Технологическая карта урока математики «Задачи на движение в противоположных направлениях» (УМК «Перспектива», 4 клаас)
план-конспект урока по математике (4 класс)

Карпова Ксения Олеговна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство с понятием «скорость удаления»; формирование умения решать задачи на движение в противоположных направлениях

Задачи урока

Дидактические:

     1. Научить понимать принцип решения задачи на движение в противоположных направлениях

     2. Научить записывать схемы задач на движение в противоположных направлениях

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при решении задач
  2. Развивать умение составлять план действий при решении задач
  3. Развивать умение логически рассуждать при решении задач

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебнику
  2. Воспитывать толерантное отношение к неуспевающим ученикам
  3. Воспитывать уважение друг к другу при обсуждении задания

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 05.03.2021

Школа: МАОУ «Академический лицей №95»

Класс: 4-1

Урок: 3

Время: 9:50-10:30

Кабинет: 223

Студент: Карпова Ксения

Группа: 32

Учитель: Новикова Е.А.

Методист: Иванова Н.В.

Тема урока «Задачи на движение в противоположных направлениях»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство с понятием «скорость удаления»; формирование умения решать задачи на движение в противоположных направлениях

Задачи урока

Дидактические:

     1. Научить понимать принцип решения задачи на движение в противоположных направлениях

     2. Научить записывать схемы задач на движение в противоположных направлениях

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при решении задач
  2. Развивать умение составлять план действий при решении задач
  3. Развивать умение логически рассуждать при решении задач

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебнику
  2. Воспитывать толерантное отношение к неуспевающим ученикам
  3. Воспитывать уважение друг к другу при обсуждении задания

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесн.: слово учителя. Форма: фронтальная

1. Приветствие учеников.

2. Создание эмоционального настроя ( сначала садятся мальчики, затем девочки)

3. Введение правил урока: хочешь сказать -подними руку; на горизонте ошибка – хлопни; согласен – погладь себя по голове.

1. Показывают готовность к уроку.

2. Приветствуют учителя.

3. Принимают правила урока.

КУУД: адекватно использовать речевые средства.

РУУД: самоконтроль.

ЛУУД: знание моральных норм

Презентация.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готоовность мышления  и осознание

потребности к построению нового способа действий

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Моделирование: создание схемы задачи.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

1. Организует математическую разминку:

Быстрый счёт - 1 ряд

322+131+278= (731)

660+100+140= (900)

Вставь пропущенный знак - 2 ряд

400 … 2 … 300 … 2 = 1000

(400 : 2 + 300 * 2 = 1000)

800..400...2…200 = 1000

(800-400*2+200=1000)

Отгадать загадку – 3 ряд

К трем зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

И по семь морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

( 3+3)*7= 42

2. Предлагает решить задачу на повторение темы: «Решение задач на встречное движение», организуя разбор задачи, задавая вопросы: докажите, что перед нами задачи? О каких величинах говорится в задаче? Что требуется найти? Какими способами можем решить задачу? Что такое «скорость сближения»?

Части схемы решения разбросаны на доске нужно восстановить схему и решить задачу с помощью нахождения «скорости сближения».

От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 4 часа. Один катер шёл  со скоростью  15 км / ч,  а другой 20 км / ч. Каково расстояние между причалами?

3. Организует взаимопроверку по критериям.

(Если сосед по парте выполнил правильно, нарисовать ему солнышко на полях, если есть ошибки, то тучку)

1. Выполняют математическую разминку, по рядам.

2. Один ученик составляет схему и решает задачу у доски, остальные в тетради.

  1. 15+20=35 (км/ч) – скорость сближения
  2. 35*4=140 (км) – расстояние между причалами

3. Ученики, решавшие задачу в тетрадях, проводят взаимопроверку, по критериям.

Предметные: развитие навыка устного счёта, повторение материала по пройденной теме «Решение задач на встречное движение».

ПУУД: создание способов решения; осуществление поиска необходимой информации; осуществление анализа объектов.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия.

