Технологическая карта урока математики по теме: «Образование и названия трехзначных чисел» 3 класс, "Школа России".
методическая разработка по математике (3 класс)

Каюн Инна Анатольевна

Предмет

Математика

Класс

3

Тема урока

Образование и названия трехзначных чисел

 

Дидактическая цель

 

Создание условий для формирования умения образовывать и называть трехзначные числа.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока математики

на тему: «Образование и названия трехзначных чисел»

ГБОУ СОШ № 334  

класс 3 “Е”

учителем начальных классов

Каюн Инной Анатольевной

 

Санкт-Петербург

2022

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Математика

Класс

3

Тема урока

Образование и названия трехзначных чисел

Дидактическая цель

Создание условий для формирования умения образовывать и называть трехзначные числа.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Л1. Самоопределение на уроке как ученика.

Л2. Положительная мотивация к процессу обучения.

Л3. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

МП познавательные

МП1.  Выделение и формулирование познавательной цели.

МП2.  Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

МП3. Умение работать с текстом.

МП4.  Уметь ориентироваться в учебнике.

МП5.  Умение анализировать и делать выводы.

МП6. Рефлексия результатов по самостоятельной работе.

МР регулятивные

МР1.  Умение самостоятельно определять цель урока.

МР2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

МР3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

МР4. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

МР5. Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

МР6. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

МР7. Владение основами самоконтроля и самооценки.

МК коммуникативные

МК1. Участвовать в диалоге на уроке.

МК2. Отвечать  на вопросы учителя, товарищей по классу.

МК3. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

П1. Уметь решать простые задачи на нахождение частного при делении по содержанию.

П2. Уметь выполнять устные вычисления в пределах сотни.

П3. Знать разряды трехзначного числа.

П4. Знать, как образовывать трехзначные числа.

П5. Знать метод подбора при делении двузначного числа на двузначное.

П6. Уметь раскладывать трехзначные числа на сумму трехзначных слагаемых.

Решаемые учебные проблемы (учебная задача)

Как образуются и называются трехзначные числа?

Основные понятия, изучаемые на уроке

                                                     -

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Коммуникативные, здоровьесберегающие, рефлексивные

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, электронная доска, презентация

Образовательные ресурсы

Для ученика:

Для учителя:

Учебник М.И.Моро «Математика» 3 класс 2 часть

 Методичесое пособие                                          

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

П.Р.

  1. Организационный-мотивационный этап

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.

Меня зовут Марина Ильинична и я проведу сегодня у вас урок математики.

На перемене я раздала вам листочки. Положите их перед собой, чтобы поля были справой стороны. В правом верхнем углу напишите свою фамилию. Далее запишите дату и классная работа.

Здравствуйте!

(записывают)

Л1.

Л2.

Л3.

  1. Актуализация знаний

А сейчас мы с вами проведем устный счет. Я буду вам задавать вопрос, а вы записывать ответ в строчку через запятую.

1. 13 увеличить в 3 раза.

2. Найди частное чисел 32 и 4.

3. Во сколько раз 4 десятков больше 4 единиц?

4. Какое число предшествует числу 100.

5. Произведение чисел 6 и 4 уменьши в 4 раза.

6. Какое число надо разделить на 15, чтобы получилось 5?

7. Число, в котором 6 десятков и 2 единицы.

8.Найди произведение чисел 60 и 2.

9.Какое число получится, если в нем 6 сотен 3 десятков 4 единиц?

Давайте теперь с вами проверим. Возьмите в руки простой карандаш и поставьте + рядом с ответом.

Поднимите руки те, у кого все ответы правильные.

39

8

10

99

6

75

62

120

634

МК1.

МК2.

П2.

П3.

  1. Целеполагание

Название какого числа у вас вызвало затруднение?

Почему?

Это число шестьсот тридцать четыре. Сколько цифр в числе 634?

Верно! Как называются такие числа?

Правильно! Как вы думаете какая будет тема нашего урока?

Верно! А какая будет цель нашего урока?

Последнего.

Мы еще не изучали как называются и образуются такие числа.

Три.

