Приемы развития памяти на уроках математики в начальных классах
статья по математике

Современному школьнику на уроках математики приходится запоминать не только новые слова, но и формулы, правила, схемы. Поэтому для успешного развития культурной памяти нужно использовать разнообразные приемы запоминания. Обучение младших школьников только лишь на основе упражнений, предлагающихся в учебниках математики и соответствующих дидактических материалах, не способствует активному развитию природной памяти обучающихся и становлению ее культурной надстройки. Учителя начальной школы должны предусмотреть на уроках математики время и место для системы специальных упражнений на развитие различных видов памяти и формирование представлений младших школьников о приемах рационального запоминания и воспроизведения информации.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы развития памяти на уроках математики в начальных классах

Современному школьнику на уроках математики приходится запоминать не только новые слова, но и формулы, правила, схемы. Поэтому для успешного развития культурной памяти нужно использовать разнообразные приемы запоминания. Обучение младших школьников только лишь на основе упражнений, предлагающихся в учебниках математики и соответствующих дидактических материалах, не способствует активному развитию природной памяти обучающихся и становлению ее культурной надстройки. Учителя начальной школы должны предусмотреть на уроках математики время и место для системы специальных упражнений на развитие различных видов памяти и формирование представлений младших школьников о приемах рационального запоминания и воспроизведения информации.

Далее, представлены приемы запоминания на уроках математики:

Прием группировки, который заключается в том, что подлежащий запоминанию материал разделяется на части или группы. 

Прием классификации – разделение информации на определенные, четко обозначенные классы (животные и растения, круги и прямоугольники и т.п.) – также доступен младшим школьникам. В данном случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделен подлежащий запоминанию материал.

Прием ассоциаций, заключающийся в сопоставлении новой, подлежащей запоминанию информации с хорошо узнаваемым образом, который помогает легко «выуживать» необходимую информацию из памяти, кроме развития памяти способствует креативности мышления. Психика человека имеет свойство любую новую информацию помимо нашей воли сопоставлять и соединять с уже известной. При этом следует учитывать, что новая информация может напоминать что угодно, в зависимости от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального состояния, пола ребенка и т.д. Как правило, сочетания цифр запоминают в связи с памятными данными (днями рождения, номерами квартир), а имена и отчества новых знакомых – в сопоставлении с именами известных писателей, политиков или именами своих родственников.

Прием поиска опорного пункта основан на составлении мнемического плана для запоминания большого объема информации. В качестве опорных пунктов могут выступать необычные словосочетания, метафоры, имена, неожиданный поворот событий, незнакомые или, наоборот, очень знакомые слова и т.д. В процессе обучения школьнику необходимо с точностью запоминать четкие определения, правила и формулы. Чтобы при их воспроизведении избежать ошибок, можно порекомендовать ребятам для запоминания прием аналогии – установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов или явлений, в целом различных. Так, для того чтобы дать некоторое определение, следует отнести предмет или явление к общему классу предметов или явлений и отобразить только ему присущую индивидуальность.

В ряде случаев материал легче запомнить, изобразив его основное содержание в виде схемы (это математические правила, алгоритмы и т.п.). Такой прием называется схематизацией. Он может использоваться, например, при записи свойств арифметических действий или при обдумывании плана решения составной задачи, в ходе которого школьники строят » дерево рассуждений» (метод графов), и оно является опорной схемой, позволяющей обучающимся запомнить ход рассуждений.

Некоторые мнемические приемы требуют значительных интеллектуальных усилий. К ним, в первую очередь, относится структурирование материала, при котором устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого материала, благодаря чему он воспринимается как целое. Данный прием позволяет успешно запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию (абстрактную, неизвестную, запутанную и др.), ибо направленна ее упорядочение.

Одним из самых доступных и распространенных способов запоминания является прием перекодирования информации, когда то, что представлено в виде рисунка, картины и т.п., описывается словами, и наоборот.

По мнению Д. Лапп, приемы и составляют сущность культурной (благоприобретенной) памяти. Совершенно очевидно, что не все приемы в равной степени доступны ребенку. Это зависит от уровня развития и индивидуальных особенностей его личности.

Однако младшие школьники уже способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, пользоваться опорными пунктами, составлять мнемические планы. При этом очень важно, чтобы подобные занятия доставляли ребенку радость. Взрослые должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, способствовать его самостоятельному поиску ответов на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие наблюдательности на уроках математики в начальных классах».

Основная задача учителя начальных классов заключается в том, что в процессе обучения учащиеся должны овладеть учебной деятельностью, когда обучаемый будет стремиться осознать чему и как он учится, а н...

Развитие речи на уроках математики в начальных классах.

В обучении математики младших школьников используется как естественный, разговорный язык, так и специальный язык науки математики – математический....

Формирование приемов умственной деятельности на уроках математики в начальных классах

Мною подробно рассмотрены такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение, аналогия. Приведен фрагмент урока в 3 классе по обучению логическим приемам на практике...

Развитие речи на уроках математики в начальных классах.

Как можно развивать речь на уроках математики у младших школьников...

Развитие речи на уроках математики в начальных классах.

Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется ка­ждому. В этом качестве нуждаются руководитель предприятия и рабочий, учёный и инженер, педагог и экономист, врач и агрон...

Статья "Развитие речи на уроках математики в начальных классах"

Забота о частоте, правильности, выразительности речи учащихся  всегда  была общим делом   школьных учителей всех предметов.  Ведь  именно учителя - начиная с первой учите...

Мастер-класс «Приемы развития логического мышления на уроках математики в начальных классах».

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной личности. Мышление как познавательный процесс является о...