технологическая карта урока математики "Умножение и деление" 2 класс
методическая разработка по математике (2 класс)

Чикарева Наталья Константиновна

Технологическая карта урока математики "Умножение и деление" 2 класс учебник Моро М.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл математика 2 класс31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Общие сведения о проекте

Предмет:  математика

Класс:     2      

УМК:  «Школа России»

Программа по учебному предмету: Учебник «Математика 2 класс 2 часть» (в двух частях) авторов М.И. Моро и др.

Фрагмент календарно-тематического планирования: Числа от 1 до 100. Умножение и деление

Диагностический блок

Описание исходного уровня УУД:

Владение учащимися анализом, сравнением, обобщением, классификацией на среднем уровне. Основная масса учащихся умеет представлять  информацию в обобщенном виде, в том числе виде  модели, схемы задачи.  небольшое количество учащихся умеют объяснить причину затруднения, сформулировать план работы по решению затруднений. Навык самоконтроля и учебного сотрудничества в стадии формирования. Самооценка сформирована на среднем уровне.

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме:

Учащиеся свободно складывают числа первого десятка, с переходом через десяток и без перехода. Знают  компоненты действий сложения и вычитания, знают формулу нахождения периметра.

Тема  урока:  Конкретный смысл действия умножение.

Задачи урока

  1. Формировать познавательные - общеучебные  УУД  через задания, требующие использование общих приемов решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельност.
  2. Формировать познавательные УУД ,через использование действий моделирования и преобразования моделей.
  3. Формировать регулятивные УУД с помощью целеполагания, а именно умение преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем.
  4. Формировать регулятивные УУД (действия самоконтроля и самооценки) при проверке учащимися самостоятельно выполненных заданий
  5. Формировать коммуникативные УУД посредством формирования умения строить понятные высказывания, монологическое высказывание, формулировать собственное мнение.
  6.  Формирование предметных результатов: формирование знаний учащихся о новом арифметическом действии умножения.
  7. Формирование предметных результатов: умение применять новый вычислительный прием для решения геометрических  и иных задач.
  8. Формирование личностных результатов, соответствия и принятие образа "хорошего ученика", через ситуации успеха на уроке.

Оборудование урока

Карточки-задания разного уровня сложности ,  учебник, линейки, карандаши красного, зеленого, желтого цветов.

План урока

  1. Мотивационно-ориентировочный этап   (10 мин)
  • Актуализация знаний о сложении нескольких слагаемых
  • Создание проблемной ситуации
  • Формулировка цели урока, темы урока
  1. Операционно-исполнительский этап (15 мин)
  • «Открытие» новых знаний о умножении, как сложении одинаковых слагаемых
  1. Рефлексивно-оценочный этап (15 мин)
  • Первичное закрепление знаний
  • Самоконтроль и самооценка учащимися своей деятельности на уроке

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1

2

3

4

Орг момент.

 Для успешной работы нам необходимы, проверяем:

 Учебник, тетрадь, простой карандаш. у каждого на столе должны лежать карточки №2,№3, карандаши красного, зеленого, желтого цветов.

 О чем говорит каждый сигнал светофора?

Вот и мы будем на каждом задании определять : Будем ли мы дальше двигаться свободно, или необходимо  остановиться, на что-то обратить  особое внимание

Личностное УУД- самоопределение( принятие образа "хорошего ученика")

1. Этап мотивация(самоопределения) к учебной деятельности

Запишите под диктовку примеры и реши их.

Как можно записать пример, чтоб не ошибиться в вычислении при переходе через десяток

Первое слагаемое 25,второе 19,найдите сумму...

Уменьшаемое 80, вычитаемое 49,найдите разность...

На сколько 47 больше чем 27?

На сколько 45 меньше чем 73?

 Первое слагаемое 6,второе слагаемое 6,третье слагаемое 6,четвертое слагаемое  6,найдите сумму..

* Проверьте себя, подчеркните  зеленым карандашом пример ,который было решать легче всего, красным- самый трудный для вас, в котором вы ошиблись. Подумайте почему вы с ним не справились

 Увеличь 31 на 12

 Уменьши 92 на 35

Если сумма 75, а первое слагаемое 43,чему равно второе слагаемое...

 Запиши сумму трех слагаемых, каждое из которых 32....

Проверьте себя, подчеркните  зеленым карандашом пример ,который было решать легче всего, красным- самый трудный для вас. Какой алгоритм необходимо повторить, чтоб  решение этих примеров было на пять?

 "Сильный"  ученик за крылом доски

( при необходимости можно решать в столбик):

25+19=44

80-49=31

47-27=20

73-45=28

6+6+6+6=24

( Забыл, как занимать из десятков.

