Факультативный курс "Занимательная математика" 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс)

Капитонова Вероника Анатольевна

Программа для факультативных занятий по математике для учащихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativnyy_kurs_s_tetradyu.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Факультативный курс

«Занимательная математика»

2 класс

Капитонова Вероника Анатольевна

 учитель начальных классов.

Д. Подымалово 2022г.

Пояснительная записка.

   Рабочая тетрадь творческих заданий составлена по программе  учебника математики 2 класса  и может быть использовано как для  работы на уроке, так и для работы факультативных занятий. Тетрадь включает обучение приемам решения нестандартных и занимательных упражнений, логических рассуждений.

  Одним из средств формирования познавательного интереса  является занимательность.  Элементы занимательности, игры, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. В процессе занятия учащиеся незаметно для себя выполняют различные задания, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия,  тренироваться в устном счёте, решать задачи. Интересные задания ставят ученика в условия поиска,  пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым,  собранным, ловким, находчивым .

  Приступая к каждому заданию, учитель  получает возможность выяснить , в какой мере ребенок нуждается в тренировке памяти , внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени. В начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

Рекомендации по проведению занятий:

  - занятия по данной тетради проводится в течение всего учебного года с учащимися 2– го класса;

  - занятия пронумерованы в соответствии с последовательностью их

     проведения;

  - каждому ребенку необходимо иметь: данное пособие, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, чтобы подчёркивать , рисовать, писать, белые листы, ножницы;

 - в конце года рекомендуется провести конкурс – смотр на лучшую тетрадь, сделать выставку. Объявить об этом следует на первом же занятии, чтобы каждый ребенок был заинтересован в лучшем результате;

 - занятия могут проводиться одновременно как со всем классом, так и с группой детей, испытывающих трудности  в учебной деятельности.

 - сильные дети могут работать с тетрадью индивидуально. Перед каждым заданием даётся краткая инструкция, учитель контролирует, правильно ли ребенок его выполнил. Более слабые дети работают коллективно, под руководством учителя.    

Цели:

-овладение знаниями, умения и навыками на уровне, обусловленном требованиями  

  ФГОС;

-формирование познавательной и коммуникативной деятельности, готовности к самостоятельному добыванию знаний;

-развитие математического стиля мышления, интеллектуальных и эмоционально – волевых качеств учащихся;

-осуществление всесторонней подготовки к обучению на основной ступени школы и использованию математических знаний в жизни.  

Задачи:

-формирование  общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- формирование умения решать и составлять творческие задачи;

-развитие внимания (устойчивость, концентрация, переключение, самоконтроль ит.д.);

-развитие памяти (расширение объёма, формирования навыков запоминания);

-повысить интерес к математике.

 Пособие опирается на следующие основные принципы отбора содержания учебного материала и построения предмета: научности,  внутрипредметной и межпредметной интеграции, доступности, учета индивидуальных достижений учащихся и творчества.

 Принцип научности предполагает создание необходимых  условий для усвоения и оперирования младшими школьниками научными терминами и понятиями в учебных ситуациях достижений учащихся и творчества.

  Принцип деятельности обеспечивает основу для осознанного и прочного усвоения математических понятий и способов действий. Позволяет «открыть» новые знания, посредством включения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность, формировать самооценку и самоконтроль своих действий.

  Принцип внутрипредметной интеграции обеспечивает органичное единство содержательных линий, как числа и выражения, уравнения и неравенства, геометрические фигуры и измерение геометрических величин.

  Межпредметная интеграция позволяет формировать у учащихся целостную картину мира, помогает осознавать взаимосвязи.

  Принцип доступности предполагает учёт возрастных особенностей ребенка и создание психологического комфорта, ситуации успеха, атмосферы доброжелательности.

  Принцип творчества предполагает формирование у обучающихся способности самостоятельно находить решение нестандартных, творческих, логических задач, «открывать» оригинальные способы действий.    

Межпредметная связь

  В процессе обучения математики в начальных классах решаются важнейшие учебные задачи: формирование у учащихся математических понятий, вычислительных умений и навыков, умений решать задачи определенных видов.  Вместе с тем развивается логическое мышление учащихся, их память, внимание, умение анализировать, сравнивать предметы и явления.

  Понимание учащимися  практической значимости изучаемого материала является основой для более глубокого и осознанного усвоения математических знаний. С этой целью при составлении  учебных заданий использовался материал познавательного   характера, соответствующих подлинным научным фактам.  

