Технологическая карта урока по математике «Вычитание в пределах 13» 1 класс
план-конспект урока по математике

Невзорова Ангелина Сергеевна

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование знаний вычитания в пределах 13

 

Задачи урока

 

Дидактические:

1.     Повторить вычислительных навыков в пределах 12;

2.     Изучить вычислительных навыков в пределах 13.

Развивающие:

1.     Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь через практические работы;

2.     Развивать познавательный интерес к математике с помощью интересного материала;

3.     Развивать умения учебного сотрудничества при парной и групповой работе.

Воспитательные:

1.    Воспитывать культуру общения, ответственность, трудолюбие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m2.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Дата: 12.02.2021г.

Школа: №95

Класс: 1-8

Урок: 2

Время: 8:50 – 9:30  

Кабинет: 312

Студент: Муляр Ангелина Сергеевна

Группа: 33

Учитель: Сорокина Галина Юрьевна

Методист: Серебренникова Светлана Валентиновна

Тема урока «Вычитание в пределах 13»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование знаний вычитания в пределах 13

Задачи урока

Дидактические:

  1. Повторить вычислительных навыков в пределах 12;
  2. Изучить вычислительных навыков в пределах 13.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь через практические работы;
  2. Развивать познавательный интерес к математике с помощью интересного материала;
  3. Развивать умения учебного сотрудничества при парной и групповой работе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру общения, ответственность, трудолюбие

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Фронтальная работа,

Словесный метод: беседа

Приветствует учеников, создание эмоционального настроя

- Здравствуйте ребята, меня зовут Ангелина Сергеевна, и сегодня я буду вести у вас урок математики. Повернулись друг к другу, улыбнулись, пожелали хорошего дня своему товарищу, тихонечко садитесь.

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

П: уметь настраиваться на учебную работу;

Уметь размышлять;

М: Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные -  целеполагание;

Л: самоопределение

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная работа,

Словесный метод: подводящий диалог

Организует формулирование темы и цели урока, задает вопросы.

Давайте сначала немного разомнемся. С помощью веера покажите числа:

- от 6 до 10, от 7 до 12, от 11 до 5, от 13 до 8.

- Назовите соседей числа 10 (11, 12).

-За каким числом стоит число 10?

- Какое число стоит перед числом 13?

-Какое число идет после 10?

Число

-в котором 1д. и 5 ед.

-след. за числом 13

-соседи числа 10

-между числами 13 и 15

-какое число больше 18 или19

-какое число меньше 16 или 17

-найти сумму 10 и 2

Ребята, задайте подобные вопросы своим одноклассникам в парах.

  • - откройте свои тетради. От предыдущей работы отступите 4 клетки вниз и посередине напишите сегодняшнее число, классная работа.
  • Учитель предлагает детям выполнить задание в тетради.

- посмотрите на доску и скажите, что нужно сделать?

10-5=               8-2=

11-2=               11-5=

11-3=               12-4=

13-4                13-6

- верно, нужно решить примеры. 1 вариант решает 1 столбик, 2 вариант 2 столбик.

Учитель вызывает 2 учащихся к доске выполнить задание.

На экране вы видите ответы. Сверьте их пожалуйста с вашими ответами. Возьмите линейку и карандаш. Правильные ответы подчеркиваем, неправильные зачеркиваем. Кто допустил ошибку? В каком примере?

Участвуют в обсуждении.

- 7, 8, 9; 8, 9, 10, 11; 10, 9, 8, 7, 6; 12, 11, 10, 9.

- 11, 12.

- 9.

- 12.

- 11.

- 15.

- 14.

- 17.

- 9, 11.

- 14.

- 19.

- 16.

- 12.

Записывают число.

  • Выполняют задание в тетради и у доски.

Самопроверка.

- Нужно решить примеры:

10-5=5               8-2=6

11-2=9               11-5=6

11-3=8               12-4=8

13-4                13-6

П: знать числа от 1 до 20; уметь вычислять в уме.

М: Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Регулятивное – целеполагание;
Л: смыслообразование

Слайд 1

Постановка учебной задачи
(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Индивидуальная, парная, фронатльная работа,

Словесный метод: беседа

Подведение к формулировке темы и целей урока.

