"Алгоритм вычитания столбиком"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Демина Светлана Михайловна

Технологическая карта урока математики в 3 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_matematiki_3_klass.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34»

Технологическая карта урока

по математике

Тема: «Алгоритм вычитания столбиком»

               

                                                                                                                                                                    Демина С.М.

2017 г

Ф.И.О.: Демина Светлана Михайловна

Программа: Перспективная начальная школа

Предмет: Математика

Место урока в изучаемой теме: 4урок

Время реализации урока: 40 минут

Год: 2017/2018 уч. г.

Класс: 3«А»

Тема урока: «Алгоритм вычитания столбиком »

Цель: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся  и овладению алгоритмом выполнения вычитания многозначных чисел столбиком.

  Задачи урока:

     Образовательные:

- формировать у учащихся способность к самостоятельному построению  алгоритма вычитания столбиком многозначных чисел;

- учить производить вычисления «столбиком» при вычитании многозначных чисел.

     Развивающие:

- создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу;

- развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;

- обогащать словарный запас учащихся.

  Воспитательные:

- повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности;

- создать условия для воспитания   коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.

Тип урока: Урок открытия нового знания

 Методы обучения: словесные (объяснение),  наглядные (демонстрация алгоритма, схем, учебных рисунков), практические (выполнение заданий самостоятельно, в парах, группах), связаны с содержанием учебного материала и особенностями школьников.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.

Оборудование:

Для учителя:

- Учебник для третьего класса «Математика » А.Л. Чекин,

- Тетрадь для самостоятельных работ «Математика. 3 класс. № 1» (авторы О.А.Захарова, Е.П.Юдина)

Для учащихся:

- Учебник для третьего класса «Математика » А.Л. Чекин

- Тетрадь для самостоятельных работ «Математика. 3 класс. № 1» (авторы О.А.Захарова, Е.П.Юдина)

 карточки для работы в группе, знаки для самооценки,         

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: 

- способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, понимать информацию, выполнять действия по заданному алгоритму.

Коммуникативные УУД:

- формировать умения взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе

- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-  готовность слушать собеседника и вести диалог;

- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные УУД:

- формировать умения контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Личностные УУД:

- овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности  (1 мин)

Цель: создание условий для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке.

-  Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь.

-  Сегодня на уроке нас ждут новые открытия. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?

Кивают головой в знак приветствия, дарят улыбки, садятся.

Ответы детей: «нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» и т. п.

Личностные:

положительный эмоциональный настрой на урок.

Актуализация знаний (3 мин)

Цель: активизация знаний.

- Начнем работу с устного счёта. Работаем в парах. Возьмите карточку с математической цепочкой. Найдите значение выражения.

«Цепочка математическая»

50-14:4х9+18=99

60-48:2х9+45=99

- Какой результат получили?

- Дать характеристику числу 99.

- Пропишите число до конца строки, найдите красиво написанное число. Запишите дату ( 20 октября )  и вид нашей работы – Классная работа.

- Умение правильно и быстро считать, красиво писать будет нужны нам на уроке.  Вперед - за новыми знаниями.

Работа в парах

99

Число двузначное, предыдущее 98, следующее 100,первая справа цифра 9 показывает разряд единиц, вторая – разряд десятков.

Коммуникативные: - распределение обязанностей при работе в парах.

Личностные:

 -учёт позиции собеседника.

2.

Постановка учебной задачи(3 мин)

Цель: активизация знаний, постановка задач урока, создание условий для формирования детьми цели урока

- Вспомните тему прошлого урока. 

-Найти значение суммы, пользуясь алгоритмом сложения.

        50724+75192=125916

Фронтальная работа (один ученик работает у доски с  объяснением )

-По «Содержанию» учебника найдите и прочитайте новую тему урока.

- Уточните, на какой странице нужно открыть учебники?

-  Есть непонятные слова  в  названии  темы?