КУУД: формулировать собственные мнения и позицию.

ЛУУД: формирование положительного отношения к предмету

Презентация.

Схема на доске.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление

места и причины затруднения, постановка цели урока

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Пробл.: проблемная ситуация. Моделирование: создание плана. Форма работы: наглядная.

1. Меняет схему предыдущей задачи, так чтобы получилась схема задачи на движение в противоположные стороны, сопровождая свои действия рассказом:

После того как, наши два катера встретились, они обменялись грузами и отправились на разные острова. И получилась новая задача.

2. Организует анализ новой схемы с помощью вопросов: что изменилось? Поменялись ли величины? Подходит ли задача? Подходит ли решение?

3. Создает проблемную ситуацию, предлагая детям решить новую задачу:

Одновременно 2 катера вышли на разные острова в противоположных направлениях. Один катер шёл  со скоростью  15 км / ч,  а другой 20 км / ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа?

4. Помогает сформулировать тему урока, исходя из проблемной ситуации.

5.Предлагает поставить цели урока, опираясь на предыдущее задание.

6.Предлагает задание, составить план деятельности на уроке.

1. Слушают учителя, изучают новую схему задачи.

2. Анализируют изменения в новой схеме.

3. Принимают проблемную ситуацию.

4.Предпологают формулировку темы урока.

5.Ставят перед собой цели.

Узнать, что такое задачи на движение. Научиться решать задачи на движение.

6.Составляют план деятельности на уроке.

Предметные:  умение определять тему, цель урока.

ПУУД: формирование логической грамотности учащихся; осуществление операции анализа.

 РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действии в соответствии с задачей.

КУУД: общение и взаимодействие

ЛУУД: формирование стартовой мотивации к изучению нового, формирование навыков составления алгоритма, познавательного интереса к новому материалу.

Презентация.

Схема задачи на доске.

, "Открытие" детьми

нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог; слово учителя. Форма: фронтальная.

1. Совместно с детьми решает задачу, организуя разбор задачи, задавая вопросы: докажите, что перед нами задача? О каких величинах говорится в задаче? Что требуется найти? Какой формулой мы будем пользоваться для нахождения расстояния?

Что нам нужно сделать первым делом? Что мы уже можем найти?  

Нужно сделать акцент на том, что сначала мы нашли расстояние, которое проплыл каждый катер, затем сложили полученные результаты, чтобы определить расстояние между катерами через 4 часа.

2. Организует решение задачи вторым способом, вводя понятие «скорость удаления», исходя из беседы, проводя параллель между задачами на движение на сближение и удаление.

Чем такие задачи походи, на задачи на встречное движение?

У задачи на встречное движение есть второй более короткий способ решения, что мы в нём находим первым действием?  

Что такое «скорость сближения»?

Скорость сближения – расстояние, на которое 2 объекта приближаются друг к другу за определенный период времени.

Как вы думаете, возможно ли решить задачу на противоположное движение тоже более коротким способом? 

Если у нас есть скорость сближения при встречном движении, то как мы назовем скорость при движении на удаление?

Скорость удаления – расстояние, за которое 2 объекта удаляются друг от друга за определенное время.

1. Наблюдают за новым способом решения задачи, в след за учителем записывают решение, перед этим зарисовав схему.

2. Разбирают второй способ решения задачи, знакомятся с понятием «скорость удаления».

Предметные: умения решать задачи на движения на сближения, знакомство с понятием «скорость удаления».

ПУУД: выполнение учебной задачи не имеющей однозначного решения; приводить примеры в качестве доказательства.

КУУД: формулировать собственные мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению.

РУУД: учитывать выделенные учителем ориентиры.

ЛУУД: умения самостоятельно контролировать ход мыслей .

Презентация.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Форма: фронтальная, индивидуальная.

1.  Предлагает решить задачу номер 1 на 37 странице учебника ( за 1 ч.), организуя разбор задачи:

О каких величинах говорится в задаче?