-  в паре обсудите, решение каких примеров вызвало затруднение? Почему?

- так как тема нашего урока?

- какие цели поставим?

- предположите план работы.

Работа в паре.

- Последние примеры:

13-4 и 13-6.

Формулировка темы и цели.

- Вычитание в пределах 13.

- Узнать как решать вычитание в пределах 13, научиться их решать.

- изучить способы вычитания, научиться вычитать в пределах 13.

П: уметь сформулировать тему урока;

Уметь ставить цели урока;

Уметь работать в паре;

М: Познавательные – подведение под понятие

Коммуникативные - аргументация своего мнения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;


Л: смыслообразование

Слайд 2

"Открытие" детьми нового знания
 (5-7 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная, индивидуальная, парная работа,

Словесный метод: беседа

Учитель дает задание.

  • - посмотрите на экран и прочитайте. Пусть один прочитает его вслух. Что это? Докажите. Что нам дано? Что нужно узнать? Каких чайников больше? Почему? Каким действием мы найдем ответ ко 2 вопросу? 1 способ вычитания вы уже знаете, попробуйте решить задачу устно.

- молодцы, теперь я предлагаю вам подумать и сказать какой еще есть способ вычитания данной задачи.

  • Учитель вызывает к доске одного учащегося записать 1 способ, другого учащегося - 2 способ.

- запишите эти 2 способа вычитания используя этот пример.

- Чем отличаются эти 2 способа?

- верно, в 1 способе мы раскладываем вычитаемое, а во втором способе раскладываем уменьшаемое.

Выполнение заданий в учебнике. Участи е в обсуждении.

  • - «для дома отдыха купили 13 желтых чайников и 5 синих чайников. Каких чайников больше? На сколько?» это задача, так как есть условие и вопрос. 13 желтых чайников и 5 синих. Желтых больше, так как 13 больше 5. Вычитанием. Чтобы из 13 вычесть 5, нужно 5 разложить на такие слагаемые, чтобы одно слагаемое было равно 3, тогда 13 -3 =10, а 10-2=8, получается ответ 8.

-чтобы из 13 вычесть 5, нужно 13 разложить на такие слагаемые, чтобы одно из слагаемых было равно 5, тогда 2 слагаемое будет равно разности – 8.

  • На доске и в тетради записывают 2 способа вычитания.

13-5=13-3-2=10-2=8

5     8

  13-5=8

- в 1 способе мы раскладываем вычитаемое, а во 2 способе раскладываем уменьшаемое на слагаемые.

П:

Знать определение, что такое задача;

Знать способы вычитания в пределах 13;

Уметь вычитать в пределах 13;

М: Познавательные - осознанное построение речевого высказывания; использование знаково-символических средств;

Коммуникативные - аргументация своего мнения
Л: смыслообразование; осознание ответственности за общее дело;

Слайд 3

Первичное закрепление
(1-2 мин)

Усвоение нового способа действий

Индивидуальная, групповая работа,

Подводящий диалог

  • - давайте выполним №1 на доске. Что нужно сделать?

Один учащийся выходит к доске, решает 1 пример, проговаривая свои действия. Другой учащийся у доски выполняет 2 пример.

- скажите, как нужно вычитать, используя 1 способ?

  • - молодцы, переходим к следующему номеру. Что нужно сделать? 1 вариант решает 1 столбик, 2 вариант решает 2 столбик.

Учитель вызывает 2х учащихся для выполнения задания.

Обменяйтесь тетрадями. Если ваш сосед решил верно – ставим +, если 1 пример не верный – ставим полплюса, если 2 примера неверно – ставим минус. Те, кто у доски, объясните, как вы решали.

- молодцы, объясните мне алгоритм вычитания 2 способа.

- теперь 1 вариант рассказывает 2 варианту 2 способ, а 2 вариант рассказывает 1 способ в паре.