-  Кто может  объяснить  значение  этого  слова?

На доске появляется тема урока:

«Алгоритм вычитания столбиком»

и опорные слова:

Я хочу                 Я хочу научиться

- понять…            - составить…

- записывать…    - узнать…

- Какую учебную задачу поставим перед собой?

- Каждый из вас высказал задачу урока, и все они будут являться ступеньками к достижению цели нашего урока. Как вы думаете, какой?

- Цель нашего урока: построение алгоритма вычитания многозначных чисел.

Вспоминают: «Алгоритм сложения столбиком»

В тетради

На странице «Содержание» читают название темы урока:

«Алгоритм вычитания столбиком»  на с.65

-«это, может быть, …» и др.

Самостоятельная деятельность детей:

чтение темы  урока.

По опорным словам продолжают фразы:

-«Я хочу узнать алгоритм вычитания столбиком»,

- «Я хочу понять, как … »,

-«Я хочу научиться вычитать столбиком…..»

 -«Я хочу научиться  …..» и т. п.

Познавательные:

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме,

 -поиск информации в учебной книге

Регулятивные:

-постановка учебной задачи самостоятельно.

Личностные:

 -учёт позиции собеседника.

3.

Изучение новой темы

( решение учебной задачи)(5 мин)

Цель: Создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

- Откройте учебники на с.65-66, рассмотрите задания.  

- Прочитайте задание № 218.

- Выполнить вычитание в рабочей тетради.

- В каких разрядах нельзя было сразу выполнить вычитание?

Находят в учебнике на с. 65-66 задания к уроку.

Читают задание, выполняют в тетради.

Записывают в рабочих тетрадях:

116919-76391=40528

В разряде десятков и в разряде десятков тысяч.

Познавательные:

-поиск информации в учебной книге.

Личностные:

-учёт позиции собеседника.

4

Физкультминутка

(1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Ритмичные движения под музыку

Один ученик показывает движения, другие повторяют

5.

Продолжение работы по теме урока

( 7 – 10 мин)

- Мы умеем поразрядно вычитать многозначные   числа столбиком. Нам остается сформулировать алгоритм, который предусмотрим все возможные случаи, которые могут возникнуть при вычитании столбиком. Помогут нам в этом ответы на вопросы, предложены автором учебника в следующем задании.

- № 221 выполняют в группах.

Инструкция:

- Вспомнить правила работы в группе (дополнить недостающие слова)

Проверить с показом у доски

1

1

6

9

1

9

7

6

3

9

1

4

0

5

2

8

Ответы детей

Работают в группах

Познавательные:  

-поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией.

Коммуникативные: -распределение обязанностей при работе в группах.

Регулятивные:

 -развитие навыков самоконтроля.

  1. Как нужно записывать уменьшаемое и вычитаемое?
  2. С какого разряда нужно начинать вычитание и к какому следует переходить далее?
  3. Что нужно делать, если  в данном разряде нельзя сразу выполнить вычитание?
  4. Куда следует записать результат вычитания в данном разряде?
  5. Что нужно сделать с числом в данном разряде уменьшаемого, если для вычитания в предыдущем разряде потребовалось сделать заимствование? Рассмотрите 2 возможных случая.
  6. Когда нужно завершить вычитание?
  1. Вычитаемое записывают под ____________, так чтобы каждый его разряд находился под соответствующим разрядом уменьшаемого.
  2. Вычитание выполняют поразрядно по порядку, начиная с разряда ___________.
  3. Если вычитание выполнено, по полученное число записывают под ________.
  4. Если вычитание выполнить нельзя, то происходит____________ единиц соседнего старшего разряда.
  5. Результат записывается в этот же разряд.
  1. Число из данного разряда уменьшаемого увеличивается на 10, а число из следующего разряда уменьшаемого _____________ на 1.
  2. Если же в этом разряде стоит цифра 0, то заимствование переносят в _________ разряд. После этого производят вычитание из полученного двузначного числа, а результат этого вычитания записывают в этот же разряд искомого значения разности.
  1. Вычитание заканчивают, когда выполнено вычитание в самом __________ разряде уменьшаемого, который сохранился после возможного заимствования.

