Конспект урока по математике на тему: Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Измерение длины отрезков с помощью линейки.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Ангелина Андреевна Опилатова

Цели урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием «увеличить на», «уменьшить на», продолжать формировать у учащихся навык измерения длины отрезка при помощи линейки, развивать логическое мышление, внимание, любознательность, наблюдательность; воспитывать интерес к математике и любовь к сказкам.

Планируемые результаты (предметные): уметь увеличивать (уменьшать) число на 1, использовать понятия «увеличить», «уменьшить»; выполнять измерения длины отрезка при помощи линейки.

 

Формирование УУД.

Регулятивные: уметь планировать самостоятельную работу; осуществлять взаимопроверку.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные: понимать значение и роль математики в жизни каждого человека и общества.

Личностные: осуществлять организацию исследовательского пространства ученика.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

1.Оргмомент.

Прозвенел сейчас звонок

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Тихо сядут девочки, еще тише мальчики.

 

2.Актуализация знаний.

- Я знаю, что вы очень любите сказки и поэтому мы, сегодня отправимся в волшебную страну сказок. Так как у нас урок математики, то сказка наша будет математическая. А отправит нас в сказку Мудрая сова, она нам даст волшебный ключик в сказку. Но для начала мы должны пройти её ряд испытаний.

 

Устный счёт. Посчитайте  – от 2 до 7 назови соседей числа 8, предшествующее число числу 7

- от 3 до 8 назови соседей числа 5, предшествующее число числу 4

– от 5 до 10 назови соседей числа 3, предшествующее число числу 6

Индивидуальная работа( карточки у каждого ребенка, проверка на доске)

3+2 6-1

6+1 5-3

4+1 9-1

Фронтальная работа

- Чем похожи примеры в первом столбике? (все примеры со знаком +)

- Что происходит с числом, когда к нему прибавляют другое число? (Оно становится больше, увеличивается).

-Чем похожи примеры во втором столбике? (Все примеры со знаком -)

- Что происходит с числом, когда из него вычитают другое число? (Оно становится меньше, уменьшается)

- Класс неплохо потрудился, ключик волшебный у нас появился.

- А в какую же сказку мы откроем дверь? Слушайте загадку внимательно.

 

В этой сказке угощенье -
К чаю вкусное варенье.
В самоваре - кипяточек,
Пей неспешно, по глоточку,
И любуйся на гостей!
А когда придёт злодей, Страшный, злющий паучище
Не робей и будь смелей,
Бей его ты без затей!
И спасёшь ты нашу Муху, нашу Муху……………….-Цокотуху. «Муха - цокотуха»

Состав числа.

- Кто знает эту сказку. Кто главный герой. А кто её написал? (К.Чуковский)

 

Муха, Муха Цокотуха позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар…

А на базаре много товара: чаша, кувшин и самовар. На каждом товаре стоит число. Какое число подходит к схеме «состав числа», тот товар и купит Муха. 8- это 7 да еще (1)  на чаше-2, кувшин -3, самовар-1.

-Что купила Муха на базаре?.

- Муха купила самовар.

Муха: «Приходите гости дорогие,

Я вас чаем угощу!»

 

3.Самоопределение к деятельности.

Приходила к Мухе- Цокотухе бабушка Пчела, Мухе -Цокотухе задание принесла.

-Давайте поможем Мухе выполнить эти задания.

-Положите перед собой 8 квадратов. Положите ещё 1 квадрат. Сколько стало квадратов.(9).

-Как это записать? (8+1=9)

-Что произошло с числом квадратов, когда прибавили 1 квадрат. (Оно увеличилось).

-На сколько увеличилось? (На 1)

-Такие примеры можно читать так: к 8 прибавить 1 – получится 9, 8 увеличить на 1 – получится 9.

-Перед вами 9 квадратов. Уберите 1 квадрат. Сколько квадратов осталось.(8).

-Увеличилось или уменьшилось число квадратов? (Уменьшилось.)

-Почему? (Убрали 1 квадрат).

-На сколько уменьшилось число квадратов? (На 1)

-Было 9 квадратов, стало 8. Как это записать? (9-1=8).

