Конспект урока математики в 4 классе Тема: «Текстовые задачи. Задачи на установление времени
план-конспект урока по математике (4 класс)

Семенова Людмила Васильевна
Конспект урока математики в 4  классе по программе «Начальная школа 21 века».
Тема: «Текстовые задачи. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события».
 
Цель: формирование умений  решать задачи на установление времени (начало, конц и продолжительность события); систематизация знаний об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). 
Задачи:
 1) продолжить работу над умением решать текстовые задачи;
2) совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; закрепить знания о единицах времени;
3) воспитывать бережное отношение ко времени.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 4  классе 31.01.2023г

по программе «Начальная школа 21 века».

Тема: «Текстовые задачи. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события».

                                       Подготовила учитель начальных классов

                           "Шипаковской ООШ" – филиала МАОУ«Северо-Плетневская СОШ»                                                                          

                                     Семенова Людмила Васильевна

Цель: формирование умений  решать задачи на установление времени (начало, конц и продолжительность события); систематизация знаний об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год).

Задачи:

 1) продолжить работу над умением решать текстовые задачи;

2) совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; закрепить знания о единицах времени;

3) воспитывать бережное отношение ко времени.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщать знания о единицах времени, определять начало, конец и продолжительность событий; усваивать соотношения между единицами времени и уметь применять их при решении задач; решать задачи изученных видов, дополнять их недостающими данными.

Метапредметные:

 Познавательные УУД: - учить анализу объектов с целью выделения признаков; - формировать умения выбирать основания для сравнения и классификации объектов; - формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и учить построению логических цепей рассуждения;

Коммуникативные УУД; - формировать потребность в общении с учителем; - развивать умение слушать и вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Регулятивные УУД: - учить детей контролировать свои действия при работе в классе; - формировать умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

Личностные: проявлять интерес к математике: к количественным и пространственным отношениям, к зависимостям между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

Межпредметные связи: окружающий мир: мир глазами историка, мир глазами эколога.

Тип урока: изучение нового материала.

 Форма урока: комбинированный.

        Ход урока.

I.Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)(Слайд 1)

-Ребята,  улыбнитесь друг другу, мне. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

- Что ещё может делать улыбка? (улучшает кровообращение, в организме увеличивается количество антител, борющихся с инфекциями, искренняя улыбка продлевает жизнь в среднем на 7 лет и это не цитата, а научно доказанный факт)

- Пусть сегодня с вами будет только хорошее настроение.

II. Актуализация знаний.

1. Фронтальная работа

Мы знаем время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки

Что разделяют наши сутки,

Но положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы

- Ребята , о чем это стихотворение? О каких единицах времени говорит автор?

Устный счет

- Начинаем урок с разминки

1) Найдите "лишнее":

1 год,  5 лет, 12 минут, 50 секунд, 2 метра, 1 век, 12 месяцев?

Почему? Докажите.

2) Реши "математическую" цепочку:

60 * 8 * 10 : 100 : 2 = ?

50 : 10 * 30 * 2 : 5 = ?

- Где в жизни встречаются эти числа?

3) Игра "Верно - неверно"

( у вас на столе лежат карточки с буквами Н и В, если ответ верный, поднимаете В, если неверный - Н)

- В 2 неделях 14 дней. (В)

- Полгода это 6 месяцев. (В)

- 4 века это 500 лет. (Н)

- 2 минуты это 120 секунд. (В)

- 3 часа это 300 минун (Н)

- Полвека это 50 лет. (В)

- В одних сутках 60 часов (Н)

- Третья часть суток это 8 часов.(В)

- Чтобы найти половину суток, нужно 24 : 2 = 12 ( ч ). (В)

-- О единицах какой величины мы говорили? (Время)

?????????? Подойдите ко мне. Девочки берут ораньжевые карточки, а мальчики - голубые. Девочки расположите все единицы времени, начиная с наименьшей, а мальчики - с наибольшей. (на доске карточки в единицами времени).

-- Какие величины вы ещё знаете?

У вас на столах лежат карты самооценки вашей работы, оцените свою работу, если все задания были выполнены без ошибок ставите 1балл, если было 2-3 ошибки - пол балла 0,5, если допустили более 3-х ошибок, то 0 баллов)

Оцениваем ЗАДАНИЕ №1

III. Самоопределение к деятельности. Определение темы и целей урока

- Ребята, вспомните, чему мы учились на последних уроках математики?

- Какие задачи решали?

- Как вы думаете, сегодня на уроке мы чему будем учиться? (решать задачи). Связанные с какой величиной? (Временем).

