Методические разработки при изучении темы "Вычитание суммы из числа"
методическая разработка по математике (3 класс)

Протасова Светлана Викторовна

Технологическая карта урока математики в 3 классе "Вычитание суммы из числа"

УМК «Перспектива». Учебник  Дорофеев Г.В. Миракова Т.Н. Математика 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка к уроку 40.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Название предмета: Математика                                                                                  Учитель:       Протасова С.В.

Класс: 3 «Б»                                                                                                                       Урок № 29     Дата: 05.10.2022

УМК «Перспектива». Учебник  Дорофеев Г.В. Миракова Т.Н. Математика 3 класс. Учебник: в 2 ч.  – М.: Просвещение, 2019.

Тема урока: Вычитание суммы из числа.

Тип урока: открытия   нового знания

Цель :  Научиться выполнять вычитание суммы из числа разными способами

Задачи: учиться применять правило вычитания числа из суммы разными способами при решении примеров и задач.

Формируемые УУД:

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям.  Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь  исправления.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

Планируемый результат:

Предметные: выполнять вычитание суммы из числа разными способами.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Строить монологическое высказывание, используя лингвистические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Основные понятия: Вычитание  суммы из числа , название компонентов сложения, вычитания, задачи.
Наглядность:
 карточки с заданиями, карточки для самооценки и для работы в паре.

Оборудование: Учебник Дорофеев Г.В. Миракова Т.Н. Математика 3 класс. Учебник: в 2 ч.  – М.: Просвещение, 2019.,

компьютер, проектор, презентация.

Технология: проблемного обучения; исследование; в урок взяты элементы технологии системно – деятельностного обучения. Здоровьесберегающая.

Методы: словесный, практический, наглядный

Формы работы: фронтальная, парная, групповая

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята.

- Садитесь.

-  Повернитесь и улыбнитесь своему соседу по парте. Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Еще мне хотелось бы, чтобы вы улыбнулись мне.

- Спасибо! С таким хорошим настроением начинаем урок.

своему  соседу  по  парте.  С

таким  хорошим  настроением

начинаем урок.

- Ребята, к вам на урок я пришла не одна, а с мудрой совой. Она будет наблюдать за тем, как вы работаете. А тот, кто будет правильно отвечать, будет получать жетоны с мудрыми совушками. (слайд)

Стихотворение:

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок,

Все на месте,

Все  в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка

- И я желаю вам всем удачи на уроке, уверена, у вас все получится, и урок у нас получится непременно увлекательным и интересным.

Приветствуют. Эмоциональный настрой.  Слушают.

Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные:

умение слушать, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки.

2. Актуализация знаний.

- С помощью математической разминки мы   подготовимся к новому материалу
- У вас на партах лежат листы самооценки.

- Прежде, чем приступить к разминке в листах самоконтроля предположите,  как вы  с ней справитесь  

-Вспомнить критерии самооценки нам поможет мудрая сова

(справлюсь – зелёный цвет,

Сомневаюсь - жёлтый цвет

не справился - красный)

- Начнем с веселых задачек.

1. На деревьях грибы сохли,

Ну, а в дождь конечно мокли

40 желтеньких маслят,

8 тоненьких опят,

Да 3 рыжие лисички –

Очень милые сестрички.

Вы, ребята, не молчите,

Сколько всех грибов? Скажите!     51

2. Под шатром ветвистой ели

Белка сделала качели.

И на белкины качели

Собрались лесные звери:

20 зайцев, 7 куниц,

8 рыженьких лисиц,

6 ежей и 5 зайчат

На качели все спешат.

Вы, ребята, не зевайте,

Всех зверей пересчитайте!    46

3. Кормушки повесели дети для птиц

Туда прилетели 10 синиц,

4 вороны, 6 снегирей,

Сорока-воровка и с ней воробей.

Кто же нам здесь побыстрее ответит,

Сколько же птичек увидели дети?  22

К трем зайчатам в час обеда

4. К трем зайчатам в час обеда

     Прискакали три соседа.

    В огороде зайцы сели

    И по семь морковок съели.

    Кто считать, ребята, ловок?

    Сколько съедено морковок?

    7 · 6 = 42.      

Презентация  на слайде

Самооценка

Прогнозируют результат

Устно складывают многозначные числа с опорой на знание разрядного состава.

Вычисляют значение выражения, выбирая удобный способ вычислений. Проверяют по ключу.

Раскладывают многозначные числа на разрядные слагаемые.

Заполняют лист самооценки

Познавательные:

формирование на доступном уровне навыков устного счета.

Личностные:

формирование умения понимать причины личной успешности.

Предметные:

повторяют свойство: вычитание числа из суммы.