-Прочитайте пример. (Из 9 вычесть 1 – получится 8).

-Кто сможет прочитать пример, используя слово «уменьшить»? (9 уменьшить на 1 – получится 8).

- А кто догадался, чему хочет научить бабушка пчела Муху Цокотуху. (Увеличивать число на несколько единиц и, уменьшать число на несколько единиц)

 

4. Работа по теме урока.

-Ребята, откройте учебник с.68 и прочитайте тему урока.

(Увеличить на….., уменьшить на…).

- Мы сегодня тоже будем учиться увеличивать и уменьшать число на несколько единиц.

- Какие птицы изображены на рисунке? (ласточки)

-Сколько ласточек сидит на проводе? (8)

-Составьте по рисунку запись со знаком + (8+2=10)

-Прочитайте запись двумя способами. (К 8 прибавить 2 получится 10; 8 увеличить на 2 – получиться 10.)

-Составьте по рисунку запись со знаком -. (9-1=8)

-Прочитайте эту запись двумя способами. (Из 9 вычесть 1 – получится 8; 9 уменьшить на 1 – получится 8).

 

– Прочитайте записи со словом увеличить.

(7 увеличить на 1 – получится 8, 8 больше 7 и т.д.)

- Какой сделаем вывод:

(Когда увеличиваем, становится больше).

- Прочитайте записи со словом «Уменьшить»

(10 уменьшить на 1 – получится 9, 9 меньше 10)

- Какой сделаем вывод:

(Когда уменьшаем, становится меньше).

 

5.Физминутка. Хома- хомячок.

 

- Ой, какой то – старичок- паучок

Нашу муху в уголок поволок-

Хочет бедную убить, Цокотуху погубить!

МухаДорогие дети, помогите!

Паука – злодея накажите!

 

6. Закрепление и повторение изученного.

Составление примеров со словами «Увеличить на, уменьшить на..».

-Давайте попытаемся спасти муху от погибели не силой, а умом, для этого рассмотрите геометрические фигуры с.68 учебника.

-Какие геометрические фигуры нарисованы.

-Какие из них можно назвать многоугольниками.

-Объясните записи к кругам.

(1+3 – к 1 красному кругу прибавили 3 синих. Получилось 4 круга. Количество кругов увеличилось на 1. 4-1 – было 4 круга, убрали 3 синих. Остался 1 красный круг. Количество кругов уменьшилось на 3).

- Прочитайте записи со словом «увеличили», «уменьшили».

(1 увеличить на 3 – получится 4; 4 уменьшить на 3 – получится 1).

 

-Посмотрите, у нас появилась сабля. А чья она, неизвестно. Давайте опять обратимся к Мудрой Сове. Вдруг она подскажет.

Она не против нам сказать, но с одним условием. Мы должны сравнить длины отрезков. С.68

 

Сравнение отрезков.

-Давайте сравним длины отрезков . На с.68 учебника измерьте отрезки.

-Какое правило должны помнить?

(Начало отрезка совмещаем с делением 0, число, с которым совпадает конец отрезка, показывает длину отрезка.)

- Чему равны длины отрезков?

(Розовый – 9см., зелёный – 6см., синий – 9см.), давайте сравним. (9=9, 9больше 6, 6меньше 9 )Записать в тетрадь.

- Ребята, это сабля комара- спасителя Мухи – Цокотухи.

Наконец - то к нам летит маленький Комарик

И в руке его горит маленький фонарик.

- «Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к пауку, саблю вынимает

И ему на всем скаку паутину вырубает,

Муху за руку берет и к окошечку ведет:

« Я злодея зарубил, я тебя освободил

И теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться».

-Давайте хором скажем:

Ученики: «Слава, слава Комару-Победителю!»

- Прилетели светляки,

Зажигали огоньки.

 

Пропедевтика задачи.

-Давайте узнаем, сколько фонариков зажгли светлячки.

Задача:

У светлячков было 5 маленьких фонарика и 1 большой. Сколько всего было фонариков.

- Что нам известно? (5 маленьких фонарика и 1большой)

- Какой вопрос задачи, что надо узнать.

