Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в начальной школе для детей с ОВЗ
статья по математике

Макаркина Юлия Владимировна

Статья - "Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в начальной школе для детей с ОВЗ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в начальной школе для детей с ОВЗ

         Математика в  школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) решает одну из важнейших специальных задач — преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но, так как именно эти процессы у учащихся с нарушением интеллекта развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом. Поэтому учитель должен найти такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным.

         Практика показывает, что при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания. Такие занятия очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно «думать», активизируют их познавательную деятельность.        

       При  изучении темы «Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости» ,  дети испытывают значительные трудности, так как прежде чем выполнить действие сложение, вычитание, умножения или деления им приходится преобразовывать числа, полученные при измерении. Ученики допускают огромное количество ошибок при изучении данной темы. В связи с этим  учителю необходимо использовать на уроках специально разработанные коррекционно-развивающие упражнения. Большая часть упражнений направлена на актуализацию знаний детей.  Очень часто дети  даже не помнят единиц измерения длины или массы, их соотношения. Поэтому важно вспомнить весь материал, необходимый  для изучения данной темы.

       Во избежание грубейших ошибок, используются упражнения на
знание единиц измерения и их соотношения.
 

      Задание 1.Инструкция: На наборном полотне выставить обозначения единиц измерения длины (массы, стоимости).

      Задание 2. Инструкция: Перечислить единицы измерения длины (массы, стоимости) от самой мелкой до самой крупной.      

       Задание 3. Инструкция: Перечислить единицы измерения длины (массы, стоимости) от самой крупной до самой мелкой.                          

      С целью формирования реального представления о единицах измерения, рекомендуется выполнять следующие упражнения:

       Задание 4. Инструкция:  Покажи на руках: 1см, 1мм,1 дм, 1м, 1км.

- Почему нельзя показать на руках 1км?

        Задание 5. Инструкция: Продолжи выражение:

- масса 1 яблока...

- масса арбуза...;

- масса вагона угля...;

        Задание 6. Инструкция:  Продолжи выражение:

- ширина спички…

-длина карандаша….

- длина класса....

- расстояние до Москвы…

       Следующие два задания направлены  на развитие воображения и мышления.

        Задание 7. Инструкция: Придумай и назови число, полученное при измерении единицами длины (массы, стоимости).

Например: высота стены – 3м, масса тыквы - 7кг, цена ручки – 5руб.

       Задание 8. Инструкция:  Придумай и назови число, полученное при  

измерении   двумя единицами длины (массы, стоимости).

Например: расстояние до леса - 1км 400м, масса картошки -  3кг 800г, стоимость шоколада  - 90руб. 70коп.

       Для  повторения соотношений единиц измерения ученикам предлагаются упражнения, сопровождающиеся действиями :

       Задание 9. Инструкция: Заполни пропуски.

                             1м =…см                 1кг =…г        

                             1км =…м                 1р. =…коп.

                             1дм =…см              

                             1см =…мм

     Задание 10. Инструкция: Поставь знаки  <,  >,  = :

                                1м …  100 см        1кг…1000г        1р….1коп.

                                1км…1000см        1м…1км

     Задание

          а)

 11.Инструкция: Выполни действия (устно).

3×10см= 2×10г= 4 ×10коп.=                  
30см : 10  = …м          90г : 10 = …г        40коп. : 10=

                                         

         б) 20см +56см =        90г  +23г =

             20см + 2cм =        90г + 35г =

        90г +   5г =

        С целью активизации умственной деятельности выполняются упражнения с использованием имён учеников данного класса и ситуации, связанные с жизнью класса. Эти упражнения направлены на развитие мышления.

       Задание 12. Инструкция: Реши задачу устно.

а) Женя и Миша сделали скамейки. У Жени длина скамейки 1м 20см, а у Миши 120см. Чья скамейка длиннее? Почему?

б) Ученики 3А  и 3Б класса пошли в поход. Дети из 3А прошли 9км, а из 3Б – 12км. Кто ушёл дальше? Почему?

в) Катя и Света помогали собирать морковь. Катя собрала 12кг, а Света – 20 кг моркови. Кто собрал больше? Почему? и т.п.

       На уроках по данной теме  также необходимо выполнять различные упражнения, направленные на закрепления знания таблицы умножения и деления.

       На этапе объяснения нового материала,  формулировка правила несколько упрощена, что способствует его лучшему пониманию и запоминанию. Правило представлено в виде алгоритма, что также облегчает процесс запоминания. Оно представлено в следующем виде:

        Чтобы выполнить действия с числами, полученными при
измерении необходимо:

1. Выразить число в мелких мерах,

2. Выполнить действие (умножение или деление).

3. Выразить полученный ответ в крупных мерах.

Правило в полном объеме используется только на первых уроках, затем учащиеся видят только первые фразы алгоритма, что заставляет включать процессы памяти. На следующих уроках текст правила не предлагается.

         Таким образом, разработанные коррекционно-развивающие упражнения позволяют школьникам с нарушением интеллекта заметно продвинуться  в овладении знаниями, умениями и навыками по данной теме.  Учащиеся свободно ориентируются в условиях заданий и успешнее выполняют их.

        Практика показывает, что при регулярном использование учителем  вышеперечисленных упражнений на этапе актуализации знаний,  у детей преодолеваются многие характерные трудности усвоения элементарных математических представлений. Например, слабая дифференциация единиц измерения длины, массы, стоимости; незнание соотношений единиц измерения; затруднение преобразований; незнание последовательности действий.

      Результаты контрольных работ подтверждают эффективность предложенных упражнений: количество ошибок значительно уменьшилось. Четко продуманная система предъявления учителем коррекционно-развивающих упражнений, включение в обучение дополнительных программированных и занимательных материалов, позволяют учащимся быстрее и успешнее овладеть математическими знаниями и умениями по теме  «Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе».

Методическая разработка содержит дифференцированные задания по математике, позволяющие организовать учебный процесс, создать ситуацию успеха для слабоуспевающих обучающихся....

Использование современных инновационных технологий на уроках математики в начальной школе.

Применение современных инновационных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнк...

Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

В данном исследовании рассмотрен основные приемы использования системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе и представленные практические пути их реализации...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе

В статье представлены различные приемы работы с текстами   с применением методики продуктивного чтения на уроках математики в 1 классе....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе

Презентация к статье "Использование технологии продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе"...

Использование Электронных образовательных ресурсов на уроках математики в начальной школе. Технологическая карта урока "Числовое равенство и уравнение". Каталог ЭОР к уроку.

Технологическая карта урока математики. Тема " Числовое равенство и уравнение" 2 класс. УМК ПНШ. Каталог ЭОР, используемых на уроке....

Мастер-класс «Опыт работы по использованию практико-ориентированных заданий на уроках математики в начальной школе»

Мастер-класс«Опыт работы по использованию практико-ориентированных заданий на уроках математики в начальной школе»...