Технологическая карта урока
план-конспект занятия по математике (3 класс)

Барабанова Светлана Петровна

Технологическая карта урока математики, с элементами функциональной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет:                        Математика.  Автор: Барабанова С.П., учитель начальных классов, МАОУ «КСОШ-ДС»

Класс:                        3 класс

Тема:        «Решение задач на использование табличного умножения и деления»

Цель урока:        Организовать деятельность учащихся по решению текстовых задач изученных видов на понимание смысла арифметических действий умножения и деления.

Задачи урока:                        

Образовательные:        Активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Закреплять знание учащихся таблиц умножения и деления чисел от 2 до 8.

Закреплять умение решать текстовые задачи изученных видов  на понимание смысла арифметических действий умножения и деления, в том числе отношений «больше/меньше в».

                        Расширять  знания учащихся об использовании  математических знаний в практических жизненных ситуациях.

Развивающие:        Формировать универсальные учебные действия.

Способствовать развитию ключевых компетенций учащегося.

Развивать эмоциональную сферу учащихся.

Развивать творческое мышление учащихся, внимание, воображение.

Развивать интерес учащихся к данной теме и к математике в целом.

Воспитательные:        Формировать навыки культуры группового общения, культуры поведения.

                        Воспитание ответственного отношения к безопасному участию в дорожном движении.

                        Формирование навыков  функциональной грамотности.

Индивидуальные достижения учащихся:

Планируемые результаты

Предметные:

  • Понимает смысл арифметических действий умножение и деление, в том числе отношений «больше/меньше в».
  • Выполняет арифметические действия умножение и деление устно в пределах 100.
  • Сравнивать предметы и объекты на основе установления между ними соотношений «больше/меньше в»;
  • Решает простые и составные текстовые задачи в одно-два действия:

- моделирует и представляет задачу графически;

- планирует ход решения;

- записывает решение по действиям и с помощью числового выражения;

- анализирует решение;

-осуществляет поиск  другого способа решения;

- оценивает ответ: устанавливает его реалистичность, проверяет вычисления).

Личностные:

  • Умеет слушать.
  • Участвует в диалоговом общении с учителем.
  • Участвует в коллективном обсуждении при работе в парах, и в группах.
  • Строит продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
  • Оказывает  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • Проявляет учебно-познавательный интерес к теме и математике в целом.

Метапредметные:

  • Умеет работать с информацией,  содержащейся в тексте задач.
  • Приобретёт опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.

Универсальные  учебные действия

Регулятивные:

  • Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Принимает и сохраняет учебную задачу.
  • Участвует в планировании учебных действий.
  • Осуществляет самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности.
  • Делает выводы о результате совместной работы класса и учителя

Познавательные:

  • Осуществляет анализ текстовой задачи.
  • Строит рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.
  • Владеет алгоритмом решения задач изученных видов.

Коммуникативные:

  • Слушает и понимает речь других.
  • Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов  

Этапы работы

Задачи этапа работы

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I

Организационный

- установление взаимодействия между всеми субъектами на уроке

Цели для учащихся:

- настроиться на работу в рамках урока;

- установить эмоциональный доверительный контакт с педагогом и  друг с другом.

Цели и задачи для учителя:

- создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

Методы организации работы:

-диалоговое общение

-эмоциональная рефлексия

Форма организации работы: фронтальная

Приветствует учащихся

Проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте? Всё в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки.

Если всё на месте есть,

Я прошу вас тихо сесть

Выдерживает паузу, проверяет визуально готовность детей к уроку

- Меня зовут Елена Николаевна. Вы со мной еще не знакомы. Но не надо переживать, вы же знаете друг друга. А для хорошей работы очень важно иметь надежное плечо друга.

Эмоционально настраивает учащихся на урок.

- Мне интересно, с каким настроением Вы пришли на урок?

Давайте используем цветные карандаши и оценим свое настроение:

  • Если у вас отличное настроение, вам  интересно, что будет сегодня на уроке, и вы готовы общаться   – поднимите красный карандаш,
  • Ваше настроение хорошее, и вы готовы работать   – поднимите зеленый карандаш,
  • А если у вас настроение «не очень», вы не осень настроены на работу и общение» – прошу поднять синий карандаш.

Наблюдает за учащимися.

- Спасибо. Я рада, что у вас в основном отличное и хорошее настроение. Ваше настроение передалось и мне.

Давайте улыбнемся друг другу и начнем работу.

