Урок математики "Конкретный смысл умножения"
план-конспект урока по математике (2 класс)
Предмет: математика
Программа: УМК «Школа России», «Математика», 2 часть, концентр «Сотня»
Класс: 2
Раздел: Умножение и деление
Тема: «Конкретный смысл умножения»
Цель: сформировать представление о новом арифметическом действии – умножении, раскрыть его смысл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkretnyy_smysl_umnozheniya_mat-ka.doc | 935.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: математика
Программа: УМК «Школа России», «Математика», 2 часть, концентр «Сотня»
Класс: 2
Раздел: Умножение и деление
Тема: «Конкретный смысл умножения»
Цель: сформировать представление о новом арифметическом действии – умножении, раскрыть его смысл.
Ход урока:
I ЭУ. Мотивационный этап (организационный)
У.: Ребята, я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит, урок будет удачным.
II ЭУ Актуализация знаний и умений, составляющих способ усвоения нового материала.
ВЗ: устный счет
У.: Сейчас мы с вами посчитаем, закрепим навыки счета на сложение и вычитание с переходом через десяток, повторим понятия «столько же», «всего». Для работы над быстрым устным счётом я выбрала задачи из реальной жизни. Вам необходимо составить вопрос к задаче и найти ответ.
Содержание:
1) С грядки собрали - 12 маленьких морковок и 3 больших. Поставьте вопрос к задаче. (
2) С одной грядки собрали - 12 маленьких морковок и 3 больших. А с другой – 12 морковок. Поставьте вопрос к задаче. (Сколько морковок собрали с двух грядок?)
3) С одной грядки собрали - 12 маленьких морковок и 3 больших. На салат взяли 5 морковок. Поставьте вопрос к задаче. (Сколько морковок осталось?)
4) На одном кусте - 8 помидоров, а на другом 9. Поставьте вопрос к задаче. (Сколько помидоров на двух кустах?)
5) На одном кусте - 8 помидоров, на другом столько же. Поставьте вопрос к задаче. (Сколько помидоров на двух кустах?)
6) На одном кусте - 8 помидоров, на другом столько же. После обеда осталось 6 помидоров. Поставьте вопрос к задаче. Сколько помидоров взяли?
7) В одном стручке - 10 горошин, а в другом 4. Поставьте вопрос к задаче.
(Сколько горошин в двух стручках?)
8) В одном стручке - 10 горошин, в другом 4. А в третьем столько же, сколько и во втором. Поставьте вопрос к задаче. (Сколько горошин в трёх стручках?)
9) В одном стручке - 10 горошин. Поставьте вопрос к задаче. (Сколько горошин в трёх таких же стручках?)
-У.: Коля, пожалуйста, составь вопрос к задаче и найди ответ.
Коля: Вопрос к задаче: Сколько всего морковок собрали? Всего собрали 15 морковок.
У.: На какое действие данная задача?
Дети: На сложение.
У.: Молодцы! Следующая задача, Юля.
Юля: Сколько морковок собрали с двух грядок? Всего собрали 27 мороковок.
У.: Умница! Следующая задача, Гриша?
Гриша: Сколько помидоров на двух кустах?17.
У.: Хорошо! Работаем дальше.
Маша: Сколько помидоров на двух кустах? 16 помидоров.
У.: Что значит «столько же»?
Дети: такое же количество: 8 помидоров на одном кусте и на втором тоже 8.
У.: Горжусь вами! Дима?
Дима: Сколько помидоров взяли? Взяли 10 помидоров взяли.
У: Как нашел?
Дима: Первым действием я нашел сколько помидоров на двух кустах всего, вторым- из общего количества помидоров вычел 6, следовательно, взяли 10 помидоров.
У.: Хорошо! Нина?
Нина: Сколько горошин в трёх таких же стручках? В одном- 10горошин, значит во втором и в третьем тоже 10 горошин, следовательно, всего 30 горошин в трех таких стручках!
У.: Отлично! Таким образом, на какое действие были все задачи!
Дети: Все задачи были на сложение!
У.: Какие понятия мы повторили?
Дети: М ы повторили понятия «всего», «столько же».
У.: Чему учились?
Дети: Мы продолжали учиться составлять вопросы к задачам.
У.: Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! Горжусь вами!! Продолжаем дальше!
ВЗ: решение задач
У.: Сколько у нас человек в классе?
Дети: 24!
У.: Как мы строимся, когда куда -то идём?
Дети: Мы строимся колоннами!
У.: Посчитайте. Сколько пар у вас получится.
Дети: 12 пар получится.
У.: Делаем математическую запись ( на доске и в тетрадях).
2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2= 24
- Мы с вами по 2 взяли 12 раз, ведь у нас 12 пар.
Что вы можете сказать о слагаемых?
Дети: Слагаемые одинаковые!
У.: Давайте представим, что каждому из вас в столовой должны дать по 3 пряника.
- Нам с вами надо рассчитать, сколько пряников нашему классу должны приготовить в столовой на завтрак.
Давайте запишем: (на доске и в тетрадях)
Катя: 3+3+3+3+3+3+3+3+3+3+
( 1-ому -3, 2-ому- 3…)
У.: Сколько раз по надо сложить?
Дети: не можем посчитать, сбиваемся!
У.: Как вы думаете, трудно так записывать?
Дети: Очень трудно!
