Урок математики в 1 классе по теме: "Сантиметр"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25.10_matematika_santimetr.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская начальная школа» п.г.т. Излучинск

Конспект урока по математике в 1 «Б» классе

по теме: «Сантиметр».

Составитель:

Нураева Дарья Сергеевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

п.г.т. Излучинск, 2022-2023 уч.год

Тема урока: Сантиметр.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование представлений о единице длины сантиметре как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.

Задачи:

  • ознакомить с единицей длины – сантиметром;
  • научить использовать линейку для измерения готовых отрезков, черчения отрезков заданной длины;
  • показать необходимость изучаемой темы для применения единиц длины в жизненных ситуациях.

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;

метапредметные:

познавательные: обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;

регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

личностные: будут продолжать формировать адекватную самооценку; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

Оборудование для обучающихся: числовой веер, карточки с разноцветными отрезками, линейка, учебник, тетрадь на печатной основе №1.

Оборудование для учителя: карточки-образцы с цветными отрезками, большая линейка с делениями, слайдовая презентация; видео-урок портала resh.edu.ru, учебник «Математика.1 класс» авт. М.Моро и др., тетрадь на печатной основе №1.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организа-ционный момент

Прием «Частичка тепла»

- Я рада видеть вас на уроке математики!

-Чтобы урок прошел в хорошем настроении, давайте подарим друг другу частичку тепла. Потрите ладошки до теплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам соседа по парте. Подарите свое тепло и возьмите от него частичку тепла.

- Огромное солнце неделимо на части.

И вечную зиму нельзя поделить,

А капельку счастья, вниманья, участия

Ты можешь, ты должен друзьям подарить!

Эмоциональный настрой на урок

Выполнение инструкций учителя

Метапредметные:

Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем, учениками.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2. Актуализа-ция знаний

- Давайте вспомним, какие числа и их состав мы уже знаем?

Устный счет

- Сейчас вам пригодится веер чисел. Я буду называть числовые выражения, а ваша задача посчитать и показать верный ответ.

1+4; 5-2; 3+1; 4-2; 2-1; 2+6; 7-6; 10-3.

- Встаньте те, у кого не было ошибок. Молодцы! Остальным ребятам обязательно нужно повторить состав числа. Вы все хорошо поработали!

- Мы знаем числа от 1 до 10 и их состав.

Готовят веера, устно считаю, показывают на веере ответ

Ответы: 5, 3, 4, 2, 1, 8, 1, 7.

Самооценка, понимание на что нужно обратить внимание

Метапредметные:

Познавательные: мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез).

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

3. Самоопре-деление к деятельности

- А сейчас прошу обратить внимание на слайд.

Прием «Необычная фотография»

-Как вы думаете, что это?

- Для чего это нужно?

- Где это может пригодится?

- Ребята, на слайде изображен прибор для измерения линейных размеров и глубины отверстий.

- А чем мы чаще всего измеряем длину чего-либо (отрезков, предметов, материалов)?

- Верно. В повседневной жизни чаще всего люди используют линейку для измерения длины. Возьмите линейку, рассмотрите ее. Вы видите деления, обозначенные цифрами – это сантиметры. Сантиметр – общепризнанная единица длины.

- Давайте попробуем назвать тему сегодняшнего урока.

- Чему мы сегодня научимся на уроке?

- А также мы узнаем о единицах измерения в Древней Руси и о том, когда в России появились единицы измерения, которые мы используем и сейчас.

Фотография штангенциркуля

Предположения

Предположения

Предположения

- Линейкой.

- Тема урока: «Сантиметр».

- Измерять длину с помощью сантиметра, чертить отрезки.

Предметные: осознание значимости изучаемых знаний.

Метапредметные:

Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока.

Познавательные: умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока.  

Коммуникативные:

строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.

Личностные: самоопределение, мотивация

4. Работа по теме урока

- Как я уже сказала, «сантиметр» - общепризнанная единица длины. Но так было не всегда. В Древней Руси замеры делали при помощи разных частей тела. Обратите внимание на слайд, здесь представлены эти меры длины. (рассказать немного о каждой мерке)

- Как вы думаете, почему эти мерки перестали использовать?

- Верно! Люди перестали использовать такие мерки из-за их неточности. Метрическая система мер была допущена к применению в России (в необязательном порядке) в 1899 году, и введена в качестве обязательной 30 апреля 1917 года.

- Откройте учебник на странице 66.

- Посмотрите на отрезки, изображенные в клетках. Черным обозначены отрезки длиной в 1см.

-Сколько клеток занимает 1см?

Возьмите линейку. Вместе измерим разноцветные отрезки. Деление с числом 0 – это начало отрезка, прикладываем 0 к точке начала отрезка и измеряем его длину. На делении с каким числом отрезок закончился?

- Значит сколько сантиметров длина отрезка?

- Измерим длину зеленого, синего и оранжевого отрезка.

- Потренируемся измерять предметы и без линейки. Откройте РТ с. 24.

Задание 1.

- Что общего у красного и зеленого карандаша?