5.

 Первичное закрепление

(3 мин)

Цель: закрепление знаний  с самопроверкой  по эталону    

- Для закрепления алгоритма.  Объясните в паре с проговариванием  вслух алгоритм вычитания столбиком для вычитания чисел: 5682 и 4238; 7283 и  2175 (работают на карточках)

- Самопроверку  выполните  по записям на доске.  У  кого  получилось  без  ошибок? Молодцы!

Записывают разность, объясняют, проверяют по записям  на доске.

Познавательные:  

Поиск информации в учебной книге.

Личностные: учёт позиции собеседника.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

6.

Включение в систему знаний

(5 мин)

Цель: использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях решения.

Прочитайте задачи.

Решение какой задачи подойдет к теме  урока.

1.В понедельник привезли 50000 т, а во вторник на 1743 т меньше. Сколько тонн привезли во вторник?

2. На первой машине с поля увезли 1750 кг, а на второй на 938 кг больше. Сколько кг привезли на второй машине?

3. В саду собрали 1150 кг яблок и  4 395 кг груш. Сколько всего фруктов собрали?

- Почему не выбрали вторую задачу?

-Что не подошло в третьей задаче?

Задачу № 1 решить самостоятельно.

Познавательные:  

поиск информации в учебной книге.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

Карточки.

Найди значение выражений. Выполни  вычитание столбиком.

7

 Итог урока

(2 мин)

Цель: обобщение и закрепление полученных знаний посредством метода словесной передачи и слухового восприятия информации.

- Какова была тема урока?

- Как нужно записывать уменьшаемое и вычитаемое?

- С какого разряда нужно начинать вычитание?

- Когда заканчивается вычитание?

- Кто достиг своей цели на уроке?

- Кому ещё нужно поработать над этой темой?

Я постараюсь…            Я предлагаю…

-Молодцы! Спасибо. Урок окончен.

Лесенка уверенности в знаниях

      Ребёнок смайлика на соответствующую ступеньку лесенки

      На верхней ступени – если при вычитании, пользуясь алгоритмом не допускали ошибок.

       На средней ступени – если при вычитании возникали затруднения, пользуясь алгоритмом была допущена 1-2 ошибки.

       На нижней ступени – если при вычитании возникали трудности, допущено много ошибок

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

Регулятивные УУД:

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и слышать;

- умение оформлять свои мысли.

Личностные УУД:

- способствовать формированию самооценки на основе критерий успешной учебной деятельности

8

Домашнее задание

Цель: обобщение и закрепление полученных знаний

Учебник  стр. 66, № 222 или р.т. стр.44, № 98, 99  (на выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока математики "Алгоритм сложения столбиком" 3 класс УМК ПНШ

К плану- конспекту урока математики "Алгоритм сложения столбиком" прилагается его технологическая карта урока....

3 класс. Учебно-методический комплект по математике на тему: "Алгоритм сложения столбиком многозначных чисел" (конспект+презентация)

Тема: Алгоритм сложения столбиком.Класс: 3Тип урока: объяснение нового материала.Цель: создать алгоритм письменного сложения столбиком многозначных чисел; применение алгоритма сложения столбиком; форм...

Урок математики 3 класс "Алгоритм сложения столбиком"

Конспект урока учителя начальной школы МБОУ г. Иркутск «СОШ № 9» Васильевой Ларисы Минтагировны Урок математики в 3 классеТема урока: «Алгоритм сложения столбиком» Цельурока: составить алгор...

конспект урока математики " Алгоритм деления столбиком. Закрепление"

конспект урока математики " Алгоритм деления столбиком. Закрепление"...

Памятка " Алгоритм деление столбиком"

Памятка " Алгоритм деление столбиком"...