  • - приступаем к следующему заданию. Откройте рабочую тетрадь на странице 20 № 1. Прочитайте вслух.  «Коля пригласил на день рождение 13 друзей. Из них 7 мальчиков, а остальные девочки. Сколько девочек пригласил Коля?»Докажите, что это задача. Что означают кружочки? Что мы должны с ними сделать? Какие кружочки и сколько мы их закрасим? Сколько кружочков останется? Каким действием решаем? Решите задачу одним из изученных способов.

Учитель вызывает учащегося к доске.

Кто решил другим способом? Объясни свое решение.

какой вывод можно сделать, когда использовали 2 способа?

Учитель дает задание в рабочей тетради.

  • - прочитайте задание №2. Что нам понадобится? Сколько ломанных нужно начертить? Какие отрезки будем чертить для 1 ломанной? Для 2 ломанной? Выполняйте.

- 1 дм 3 см сколько это в см? Какие отрезки вы прочертили? У кого по-другому?

Если мы посмотрим на количество отрезков и длину ломанных, то какой вывод можно сделать?

Учитель дает групповое задание.

  • - переходим к следующему заданию. Вам нужно составить 2 примера, где 1 пример: сумма равна 13; 2 пример на вычитание числа 13. Вы должны выбрать одного выступающего, который запишет на доске решение 1 примера, а во втором примере должен назвать разность, а остальные должны угадать вычитаемое. Делимся на 3 группы – каждый ряд 1 группа.

1 ряд        +      +      =13

           13 -       =   6

2 ряд       +     +      +     = 13

           13 -     = 8

3 ряд       +     +     +      +     = 13

           13 -     =11

  • - вычислить разность, используя 1 способ.

Выполнение номера в тетради и у доски.

13-4=13-3-1=10-1=9

13-6=13-3-3=10-3=7

- чтобы из 13 вычесть вычитаемое, нужно это вычитаемое разложить на такие слагаемые, чтобы одно слагаемое было равно 3.

  • - нужно решить примеры, используя 2 способ

   1 вариант                      2 вариант

9  4                                     8  5      

 13-9= 4                               13-8=5

7  6                                     6  7

 13-7= 6                               13-6=7

- чтобы из 13 вычесть вычитаемое, нужно 13 разложить на такие слагаемые, чтобы одно из слагаемых было равно вычитаемому.

Работа в парах.

  • Выполнение заданий в рабочей тетради и у доски.

- есть условие и вопрос. Кружочки – это количество детей на дне рождении. Мы должны закрасить то что нам дано в задаче. Кружочки, которые обозначают количество мальчиков – 7 штук. Остается 6 кружочков. Вычитанием.

13-7=6(д.)

Ответ: 6 девочек.

- какой бы способ мы не использовали, ответ будет один.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

  • «начерти ломанную длинной 1 дм 3 см, состоящую: из 3 отрезков; из 4 отрезков.»

- нам понадобятся линейка и карандаш. 2 ломанные. 3 отрезка, которые в сумме дают число 1 дм 3 см. 4 отрезка, которые в сумме дают 1 дм 3 см.

- 13 см.

   7+5+1; 6+4+3; 3+8+2…

   4+4+3+2; 8+3+1+1…

- количество отрезков может быть разная, но длина ломанных одинаковая.

  • Выполнение группового задания, выступление у доски. Взаимопроверка.

1 ряд  6+5+2=13

             13-7=6

2 ряд  4+3+3+3=13

              13- 5= 8

3 ряд  5+5+1+1+1=13

              13- 2=11

П: знать способы вычитания в пределах 13;

Уметь вычитать в пределах 13;

М: Познавательные - построение логической цепи рассуждений, доказательств


Л: смыслообразование, осознание ответственности за общее дело;

Слайд 4

Слайд 5

Раздаточный материал для работы в группах

Физминутка

(1 мин)

создание ситуации успеха

А теперь отдохнем. Встаем со своих мест и повторяем за мистером крабом.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(25-30 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная, работа,

Практическая работа

Учитель организовывает тест с взаимопроверкой.

13 минус 7 равно

а) 5 б) 7 в) 6

2. разность чисел 13 и 9

а) 3 б) 5 в) 4

3. разность чисел 13 и 5

а) 8 б) 9 в) 7

4. 13 – 9= 13 – 3 -       =

А) 1 и 8 б) 2 и 7 в) 6 и 4

5. какое число раскладываем на слагаемые, если используем 2 способ.