У.: Мы с вами по 3 взяли 24 раз, а пока всё сосчитаем…
-Математика – это точная наука. Она требует более короткой и рациональной записи.
А как же нам выйти из этого затруднения? Что вы предлагаете? (проблемный вопрос)
Дети Необходимо найти второй способ записи данного решения.
У.: Из каких источников вы добываете нужную вам информацию?
Саша: мы обратимся к учебнику за помощью или к поисковым системам интернета.
3 УЗ. ВЗ: работа с правилом
У.: Давайте обратимся к учебнику и прочитаем правило? (с.48)
– Что же является объектом нашего изучения?
Дети: Правило
У.: Какова тема урока?
Дети: Конкретный смысл умножения.
У.: Чему должны научиться?
Дети: Мы научимся заменять сумму одинаковых слагаемых умножением, используя соответствующий знак (•).
II ЭУ. Организация деятельности учащихся по усвоению учебного материала (восприятие и осмысление нового учебного содержания)
4 УЗ. ВЗ: работа с правилом
У. – Если все слагаемые в сумме равны между собой, сложение можно заменить другим действием…?
Дети: Умножением.
Учитель записывает на доске:
4+4+4=4*3
У.: Рассмотрите выражение:
- Каким знаком обозначается действие умножения?
Д.– Точкой.
У.: Что показывает в нём число 4? А число 3?
Дети: 4 – одинаковое слагаемо, которое повторяется 3 раза.
У.: Замените умножением записанные вами суммы.
- В чем преимущетсва замены суммы одинаковых слагаемых действием умножения?
Дети: Преимущество заключается в экономии времени!
У.: Совершенно верно! М ы эконом время при записи! Продолжаем!
4 УЗ. ВЗ: решение задач
У.: Сейчас мы с вами будем учиться заменять сложение на умножение.
- Составьте задачу по рисунку, запишите решение на сложение, запишите решение на умножение. Маша и Даша решают с обратной стороны доски, остальные в тетрадях, затем проверяем!
СО:
У.: Проверяем, пожалуйста, открываем доски, сверяем записи! По первому рисунку, какую задачу составили, как нашли решение?
Надя: В одном стручке 10 горошин. Сколько горошин в трех таки же стручках.
Миша: Решение на сложение: 10+10+10= 30
- Решение на умножение: 10*3= 30
- 30 горошин в трех таких стручках!
У.: Давайте проверим запись на доске! Верно решено?
Дети: Да!
У. : Соглашусь с вами! Вторая задача, Настя?
Настя: В одном пучке 10 редисок. Сколько редисок в трех таких пучках?
Вика:Решение на сложение: 10+10+10= 30
- Решение на умножение: 10*3= 30
- 30 редисок в трех таких пучках!
У.: Сверим с доской! Верно?
Дети: Верно!
У.: Что такое умножение?
Полина: Умножение- замена суммы одинаковых слагаемых.
У.: Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Замечательно! Справились с заданием! Дальше в путь…!
III ЭУ. Закрепление второго предмета усвоения (реализация второй цели урока)
Сейчас вы самостоятельно потренируетесь по применению вами полученных знаний.
На столах лежат карточки с выражениями: замените выражение на сложение выражением на умножение. Работаете в парах, затем проверяем.
СО:
3+3+3+3+3= 5+5+5+5+5
2+2+2+= 9+9=
1+1+1= 10+10+10+10+10=
У.: Все готовы, проверяем! Сверим записи со слайдом!
- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Умницы и умники! Я рада, что вы понимаете нашу сегодняшнею темы. Горжусь вами!
IV ЭУ. Организация контрольно-оценочной деятельности (Итог урока)
У.: - Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем.
- Какие знания приобрели сегодня вы?
Дети: Мы познакомились с новым арифметическим действием- умножение!
У.: Что положили в свои сундучки?
Дети: Умения! Мы научились заменять сумму одинаковых слагаемых умножением!
У.: Продолжите фразу:
У меня сегодня получились………….. .
Мне не удалось……………….. .
У.: Спасибо, ребята, за активную работу на уроке. Я очень рада вашим успехам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: 3 класс. Математика. Конкретный смысл умножения. Задачи на умножение. (Стр.16)
3 класс. Математика. Конкретный смысл умножения. Задачи на умножение. (Стр.16) Урок проходит в игровой форме. УМК "Школа России"....
Умножение. Смысл умножения. (математика, 2 класс. УМК "Гармония").
Презентация выполнена к уроку математика во 2 классе по УМК "Гармония")....
Методическая разработка по математике (ФГОС, 2 класс) тема: "Умножение. Конкретный смысл умножения" с презентацией.
Разработка урока по математике (ФГОС) тема: "Умножение. Конкретный смысл умножения" с презентацией. Первое знакомство с умножением....
Конспект урока по математике 2 класс Программа «Гармония», автор Н.Б. Истомина Тема: « Смысл умножения. Названия компонентов и результата умножения».
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС...
Презентация к уроку математики 2 классТема « Смысл умножения. Названия компонентов и результата умножения».
Презентация...
« Новые мерки и умножение. Смысл умножения»
Развёрнутый конспект урока по математике на тему "Новые мерки и умножение. Смысл умножения" , 2 класс "Школа 2100"...
Технологическая карта урока математики «Умножение. Смысл умножения»
Раскрытие конкретного смысла умножения как способа замены суммы одинаковых слагаемых....