- А вот какие задачи на время мы будем учиться решать, вы сейчас узнаете.

ЗАДАЧА 1: Уроки в  школе начинаются в 8ч 30мин., а заканчиваются через 5 часов. Во сколько закончатся уроки?

- О чём задача?

- Во сколько начинаются уроки?

- Сколько времени длятся уроки?

- Что нужно узнать? (Должны определить время окончания уроков)

- Каким действием? +

- Во ск. закончатся уроки? 13ч 30 мин

- 13ч. 30 мин по другому это склько времени? 1ч 30 мин, половина второго

Начало события

8ч 30мин

Окончание события

?

Продолжительность события

ЗАДАЧА 2: Уроки в  школе начинаются в 8ч 30мин., а заканчиваются в 13ч 30мин. Сколько времени длятся уроки?

- О чём эта задача?

- Во сколько начинаются уроки?

- Во сколько закончатся уроки?

- Что нужно узнать? (Должны узнать продолжительность уроков)

- Каким действием ответим на вопрос задачи? -

- Чему равна продолжительность уроков? 5ч

Начало события

8ч 30мин

Окончание события

13ч 30мин

Продолжительность события

?

ЗАДАЧА 3: Уроки в  школе длятся 5 часов и заканчиваются в 13ч 30мин. Во сколько начинаются уроки?

- О чём эта задача?

- Сколько времени длятся уроки?

- Во сколько закончатся уроки?

- Что нужно узнать? (Должны узнать время начала уроков)

- Каким действием ответим на вопрос задачи? -

- Когда начались уроки? 8ч 30 мин

Начало события

?

Окончание события

13ч 30мин

Продолжительность события

- Это задачи похожи между собой? Чем? (определяем время)

А чем отличаются? (В одной задаче нужно узнать время начала уроков, в другой - продолжительность уроков, а в третьей - время окончания уроков).

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Тема: Задачи на установление времени (начало, продолжительность и конец события).

На доске карточки:  начало, продолжительность, конец события.

(конструируем памятку на доске) +, - , -

 

- Поставьте перед собой задачи, чему будете учиться? (Учиться решать задачи, переводить одну единицу времени в другую, отрабатывать вычислительные навыки).

- Молодцы.

IV. Работа по теме урока.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прочитайте задачу.

ЗАДАЧА (один уч-ся у доски)

 Поезд вышел в 6 часов 10 мин утра и прибыл на конечную станцию в 7 часов 15 мин вечера. Сколько времени был в пути поезд?

- Прочитайте задачу вслух.

- Что в задаче известно? (время начала пути и время конца пути)

- Что нужно узнать? (продолжительность пути)

- Каким действием решатся задача? (Посмотрите карточку-подсказку)

- Посмотрите внимательно, с чего начнёте решать задачу???? 7ч15мин вечера это по другому сколько времени??? 19ч 15мин

7ч.15мин вечера = 19ч15мин

- Запишите решение задачи:

19ч15мин - 6ч10мин = 13ч05мин - был в пути поезд

Ответ:

- Составим обратные задачи. Вам поможет СЛАЙД

 Поезд вышел в 6 часов 10 мин утра и был в пути 13 часов 5 мин. Во сколько поезд ___________________________________? (прибыл на конечную станцию) 19ч 15мин

- Что в этой задаче нужно найти? (время окончания события (пути))?

- Каким действие будем решать? (сложением).

- Задачи на окончание события решаются сложением.

- Смотрим на слайд, сосьавляем вторую обратную задачу:

Поезд был в пути 13 часов 5 мин утра и прибыл на конечную станцию в 19 часов 15 мин вечера. Во сколько поезд ________________? (отправился в путь или начал своё движение) 6ч 10мин

- Что в этой задаче нужно найти? (время начала события (пути))?

- Каким действие будем решать? (вычитанием).

- Задачи на нахождение начала события решаются вычитанием.

Оцениваем свою работу ЗАДАНИЕ №2

V. Физкультминутка.

( составлена из упражнений, имитирующих работу часов)

«Часики» -  повороты глазами влево - вправо без поворота головы.

«Маятник» - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.

«Колесики» - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.

«Будильник» - поднимаем руки через стороны и хлопаем над головой.

«Пружинка» - приседания.

«Часы идут, идут, а с места не сойдут» - ходьба на месте.

VI. Закрепление изученного

1. Решение с комментированием:

ЗАДАЧА: Урок длится 45 мин и закончится в 10ч 10мин. Во сколько начался урок?

- Что в задаче известно?