А) разность б) вычитаемое в) уменьшаемое

На слайде появляются правильные ответы.

-Теперь обменяйтесь своей работой с соседом по парте и оцените ее. Если ваш сосед правильно ответил на вопрос, то возле ответа поставьте +. Если неправильно, то поставьте минус.

Учитель собирает работы.

-Передайте работы с последней парты.

Выполнение теста. Взаимопроверка. Сдача работ.

13 минус 7 равно

а) 5 б) 7 в) 6

2. разность чисел 13 и 9

а) 3 б) 5 в) 4

3. разность чисел 13 и 5

а) 8 б) 9 в) 7

4. 13 – 9= 13 – 3 -       =

А) 1 и 8 б) 2 и 7 в) 6 и 4

5. какое число раскладываем на слагаемые, если используем 2 способ.

А) разность б) вычитаемое в) уменьшаемое

П: знать способы вычитания в пределах 13;

Уметь вычитать в пределах 13;

М: Познавательные - выполнение действий по алгоритму;

Регулятивные – контроль; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Л: смылообразование

Раздаточный материал для теста

Слайд 6

Включение в систему знаний, повторение

(1-2 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная работа,

Словесный метод: беседа

Обобщение материала урока

Вопросы на повторение теоретического материала.

Учитель задает вопросы на закрепление изученного материала.

- в парах составьте устно задачу на нашу тему и решите ее. С места 1 рассказывает задачу, 2 объясняет решение. Какой способ вычитания использовали?

Участие в обсуждении.

- на дереве сидело 13 птиц. 2 из них улетело. Сколько птиц осталось?

 13-2=11(п.)

Использовали 2 способ:

2  11

 13-2=11(п.)

П: знать способы вычитания в пределах 13;

Уметь вычитать в пределах 13;


М: Познавательные - осознанное построение речевого высказывания;


Л: смыслообразование

Рефлексия деятельности

(1 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа,

Голлсование

Учитель проводит рефлексию.

-Ребята, какую тему мы сегодня проходили?

- какие цели мы сегодня достигли?

- расскажите способы вычитания в пределах 13.

-похлопайте себе, если вы поняли тему.

- потопайте, если вы много трудились сегодня.

-Спасибо за урок!

Участие в рефлексии..

- вычитание в пределах 13.

- узнали способы вычитания в пределах 13, научились их решать.

- чтобы из 13 вычесть вычитаемое, нужно это вычитаемое разложить на такие слагаемые, чтобы одно слагаемое было равно 3.

- чтобы из 13 вычесть вычитаемое, нужно 13 разложить на такие слагаемые, чтобы одно из слагаемых было равно вычитаемому.

П: знать способы вычитания в пределах 13;

Уметь вычитать в пределах 13;

М: Познавательные - рефлексия способов и условий действий;


Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Сложение и вычитание в пределах 9"

Через систематизацию ведущих знаний по темам «Сложение и вычитание в пределах 9» и «Сравнение чисел в пределах 9» обеспечить возможность производить самооценку полученного результата....

Технологическая карта урока "Сложение и вычитание в пределах 100. Повторение." 2 класс

Представлена технологическая карта урока с использованием интерактивных заданий образовательного портала Учи.ру...

Технологическая карта урока по математике"Вычитание из круглого числа" (УМК "Начальная школа XXI века,2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования умения вычитать из круглого числа. Задачи урока Дидактические:1. Повторить понятие «к...

Технологическая карта урока по математике "Вычитание суммы" (2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Создание условий для формирования умения вычитать сумму.Задачи урокаДидактические:расширить представления о взаимосвязи действий вычитания и ...

Технологическая карта урока по математике "Вычитание однозначного числа" (2 класс, УМК "Школа XXI века")

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования умений вычитания однозначного числа с переходом через разряд, знаний о различных способах вычитания о...

Технологическая карта урока по математике "Вычитание двузначного числа" (2 класс, УМК "Школа XXI века")

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования навыка вычитания двузначного числа столбиком. Задачи урокаДидактические:1. Научить обучающихся в...