Программа по внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс)

Юдина Елена Георгиевна

Программа по внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_vokrug_nas.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности для учащихся 3 класса

                                          «Математика вокруг нас»

Пояснительная записка

        Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

       Это может быть курс «Математика вокруг нас», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

        Программа занятий составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

        Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное. Программа позволяет работать с детьми не столько в форме традиционного урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания приобретаются в игровой форме.

Немаловажную роль в обучении на данном этапе является развитие памяти, внимания и мышления, что возможно реализовать на занятиях по внеурочной деятельности.

Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии быстрому и беглому счёту и т.д. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.

          Цель курса: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Задачи курса:

1. Повышение эрудиции и расширение кругозора;

2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;

3. Расширять математические знания в области многозначных чисел;

4. Содействовать умелому использованию символики и учить правильно применять математическую терминологию.

5. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Особенности программы «Математика вокруг нас»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Формы проведения занятий

       Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

          Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 3 класса.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Метапредметные результаты:

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.

Предметные результаты:

- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

- решать арифметическим способом учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;

- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Содержание занятий

Тема 1.  Математика – царица наук.(1 ч.) Вводное занятие.

Тема 2.  Как люди научились считать.(1 ч.)

Тема 3.  Интересные приёмы устного счёта. (1ч.)

Тема 4.  Учимся отгадывать ребусы.(1 ч.)

Тема 5.  Решение ребусов и логических задач.(1 ч.)

Тема 6 - 7.  Задачи-смекалки. (2 ч.)

Тема 8.  Игра «Живые числа».(1 ч.)

Тема 9 – 10. Обратные задачи.(2 ч.)

Тема 11 - 12.  Практикум «Подумай и реши».(2 ч.) Решение задач и примеров.

Тема 13.  Задачи с изменением вопроса.(1 ч.)

Тема 14 - 15.  Решение нестандартных задач.(2 ч.) Сайт Учи.ру

Тема 16 - 17 . Решение задач международной игры «Кенгуру».(2 ч.)

Тема 18 - 22 .  Решение уравнений.(5 ч.)

Тема 23.  Решение логических задач.( 1 ч.)

Тема 24.  Знакомьтесь: Пифагор! (1 ч.) Работа с энциклопедиями и справочной литературой.

Тема 25.  Знакомьтесь: Архимед! (1 ч.) Работа с энциклопедиями и справочной литературой.

Тема 26.  Задачи с многовариантными решениями.( 1 ч.)

Тема 27 - 28.  Математические игры.(2 ч.)

Тема 29.  Наука геометрия.(1 ч.)

Тема 30 -31.  Математический КВН. (2 ч.)

Тема 32 - 33.  Дважды – два четыре.(2 ч.)

Тема 34.  Периметр геометрических фигур.(1ч.)

Основные требования к знаниям и умениям учащихся  к концу 3-го класса

Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 1 до 1000.;
  • сравнивать числа и записывать результат сравнения;
  • выполнять сложение и вычитание вида 450+30, 620 – 200, 470+80,  560 – 90,;
  • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
  • воспроизводить по памяти таблицу  умножения;
  • выполнять сложение и вычитание в пределах 1000: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
  • выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
  • называть и обозначать действия умножения и деления;
  • использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
  • заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
  • умножать и делить 1 и 0 на число; умножать и делить на 10; 100.
  • читать и записывать числовые выражения ;
  • находить значения числовых выражений  содержащих сложение и вычитание, умножение и деление (со скобками и без скобок);
  • применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
  • решать  уравнения .
  • применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
  • называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
  • устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
  • выполнять умножение и деление.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

  • решать задачи в 1–3действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
  • выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
  • составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
  • читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;

Методическое обеспечение программы

              Оборудование: столы; стулья; интерактивная доска для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.

 Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005

2. Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001

3. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011

4. Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003

5. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011

6. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988

Тематическое планирование

Тема урока

Дата

Дата

Количество часов

1.

Математика - царица всех наук.

1

2.

Как люди научились считать.

1

3.

Интересные приёмы устного счёта.

1

4.

Учимся отгадывать ребусы.

1

5.

Решение ребусов и логических задач.

1

6-7.

Загадки-смекалки.

2

8.

Игра «Живые числа».

1

9-10.

Обратные задачи.

2

11-12.

Практикум «Подумай и реши».

2

13.

Задачи с изменением вопроса.

1

14-15.

Решение нестандартных задач.

2

16-17.

Решение задач международной игры «Кенгуру».

2

18-22.

Решение уравнений.

5

23.

Решение логических задач.

1

24.

Знакомьтесь: Пифагор!

1

25.

Знакомьтесь: Архимед!

1

26.

Задачи с многовариантными решениями.

1

27-28.

Математические игры.

2

29.

Наука геометрия.

1

30-31

Математический КВН.

2

32-33.

Дважды – два четыре.

2

34.

Периметр геометрических фигур.

1

  1.                  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности ГРАМОТЕЙКА. 2 класс.

Цели программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала по русскому языку, содействовать развитию речи детей, воспитывать у них интерес к предмету....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Мир вокруг нас. Почемучка»

   Рабочая программа внеурочной деятельности  по общеинтеллектуальному направлению «Мир вокруг нас. Почемучка» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...