Технологическая карта урока математики по теме «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц».
план-конспект урока по математике (1 класс)

Трач Елизавета Николаевна

Цели:  формирование умения решать учебные и практические задачи   на увеличение (уменьшение)   числа на несколько единиц.

Задачи: в ходе практической работы познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц;  работа с алгоритмами выполнения арифметических действий сложения и вычитания; формирование функциональной математической грамотности младшего школьника,   навыков использования математических знаний в повседневной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_publikatsii.docx53.3 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:    Математика

Класс: 1,  УМК  Школа России 

Тема урока: «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц».

 

Цели:  формирование умения решать учебные и практические задачи   на увеличение (уменьшение)   числа на несколько единиц.

Задачи: в ходе практической работы познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц;  работа с алгоритмами выполнения арифметических действий сложения и вычитания; формирование функциональной математической грамотности младшего школьника,   навыков использования математических знаний в повседневной жизни.

Планируемые результаты обучения

Предметные:  - решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование    

                             (вопрос);

                          - сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры) выделять условие и требование (вопрос);

                          - выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20.

Личностные: - проявлять  познавательный интерес;

                          - принятие образа «хорошего ученика».

Познавательные:  наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире; обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий; сравнивать два объекта, два числа; вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность),  понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись,  рисунок, применять базовые логические универсальные действия:
сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

Коммуникативные:  характеризовать (описывать) число, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;  описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; различать и использовать математические знаки;  

Регулятивные:   принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности.

 

Этап урока/ планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Деятельность учителя

Краткое учебное содержание

Формы организации учебной деятельности

Учебные задания

Мотивационно-целевой этап.

Личностные:

положительное отношение  к изучению предмета математики.

 Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание эмоционального настроя на изучение нового материала.

  

 

Эмоциональный настрой.

Проверяют готовность к уроку.

Фронтальная.

 

 

Индивидуаль-ная

 

 

Проверка готовности к уроку

Этап актуализации знаний.

 Понаблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире

Р: принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности.

К: характеризовать (описывать) число, последователь-ность из нескольких чисел. Описывать своими словами сюжетную
ситуацию и математическое отношение,
представленное в задаче.

 

 Организует повторение изученного.

 

Вопрос:  для чего нам нужны числа?  Где вы встречали числа?

 

Перед тем, как начать работу по теме урока, давайте с вами потренируемся и  повторим пройденный материал:

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует формулирование темы урока обучающимися.

 

Ставит проблему. Задает вопросы по достижению нового.

Какие умения нам нужны, чтобы решить задачу.

 ( рисунок ) -  Можно ли, не считая эти предметы, сказать, каких предметов больше, чашек или блюдец?

(Видим, что чашек меньше, блюдец больше. Мы можем сразу сказать, сколько блюдец, сколько чашек, и каких предметов больше, потому что одному блюдцу не хватает чашки. Значит, блюдец больше.

Так как одному блюдцу чашки не хватает, значит, блюдец на одну больше, чем чашек. А чашек, соответственно, на одну меньше, чем блюдец.)

 Отработают устный счет в пределах 10, для показа ответов используют числовые веера., устные ответы.

Наблюдают математические объекты, числа, ведут порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность) 

 

Вырабатывают своё правило – порядок расстановки чисел в ряду и доказывают его правоту.

 

 Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации,
представленной с помощью рисунка.

Описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение,
представленное в задаче.

Конструируют свои высказывания. Различают число и цифру. 

 

Иллюстрация практической ситуации
с использованием счётного материала

 

Принимать учебную задачу,
удерживать её в процессе
деятельности.

 

Фронтальная,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Групповая

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 1.  Прямой и обратный счет  «Назови соседа» 2, 4, 6, 8,

Назвать числа на апельсинах (иллюстрация)  в порядке возрастания.

2. Какую геометрическую фигуру мы видим? Из чего она состоит?

Сосчитай сколько треугольников? (демонстрационный материал)

3. Задачи в стихах.

В лесную школу на урок Бежит, торопится волчок.

А в классе том уже сидят.. Кто сидит?  

 Сколько зверушек учиться хотят?

(Две белочки и пять зайчат.)

 

 

 

 

 https://documents.infourok.ru/2e1c7198-bf5a-4384-a874-08a8d421409f/0/image005.jpg

  

Этап изучения нового знания

П: сравнивать два объекта,  

- анализ и выделение существенной информации; что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись,  рисунок.

К: описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче;

- умение выражать свою точку зрения;

- умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Р:умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

 

 

 

 

Организует формулирование темы урока учащимися.

 

Организует работу по формированию умений делать выводы.

Откройте страницу  96 учебника.  Посмотрите на рисунки, определите тему урока.

- Запишите задачи в свои тетради.                                                     (Один ученик записывает на доске.)

Организовывает возможность для целеполагания и прогнозирования деятельности на уроке.

Что  вам нужно, чтобы нарисовать рисунок?

- Повторите, пожалуйста, вопрос задачи!

- Как вы думаете, каким действием нужно решать задачу? Объясните.

-  Как можно записать решение задачи.

- Ещё раз повторите вопрос данной задачи.

- Мы ответили на вопрос задачи? Запишите ответ.

