Урок математики "Конкретный смысл умножения"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Ленчук Наталья Геннадьевна

Предмет: математика

Программа: УМК «Школа России», «Математика», 2 часть, концентр «Сотня»

Класс: 2

Раздел: Умножение и деление

Тема: «Конкретный  смысл умножения»

Цель: сформировать представление о новом арифметическом действии – умножении, раскрыть его смысл.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkretnyy_smysl_umnozheniya_mat-ka.doc935.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Программа: УМК «Школа России», «Математика», 2 часть, концентр «Сотня»

Класс: 2

Раздел: Умножение и деление

Тема: «Конкретный  смысл умножения»

Цель: сформировать представление о новом арифметическом действии – умножении, раскрыть его смысл.

Ход урока:

I ЭУ. Мотивационный этап (организационный)

У.: Ребята, я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит, урок будет удачным.

II ЭУ Актуализация знаний и умений, составляющих способ усвоения нового материала.

ВЗ: устный счет

У.: Сейчас мы с вами посчитаем, закрепим навыки счета на сложение и вычитание с переходом через десяток, повторим понятия  «столько же», «всего». Для работы над быстрым устным счётом я выбрала задачи из реальной жизни.  Вам необходимо составить вопрос к задаче и найти ответ.

Содержание:

1) С грядки собрали   - 12 маленьких морковок и 3 больших.  Поставьте вопрос к задаче. (

2) С одной грядки собрали   - 12 маленьких морковок и 3 больших. А с другой – 12 морковок. Поставьте вопрос к задаче. (Сколько морковок собрали с двух грядок?)

3) С одной грядки собрали   - 12 маленьких морковок и 3 больших. На салат взяли 5 морковок.  Поставьте вопрос к задаче. (Сколько морковок осталось?)

4) На одном кусте - 8 помидоров, а на другом 9.  Поставьте вопрос к задаче. (Сколько помидоров на двух кустах?)

5) На одном кусте - 8 помидоров, на другом столько же. Поставьте вопрос к задаче. (Сколько помидоров на двух кустах?)

6) На одном кусте - 8 помидоров, на другом столько же. После обеда осталось 6 помидоров. Поставьте вопрос к задаче. Сколько помидоров взяли?

7) В одном стручке - 10 горошин, а в другом 4. Поставьте вопрос к задаче.

(Сколько горошин в двух стручках?)

8) В одном стручке - 10 горошин,  в другом 4. А в третьем столько же, сколько и во втором.  Поставьте вопрос к задаче. (Сколько горошин в трёх стручках?)

9) В одном стручке - 10 горошин. Поставьте вопрос к задаче. (Сколько горошин в трёх таких же стручках?)

-У.: Коля, пожалуйста, составь вопрос к задаче и найди ответ.

Коля: Вопрос к задаче: Сколько всего морковок собрали? Всего собрали 15 морковок.

У.: На какое действие данная задача?

Дети: На сложение.

У.: Молодцы! Следующая задача, Юля.

Юля: Сколько морковок собрали с двух грядок? Всего собрали 27 мороковок.

У.: Умница! Следующая задача, Гриша?

Гриша: Сколько помидоров на двух кустах?17.

У.: Хорошо! Работаем дальше.

Маша: Сколько помидоров на двух кустах? 16 помидоров.

У.: Что значит «столько же»?

Дети: такое же количество: 8 помидоров на одном кусте и на втором тоже 8.

У.: Горжусь вами! Дима?

Дима: Сколько помидоров взяли? Взяли 10 помидоров взяли.

У: Как нашел?

Дима: Первым действием я нашел сколько помидоров на двух кустах всего, вторым- из общего количества помидоров вычел 6, следовательно, взяли 10 помидоров.

У.: Хорошо! Нина?

Нина: Сколько горошин в трёх таких же стручках? В одном-  10горошин, значит во втором и в третьем тоже 10 горошин, следовательно, всего 30 горошин в трех таких стручках!

