  процессу,  при необходимости  вносят  корректировки  и  дополнения;  осознают  качество  и  уровень усвоения знаний; способны к саморегуляции;

 Познавательные УУД: формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают причинно- следственные связи; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности;

Коммуникативные УУД: знают правила ведения диалога; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; достаточно полно и точно выражают свои мысли, не создают конфликтов в спорных ситуациях.

Предметные результаты        

Обучающиеся научатся определять квадрат. Выполнять его чертёж.

- Выполнять письменные вычисления в пределах 100.

- Моделировать с помощью геометрических фигур. Работать в парах.

-Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Этап урока

             Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Методы:

Словесное приветствие учителя

- Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Время зря мы не теряем

И работу начинаем.

 Приветствуют учителя.

Настраиваются на учебный процесс

Р:  создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Л: Самоопределение.

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока;

- наметить шаги учебной деятельности

Математику, друзья

Полюбили мы не зря!

Очень строгая наука,

Очень точная наука –

Это математика!

-Она является источником логических задач и головоломок, успешное решение которых создает незабываемое состояние и вселяет в нас чувство уверенности в своих силах, чувство победы.

- Пусть же чувство уверенности и чувство победы сопровождает вас на уроке.

- Хотите попробовать свои силы на уроке математики?

- А вам это надо?

Можем начать работу?

- Да, хотим попробовать.

- Да, надо, можем.

Актуализация знаний(Устные  упражнения.)  

Цели:

- организовать актуализацию умений выполнять работу с числовым рядом основанную на знаниях по  нумерации,

  выполненное в игровой форме

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- организовать развитие логического мышление через решение задач;

.

- Начнем наш урок с устного счета. Посмотрите на экран.  Перед вами цепочки примеров. Считаем по «цепочке». Начнем с 1 ряда 1 парты.

1. 20 – 4 + 3 – 9 + 52 – 60 + 38 =  (40)

17 – 9 + 70 – 30 + 2 – 3 – 40 =   (7)

9 + 12 – 8 – 2 + 6 + 10 – 13 =  (14)

2. Математическая разминка:

1Три обезьяны решили поздороваться всеми четырьмя лапами одновременно. Сколько лапопожатий получилось, если для каждого лапопожатия нужны сразу 2 лапы? (6)

2.Девочка сидит в парикмахерской и видит в зеркале то зеркало, которое находится позади неё. Как она видит себя в этом зеркале? (Сзади)

3.У Тани было 2 груши. К ней пришли 2 подружки. Она дала им по груше, а они ей – по половинке. Кому досталось больше? (Тане, у неё получилось целая груша)

- Молодцы, ребята!

Дети повторяют знание нумерации в пределах 100. Повторяют разрядные слагаемые чисел, называют  соседей.

 Решают задачи устно.

Объясняют свои суждения.

Проверяют.

К.: планиро-

вание учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.

П.: структуриро

вание знаний.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные УУД)

Учатся осуществлять анализ и нахождение лишнего данного. (Познавательные УУД).

Постановка учебной задачи

Цели:

- мотивировать учащихся на аккуратное выполнение работы;

уточнить следующий шаг учебной деятельности.

На доске нарисованы автомобили.)  

Рассмотрите автомобили. Из каких геометрических фигур  они состоят? (Из кругов, квадратов и прямоугольников.)

-Какие фигуры имеют прямые углы? (Квадраты и прямоугольники.)

-Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольников? (Противоположные стороны

прямоугольников равны.)

-Какие фигуры составляют кабины машин?

(Квадраты.)

- Что вы можете сказать о сторонах квадратов? (У квадратов все стороны равны.)

- Сейчас вы послушаете стихотворение и сами определите тему и сформулируйте цели и задачи нашего урока.

 « Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нём знаком.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его…?(квадрат)

     - Чтобы вы хотели узнать о квадрате?

Определите цель урока.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод.

 

Называют все

геометрические фигуры. Называют фигуры с прямыми углами.

Вспоминают

свойства прямоугольника.

Вспоминают свойства квадрата

-Тема урока квадрат

Научиться отличать квадрат от других четырехугольников.

- Научится строить квадрат.

- Находить периметр квадрата.                                                                                                                                

П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

.

Первичное усвоение новых знаний.

Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется «Родственники».

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"

– Назовите эту фигуру, ребята! ( Квадрат)

Как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.)

   Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня". 

  Однажды встречает он на пути такую фигуру:

Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» – спрашивает.
- Узнали, дети?
( Это прямоугольник.)

Почему он так называется? (У него все углы прямые.)

 Квадрат спрашивает у Прямоугольника: 
– А мы не родственники с тобой? 
– Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия. 

- Давайте поможем фигурам найти такие признаки, обобщим полученные знания. 

У фигур четыре угла, все фигуры прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.)

А какая же у них общая фамилия? (Прямоугольники)

  Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.

- Как называют людей, которые ремонтируют автомобили? (Автослесари.) 

 (Учитель разбирает один из автомобилей на отдельные фигуры.)

- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 угла, прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны.)

- Как это доказать? (Приложить противоположные стороны.)

Чем они отличаются? (У квадрата все стороны равны.)

Проверим это.

 (Учитель с помощью перегибания сравнивает противоположные стороны квадрата, затем квадрат сгибает по диагонали и сравнивает  смежные стороны.)

- Чтобы отремонтировать кабину, нам надо выполнить ее чертеж в тетради. Нам известно, что длина одной стороны 4 см. Можем ли мы выполнить чертеж, не зная длины других сторон? (Можем.)

- Как? (Кабина квадратная, а у квадрата все стороны равны. Значит, остальные стропы кабины также будут иметь длину 4 см.) (Учащиеся по клеточкам под руководством учителя чертят   квадрат со стороной 4 см.)

-  - Найдите периметр вашего квадрата. Что для этого нужно   сделать? (Число 4 взять 4раза.)

    а = 4 см

   Р= а + а + а + а

Запишите решение. (Р = 4 + 4 + 4 + 4 = 16 (см).) 

Высказывают своё предположение.

Приходят к пониманию проблемы.

С помощью учителя  ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности

Находят общие признаки фигур.

Ведут учебный диалог.

Чертят квадрат в тетради

Находят периметр квадрата.

К.: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

осознанное построение речевого высказывания.

Р: сохранять учебную задачу.

К.: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

осознанное построение речевого высказывания.

Р.: выполнение учебного действия;

сохранять учебную задачу.

Р.: выполнение учебного действия;

сохранять учебную задачу.

П.: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ.

Р.: выполнение учебного действия;

сохранять учебную задачу.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Физминутка

- Я вижу, вы уже утомились сидеть. Давайте разомнемся. Когда  на слайде будет появляться квадрат -  вы приседаете, прямоугольник – нагибаетесь, многоугольник -  хлопаете в ладоши.

Выполяют физические упражнения.

Первичное закрепление.

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Самостоятельная работа

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы  на закрепление изученного материала;

организовать самопроверку (по образцу)

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

- Вот мы с вами передохнули, вернемся к работе.

- Откройте свои учебники на 34 стр. №2. Найдите  среди прямоугольников такие, у которых все стороны равны и выпишите их номера себе в тетрадочку. Под какими номерами?

-  Прочитайте правило. Совпадает ли оно с выводом, который  мы сделали в ходе нашего исследования?

- Кто может дать определение квадрату, не глядя в учебник?

- Ребята, рассмотрите выражение: 30- (15+2) = 

- Скажите, какое действие мы будем выполнять в первую очередь? Молодцы! Я вижу, вы помните о порядке выполнения действий и поэтому приступаем к №5 в ваших учебниках. Кто желает пойти к доске? 3 столбик выполняем самостоятельно. Взаимопроверка по эталону.

-Найдите  в учебнике № 6.

 - Составьте задачу о транспорте на автомобильной  стоянке   по выражению и опорным словам.

  100 – (25 +15)            

                      Было        

                       Уехали

                       Осталось  

Было – 100 м.

Уехали - ? 25 м. и 15 м.                                                          

Осталось - ? м.

- А теперь решим эту задачу, записав решение выражением.

100 – (25 + 15) = 60 (м.) – осталось.

Ответ: 60 машин.

- Давайте решим уравнения в №7.

 (1 уравнение – у доски, 2 и 3 - самостоятельное выполнение (по вариантам). Взаимопроверка.)

 № 5 (с. 34)Порядок выполнения действий.

(1 и 2 столбики у доски, 3 столбик самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

3) № 7 (с. 34).

Решение уравнений.

(1 уравнение – у доски, 2 и 3

самостоятельное выполнение (по вариантам). Взаимопроверка.

Выполняют задание.

Решают выражения наиболее удобным способом.

Составляют задачу.

Анализировать задачу.

Выделять компоненты задачи.

Составляют схему задачи.

Решают задачу

Решают уравнения.

Р.: выполнение учебного действия;

сохранять учебную задачу.

П.: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

Уметь высказывать своё предположение на основе нового знания (Коммуникативные УУД)

(Регулятивные УУД)

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите домашнее задание стр.34 №4

Записывать домашнее задание.

 

Итог урока.

- Давайте подведем итоги урока.

- Вспомните название темы урока?

- С чем мы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о квадрате сегодня на уроке?

- Какие утверждения правильны?

На доске:

Любой квадрат – это прямоугольник.

Любой прямоугольник – это квадрат.

Любой четырёхугольник – это многоугольник.

-Правильные – 1 и 3 утверждения.

-Какие предметы в классе или их части похожи на квадрат?

Анализировать урок.

Обобщать изученное.

П: строят речевое высказывание.

Р: осуществляют итоговый контроль.

Рефлексия

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Все ли вам было понятно?

- Какое задание вам показалось трудным?

- Скажите, как вы думаете, вам пригодятся в жизни знания о геометрии, полученные сегодня на уроке?

Оценивают свои достижения.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

П: строят речевое высказывание.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...