Картотека задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов для начальной школы
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Дуняшина Виолетта

Картотека представляет собой сборник задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов для начальной школы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам

1 класс

  1. Задачи-смекалки
  1. Саша и Коля увидели в небе два летящих самолета. Сколько самолетов увидел каждый мальчик?
  2. На столе стояло 4 стакана с ягодами. Вова съел ягоды из одного стакана и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?
  3. На столе стояло 7 свечей. Коля потушил одну свечу. Сколько свечей на столе?
  4. Дети встали друг за другом. Оля заметила, что впереди нее стоит 4 человека, а позади – 3. Сколько всего детей?
  5. Летело 10 уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось?

  1. Задачи-шутки
  1. У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек?
  2. К двум зайчатам в час обеда

Прискакали 2 соседа.

В огороде зайцы сели

И по 5 морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок?

  1. Маша с Таней не скучают:

По 3 чашки выпивают.

Забежал к девчонкам Сашка,

Выпил сразу 3 он чашки.

Сколько чашек за столом

Было выпито втроем?

  1. В зоопарк Иван пришел,

Обезьянок там нашел.

2 играли на песке,

3 уселись на доске,

10 спинки согревали.

Сколько вместе, сосчитали? 

  1. Вот под крышей в нашем доме

Поселилось 3 вороны,

2 синицы, 5 галчат.

Просто целый детский сад!

Там живут еще две мыши.

Сколько птиц под нашей крышей

  1. Ребусы

  1. Шарады
  1. С буквой «Р» - с овцы стригут,
    В нити прочные прядут.
    А без «Р» - нужна для счёта,
    Цифрой быть - её работа.
  2. Рождаюсь на мебельной фабрике я
    И в каждом хозяйстве нельзя без меня.
    Отбросишь последнюю букву мою -
    Названье большому числу я даю.
  3. Предлог стоит в моём начале,
    В конце же - загородный дом.
    А целое мы все решали
    И у доски или за столом.
  4. С глухим шипящим -
    Кругл, как мячик.
    Со звонким -
    Как огонь, горячий.
  5. Я с «Л» смягчённым - под землёй,
    Бываю каменный и бурый.
    А с твёрдым - в комнате твоей
    И в геометрии фигура.

  1. Софизмы
  1. Два умножить на два будет пять
  2. Четырежды четыре – двадцать пять.
  3. Один плюс один равно три.
  4. Два плюс семь равно десяти.
  5. Пять минус четыре равно двум.

2 класс

  1. Задачи-смекалки
  1. Даша и Маша пошли в кино, по пути они нашли 2 рубля. Сколько бы денег нашли девочки, если бы они еще взяли с собой Олю?
  2. На столе стояли четыре стакана с киселём. Миша выпил один стакан киселя и поставил стакан на место. Сколько теперь стаканов стоит на столе?
  3. В магазин пошли 4 мальчика: Дима, Коля, Никита и Андрей, по пути в магазин они нашли 4 рубля. Сколько бы денег нашёл Никита, если бы пошёл в магазин один?
  4. У крышки четырёхугольного стола отпилили один угол. Сколько углов стало у крышки?
  5. Представьте, что у Вас 5 палочек. Сколько станет палочек, если разломать две из них на половинки?

  1. Задачи-шутки
  1. В зал мы стулья относили

И 3 ножки отломили.

Если стульев было 5,

Надо ножки сосчитать!

  1. В нашем доме пять ребят,

Любят все они играть.

Сколько надо им сандалий?

Очень трудно сосчитать. 

  1. Маша с Таней не скучают:

По 3 чашки выпивают.

Забежал к девчонкам Сашка,

Выпил сразу 3 он чашки.

Сколько чашек за столом

Было выпито втроем? 

  1.  У нас очень дружная семья: у семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?
  2. Вася с Сашей играли в шашки 4 часа подряд. Сколько часов играл каждый из них?

  1. Ребусы

  1. Шарады
  1. Я приношу с собою боль,

В лице большое искаженье.

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То сразу превращусь я в знак сложенья.

(Флюс - плюс)

  1. С буквой «Р» - с овцы стригут,

В нити прочные прядут.

А без «Р» - нужна для счёта,

Цифрой быть - её работа.

(Шерсть - шесть)

  1. Число я меньше десяти.

Меня тебе легко найти.

Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,

Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать.

(Семь- семья)

  1. Рождаюсь на мебельной фабрике я

И в каждом хозяйстве нельзя без меня.

Отбросишь последнюю букву мою -

Названье большому числу я даю.

(Стол - сто)

  1. Предлог стоит в моём начале,

В конце же - загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.

(За + Дача = Задача)

Софизмы

1. Один рубль не равен ста копейкам.

2. В одном метра – 200 см.

3. Три на три – двадцать семь.

4. В одном литре – 100 мл.

5. Девять делить на три – четыре.

3 класс

  1. Задачи-смекалки
  1. У Незнайки было пять целых груш, шесть половинок да восемь четвертинок. Сколько груш было у Незнайки? 
  2. Вдоль беговой дорожки расставлены столбы. Старт дан у первого столба. Через 12 минут бегун был у четвертого столба. Через сколько минут от начала старта бегун будет у седьмого столба? ( скорость бегуна постоянная) 
  3. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? 
  4. При постройке забора на квадратном участке в деревне Простоквашино пес Шарик, кот Матроскин и галчонок Хватайка вкапывали столбики. С каждой стороны участка нужно вкопать по 6 столбиков. Сколько столбиков понадобилось коту Матроскину, Шарику и Хватайке для постройки забора? 
  5. У Миши несколько солдатиков, а у Саши их в два раза больше. Вместе у мальчиков 9 солдатиков. Сколько солдатиков у каждого мальчика? 