Приветствуют учителя

Проверяют свою готовность к уроку

Слушают учителя

Воспринимают информацию визуально на слайде и на слух

Участвуют в эмоциональной рефлексии

Личностные УУД

Навыки продуктивного общения и взаимодействия

Строят правильные ответы на поставленные вопросы

II

Актуализация опорных знаний. Совместное целеполагание, смыслообразование

- Обеспечить мотивацию учения;

- Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений)

- Обеспечить принятие целей урока

Цели для учащихся:

- включиться в учебно-познавательную деятельность;

- сформулировать вместе с учителем цели урока.

Цели и задачи для учителя:

- поставить перед учащимися учебную задачу, проблему;

- обеспечить совместное целеполагание;

- показать социальную и практическую значимость изучаемого материала;

- способствовать развитию  речи как показателю  интеллектуального и общего развития ученика.

Методы организации работы:

- диалоговое общение;

- интерактивное обучение

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

- Ребята, что особенно нравится на уроках математики?

Я с вами согласна, на уроках математики, мы развиваем наш ум. Великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов так и говорил «Математика ум в порядок приводит», а так же мы  учимся применять полученные математические знания в жизни. Ведь в окружающем нас мире столько математики!

-Я вам сегодня приготовила много «вкусненьких» задач и «лакомых» примеров.

- Ребята, расскажите, как вы сегодня добирались до школы?

- Значит можно сказать, что все вы сегодня с утра были участниками дорожного движения.

- Как же связаны математика и дорожное движение, спросите Вы. Не все так сразу! Узнаете позже.

Вначале давайте проведем математическую разминку.

Ведь работа нам предстоит большая.

И вот мои первые «вкусненькие» задания:

Математическая разминка

Я предлагаю Вам провести соревнование, чей ряд быстрее выполнит задание.

Три ряда – три команды.

На каждом ряду лежит карточка.

Она перевернута, не подсматриваем.

По моей команде ребята за 1 партой берут карточку и парой решают только одно любое задание, затем быстро передают следующей парте.

Ребята на второй парте также быстро парой решают одно любое из заданий и передают дальше. И так далее, пока ребята на последней парте не выберут свое задание.

Как только они это сделали они встают с места около парт.

 

- Готовы? Начали!

Устный счет по карточкам

После выполнения заданий всеми рядами, обращается ко вставшим ребятам.

- Ребята, вам выпало ответственное задание. Возьмите карандаш и сверьте ответы команды по эталону со  слайда.

Обращается к учащимся

- Команде какого ряда удалось выполнить без ошибок работу?

Если все ряды  без ошибок

- Молодцы! Предлагаю вам вкусненькие бонусные  задания. Но прошу немножко терпения.

ИЛИ

Если были допущены ошибки

-За ошибки я  вам назначаю штрафные задания. Но я их предложу позднее

- А сейчас, мне интересно, какое задание осталось не выбранным у вас в карточке.

Я думаю, что это задача.

- Ребята, можете объяснить: почему?

Я с вами согласна: решение задач занимает больше времени.

- Чем отличается задача от любого другого задания? По каким элементам мы узнаем, что это задание задача?

Верно, у любой задачи есть условие и вопрос.

- По какому плану мы работаем над решением задачи?

  • Сначала читаем внимательно условие задачи.
  • Затем делаем понятную краткую запись или чертеж.
  • Рассматриваем вопрос задачи: сможем ли мы на него сразу ответить или надо сделать какие-либо действия?
  • Продумываем решение.
  • Записываем решение.
  • Записываем ответ.

План  работы над задачей вывешивает на доску

 

- Ребята, а среди вас есть, кто затрудняется в решении задач? Поднимите руки, кто еще не очень любит задачи.

- Я уверена, что вы полюбите их решать. Надо только еще подучиться!

Этим я и предлагаю вам сегодня заняться!

Там дома, а там дороги.

Вам скажу, друзья, иначе

Будем мы решать…(задачи)

А помощник без сомненья

Здесь таблица…(умноженья)

- Ребята назовите  тему нашего урока.

Правильно. Тема урока «Решение задач на применение знаний таблицы умножения»

- Обратите внимание на предложенный список целей и выберите те, которые мы поставим на урок

Предлагает список задач на доске.

 

Спасибо. Можем продолжить работу.

Участвуют в диалоге с учителем:

Воспринимают информацию визуально на слайде и на слух

Участвуют в диалоге с учителем

Воспринимают информацию на слух

Участвуют в математической разминке.