У.: Отлично! Таким образом, на какое действие были все задачи!

Дети: Все задачи были на сложение!

У.: Какие понятия мы повторили?

Дети: М ы повторили понятия «всего», «столько же».

У.: Чему учились?

Дети: Мы продолжали учиться составлять вопросы к задачам.

У.: Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! Горжусь вами!! Продолжаем  дальше!

 ВЗ: решение задач

У.: Сколько у нас человек в классе?

Дети: 24!

У.: Как мы строимся, когда куда -то идём?

Дети: Мы строимся колоннами!

У.: Посчитайте. Сколько пар у вас получится.

Дети: 12 пар получится.

У.: Делаем математическую запись ( на доске и в тетрадях).

2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2= 24

- Мы с вами по 2 взяли 12 раз, ведь у нас 12 пар.

Что вы можете сказать о слагаемых?

Дети: Слагаемые одинаковые!

У.: Давайте представим, что каждому из вас в столовой должны дать по 3 пряника.

- Нам с вами надо рассчитать, сколько пряников нашему классу должны приготовить в столовой на завтрак.

Давайте запишем: (на доске и в тетрадях)

Катя: 3+3+3+3+3+3+3+3+3+3+

( 1-ому -3, 2-ому- 3…)

У.:  Сколько раз по надо сложить?

Дети: не можем посчитать, сбиваемся!

У.: Как вы думаете, трудно так записывать?

Дети: Очень трудно!

У.: Мы с вами по 3 взяли 24 раз, а пока всё сосчитаем…

-Математика – это точная наука. Она требует более короткой и рациональной записи.

А как же нам выйти из этого затруднения? Что вы предлагаете? (проблемный вопрос)

Дети Необходимо найти второй способ записи данного решения.

У.: Из каких источников вы добываете нужную вам информацию?

Саша: мы обратимся к учебнику за помощью или к поисковым системам интернета.

3 УЗ. ВЗ: работа с правилом

У.: Давайте обратимся к учебнику и прочитаем правило? (с.48)

 – Что же является объектом нашего изучения?

Дети: Правило

У.: Какова тема урока?

Дети: Конкретный смысл умножения.

У.: Чему должны научиться?

Дети: Мы научимся  заменять сумму одинаковых слагаемых умножением, используя соответствующий знак (•).

II ЭУ. Организация деятельности учащихся по усвоению учебного материала (восприятие и осмысление нового учебного содержания)

4 УЗ. ВЗ: работа с правилом

У. – Если все слагаемые в сумме равны между собой, сложение можно заменить другим действием…?

Дети:   Умножением.

Учитель записывает на доске:

4+4+4=4*3

У.: Рассмотрите выражение:

- Каким знаком обозначается действие умножения?

Д.– Точкой.

У.: Что показывает в нём число 4? А число 3?

Дети:  4 – одинаковое слагаемо, которое повторяется 3 раза.

У.: Замените умножением записанные вами суммы.

- В чем преимущетсва замены суммы одинаковых слагаемых действием умножения?

Дети: Преимущество заключается в экономии времени!

У.: Совершенно верно! М ы эконом время при записи! Продолжаем!

4 УЗ. ВЗ: решение задач

У.:  Сейчас мы с вами будем учиться заменять сложение на умножение.

- Составьте задачу по рисунку, запишите решение на сложение, запишите решение на умножение. Маша и Даша решают с обратной стороны доски, остальные в тетрадях, затем проверяем!