 Таким образом, прослеживается связь учебного предмета математики с другими предметами, изучаемыми в начальной школе ( родной язык, познание мира, трудовое обучение, музыка).

   

Содержание

рабочей тетради по математике 2 класс

(34 недели)

Логические упражнения (2 часа)

    Представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит развитие у детей правильного мышления. Чаще всего они не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, а занимательность содействует возникновению интереса к процессу мыслительной деятельности.    

 При их решении наиболее полно проявляются приёмы умственной деятельности: сравнение, обобщение. Ребенок учится логически рассуждать, тренирует зрительное восприятие.

   Знакомство с принципом построения логической цепочки. Д/з: изготовление карточек с логическими цепочками для классной игротеки

Задачи – смекалки (2 часа)

      Очень нравятся детям. Сказочный образ, жизненная ситуация позволяют удачно ввести ребят в мир математики посредством увлекательной ситуации, а учитель может найти пути в сферу эмоций ребенка.

     Решая эти задачи, дети сами могут проверить и развить пространственное представление, сообразительность; они учатся анализировать, сравнивать, обобщать, тренируют произвольное внимание, память, логическое мышление без математических вычислений.

  Решение и составление задач смекалок.

                                         Занимательная геометрия (2 часа)

Создание геометрических рисунков. Д/з: выполнение рисунков зданий ( по выбору учащихся) на конкурс «Юный архитектор»

Магические квадраты (2 часа)

  Принцип построения. Заполнение магических квадратов. Составление собственных заданий на классификацию, Д/з: изготовление карточек с магическими квадратами для классной игротеки.

Задачи в стихах (2 часа)

   Решение задач, формулированных стихотворной форме. Д/з: изготовление карточек (мультимедийных презентаций) с задачами в стихах.

Загадки (4 часа)

   Загадки всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления.

Это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам, а также нахождение предмета по количественным признакам – полезные и интересные логико – математические упражнения.

  Обучение разгадыванию загадок. Д/з: изготовление карточек с загадками для классной игротеки.

Нахождение лишнего числа и фигуры (2 часа)

   Выполнение заданий на нахождение лишнего числа и фигуры.  Д/з:  составление карточек с заданиями на поиск лишнего числа или фигуры.

                                     Задания со счётными палочками (2 часа)

  Игры с палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Они содержат задания на преобразование одних фигур в другие.

Для их решения надо ставить фигуру по отдельным условиям или видоизменить её: переложить, убрать указанное количество палочек с целью получения новой фигуры той же структуры, но  с другим количеством квадратов, треугольников.

   Выполнение заданий со счётными палочками. Д/з: поиск в литературе и зарисовка заданий с счётными палочками в  виде карточек.  

                                      Задачи о сказочных героях (2 часа)

   Решение и составление задач с участием сказочных героев. Д/з:  создание страниц  для классного «Сказочного задачника» (коллективный проект).

Задачи-шутки (2 часа)

 Для развития логического мышления необходимо особенно умело и вовремя использовать детское воображение. Оно у детей яркое, значительно сильнее интеллекта. «Включить» воображение помогают задачи – шутки, которые не только развивают гибкое, нестандартное мышление, но и служат прекрасным средством восприятия. Они содержат жизненную ситуацию, и дети учатся строить образ, свободно фантазировать, направлять свои фантазии, творческие возможности на решение разных задач.

  Решение и составление задач-шуток. Д/з: подбор заданий для «Турнира смекалистых».

                                              Примеры с окошками(2 часа)

Решение и составление примеров с окошками. Д/з: изготовление карточек для игротеки.                              Занимательные рамки (2 часа)

 Знакомство с принципом построения занимательных рамок. Заполнение рамок.

  Ребусы с числами (2 часа)

   Разгадывание ребусов, содержащих числа. Д/з: изготовление карточек с ребусами для классной игротеки.

            Числовые лабиринты (2 часа)

   Знакомство с принципом составления числовых лабиринтов. Решение и составление  Д/з: изготовление заданий для классной игротеки.

Буквенные уравнения, равенства,   (2 часа)

Решение уравнений. Составление буквенных выражений.

                                         Геометрических фигур. (2 часа)

Решение задач на нахождение периметра фигур.