Выполняют задания на скорость (соревновательный момент)

Участвуют в проверке по эталону

Воспринимают информацию визуально на слайде

Участвуют в диалоге с учителем

Воспринимают информацию визуально на плакате

Участвуют в диалоге с учителем

Воспринимают информацию визуально на плакате. Участвуют в планировании задач урока.

Познавательные УУД

Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.

Пользуются алгоритмом решения задач изученных видов

Умеют работать с информацией,  содержащейся в тексте задач.

Опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.

Регулятивные УУД

Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Планируют учебные действия.

III

Закрепление знаний в знакомой и в изменённой ситуации

- Обеспечение восприятия, осмысления и закрепления учащимися изученного материала

- Обеспечить принятие целей урока

Цели для учащихся:

- В ходе активной учебно-познавательной деятельности продемонстрировать наличие знаний и владение способами действий

Цели и задачи для учителя:

- Организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

- Организовать условия для воспроизведения имеющихся  знаний и способов действий учащимися.

Методы организации работы:

- диалоговое общение;

- постановка и решение текстовой задачи;

- интерактивное обучение.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.

- Я надеюсь, вы не забыли о бонусных (штрафных) заданиях?!

Выполнять их будем письменно в тетради.

Организует работу в рабочих тетрадях.

- Откроем тетради.

Запишем дату. Классная работа. Поставим №1

- У вас на столах найдите желтую карточку. В ней содержатся задачи, с которыми мы будем работать в ходе урока

Прочитайте задачу №1.

«В автосалоне 56  машин, а на парковке в 8 раз меньше машин. Сколько  машин на парковке?»

Вызывает к интерактивной доске одного человека.

- Прошу выйти одного человека, который  нам поможет разобрать решение задачи №1.

  • Что известно?
  • Что надо найти?
  • Составьте краткую запись
  • Что значит  понятие в 8 раз меньше?
  • Запишите решение  задачи.
  • Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась другим действием.
  • Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия?

Молодцы!

- Какие знания и умения мы использовали, чтобы решить задачу?

  • -Знание алгоритма решения задачи.
  • Знание таблицы умножения и деления на 8.
  • Умение сравнивать и определять отношение «больше/меньше в»

Выполняют указания учителя

Работают в рабочих тетрадях.

Помогают учащемуся у доски при озвучивании алгоритма решения задачи

Участвуют в диалоге с учителем

.

Познавательные УУД

Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.

Пользуются  алгоритмом решения задач изученных видов

IV

Физкультминутка

- Мне очень понравилось, как вы поработали над решением задачи.

Но думаю, что вы устали.

Проведем минутку отдыха.

Выполняют двигательную физкультминутку

Личностные УУД

Навыки продуктивного общения и взаимодействия

V

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации  

- Актуализация изученных знаний.

- Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений)

Цели для учащихся:

- В ходе активной учебно-познавательной деятельности применять знания в измененных, новых ситуациях.

Цели и задачи для учителя:

- Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

- Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

- Показать практическую значимость изучаемого материала;

Методы организации работы:

- диалоговое общение;

- интерактивное обучение

Форма организации работы: работа в группах

- Вы хорошо умеете решать задачи, я предлагаю вам пройти КВЕСТ. Да не простой квест, а квест для участников дорожного движения.

- Вы наверное заметили уже, что бейджи у вас отличаются. На них есть эмблемки   которые показывают в какую группу вы распределены

В квесте участвуют следующие группы:

  • Пешеходы города А
  • Водители города А
  • Инспектора ГИБДД города А
  • Пешеходы города Б
  • Водители города Б
  • Инспектора ГИБДД города Б

Вот ваше первое задание: Объединитесь  в группы, ребята на передних партах поворачиваются к ребятам сидящим сзади.

Рассмотрите ваш маршрут,  найдите «секретные» конверты.

 

Откройте «секретные» конверты. Достаньте  зашифрованное послание. Что оно напоминает?

-Правильно, поле для собирания пазла.

Итак, чтобы прочитать секретное послание, надо собрать пазл

- Как вы думаете, где вы можете найти элементы пазла?

Правильно, в кармашках на вашем маршруте, но  для этого вам надо решить задачу, да не простую, а «вкусную».

Итак,  ваша  цель решить все задачи на маршруте и собрать пазл.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

  • Решаете задачу.                          
  • Ответ  задачи  - это номер частички  пазла указанный на поле.
  • Наклеиваете данную часть  на поле с таким же числом.
  • Ваша цель заполнить все поле, то есть собрать пазл, и продемонстрировать  нам, что у вас получилось, то есть вывесить на доску.