- Верно. Посмотрите внимательно на отрезки и подумайте, какие из них подходят по условию задания к карандашам?

Прослушивание и запоминание информации о мерах длины

- Части тела по длине разные, давали не точные замеры.

Прослушивание и запоминание информации

- 1 см – 2 клетки.

- Отрезок закончился на делении с числом 4.

- Длина отрезка 4 см.

- Зеленый – 3 см, синий – 2 см, оранжевый – 3 см.

-Одинаковая длина.

- 2 и 4 отрезки, так как они тоже одинаковой длины, как и карандаши.

Предметные:

измерение отрезков и предметов с помощью линейки, выражение длины в сантиметрах.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить их с конечным результатом; осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности.

Познавательные: умение устанавливать взаимосвязи между явлениями; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание, аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения.  

Личностные:

умение осуществлять учебную деятельность, уважительное отношение к чужому мнению.

5. Физминутка

- Вы наверно устали. Давайте дружно отдохнем. (видео)

6. Закрепление изученного материала

- Каким прибором мы измеряем длину?

- Выполним задание 2 в РТ. Для его выполнения нам нужна линейка?

- Почему?

- Вернемся к учебнику на с. 66, задача 2. Посмотрите на машинки.

Сколько легковых машин у Коли?

- Сколько пожарных машин?

- Как узнаем, сколько всего машинок у Коли?

- Молодцы! Решим еще одну задачу 5 на с.67. Посмотрите на изображения монет. (работа над задачей)

- Вспомните тему урока.

- Сейчас мы потренируемся самостоятельно чертить отрезки в тетради. Откройте зеленые тетради в клетку.

- У вас записано число 25 октября.

- Давайте вместе начертим отрезок длиной 5 см.

- Начертим отрезок длиной 1 см.

- Самостоятельно начертите отрезок длиной 3 см.

- Линейкой.

- Нет.

- Линейка изображена в РТ.

- 4.

-1.

- Складываем легковые и пожарную 4+1=5 машинок у Коли.

- Сантиметр.

Ученики работают в тетрадях, учитель на доске

Предметные:

повторение решения простых задач, обучение самостоятельного изображения отрезков заданной длинны в тетрадях

Метапредметные:

Регулятивные:

умение оперировать понятиями, предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников.

Познавательные: строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования.

Коммуникативные: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание, видеть и излагать жизненно-практическое значение решаемой задачи, давать свою оценку.

Личностные:

социальная компетентность, готовность к решению проблем. 

7. Рефлексия

- Возьмите карточку с цветными отрезками. Измерьте отрезки с помощью линейки и подпишите какова длина каждого отрезка.

- Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками:

Зеленая – все понятно, задания выполняю легко;

Желтая – требуется помощь в выполнении заданий;

Красная – ничего не понял, не могу выполнить задания.

Выполнение задания по инструкции

Самооценка

Коррекция знаний

Предметные:

осмысление результатов деятельности по освоению новых знаний, выявление трудностей

Метапредметные:

Регулятивные:

объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы

Познавательные:

проводить рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные:

точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

способность к мобилизации сил, энергии, способность к волевому усилию по достижению результата

8. Итог урока

- Назовите тему урока.

- С каким инструментом сегодня познакомились и учились работать?

- Для чего он нужен?

- Какие правила измерения вы знаете?

- Вернемся к цели урока, мы ее достигли?

- Спасибо за урок, вы хорошо потрудились!

- Сантиметр.

- Линейка.

- Для измерения длины.

-  Измерять предмет нужно приложив линейку с делением 0 к началу, измерить предмет, на каком делении оканчивается предмет – есть его длина, записываем или называем число окончания отрезка/предмета.

Метапредметные:

Регулятивные:

умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности.

Познавательные:

анализировать достигнутые результаты, выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока.

Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, сотрудничать при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики для 1 класса по теме "Сантиметр"

Развитие эвристического мышления , воспитание  сознательной  дисциплины  на уроке, чувство товарищества при выполнении заданий в группе,. ознакомление с использованием сантиметра для из...

конспект урока по математике в 1 классе по теме "Сантиметр"

План  конспект урока, проведённого в 1 классе по математике по программе "Школа России". Авто учебника М. Моро...

Урок по математике в 1 классе по теме "Сантиметр"

Разработку урока  можно использовать учителям начальных классов при подготовке к открытому уроку....

презентация к уроку в 1 классе на тему: Сантиметр - единица измерения длины"

презентация к конспекту урока по математике в 1 классе...

Презентация к уроку математики в 1 классе на тему "Сантиметр" УМК Перспектива

Презентация к уроку математики в 1 классе на тему "Сантиметр" УМК Перспектива...

Урок математики в 1 классе на тему:"Сантиметр"

Познакомить учащихся  с  единицей  измерения длины «сантиметр»;   научить измерять  длину  отрезков....

Конспект урока математики в 1 классе по теме «Сантиметр»

Данная разработка может быть использована на уроках математики в 1 классе при ознакомлении с единицами измерения длины....