СО:

  1. H:\SCHOOL2\НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА\материал по предметам\КАРТИНКИ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ\ФРУКТЫ ОВОЩИ\ГОРОХ\pea-pod_w580_h360_mywatermark.jpgH:\SCHOOL2\НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА\материал по предметам\КАРТИНКИ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ\ФРУКТЫ ОВОЩИ\ГОРОХ\pea-pod_w580_h360_mywatermark.jpgH:\SCHOOL2\НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА\материал по предметам\КАРТИНКИ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ\ФРУКТЫ ОВОЩИ\ГОРОХ\pea-pod_w580_h360_mywatermark.jpg
  2. H:\SCHOOL2\НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА\материал по предметам\КАРТИНКИ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ\ФРУКТЫ ОВОЩИ\РЕДИС\kornepl22.pngH:\SCHOOL2\НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА\материал по предметам\КАРТИНКИ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ\ФРУКТЫ ОВОЩИ\РЕДИС\kornepl22.pngH:\SCHOOL2\НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА\материал по предметам\КАРТИНКИ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ\ФРУКТЫ ОВОЩИ\РЕДИС\kornepl22.png

У.: Проверяем, пожалуйста, открываем доски, сверяем записи! По первому рисунку, какую задачу составили, как нашли решение?

Надя: В одном стручке 10 горошин. Сколько горошин в трех таки же стручках.

Миша: Решение на сложение: 10+10+10= 30

- Решение на умножение: 10*3= 30

- 30 горошин в трех таких стручках!

 У.: Давайте проверим запись на доске! Верно решено?

Дети: Да!

У. : Соглашусь с вами! Вторая задача, Настя?

Настя: В одном пучке 10 редисок. Сколько редисок в трех таких пучках?

Вика:Решение на сложение: 10+10+10= 30

- Решение на умножение: 10*3= 30

- 30 редисок в трех таких пучках!

У.: Сверим с доской! Верно?

Дети: Верно!

У.: Что такое умножение?

Полина: Умножение- замена суммы  одинаковых слагаемых.

У.: Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Замечательно! Справились с заданием! Дальше в путь…!

III ЭУ. Закрепление второго предмета усвоения (реализация второй цели урока)

Сейчас вы самостоятельно потренируетесь по применению вами полученных знаний.

На столах лежат карточки с выражениями: замените выражение на сложение выражением на умножение. Работаете в парах, затем проверяем.

СО:

3+3+3+3+3=                    5+5+5+5+5

2+2+2+=                           9+9=

1+1+1=                              10+10+10+10+10=

У.: Все готовы, проверяем! Сверим записи со слайдом!

- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Умницы и умники! Я рада, что вы понимаете нашу сегодняшнею темы. Горжусь вами!

IV ЭУ. Организация контрольно-оценочной деятельности (Итог урока)

У.: - Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем.

- Какие знания приобрели сегодня вы?

Дети: Мы познакомились с новым арифметическим действием-  умножение!

У.:  Что положили в свои сундучки?

Дети: Умения! Мы научились заменять сумму одинаковых слагаемых умножением!

У.: Продолжите фразу:

У меня сегодня получились………….. .

Мне не удалось……………….. .

У.: Спасибо, ребята, за активную работу на уроке. Я очень рада вашим успехам.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: 3 класс. Математика. Конкретный смысл умножения. Задачи на умножение. (Стр.16)

3 класс. Математика. Конкретный смысл умножения. Задачи на умножение.  (Стр.16) Урок проходит в игровой форме. УМК "Школа России"....

Умножение. Смысл умножения. (математика, 2 класс. УМК "Гармония").

Презентация выполнена к уроку математика во 2 классе по УМК "Гармония")....

Методическая разработка по математике (ФГОС, 2 класс) тема: "Умножение. Конкретный смысл умножения" с презентацией.

Разработка урока по математике (ФГОС) тема: "Умножение. Конкретный смысл умножения" с презентацией. Первое знакомство с умножением....

« Новые мерки и умножение. Смысл умножения»

Развёрнутый конспект урока по математике на тему  "Новые мерки и умножение. Смысл умножения" , 2 класс "Школа 2100"...

Технологическая карта урока математики «Умножение. Смысл умножения»

Раскрытие конкретного смысла умножения как способа замены суммы одинаковых слагаемых....