- И не расслабляйтесь, я ограничиваю вас во времени. На прохождение квеста я даю 10 минут.

Команду, которая быстрее доберется до цели и верно соберет пазл,  ждет  сюрприз.

- Итак, ваша цель достигнута, если вы в отведенное время, 10 минут соберете правильно пазл.

- Ребята, прежде, чем приступить к прохождению квеста, давайте проговорим о правилах  работы в группе, которые помогут нам быстро и правильно справиться с заданиями.

- Как мы будем работать: Вместе и дружно!

Ну,  теперь вы готовы. Я отпускаю вас в квест. Время пошло!

Команды работают. Учитель контролирует работу, оказывает помощь при необходимости.

Если команда заканчивает раньше на  2-3 минуты, им выдаются задания на «сладкий бонус».

Работа команд закончилась.

- Давайте посмотрим, что у нас получилось.

На доске вывешиваются  знаки дорожного движения.

- Ребята, поднимите руки, кто узнал эти знаки? Какие это знаки?

Правильно, это знаки дорожного движения . Они помогают в том, чтобы дорожное движение было безопасно. А для этого, надо  уметь читать эти знаки.

- Давайте вместе их прочитаем.

- Ребята, какая задача показалась более трудной  и вызвала затруднение? Но вы ее решили?!

Предлагаю разобрать аналогичную, у нас ребята из группы … решили задачу.

ИЛИ

Я предлагаю разобрать аналогичную задачу, возьмите желтые карточки.

 

Прочитайте задачу. «В ремонте дороги участвовало 28 мужчин, а женщин в 7 раз меньше. Сколько всего работников учувствовало в ремонте дороги?»

  • Что известно в задаче?
  • Что надо найти?
  • Кто хочет поработать у доску?
  • Запишите краткую запись.
  • Решите задачу.

Воспринимают информацию на слух



Выполняют инструкции учителя.

Выполняют учебное задание в группах

Представляют результат работы групп

Участвуют в диалоге с учителем

Выполняют учебное задание

Личностные УУД

Навыки продуктивного общения и взаимодействия

Коммуникативные УУД:

Слушают и понимают речь других.

Договариваются и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов  

Познавательные УУД

Опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.

Регулятивные УУД:

Осуществляют самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности.

Делают выводы о результате совместной работы класса и учителя

VI

Рефлексия (подведение итогов урока)

Молодцы! Ну что же, наш урок подходит к концу. Предлагаю подвести итог.

  • Какие задачи мы с вами ставили в начале урока.
  • Что у нас получилось?
  • А над чем еще надо поработать?

(обращает внимание  ребят  к задачам, которые висят на доске, каждую задачу анализируете: получилось или не получилось, над этим стоит  продолжать работать)

Проводит  Арифметический диктант (устная работа)

  • Произведение чисел 6 и 8 , равно
  • Найти произведение чисел 5 и 7.
  • Увеличить 9 в 5 раз.
  • Уменьши 32 в 4 раза.
  • Делимое 35, делитель 7. Чему равно частное.
  • Увеличить 8 в 8 раз.
  • Если число 3  увеличить в 4 раз, получиться    
  • Уменьшить 48 в 8 раз.
  • Частное чисел 24 и 6 равен
  • Если число 35 уменьшить в 7 раз ,  получиться ….

- Спасибо, вам за работу. Вы замечательно работали и очень приятно меня удивили.

Поставьте сами себе оценку за урок в своей тетради.

  • «5» баллов – я был активным, у меня все получалось.
  • «4» баллов  -  я был активным, у меня многое получалось.
  • «3» балла, если тема для вас оказалась трудной и вам есть над чем поработать.

- А теперь с помощью карандашей покажите мне, и нашим гостям, свое настроение сейчас.

  • Если у вас отличное настроение, вам  было интересно на уроке – поднимите красный карандаш,
  • Ваше настроение хорошее, и вы рады, что были на уроке    – поднимите зеленый карандаш,
  • А если у вас настроение «не очень», что- то вам его испортило – прошу поднять синий карандаш

Участвуют в диалоге с учителем

Выполняют учебное задание устно

Оценивают собственную учебно-познавательную деятельность.

Рефлексируют свое настроение

Регулятивные УУД:

Осуществляют самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности.

Делают выводы о результате совместной работы класса и учителя

VII

Домашнее задание

 

 Стр 88 №5,6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...