- Что нужно найти?

- Как найдём начало урока? Каким действием? (посмотрите на памятку на доске).

- Как запишем решение?

- Сколько получиться, кто первый назовет ответ, заработает 1б:

10ч10мин - 45мин = 9ч 70мин - 45мин = 9ч 25мин - время начала урока

Ответ: 9ч 25мин

2. Самостоятельная работа "Цветные карточки".   НА ВЫПОЛНЕНИЕ 5мин

 Задача (ЖЁЛТЫЕ) (базовый уровень), решение задачи и запись ответа - 1б

1) Поезда в метро ходят с одинаковым интервалом в 3 мин. 30 с. Первый утренний поезд прибыл на платформу в 5 ч 49 мин 40 с. Во сколько прибудет следующий поезд?

 Ответ: в 5 час. 53 мин. 10 сек.

2) Мама закончила готовить ужин в 19 ч 20 мин. Сколько времени у неё заняло приготовление ужина, если она начала готовить в 17 ч 40 мин.?

 Ответ: 1 час. 40 мин.

3) Спектакль продолжался 1 час 40 минут и закончился в 14 часов 10 минут. Во сколько начался спектакль?

 Ответ: в 12 час. 30 мин.

Задача (ЗЕЛЁНЫЕ) (повышенный уровень сложности), запись ответа - 2б

Дети в загородном лагере отдыха хотели посетить три тренировки по разным видам спорта. Они располагали свободным временем, начиная с 10 ч. Тренировка по гандболу проходит с 12 до 13 ч, по настольному теннису  — с 10 до 12 ч, а по бадминтону  — с 11 до 13 ч.

       Получится ли у ребят позаниматься по 1 ч каждым из указанных видов спорта? Если да, то в каком порядке и в какое время ребята посетят тренировки, запишите.

Ответ: Да, теннис с 10 до 11ч, бадминтон с 11 до 12ч, гандбол с 12 до 13ч

Задача (повышенный уровень сложности), запись ответа - 2б

 После третьего урока, который заканчивается в 11 ч 30 мин, ученики 4 класса должны полить цветы в кабинете биологии, математики и химии. В кабинете биологии идут уроки с 11 ч 30 мин до 12 ч 30 мин, в кабинете математики  — с 9 до 12 ч. а в кабинете химии  — с 12 ч 30 мин до 15 ч.        

Успеют ли дети полить цветы во всех кабинетах до обеда в 13 ч, если в одном кабинете они поливают цветы 30 мин? Если да, то в каком порядке они будут поливать цветы в кабинетах., запишите.


Ответ: Да, химия с 11ч30мин до 12ч00мин, математика 12ч00мин до 12ч30мин, биология с 12ч30мин до 13ч00мин

Оцениваем свою работу ЗАДАНИЕ 3

РЕЗЕРВНЫЕ ЗАДАНИЯ (СЛАЙД)

Мультипликационно – математическая минутка (найдите ответы на вопросы вокруг себя в классе на карточках)

 «Незнайка»:   Я сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько времени я занимался этой трудной работой?   (197 минут)

 «Кот Леопольд»:   Я терпел обидные выходки мышей 1 месяц 2 недели и 3 дня. На какой по счету день мое терпение лопнуло?  (на 48 день)

 «Винни-Пух»:   Я летел на воздушном шаре 1 сутки и еще 15 часов. Сколько времени я затратил на полет? (39 часов)

«Красная Шапочка»: Я должна унести своей бабушке пирожки. Дорога занимает 2часа 20 минут. Сколько времени занимает дорога в минутах?

Оцениваем свою работу ЗАДАНИЕ 4 (Кто первый найдет верный ответ, получает 0,5 балла)

VII. Подведение итогов урока

- В каких единицах измеряют время?

– Как найти начало события?  (Ответ ученика: надо из окончания события отнять продолжительность события.)
– Как найти окончание события? 
(Ответ ученика: надо к началу события прибавить продолжительность события.)
– Как найти продолжительность события? 
(Ответ ученика: надо из окончания события отнять начало события.)

- Ребята, сегодня мы  вами работали по теме «Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события».

– Что было трудно?
– Где можно применить полученные знания?

- А вы знаете сколько  по продолжительности времени вы должны выполнять домашнее задание?(Ответы детей).

- Ребята, на выполнение домашней работы в 4 классе дается 1,5-2 часа, не больше, поэтому постарайтесь правильно распределить свое время. Правильное распределение времени позволит вам заранее запланировать свой день.

VIII. Домашнее задание.

На выбор:

1) Задания нв Яндекс.Учебник.