Какой формулой мы будем пользоваться для нахождения расстояния?

Что требуется найти?

Что мы будем делать первым делом?

Что нужно найти для начала?

Что такое «скорость удаления»?

Что будем делать вторым действием?

2. Организует проведение динамической паузы по видеофрагменту.

1.Вместе с учителем разбирают задачу, делая необходимые записи в тетрадях.

2. Выполняют движения вместе с персонажем видео.

Предметные: закрепление понятия «скорость удаления».

ПУУД: создание собственных способов решения, осуществлять анализ.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу.

КУУД: учитывать различные мнения при сотрудничестве.

ЛУУД: умение выделить аспект поведения; формирование устойчивого интереса к обучению.

Учебник.

Презентация.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Индивидуальная форма.

1.  Предлагает решить задачу номер 1 на 37 странице учебника (за 2 ч., за 3 ч.), 1 вариант – за 2 ч., второй - за 3 ч. , обратив внимание на решение через нахождение скорости удаления.

2. Организует самопроверку по критериям.

(Если сосед по парте выполнил правильно, нарисовать ему солнышко на полях, если есть ошибки, то тучку).

1. Самостоятельно решают задачи.

2. Выполняют самопроверку по критериям.

Предметные: закрепление нового способа решения задач.

ПУУД: создание собственных способов решения.

РУУД: учитывание выделенных учителем ориентиров.

КУУД: формулирование собственного мнения и позиции.

ЛУУД: умение отвечать за свой выбор, ориентироваться в собственных мыслях.

Учебник.

Презентация.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Групповая форма работы.

1. Предлагает выполнить задание номер 5 на стр. 38. Три ученика работают у доски, каждому по два примера, акцентируя внимание на том, что нужно вычислить удобным способом. Остальные дети выполняют в тетради, каждому ряду по два примера, дети выполняют самопроверку по доске.

2. Предлагает выполнить задание номер 9 в парах, организует проверку по слайду, если выполнили правильно, нарисовать соседу по парте солнышко на полях, если есть ошибки, то тучку.

3. Предлагает выполнить задание номер 8 на стр. 38. Два ученика работают у доски, акцентируя внимание на том, что нужно вычислить удобным способом.

4. Организует повторение правил работы в группах, деление на группы по 4 человека.

5. Предлагает в группах выполнить задание 10 на стр. 38  учебника, группа прописывает решение на листе А4.

6. Организует вывешивание решений всех групп на доску, если есть различные решения, то некоторые представители от групп доказывают правильность решений.

1. Выполняют задание номер 5, три ученика работают у доски, каждому по два примера, акцентируя внимание на том, что нужно вычислить удобным способом.

2. Выполняют задание номер 9 в парах, проводят взаимооценивание по критериям.

3. Повторяют правила работы в группах, делятся на группы.

4. Выполняют задания в группах.

5. Выполняют проверку с помощью карточек.

6. Проводят взаимооценивание.

Предметные: закрепление материалов с прошлых уроков, навыка быстрого счёта, навыка работы в  группе.

ПУУД: умение анализировать и обобщать.

РУУД: умения планировать свои действия.

КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

ЛУУД: следование в поведении требуемым нормам.

Учебник.

Презентация.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесн.: учебный диалог. Форма: фронтальная.

1.  Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке  ( Как звучала тема нашего урока? Каких целей мы достигли?

Продолжите фразы данные на слайде.

Сегодня на уроке мы повторили …

Я бы похвалил себя за …

Мне было трудно …

Особенно интересно было …)

2. Организует эмоциональную оценку урока путём использования пальцев рук.

(Я понял(а) тему урока.

Большой палец вверх

Я не понял(а) тему урока.

Большой палец в сторону 

Я не до конца понял(а) тему урока. Помахать рукой)

3. Задает домашнее задание ( стр. 40, задание 1)

1. Подводят итоги своей деятельности.

2. Записывают домашнее задание.