(Сколько всего фонариков)

- Что показывают большие и маленькие квадратики?. (большие и маленькие фонарики).

- Как ответить на вопрос ?

(4+1=5 фонариков)

- Назовите ответ. (5).

 

-Музыканты прибежали, в барабаны застучали.

- Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками, букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые, мужики богатые,

Шапочками машут, с бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра заплясала мошкара,

Веселится народ -Муха замуж идет

За лихого, удалого, молодого Комара.

 

- Давайте оставим праздновать гостей, а мы с вами выполним задание в рабочей тетради с.25.

 

Самостоятельная работа.

- Я предлагаю, вам разделится на 2 группы.

1 группа – мальчики, выполняют задание уменьши на 1…..,

2 – девочки, выполняют задание увеличь на 1……

- Впишите числа в окошки, девочки, увеличивая каждое число на 1, а мальчики уменьшая.

- Читаем результаты.

- А теперь, самостоятельно закрасьте бусины в следующей последовательности : 1 красная, 2 синие…

7. Рефлексия.

Оцените, как вы поняли тему с помощью светофора.

8. Подведение итогов.

- Какую тему изучили?

-Чему научились?

- Что значит увеличить на….., уменьшить на….. ?

- Благодарю за работу. (Дети получают словесную оценку за свою работу).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.11.2022g_matematika.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

У р о к  38. УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЕЛ.

У р о к  38. УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЕЛ.

31 урок. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Измерение длины отрезков с помощью линейки.

Цели урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием «увеличить на», «уменьшить на», продолжать формировать у учащихся навык измерения длины отрезка при помощи линейки, развивать логическое мышление, внимание, любознательность, наблюдательность; воспитывать интерес к математике и любовь к сказкам.

Планируемые результаты (предметные): уметь увеличивать (уменьшать) число на 1, использовать понятия «увеличить», «уменьшить»; выполнять измерения длины отрезка при помощи линейки.

Формирование УУД.

Регулятивные: уметь планировать самостоятельную работу; осуществлять взаимопроверку.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные: понимать значение и роль математики в жизни каждого человека и общества.

Личностные: осуществлять организацию исследовательского пространства ученика.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1.Оргмомент.

Прозвенел сейчас звонок

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Тихо сядут девочки, еще тише мальчики.

2.Актуализация знаний.

- Я знаю, что вы очень любите сказки и поэтому мы, сегодня отправимся в волшебную страну сказок. Так как у нас урок математики, то сказка наша будет математическая. А отправит нас в сказку Мудрая сова, она нам даст волшебный ключик в сказку. Но для начала мы должны пройти её ряд испытаний.

Устный счёт. Посчитайте  – от 2 до 7 назови соседей числа 8, предшествующее число числу 7https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/06/s_5a006e6679704/733547_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/06/s_5a006e6679704/733547_2.png

- от 3 до 8 назови соседей числа 5, предшествующее число числу 4

– от 5 до 10 назови соседей числа 3, предшествующее число числу 6

Индивидуальная работа( карточки у каждого ребенка, проверка на доске)

3+2 6-1

6+1 5-3

4+1 9-1

Фронтальная работа

- Чем похожи примеры в первом столбике? (все примеры со знаком +)

- Что происходит с числом, когда к нему прибавляют другое число? (Оно становится больше, увеличивается).

-Чем похожи примеры во втором столбике? (Все примеры со знаком -)

- Что происходит с числом, когда из него вычитают другое число? (Оно становится меньше, уменьшается)

- Класс неплохо потрудился, ключик волшебный у нас появился.

- А в какую же сказку мы откроем дверь? Слушайте загадку внимательно.

В этой сказке угощенье -
К чаю вкусное варенье.
В самоваре - кипяточек,
Пей неспешно, по глоточку,
И любуйся на гостей!
А когда придёт злодей, Страшный, злющий паучище
Не робей и будь смелей,
Бей его ты без затей!
И спасёшь ты нашу Муху, нашу Муху……………….-Цокотуху. 
«Муха - цокотуха»

Состав числа.