Предметные:

раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые

Познавательные

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки

3.Самоопределе-ние к деятельности

 -Ребята, сейчас, откроем учебник, на стр. 48 № 2.
Вычислим удобным способом данные выражения.  1 к доске, остальные работают в тетради.
После того, как вы закончите работу, проверьте, правильно ли вы выполнили упражнение по слайду
. (Слайд 2)

1) 36-(6+19)

2) 83-(6+44)

3) 70-(30+5)

-Назови способы. Как вычесть сумму из числа?

«Чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала из числа вычесть одно слагаемое, а потом другое.»

 -Ребята, а кто может сказать над какой темой  мы сегодня будем работать .

- Какую цель вы поставите на уроке?

Выполняют упражнение.

1) 36-(6+19)=(36-6)-19=30-19=11

2) 83-(6+44)=83-50=33

3) 70-(30+5)=(70-30)-5=40-5=35

«Чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала вычесть из числа одно слагаемое, а потом другое.»

- Вычитание суммы из числа

-Научится вычитать сумму из числа

разными способами. Читают, используя названия компонентов.

Сравнивают выражения, делают выводы.

Формулируют тему и цель урока

Заполняют лист самооценки

Коммуникативные:развитие математической речи

Регулятивные:

ставить и удерживать  цели учебной деятельности

Коммуникативные:умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Познавательные: повторение раннее изученного материала

4.Работа по теме урока

- Теперь я предлагаю вам делать первый шаг к поставленной цели .

-Выполним №1 на стр. 48.

-Первый пример пойдет решать у доски_________. Остальные записывают в тетрадях.

-Второй пример пойдет решать у доски_________.

-Третий пример пойдет решать у доски_________.

-Задача №4

-Решаем вместе

-Прочитаем задачу

-Какие были номера в задачи?

-Что нам известно в задачи?
-Записываем

-Что еще известно?

-Записываем

- А что еще известно?

-Записываем

-Какой вопрос в задаче?

-Записываем

-Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?

-Почему?

-А можем ли мы узнать, сколько было  одноместных и двухместных номеров вместе?

-Каким действием?

-А теперь можем ответить на вопрос задачи? Каким действием?

-Что найдём в 1-ом действии?

-Что найдём во 2-ом действии?

-Запишем решение задачи по действиям.

-Запишем решение задачи в виде выражения.

-Запишем ответ.

1) 70-(14+30)=(70-30)-14=40-14=26

2) 54-(16+4)=54-20=34

3) 68-(9+28)=(68-28)-9=40-9=31

- «В гостинице было 50 номеров. Из них 16 номеров одноместных, 23 номера двухместных, а остальные трехместные. Сколько всего трехместных номеров было в этой гостинице?»

1, 2, 3

- Было 50 номеров

- Из них 16 номеров одноместных

- 23 номера двухместных

- Сколько всего трехместных номеров было в этой гостинице?

-Нет

-Мы не знаем, сколько всего 2-х м 1-х номеров вместе

-Да

-Сложением.

-Да, вычитанием.

Сколько всего 2-х м 1-х номеров вместе

Сколько всего трехместных номеров было в этой гостинице

1) 16+23=39 (н.) вместе

2) 50-39=11(н.) трехместных номеров

50-(23+16)=50-39=11

Ответ: 11 трехместных номеров.

Заполняют лист самооценки

Предметные:

знакомятся со способами решения свойства: вычитание суммы из  числа.

Познавательные:

 наблюдать, устанавливать закономерности, формулировать с помощью учителя выводы.

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Предметныеспользуют способы  свойства: вычитание суммы из  числа,  для

решения  выражений.

Личностные: умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению.

Предметные: используют способы  вычитание суммы из  числа, для

решения  выражений.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки.

Коммуникативные:

отвечают на вопросы.

Личностные: формирование способности к самооценке

5.Физкультминутка

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Подтянитесь на носочках —

Столько раз,

Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)

На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)

Топаем ногами. (Топаем ногами.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.

Выполняют действия.

Личностные : понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления.

Первичное закрепление знаний

 Решаем задачу № 5

-Внимательно читаем

-Что нам известно в этой задачи?

-Записываем

-Что еще известно?

-Записываем

-Какой вопрос в задаче?

-Записываем

-Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?

-Почему?

-А можем ли мы узнать? Каким действием?

-А теперь можем ответить на вопрос задачи? Каким действием?

-Что найдём в 1-ом действии?

-Что найдём во 2-ом действии?

-Запишем решение задачи по действиям.

-Запишем решение задачи в виде выражения.

-Записываем ответ

Выполняют решение в тетради.

- «В коробке было 8 конфет в фольге и 12 конфет без обертки. Все они были разложены в ряды по 4 конфеты в каждом. Сколько рядов конфет было в коробке?»

- Было 8 конфет в фольге и 12 конфет без обертки.

- Что все конфеты были разложены в ряды по 4 конфеты в каждом

-Сколько рядов конфет было в коробке?