Предметные: научиться проводить диагностику учебных достижений.

КУУД: обобщение и взаимодействие.

ЛУУД: умение высказывать свои мысли с достаточной точностью.

Презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики

Слайд 2

Быстрый счёт 322+131+278= 660+100+140= 731 900

Слайд 3

Вставь пропущенный знак 8 00 2 300 2 = 1000 800 400 2 200 = 200 8 : + * - * +

Слайд 4

Найди закономерность и продолжи ряд 102, 204,408, … 688, 344, 172, … 816 86

Слайд 5

От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 4 часа. Один катер шёл со скоростью 15 км / ч , а другой 20 км / ч. Каково расстояние между причалами?

Слайд 6

Оцени Ошибок нет Есть ошибки

Слайд 7

Одновременно 2 катера вышли с одного пункта отправления на разные острова в противоположных направлениях . Один катер шёл со скоростью 15 км / ч , а другой 20 км / ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа?

Слайд 8

Тема: Задачи на движение в противоположных направлениях

Слайд 9

Цели урока: Узнать, что такое задачи на движение в противоположных направлениях; Учиться решать задачи на движение в противоположных направлениях.

Слайд 10

Одновременно 2 катера вышли с одного пункта отправления на разные острова в противоположных направлениях . Один катер шёл со скоростью 15 км / ч , а другой 20 км / ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа?

Слайд 11

Сравним: Скорость сближения 15+20=35 (км / ч) ? 35*4=140 (км) Ответ: 140 км расстояние между причалами Скорость удаления 15+20=35 (км / ч) ? 35*4=140 (км) Ответ : 140 км расстояние между катерами через 4 часа

Слайд 12

Самопроверка 1 вариант 15+5=20 (км / ч) – скорость удаления 20*2=40 (км) Ответ: на 40 км удалятся друг от друга велосипедист и пешеход 2 вариант 15+5=20 (км / ч) – скорость удаления 20*3=60 (км) Ответ: на 60 км удалятся друг от друга велосипедист и пешеход

Слайд 13

Оцени Ошибок нет Есть ошибки

Слайд 15

Рефлексия Сегодня на уроке мы повторили … Я бы похвалил(а) себя за … Мне было трудно … Особенно интересно было …

Слайд 16

Рефлексия • Я понял(а) тему урока. Большой палец вверх • Я не понял(а) тему урока. Большой палец в сторону • Я не до конца понял(а) тему урока. Помахать рукой

Слайд 17

Домашнее задание: Стр. 40 №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика "Задачи на движение в противоположных направлениях" 4 класс

Цели урока:- помочь систематизировать знания по решению задач на движение в противоположных направлениях;- развивать логическое мышление, устную и письменную речь, память;- воспитывать усидчивость, це...

Технологическая карта урока "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

Разработка технологической карты урока "Решение задач на движение в противоположных направлениях"...

Конспект урока по математике "Задачи на движение в противоположных направлениях. Математический диктант." 4 класс

Конспект урока по математике "Задачи на движение в противоположных направлениях. Математический диктант." 4 класс...

Технологическая карта урока математики "Задачи на движение в одном направлении" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: закрепление знаний обучающихся о задачах на движение в одном направлении.Задачи урока:Дидактические:1. Развивать и систематизировать знания о задачах на движение в одном направлении.2. Вып...

Технологическая карта урока математики "Задачи на движение по реке" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умения у обучающихся решать задачи на движение по реке.Задачи урока:Дидактические:1. Учить младших школьников решать задачи на движение по течению и проти...

Технологическая карта урока математики. "Задачи на движение. Взаимосвязь между величинами скорость, движение, время

На уроке дети учатся устанавливать зависимость между величинами S, v, t,  решать задачи на движение, совершенствовать вычислительные навыки....

Конспект урока по математике «Задачи на движение в противоположных направлениях».

Цель урока: Создание условий, для формирования у учащихся усвоения правила, которое связывает скорость изменения расстояния со скоростямидвижущихся объектов....