2) Написать сказку-задачу по теме урока.

3) Составить задачу на нахождение конца события и обратные задачи к вашей задаче.

Рефлексия. Оценивание

Оцените свою работу, посчитайте набранные вами баллы и сдайте мне ваши карты самооценки.

На полях тетради – нарисуйте лицо человечка.

- Благодарю вас за  работу на уроке.

Урок я хочу закончить пословицей "Математике учиться - всегда пригодится"

И всегда помните: «Всякое умение трудом дается».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Найдите "лишнее" 1 год, 5 лет, 12 минут, 50 секунд, 1 век, 12 месяцев 2 метра,

Слайд 3

«Математическая» цепочка 60 * 8 * 10 : 100 : 2 = 50 : 10 * 30 * 2 : 5 = 24 60

Слайд 4

Верно - неверно В двух неделях 14 дней. Пол года это 6 месяцев. 4 века – это 500 лет. 2 минуты – это 120 секунд. 3 часа – это 300 минут. Пол века – это 50 лет. В одних сутках 60 часов. Третья часть суток – это 8 часов. Чтобы найти половину суток, нужно 24 : 2 = 12 часов . (В) (В) (Н) (В) (Н) (В) (В) (В) (В)

Слайд 5

Задача 1. Уроки в школе начинаются в 8 ч 30 мин, а заканчиваются через 5 часов. Во сколько закончатся уроки? Начало события 8ч 30 мин Окончание события ? Продолжительность события 4ч

Слайд 6

Задача 2. Уроки в школе начинаются в 8 ч 30 мин, а заканчиваются в 13 ч 30 мин. Сколько времени длятся уроки? Начало события 8ч 30 мин Окончание события 13ч 30 мин Продолжительность события ?

Слайд 7

Задача 3. Уроки в школе длятся 5 часов и заканчиваются в 13 ч 30 мин. Во сколько начинаются уроки? Начало события ? Окончание события 13ч 30 мин Продолжительность события 5ч

Слайд 8

ТЕМА : Задачи на установления времени ( начало, продолжительность, конец события)

Слайд 9

Задачи : учиться решать задачи, переводить одну единицу времени в другую, отрабатывать вычислительные навыки.

Слайд 10

31 января Классная работа

Слайд 11

13 ч 5 мин Поезд вышел в 6 ч 10 мин утра и прибыл на конечную станцию в 7 ч 15 мин вечера. Сколько времени в пути был поезд?

Слайд 12

Поезд вышел в __ ч __ мин утра и был в пути __ ч __ мин. Во сколько поезд ___________? 6 10 13 5 прибыл

Слайд 13

Поезд был в пути __ ч __ мин и прибыл на конечную станцию в __ ч __ мин. Во сколько поезд _______? 13 5 19 15 вышел

Слайд 14

Физминутка

Слайд 15

Задача 4 Урок длится 45 мин и закончится в 10 ч 10 мин. Во сколько начался урок? Ответ: 9 ч 25 мин

Слайд 16

Самостоятельная работа «Цветные карточки»

Слайд 17

Итог урока В каких единицах измеряют время? Как найти начало события? Как найти окончание события? Как найти продолжительность события? Что было трудно? Где можно применить полученные знания?

Слайд 18

Домашнее задание Задание на Яндекс.Учебник Написать сказку – задачу по теме урока Составить задачу на нахождение конца события и обратные задачи к ней

Слайд 19

Оценивание, рефлексия

Слайд 20

Математике учиться - всегда пригодиться!

Слайд 21

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 3 классе ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В ТРИ ДЕЙСТВИЯ

Тема урока: Текстовые задачи в три действияПредмет: математикаКласс: 3Программа: Школа РоссииТип урока: урок "открытия" нового знанияЦели урока: анализировать задачи, устанавливать зависимости ме...

Конспект урока по математике на тему: "Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение"

Конспект урока по математике на тему: "Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение"...

Конспект урока математики 2 класс. Тема:"Решение задач"

Уонспект крока с использованием технологической карты для учащихся....

Конспект урока математики 2 класса. Тема урока: «Задачи, обратные данной»

Цель: создание условий для знакомства с понятием «обратная задача».Задачи:Образовательная: научить учащихся решать и составлять обратные задачи; совершенствовать вычислительные навыки.Восп...

Конспект урока математики во 2 классе. Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение

Цели.Создать условия: - для формирования умения решать текстовые задачи на умножение; - для закрепления умения заменять сложение умножением; - для совершенствования вычислительных навыков; - для разви...