  1. Задачи-шутки
  1. В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки - 3 кошки. Сколько кошек находилось в комнате?  (4 кошки)
  2.  По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько плавало акул?
  3. Что становится на треть больше, если его поставить вверх ногами?
  4. В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе?
  5.  У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

  1. Ребусы

  1. Шарады
  1. Читаем мы направо смело —
    Геометрическое тело.
    Прочтём же справа мы налево —
    Увидим разновидность древа.
    (Куб — бук)
  2. Первую находим, вычисляем,
    Много формул для неё мы знаем.
    На второй же митинги, парады,
    Погулять по ней всегда мы рады.
    (Площадь)
  3. Первая — такой многоугольник,
    Знать который должен каждый школьник.
    На второй гимнасты выступают,
    Их она под купол поднимает.
    (Трапеция)
  4. Первый слог — нота,
    Второй слог — нота.
    А в целом —
    Только часть чего-то.
    (До + Ля = Доля)
  5. С «Д» — давно я мерой слала,
    С «Т» — уж нету выше балла.
    (Пядь — пять)

  1. Софизмы
  1. «Два умножить на два будет пять»;
  2.  «Один рубль не равен 100 копеек»;
  3.  «Единица равна двум»;
  4. Три на три – двадцать семь;
  5. В одном литре – 100 мл.

4 класс

  1. Задачи-смекалки
  1. Из 21 метра получается 5 одинаковых платьев. Сколько платьев получится из 42 метров этой ткани?
  2. Таня нашла на 15 орехов больше, чем Марина. Таня отдала Марине 8 орехов. У кого из девочек стало больше орехов и на сколько?
  3. Папа сказал: «У меня в двух карманах 28 рублей.: в правом кармане столько двухрублевых монет, сколько в левом пятирублевых. Сколько у меня денег в каждом кармане?»
  4. Привезли коробку печенья массой 19 кг. Когда съели половину печенья, коробка с печеньем стала весить 10 кг. Сколько кг. печенья было в коробке первоначально?
  5. При посадке саженцев возникла задача: если около каждого дома посадить по 9 саженцев, то не хватит 100 саженцев, а если около каждого дома посадить по 5 саженцев, то 20 саженцев останется. Сколько было домов? Сколько саженцев останется?

  1. Задачи-шутки
  1. Рост кати 1 м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров кати торчит из-под одеяла?
  2. Кощей бессмертный родился в 1123 г, а паспорт получил лишь в 1936 г. Сколько лет прожил он без паспорта.
  3. Сколько дырок окажется в клеенке, если во время обеда 12 раз проткнуть ее вилкой с 4 зубчиками?
  4. В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других? (ответ: независимо от распределения жильцов по этажам, кнопка «1»)
  5. Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту? (ответ: 20 штанов.)

  1. Ребусы

  1. Шарады
  1. С «К» - для продуктов годна,

С «М» - для сложенья нужна.

(Сумка - сумма)

  1. Я с «Л» смягчённым - под землёй,

Бываю каменный и бурый.

А с твёрдым - в комнате твоей

И в геометрии фигура.

(Уголь - угол)

  1. В начале имени - число,
    Посередине - нота.
    Оканчивает же его
    Греческий бог солнца.
    Ученый этот, что б ты знал,
    Теореме имя дал. (Пифагор)
  2. Первую в школе все изучают,
    Ну а второй из двустволки стреляют.
    Третью исполнят нам два барабана
    Иль каблуки отобьют её рьяно. (дробь)
  3. Арифметический я знак,
    В задачнике меня найдешь
    Во многих строчках.
    Лишь «о» ты вставишь, зная как,
    И я - географическая точка. (плюс-полюс)

V. Софизмы

  1. Чётное число равно нечётному.
  2. Сумма любых двух одинаковых чисел равна нулю.
  3. Загадочное исчезновение.

У нас есть произвольный прямоугольник (приложение 1), на котором начерчено 13 одинаковых линий на равном расстоянии друг от друга. Теперь «разрежем» прямоугольник прямой MN, проходящей через верхний конец первой и нижний конец последней линии. Сдвигаем обе половины вдоль по этой линии и замечаем, что линий вместо 13 стало 12. Одна линия исчезла бесследно. Куда исчезла 13-я линия?

Разбор софизма. 13-я линия удлинила каждую из оставшихся на 1/12 своей длины.

  1. «Один рубль не равен ста копейкам».
  2. Полный стакан равен пустому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.

В данном документре представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....

Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.

В данном документе представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....

Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам

Составление картотеки  задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов  по классам...

Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу

Составление картотеки  задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов  по классам   Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...

Картотека задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам

1 классЗадачи-смекалкиЧто легче: 1 кг ваты или 1 кг меда?С наседкой идут несколько цыплят. Один цыпленок впереди, а два позади, один позади, а два впереди. Один между двумя и три в ряду. Сколько всего...

картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам

картотеки  задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов  по классам...

Картотека задач - смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов для 1-4 классов

Картотека задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам 1 КЛАСС Задачи-смекалки 1. В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки - 3 кошки. Сколько кошек наход...