Отнял единицы уменьшаемого от единиц вычитаемого)

Следующий "сильный" ученик

31+12=43

92-35=57

75-43=32

32+32+32=94

Алгоритм письменного сложения и вычитания  с переходом через разряд

Познавательные УУД : общеучебные  

( использование общих приемов  вычислений)

(контроль и оценка процесса и результата действий)

(контроль и оценка процесса и результата действий)

Познавательные: логические ( установление причинно-следственных связей)

2.  Создание проблемной ситуации.

 Ситуация "разрыва"

Какой из примеров было решать легче всего?

Почему?,

Чем он отличался от остальных примеров на сложение?

 Среди записанных примеров, есть пример  похожий по смыслу?  Назовите его...

 Что общего в этих примерах?

Чем отличается ?

Легко решать такие примеры? удобно?

Запишите решение еще нескольких задач

  " У кошки 4 ножки, сколько ножек у 8 кошек?"

" В одном классе 25 учеников, сколько учеников в 16 классах начальной школы?"

Легко решать? удобно?  А эти примеры похожи на предыдущие?

 В чем же сложность этих примеров? Что мы можем сделать чтоб решать их было просто?

6+6+6+6

В нем  сложение однозначных чисел.

В нем было больше двух слагаемых

32+32+32

Сложение одинаковых слагаемых,

В первом случае однозначные числа, во втором двузначные

4+4+4+4+4+4+4+4=32

25+25+25......+25=?

В них тоже сложение одинаковых слагаемых

Их можно компоновать по парно, так будет считать   быстрее..

Познавательные УУД: целеполагание ( преобразовывать практическую задачу в познавательную)

3. Открытие нового

Кто знает, может в математике есть другой  более простой способ записи и решения таких примеров?

 С каким новым арифметическим действием мы сегодня познакомимся. Кто уже понял какие примеры на сложение мы сможем заменить умножением? подчеркните их желтым карандашом (как у светофора - знак внимание!)

Давайте прочитаем правило умножения в учебнике на стр.48 и выберем ключевые слова

Каким знаком записывают умножение? Как читают такие  решения? кто готов заменить умножением подходящие примеры?

 Проверьте себя .

Все примеры, которые мы сейчас заменили умножением были подчеркнуты желтым карандашом? Если вы отметили все примеры - поставьте на полях зеленый восклицательный знак. ВЫ МОЛОДЦЫ! Двигаетесь в правильном направлении.

 А теперь вопрос на пятерку. Кто запишет схемой или моделью правило умножения

Это - умножение.  

"Умножение - это сложение одинаковых слагаемых"

 Знак умножение - точка *

Только те, в которых слагаемые одинаковые.

.........................

 Где квадраты - это одинаковые числа, пунктир - количество этих чисел, а верхняя дуга -  целое ,которое мы найдем с помощью умножения.

Познавательные УУД: целеполагание( ставить новые учебные задачи  в сотрудничестве с учителем)

Прогнозирование( предвосхищать результат)

Познавательные УУД: логические( выделение существенных признаков)

Регулятивные УУД: самоконтроль

Познавательные УУД: знаково-символические

4.Этап первичного закрепления

 Давайте еще раз хором повторим  что же такое умножение.

 На странице 49  учебника в 1 задании предложены еще несколько примеров на сложение. Сможем все их заменить сложением? аргументируйте...

 Сейчас мы будем работать поэтапно. все кто решит и запишет №1 раньше ,чем на доске, перейдут к  заданиям конверта №2 у вас на столах. Если вы справитесь с работой быстро, можете приступить к заданиям конверта  № 3

Напоминаю про оформлении  работы каждой новой карточки отступаем вниз 3 клеточки, знак умножить - это точка.

 №1 Что мы видим на рисунке? какое слагаемое повторяется? сколько раз? Какое число в записи умножения будет на первом месте? Какое на втором?

Фронтальная проверка  карточек №2,3 (обращаем внимание, что повторяющееся слагаемое стоит на первом месте в выражении умножения, а количество слагаемых на втором)

 Если вы решили все правильно поставьте  на полях зеленый восклицательный знак!

"Умножение - это сложение одинаковых слагаемых"

 Представлены одинаковые слагаемые

6+6+6=18           6*3=18

4+4=8                 4*2=8

10+10+10+10+10=50         10*5=50

5+5+5+5=20       5*4=20

5+5+5+5+5+5=по 5 взяли 6 раз

9*4=9+9+9+9

По 6 взяли2 раза =6*2 или6+6

6+6+6=6*3

7+7+7<7*4

1+1+1+1=1*4 (любое число взяли 4 раза)

 

Познавательные: логические(подведение под понятие на основе выделения существенных признаков)

Познавательные: логические (установление аналогий, построение рассуждений,)

Знаково-символические ( преобразование модели для решения конкретной задачи)

Регулятивные: самоконтроль и самооценка

5. Этап включения нового знания  в систему знаний и повторения

Ответьте хором

Во всех заданиях мы умножение  заменяли .......(сложением) Складывали какие слагаемые.......( одинаковые).

