Конспект урока математики по теме "Масса"
план-конспект занятия по математике (1 класс)

Конспект урока математики по теме "Масса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл massa.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по математике.

Класс: 1

Раздел: «Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание».

Тема урока: «Масса».

Тип урока :  урок открытия нового знания

УМК: «Перспектива».

Учебник, рабочая тетрадь: Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука. математика 1 класс, 2 часть.

Цели:

  • Знакомство учащихся с новой величиной         - массой и с единицей ее измерения – килограммом, освоение этих понятий с целью применения их в жизненных ситуациях;
  • Формирование умения решать задачи и примеры изученных видов;
  •  Создание условий для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, развития логического мышления и математической речи.

Задачи:

  1. Формировать первые представлений о новой величине - массе;
  2. Помочь учащимся в усвоении понятия « килограмм», как одной из единиц измерения массы;
  3. Научить правилам сравнения, сложения и вычитания масс;
  4. Развивать умение определять цель деятельности на уроке;
  5. Развивать умение работать в парах;
  6. Развивать математическую речь.

Планируемые результаты:

  • Научится сравнивать предметы по массе;
  • Уметь упорядочивать предметы, располагая их в зависимости от увеличения ( уменьшения) массы
  • Решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов
  • Выполнять мыслительные операции анализа, синтеза и делать умозаключения


Ход урока:

  1. Орг. момент

Итак, друзья, внимание –

Вновь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Сейчас начнем урок!

  1.  Актуализация знаний

Индивидуальная работа  ( примеры на карточках) 3 человека.

 Игра “ Живые числа”.

Учащимся раздаются карточки с числами от 1 до 10 (дети собираются у доски). Далее учитель дает задания, а дети их выполняют (остальные проверяют правильность выполнения):

А) Построиться в порядке убывания / возрастания чисел.

Б) Я называю число, вперед делают шаг те числа, которые являются соседями данного числа (5, 6, 7).

В) сделать шаг вперед числам меньше 6, больше

Фонтальная работа

(на доске записи.)

2+8

8-2

-Какое решение подойдет к каждой задаче? Объясните свою точку зрения.

1) Вчера температура воздуха была 8 градусов, а сегодня на 2 градуса теплее. Какая температура сегодня?

2) Длина ручки 8 см, а длина ластика 2 см. На сколько ручка длиннее ластика?

3) Маша собрала 8 стаканов ягод, а дочь – на 2 стакана меньше. Сколько стаканов ягод собрала дочь? (8-2)

4) Папа принес из магазина 8 пакетов картофеля и 2 пакета моркови. Сколько пакетов овощей купил папа? (8+2)

- Какие величины мы сравнивали в задачах?

- В чем измеряли температуру? (в градусах)

- В чем измеряли количество ягод? (в стаканах)

- В чем измеряли длину ластика и ручки? (В сантиметрах)

- В чем измеряли количество овощей? (В пакетах.)

  1. Целеполагание

(Учитель ставит на стол две одинаковые по размеру и цвету коробки, одна из них пустая, одна наполнена бусинами)

Рассмотрите коробки. Опишите их. Какие свойства предметов вы знаете?

 Чем одна коробка отличается от другой? ( ученики не могут обнаружить внешних отличий.)

По внешнему виду коробки ничем не отличаются. Но различия между ними все же есть. Вы сейчас в этом убедитесь. ( учитель предлагает одному ученику взять коробки в руки.)

Что ты заметил? ( что одна коробка тяжелее, чем другая.)

Слова легче и тяжелее характеризуют такое свойство предметов как масса (учитель закрепляет на доске карточку « МАССА»)

В математике вместо слов  «предмет легче» говорят «масса предмета меньше», а вместо «предмет тяжелее»  - «масса предмета больше»

Итак, о чем же мы сегодня поговорим на уроке? ( о массе)

Чему мы будем учиться? (узнаем что такое масса, научимся определять массу предметов, будем сравнивать предметы по массе)

  1. Работа по теме урока

Практическая работа:

Давайте представим, что мы с вами сидим в жюри на конкурсе « Овощи-гиганты». Попробуйте определить какая же из картофелин победит в этом конкурсе, какая из них тяжелее.