-Нет


-Так как мы не знаем, сколько конфет было в коробке.

-Да, сложением.

-Да, делением.


-Сколько было всего в коробке конфет

-Сколько рядов было в коробке

1) 8+12=20(к.)- всего

2) 20:4=5 (р.)- было в коробке

(12+8):4=5(р.) конфет в коробке.

Ответ: 5 рядов.

Ученик решает у доски.

Записывают выражения,

вычисляют изученными способами

Прогнозируют результат

Устанавливают  аналогию, проводят вычисления по аналогии.

Строят речевое высказывание

Заполняют лист самооценки

Познавательные: наблюдать, устанавливать закономерности, формулировать с помощью учителя выводы

Личностные: формирование умения понимать причины личной успешности/ неуспешности.

Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ

Использование полученной информации для представления результата деятельности

Коммуникативные:  вести учебный диалог

Личностные: проявляют интерес к изученной теме

Самостоятель-ная работа с самопроверкой  по эталону.

Для того, чтобы закрепить успешный результат, я вам предлагаю решить задачу. Выполним самостоятельную работу.

Р.Т стр.36 №1

Проверим работу по слайду.

-Проверим, справились ли вы с заданиями. (Слайд 3) 

1-й способ: 35-(14+7)=14 (певцов).

  • 2-й способ: 35-14-7=14 (певцов).
  • 3-й способ: 35-7-14=14 (певцов).
  • Ответ: 14 певцов.

-чему мы смогли решить задачутремя способами?

Анализируют текст задачи. Самостоятельно решают.

Решают задачу, записывают решение в тетрадь.

Строят речевое высказывание

Заполняют лист самооценки

Познавательные: соотносить схему к задаче с условием и вопросом задачи)

Предметные: умение решать текстовые задачи.

Коммуникативные: работать в паре, обсуждать способы выполнения работы, планировать совместную деятельность.

Познавательные: умение анализировать полученную информацию и применять ее на практике самостоятельно

Регулятивные: выполняют учебное действие в соответствии с планом; выполняют взаимопроверку учебного задания

7. Итог урока.

Ребята,  давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока?

Какие мы цели перед собой ставили?

Мы достигли своей цели на уроке?

Строят речевое высказывание

Вычитание суммы из числа

- Научились вычислять  разными способами выражения  и решать  задачи.

-Цель нашего урока- научится вычитать сумму из числа. Мы достигли поставленную цель.

Записывают задание в дневник

Хлопки в ладоши

Личностные: оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи. Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

8. Рефлексия

- Посмотрите на таблицу самоконтроля.

- Прокомментируете свой результат.

-Каким получился урок?

- давайте подсчитаем, кто сколько совушек получил на уроке и оказался мудрейшим.

Вы все молодцы. за урок «5»____, «4»_____, «3»______

Тем ребятам, кто не получил совушек на уроке, я их тоже дарю от мудрой совы. Возможно вы сомневались в своих ответах и не озвучили их.

Ребята, а сейчас я буду называть действия, а вы хлопать в ладоши нужное количество раз.

 Упала капля дождя (хлопают один раз)

Упало две капли дождя (хлопают два раза)

Дождь стал тихонько моросить (тихо хлопают)

Постепенно дождь стал усиливаться (сильнее хлопают)

А вскоре пошел огромный ливень (громко хлопают)

- Молодцы! Эти аплодисменты я дарю вам!  Урок окончен. Благодарю вас за работу.

Самооценка.

Хлопки в ладоши

Коммуникативные:умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Регулятивные:

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения. культуры речи.

9. Домашнее задание

 Учебник стр. 48-49, № 3, 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме "Деление суммы на число"

Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме "Деление суммы на число". УМК "Начальная школа XXI века". Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

методическая разработка урока математики в 4 классе по теме " Деление суммы на число" (технологическая карта)

4 класс. УМК Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века».  «Математика» В.Н.Рудницкая, Т.В.ЮдачеваТип урока:  «открытие» нового знания.Задачи: создать условия для знакомства с пра...

Вычитание суммы из числа и числа из суммы

В презентации представлены задания для закрепления темы "Вычитание суммы из числа и числа из суммы"....

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Деление суммы на число" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Деление суммы на число" 3 класс  (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока "математика" в 3 классе по теме: "Деление суммы на число"

Технологическая карта урока«Деление суммы на число»Предмет: «Математика»Класс: 3Тема урока: «Деление суммы на число»Цели урока: изучение распределительного закона деления относительно сложения; примен...

Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока "математика" в 3 классе по теме: "Деление суммы на число второй урок"

Технологическая карта урока«Деление суммы на число второй урок»Предмет: «Математика»Класс:Тема урока: «Деление суммы на число второй урок»Цели урока: изучение распределительного закона деления относит...

Задачи - "Деление суммы на число и числа на сумму"

Деление суммы на число и числа на сумму....