При решении каких задач мы уже сталкивались  со сложением одинаковых слагаемых?

Решим задачу : сторона квадрата 2 см. Найди периметр с помощью умножения, начерти данный квадрат.

Что известно в задаче? Что нужно найти? Надо ли писать условие или схему?

Сможем ли мы найти периметр прямоугольника с помощью умножения?

Как будет звучать задача на нахождение периметра треугольника, чтобы ее решение  тоже заменить умножением.? Запишите условие данной задачи схемой О чем задача?  В чем особенность данного треугольника? Сколько частей будет в нашей схеме? какие это части? чему равна каждая часть?

Каким выражением мы запишем решение задачи?

Если вы записали условие и решение раньше доски и правильно - поставьте на полях зеленый восклицательный знак.

Нахождение периметра квадрата

Известна сторона квадрата, Нужно найти периметр, это сумма всех сторон

У квадрата все стороны равны и их четыре, значит  мы сложим 2 см четыре раза или по 2 возьмем 4 раза.

2+2+2+2=2*4=8

Условие и схему писать не будем, т.к. в задаче сказано сделать чертеж- фигура в натуральную величину.

У прямоугольника только противоположные стороны равны. Умножением можем  заменить  только попарно  два слагаемых.

Сторона равностороннего треугольника равна  4см. Найди периметр данной фигуры.

О треугольнике, треугольник равносторонний, значит все стороны равны.

 На схеме 3 части, они равные, каждая 4 см

4+4+4=4*3=12

Познавательные: логические (подведение под понятие на основе существенных признаков, установление аналогий, построение рассуждений,)

Знаково-символические ( преобразование модели для решения конкретной задачи)

Знаково-символические ( преобразование модели для решения конкретной задачи)

6. Домашнее задание

Стр.49 №2,.

О чем задача? Что мы знаем про марки? Сколько раз повторилось количество марок? Чем отличается рисунок от схемы?

 Можете в условие записать схемой, а не рисунком.

Стр.48 под красной чертой

 Что мы видим на рисунке?

Про марки, марок было 2 на каждом конверте. Это значит и на первом и на втором и на пятом было 2 марки. Схема все изображает общо.

Домино. на каждой доминошке 4 точки, таких домино 3.

 Решение будет по 4 взяли 3 раза : 4+4+4=4*3=12

Коммуникативные ( умение строить монологическое высказывание, слушать отвечающего)

7.Рефлексия

 Посмотрите еще раз на записи сегодняшнего урока. Какого цвета  знаков у вас больше? Ребята у которых все знаки зеленые подойдут ко мне на перемене с тетрадями и получат заслуженную оценку.

 Ребята, у которых больше красных знаков. Какой вид решения примеров вызвал затруднение?

  Давайте хором повторим с каким новым арифметическим действием мы сегодня познакомились?

 Умножение -  это сложение каких слагаемых?

  В записи умножения на первом месте стоит  число, которое показывает на

 На втором месте - .........

 Ребята, у которых много желтых  восклицаний .  ответьте , что необходимо, чтобы ошибок было меньше, а понимание было лучше ?

Умножение

Умножение -  это сложение одинаковых слагаемых.

( слагаемое)

количество этих слагаемых.

Внимательно следить за ходом рассуждений

Регулятивные : самооценка, самоконтроль, саморегуляция.

Самоанализ урока

п/п

Порядковый номер в схеме

Параметр оценки

Балл

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1.

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

3

2.

2

Реализация компетентностного подхода

2

3.

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

3

4.

4

Развивающая направленность заданий

3

5.

6

Логика построения урока

3

6.

7

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора

2

7.

8

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

2

8.

9

Характер используемой наглядности

2

9.

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

3

10.

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

3

11.

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

3

12.

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

2

13.

15

Формирование познавательных УУД

3

14.

16

Формирование регулятивных УУД

3

15.

17

Формирование коммуникативных УУД

2

Всего баллов

39

п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3, 2, 1)

Самооценка учителя

Оценка преподавателя

НИРО

Правил оформления зачетной работы общих сведений о проекте и соблюдение

3

Качество диагностического блока проекта

2

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

3

Соблюдение требований к плану урока

3

Качество теоретического обоснования

2

Адекватность самоанализа урока

3

Итого:

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока математики в 4 классе Тема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного) УМК: Перспектива и презентация к уроку

Технологическая карта урока  математики в 4 классеТема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного), УМК "Перспектива"К уроку прилагается презентация. Цель урока: ...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...