(У Лиды было 5 карандашей. Стало на 2меньше.
- Столько же, но без 2.
- Сколько карандашей
стало у Лиды?
- Вычитанием. На 2 меньше.
5-3=3 (к.)
Ответ: 3 к.
- Увеличить на 2-столько
же и ещё 2; меньше на 2-
столько же, но без 2)

 

 

 

 

 

Физминутка «Спал цветок»

   

 

Под руководством учителя определяют цель урока и прогнозируют свою деятельность на уроке.

 

 

 

Читают текст  и анализируют его, делают вывод.

Объясняют  выбор арифметического действия для решения

 

Записывают решение.

 

Работают с учебником.

Читают текст  и анализируют его, делают вывод.

Записывают решение.

Делают вывод по теме урока.

Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации,
представленной с помощью рисунка, иллюстрации,
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Повторяют текст физ.минутки и движения за учителем.

 

Фронтальная, индивидуаль-ная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Коллектив-ная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная

 

 

 1. Решение задачи №1, с.96  

- Прочитайте задачу про себя, приготовьтесь прочитать вслух.

(Девочка демонстрирует данные задачи)

- Прочитайте условие задачу всему классу.

- Прочитайте вопрос.

- Как вы понимаете выражение «на 2 больше»? (столько же, да ещё 2)

- Если, "ещё 2", то каким действием нужно решать задачу? 

 

2. Решение задачи №2 (с  предварительным разбором).    

- Кто сможет повторить условие задачи?                

 

 

                        

 

Способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений.

 Этап

Самоконтроля

П: обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий; сравнивать два объекта.

К: описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; различать и использовать математические знаки.

Р:  умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствую-щую этапу обучения.

 

 

 

Этап рефлексии учебной деятельности

 П: наблюдать математические объекты (числа,
величины) в окружающем мире;  вести порядковый и количественный счет.
К: учитывать
разные мнения,
стремиться к
координации
различных позиций.
 
Р:  Проявлять интерес к проверке результатов
решения учебной задачи.
 
Л: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Организует работу над решением задач, помогает, направляет деятельность ребят, даёт советы.

 - Как вы думаете, какую работу предстоит выполнить в этом задании?

№3 . Один человек работает с рисунком с  вишней, второй – с рисунком с помидорами.

- Вам нужно прочитать задачу и назвать все ее составные части – условие, вопрос, решение и ответ.
Посоветуйтесь, как только будете готовы – дайте сигнал. Первая
пара, которая справится с заданием,
будет отвечать, остальные внимательно слушают и дополняют.

 

 

  

Загадка:

Она красива и мила,

Имя ее от слова "зола".

  (Золушка)

 Кто автор сказки?

Шарль Перро)

 

  Почему я вам загадала эту загадку?

 ( В учебнике иллюстрация к этой сказке)

  Вам необходимо найти на этом рисунке знакомые на геометрические фигуры.

 (  Круги: солнце, окна в доме и карете, колёса – отмечают их различие по форме и цвету; многоугольники; лучи; отрезки, треугольники, ломаные)

 

 Организует самооценку учебной деятельности.

 

- Какая тема была сегодня на уроке?
- Что больше всего понравилось?
Поднимите
зелёный карандаш, кто может себя похвалить за все правильно выполненные задания,
понравился урок,
красный карандаш, если были трудности в выполнении заданий и урок не понравился.
- Я считаю, что вы справились со всеми заданиями и достигли своих результатов. Научились решать задачи.

- Подведем итог.  

 

 

Слушают задание, обсуждают алгоритм его выполнения, выполняют задание.

Чтение и анализ задачи, составление решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают примеры.

Способствует выработке самостоятельной работы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рассматривают сюжетную картинку в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют полные ответы на вопросы.

Высказывают предположения. Адекватно воспринимают  оценку своей работы.

 

 Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Практичес-кая работа с числовым выражением: запись.

 

 

 

Практическая работа.

Коллективная

 

https://documents.infourok.ru/2e1c7198-bf5a-4384-a874-08a8d421409f/0/image010.jpg

1 задача: условие - на
тарелке было 4 помидора,
стало на 1 больше; вопрос
- сколько помидоров
стало?; решение   4+1=5 (п.)
2 задача: условие - на
тарелке было 7 черешни,
стало на 1 меньше;
вопрос - сколько черешен
стало?; решение  7-1=6

 

 

2. Учебник стр. 96, №4

- Какие знания нам помогут решить примеры?

- Решите примеры. Проверьте себя по числовому ряду.

 

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/2e1c7198-bf5a-4384-a874-08a8d421409f/0/image012.jpg

 

Синквейн

Математика
Загадочная, интересная.
Мыслю, творю, решаю.
Играй, да меру знай!
Наука!

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц"

Конспект урока №45 математики в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов)" разработан в соответствии с УМК "Школа России"....

Презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц"

Презентация к уроку математики №45 в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов)", в которую вставлена музыкальная физкультминутка....

Урок математики в 1 классе, УМК "Школа России". Тема: Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц.

Это урок - объяснение нового материала по теме "Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС. К данному уроку составлена презентация....

Конспект урока математики в 1 классе на тему: "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.".

Урок по программе "Школа России". Цели: продолжить работу над решением задач, познакомить с новым видом задач; создать условия для развития навыков устного счёта; закрепления знания состава ...

Технологическая карта урока по математике в 1 классе Тема: «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц».

Технологическая карта урока  по математике в 1 классеТема: «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц»....