- Кто знает эту сказку. Кто главный герой. А кто её написал? (К.Чуковский)

Муха, Муха Цокотуха позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар…

А на базаре много товара: чаша, кувшин и самовар. На каждом товаре стоит число. Какое число подходит к схеме «состав числа», тот товар и купит Муха. 8- это 7 да еще (1)  на чаше-2, кувшин -3, самовар-1.

-Что купила Муха на базаре?.

- Муха купила самовар.

Муха: «Приходите гости дорогие,

Я вас чаем угощу!»

3.Самоопределение к деятельности.

Приходила к Мухе- Цокотухе бабушка Пчела, Мухе -Цокотухе задание принесла.

-Давайте поможем Мухе выполнить эти задания.

-Положите перед собой 8 квадратов. Положите ещё 1 квадрат. Сколько стало квадратов.(9).

-Как это записать? (8+1=9)

-Что произошло с числом квадратов, когда прибавили 1 квадрат. (Оно увеличилось).

-На сколько увеличилось? (На 1)

-Такие примеры можно читать так: к 8 прибавить 1 – получится 9, 8 увеличить на 1 – получится 9.

-Перед вами 9 квадратов. Уберите 1 квадрат. Сколько квадратов осталось.(8).

-Увеличилось или уменьшилось число квадратов? (Уменьшилось.)

-Почему? (Убрали 1 квадрат).

-На сколько уменьшилось число квадратов? (На 1)

-Было 9 квадратов, стало 8. Как это записать? (9-1=8).

-Прочитайте пример. (Из 9 вычесть 1 – получится 8).

-Кто сможет прочитать пример, используя слово «уменьшить»? (9 уменьшить на 1 – получится 8).

- А кто догадался, чему хочет научить бабушка пчела Муху Цокотуху. (Увеличивать число на несколько единиц и, уменьшать число на несколько единиц)

4. Работа по теме урока.

-Ребята, откройте учебник с.68 и прочитайте тему урока.

(Увеличить на….., уменьшить на…).

- Мы сегодня тоже будем учиться увеличивать и уменьшать число на несколько единиц.

- Какие птицы изображены на рисунке? (ласточки)

-Сколько ласточек сидит на проводе? (8)

-Составьте по рисунку запись со знаком + (8+2=10)

-Прочитайте запись двумя способами. (К 8 прибавить 2 получится 10; 8 увеличить на 2 – получиться 10.)

-Составьте по рисунку запись со знаком -. (9-1=8)

-Прочитайте эту запись двумя способами. (Из 9 вычесть 1 – получится 8; 9 уменьшить на 1 – получится 8).

– Прочитайте записи со словом увеличить.

(7 увеличить на 1 – получится 8, 8 больше 7 и т.д.)

- Какой сделаем вывод:

(Когда увеличиваем, становится больше).

- Прочитайте записи со словом «Уменьшить»

(10 уменьшить на 1 – получится 9, 9 меньше 10)

- Какой сделаем вывод:

(Когда уменьшаем, становится меньше).

5.Физминутка. Хома- хомячок.

- Ой, какой то – старичок- паучок

Нашу муху в уголок поволок-

Хочет бедную убить, Цокотуху погубить!

МухаДорогие дети, помогите!

Паука – злодея накажите!

6. Закрепление и повторение изученного.

Составление примеров со словами «Увеличить на, уменьшить на..».

-Давайте попытаемся спасти муху от погибели не силой, а умом, для этого рассмотрите геометрические фигуры с.68 учебника.

-Какие геометрические фигуры нарисованы.

-Какие из них можно назвать многоугольниками.

-Объясните записи к кругам.

(1+3 – к 1 красному кругу прибавили 3 синих. Получилось 4 круга. Количество кругов увеличилось на 1. 4-1 – было 4 круга, убрали 3 синих. Остался 1 красный круг. Количество кругов уменьшилось на 3).

- Прочитайте записи со словом «увеличили», «уменьшили».

(1 увеличить на 3 – получится 4; 4 уменьшить на 3 – получится 1).

-Посмотрите, у нас появилась сабля. А чья она, неизвестно. Давайте опять обратимся к Мудрой Сове. Вдруг она подскажет.

Она не против нам сказать, но с одним условием. Мы должны сравнить длины отрезков. С.68

Сравнение отрезков.