  

Тематический план

Тема занятия

Кол- во часов

Дата

1

Логические цепочки

2

2

Задачи - смекалки

2

3

Занимательная геометрия

2

4

Магические квадраты

2

5

Задачи в стихах

2

6

Математические загадки

2

7

Нахождение лишнего числа и фигуры

2

8

Задания со счётными палочками

2

9

Задачи о сказочных героях

2

10

Примеры с окошками

2

11

Задачи-шутки

2

12

Загадки на уроках математики

2

13

Занимательные рамки

2

14

Ребусы с числами

2

15

Числовые лабиринты

2

16

Буквенные уравнения, равенства, неравенства

2

17

Геометрические фигуры

2

Ожидаемый результат.

Учащиеся будут знать:

-десятичный состав двузначных и трёхзначных чисел;

-способы проверки сложения вычитанием и вычитания – сложением;

-название величин и единиц их измерения, соотношения между единицами

 измерения;

-порядок выполнения действий в выражениях со скобками;

-способ решения простейших уравнений на основе свойств верных числовых равенств и взаимообратности действий сложения и вычитания;

-определение прямоугольника (квадрата), его свойства;

-периметр – сумму длин сторон многоугольника;

Учащиеся будут уметь:

-читать и записывать двузначные и трёхзначные числа в десятичной системе счисления, сравнивать их;

-сравнивать величины;

-раскладывать на разрядные слагаемые двузначные и трёхзначные числа;

-осуществлять переход из одной единицы измерения величины в другую;

-выполнять вычитание, используя таблицу сложения в пределах двадцати;

-выполнять устно действия сложения и вычитания в случаях, когда одно из чисел однозначное или представлено в виде полного десятка;

-выполнять устно действия сложения и вычитания в случаях, приводимых к табличным или действиям в пределах 100;

-выполнять письменно действия сложения и вычитания двузначных и трёхзначных чисел;

-решать задачи в одно – два действия;

-составлять, читать и записывать буквенные выражения, содержащие 1-2 действия со скобками и без скобок, числовые равенства и неравенства;

-решать простейшие уравнения с опорой на свойства верных числовых равенств и взаимообратности действий сложения и вычитания;

-строить прямоугольник (квадрат);

-вычислять периметр прямоугольника  (квадрата).

Используемая литература

   1.Учебник математики 2 класс под  редакцией Актаева А.Б., Лебедева Л.А.  «Алматыкiтап» 2009год.

2.Справочник школьника 1-4 класс/ О.Л. Соболевой,  «Алматыкiтап» 2009год.

3. Республиканский научно- методический журнал «Начальная школа» с1 по 9 номер. 2010год

 4. Детская газета «Непоседа» О.Кульбацкий, Л. Вожора, «КазПресс».

5.Большая книга заданий и упражнений по развитию логики И. Светлова,Е.Нитылкина, Е. Мельникова. «Эксмо» 2010год.

 6.Умные игры. «Росмэн-Пресс»2005год.

  7.Журнал «Занимательные материалы для развития логического  мышления»/Волгоград 2008год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс по математике 2 класс

Планирование курса "Занимательная математика" - факультатив из расчета 1 час в неделю....

Факультативный курс для учащихся 3х классов по английскому языку "Речевая деятельность на уроках англ.яз."

Программа факультативных курсов для учащихся 3-х классов по английскому языку "Речевая деятельность на уроках английского языка" состоит из пояснительной записки, организации образовательного процесса...

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...

Программа факультативного курса "Я и мое здоровье" для учащихся 1-4 классов. Второй класс.

        Программа разработана для учащихся 1-4 классо с целью расширения знаний о правилах здорового образа жизни, способствующих повышению уровня физического, психического ...

Календарно-тематическое планирование математика2 класс УМК Школа России.

Предлагаю вашему вниманию календарное планирование по математике, 4 часа в неделю....

РОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ Факультативное занятие , 1 класс Тема: В гостях у страны Словарии.

Цели и задачи занятия 1. Научить детей обобщать предметы по главному признаку.2. Формировать мыслительную деятельность учащихся на основе классификации предметов.3. Работать над формированием арт...

Мастер-класс «Лексико-орфографическая работа на факультативных занятиях в 4 классе»

В процессе знакомства учащихся с особенностями основных разделов школьного языкознания, функционированием слова в системе языка во время изучения на факультативных занятиях «Путь к слову» вводится инт...