(Учитель берет две картофелины, не значительно отличающихся по массе и предлагает нескольким ученикам, вызванным к доске, определить, какая из них легче.)

Можно ли сказать какая из этих картофелин тяжелее?  Всегда ли можно сравнить предметы по массе, взяв их в руки? ( нет)

 Знает ли кто-нибудь, каким специальным прибором можно измерить массу? (весы)

Где вы видели весы? Люди каких профессий пользуются весами в своей деятельности?

Учитель показывает весы, разъясняет принцип взвешивания ( уравновешивание массы грузов на обеих чашах весов).)

Давайте теперь сравним наши картофелины с помощью весов. ( учитель кладет картофелины на чаши весов). Что означает такое положение весов? Какая картофелина тяжелее? Кто знает как можно уравновесить картофелины? При помощи чего? ( учитель показывает разные гири и способы которыми можно достичь равновесия.)

Часто в жизни нужно не только знать масса какого предмета больше, а какого меньше, но и определить точную массу предмета, т.е. измерить ее.

Скажите, где вы можете это наблюдать? В каких жизненных ситуациях необходимо знать точную массу предмета?

Раньше для того чтобы измерить массу какого либо предмета  люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы.  (У меня есть дополнительная информация о старинных мерах веса, если будет интересно можно прочитать на перемене.)  Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И 210 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её…(предположения детей) килограмм.

 В математике килограмм обозначается таким образом: кг

 Работа с электронным приложением.

(объяснение теоретического материала)

Что же значит взвесить предмет? (найти его массу)

В каких единицах измеряют массу?( в килограммах)

Чем пользуются для измерения массы?( весами и гирями)

Когда можно сказать, что чаши весов уравновешены? ( когда «клювы уточек» находятся на одном уровне

Работа по учебнику

№ 1, 2 (с. 15).

- Рассмотрите рисунок. Определите массу огурцов. Как это сделать? ( 2 кг + 1 кг = 3 кг)

Определите массу дыни ( 5 кг + 3 кг = 8 кг) 

№ 3 (с. 15).

Работа в тетради.

№ 5 (с. 16).

- Прочитайте задачу.  Назовите условие задачи. Назовите вопрос задачи.

Как найти, сколько всего кг варенья сварила мама? Обменяйтесь тетрадями  и проверьте правильно ли ваш сосед выполнил задание.

 Какой еще вопрос можно поставить к условию? ( на сколько масса малинового варенья меньше массы вишневого варенья. На сколько масса вишневого варенья больше массы малинового варенья?)

Какое правило нужно вспомнить чтобы ответить на эти вопросы? (чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)

  1. Физкультминутка
  2. Закрепление изученного материала
  1. Работа в тетради на печатной основе

№ 1 (с. 28) работа в паре (определите по рисунку и запишите чему равна масса предмета) при работе в паре соблюдай правила :

  1. Работать должны оба
  2. Один говорит другой слушает
  3. Если не понял – преспроси
  4. Свое несогласие выражай вежливо.

№ 2 (с. 28)

Чему равна масса первой банки варенья? (3 кг)

Как вы это узнали? ( сложили массы гирь на другой чаше весов : 2 кг + 1 кг = 3 кг)

Назовите массу второй банки варенья (  2 кг + 2 кг + 1 кг = 5 кг)

  1. Рефлексия

Работа по карточкам

В парах выберите  и подчеркните слова, которые можно вставить в предложение вместо точек.

МАМА КУПИЛА 1 КГ… ( муки, молока, ткани, яблок, конфет, тетрадей)

Самопроверка по образцу на доске.

Итак с какой величиной мы познакомились на уроке? ( масса)

Какую меру используют для измерения массы? ( килограмм)

При помощи чего можно измерить массу предмета? ( весы и гири)

Какое задание вам понравилось больше всего?

Что больше всего запомнилось на уроке?

Кого мы можем похвалить сегодня за работу на уроке ( раздать звездочки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).

Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида:  []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",

Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения,  используя правило нахождения неизвестного слагаемого....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...