-Давайте сравним длины отрезков . На с.68 учебника измерьте отрезки.

-Какое правило должны помнить?

(Начало отрезка совмещаем с делением 0, число, с которым совпадает конец отрезка, показывает длину отрезка.)

- Чему равны длины отрезков?

(Розовый – 9см., зелёный – 6см., синий – 9см.), давайте сравним. (9=9, 9больше 6, 6меньше 9 )Записать в тетрадь.

- Ребята, это сабля комара- спасителя Мухи – Цокотухи.

Наконец - то к нам летит маленький Комарик

И в руке его горит маленький фонарик.

- «Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к пауку, саблю вынимает

И ему на всем скаку паутину вырубает,

Муху за руку берет и к окошечку ведет:

« Я злодея зарубил, я тебя освободил

И теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться».

-Давайте хором скажем:

Ученики: «Слава, слава Комару-Победителю!»

- Прилетели светляки,

Зажигали огоньки.

Пропедевтика задачи.

-Давайте узнаем, сколько фонариков зажгли светлячки.

Задача:

У светлячков было 5 маленьких фонарика и 1 большой. Сколько всего было фонариков.

- Что нам известно? (5 маленьких фонарика и 1большой)

- Какой вопрос задачи, что надо узнать.

(Сколько всего фонариков)

- Что показывают большие и маленькие квадратики?. (большие и маленькие фонарики).

- Как ответить на вопрос ?

(4+1=5 фонариков)

- Назовите ответ. (5).

-Музыканты прибежали, в барабаны застучали.

- Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками, букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые, мужики богатые,

Шапочками машут, с бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра заплясала мошкара,

Веселится народ -Муха замуж идет

За лихого, удалого, молодого Комара.

- Давайте оставим праздновать гостей, а мы с вами выполним задание в рабочей тетради с.25.

Самостоятельная работа.

- Я предлагаю, вам разделится на 2 группы.

1 группа – мальчики, выполняют задание уменьши на 1…..,

2 – девочки, выполняют задание увеличь на 1……

- Впишите числа в окошки, девочки, увеличивая каждое число на 1, а мальчики уменьшая.

- Читаем результаты.

- А теперь, самостоятельно закрасьте бусины в следующей последовательности : 1 красная, 2 синие…

7. Рефлексия.

Оцените, как вы поняли тему с помощью светофора.

8. Подведение итогов.

- Какую тему изучили?

-Чему научились?

- Что значит увеличить на….., уменьшить на….. ?

- Благодарю за работу. (Дети получают словесную оценку за свою работу).



3+2=          6-1=

6+1=          5-3=

4+1=          9-1=

3+2=          6-1=

6+1=          5-3=

4+1=          9-1=

3+2=          6-1=

6+1=          5-3=

4+1=          9-1=

3+2=          6-1=

6+1=          5-3=

4+1=          9-1=

3+2=          6-1=

6+1=          5-3=

4+1=          9-1=

3+2=          6-1=

6+1=          5-3=

4+1=          9-1=

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

«Цепочка»:

III. Упражнение в увеличении (уменьшении) числа на 1.

Н а  д о с к е   з а п и с ь:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока математики во втором классе по теме "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц"

Презентация урока математики во втором классе по теме "Уменьшение и увеличение числа на несколько единиц"...

Конспект урока на тему: "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц"

Конспектурока по математика рассчитан на  учащихся 1 класса. Урок разработан на основе УМК "Начальная школа 21 века", так же в разработку добавлены интерактивные игры....

Открытый урок во 2 классе коррекционной школы по математике на тему: «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»

Открытый урок во 2 классе коррекционной школы по математике на тему: «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»...

Конспект урока по математике на тему "Увеличение и уменьшение числа в 10, в 100 раз" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема: «Увеличение и уменьшение числа в 10, в 100 раз»Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о приёмах увеличения и уменьшения натурального числа в 10 раз, в 100 р...

Конспект урока по математике на тему: Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Измерение длины отрезков с помощью линейки.

Цели урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием «увеличить на», «уменьшить на», продолжать формировать у учащихся навык измерения длины отрезка ...