Трехзначные.

Как образуются и называются трехзначные числа.

Узнать как образуются и называются трехзначные числа.

МП1.

МП5.

МР1.

МК1.

МК2.

  1. Реализация построенного плана

Хорошо. Сейчас я вас попрошу открыть учебники на стр.43 и рассмотреть рисунок.

Прочитайте названия чисел.

Сколько сотен в числе 520?

Сколько десятков?

Сколько единиц?

Сколько сотен в числе 302?

Сколько десятков?

Сколько единиц?

Что обозначают нули в записи чисел?

Давайте разберем следующие числа: 432, 821, 240. Для этого начертим таблицу.

Чертим по линейке линию в 16 клеток (8см), делим ее на 4 столбца по 4 клетки. Первый столбец сотни, второй – десятки, третий – единицы, четвертый – число.

Сот.

Дес.

Ед.

Число

Какие эти все числа?

Что означает каждая цифра в записи этого числа?

Сколько сотен в числе 432?

Куда это запишем?

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

Сколько десятков?

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

Сколько единиц?

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

Прочитайте это число. Запишем.

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

Сколько сотен в числе 821?

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

8

Сколько десятков?

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

8

2

Сколько единиц?

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

8

2

1

Прочитайте это число.

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

8

2

1

821

Сколько сотен в числе 240?

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

8

2

1

821

2

Сколько десятков?

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

8

2

1

821

2

4

Сколько единиц?

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

8

2

1

821

2

4

0

Прочитайте это число.

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

8

2

1

821

2

4

0

240

Молодцы! Теперь давайте посмотрим на №1. Прочитайте задание.

1)Сколько всего палочек, если взяли 2 пучка по 100 палочек, 4 пучка по 10 палочек и 5 палочек?        

Разберем первое:2 пучка по 100 палочек.

Сколько в 1 пучке палочек?

Сколько в 2 таких пучках?

Разберем второе:4 пучка по 10 палочек.

Сколько в 1 пучке палочек?         

Сколько в 4 таких пучках?

Сколько всего палочек, если взяли 200, 40 и 5 палочек?

1)100+100=200

10+10+10+10=10*4=40

200+40+5=245

2)Сколько всего палочек, если взяли 5 пучков по 100 палочек и 7 палочек?

Сколько в 1 пучке палочек?

Сколько в 5 таких пучках?

Сколько всего палочек, если взяли 500 и 7 палочек?

2)100+100+100+100+100=100*5=500

500+7=507

Молодцы! Давайте решим №2.

Как с помощью палочек изобразить числа: двести тридцать шесть? Триста пять? Восемьсот?

Разберем число двести тридцать шесть. Сколько в нем сотен?

Сколько десятков?

Сколько единиц?

Какое это число?

Значит сколько возьмем пучков?

Сколько возьмем пучков и по сколько палочек?

2 по 100, 3 по 10 и 6.

Разберем число триста пять.

Сколько в нем сотен?

Сколько десятков?

Сколько единиц?

Сколько возьмем пучков и по сколько палочек?

3 по 100 и 5.

Разберем число восемьсот.

Сколько в нем сотен?

Сколько десятков?

Сколько единиц?

Сколько возьмем пучков и по сколько палочек?

8 по 100.

Молодцы! Давайте еще немного потренируемся и решим №3.

Назови число, которое содержит: 6 сот. 4 дес. 0ед., 1 сот. 0дес. 8ед.

Давайте назовем и запишем это число.

640, 108

Молодцы! Вот мы с вами научились образовывать и называть трехзначные числа.

Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (потягиваются)

Два! Согнуться, разогнуться. (наклоны, повороты туловища)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (движения головой)

На четыре – руки шире. (руки в стороны)

Пять – за парту тихо сесть.

Хорошо. Присаживайтесь.

Давайте решим с вами задачу. Запишите в тетрадях слово Задача №4.

Почитайте задачу про себя.

Прочитайте задачу вслух, выделяя голосом «главные» слова и числовые данные.

Грузовая машина расходует за 1ч работы 15л горючего. На сколько часов работы хватит 45л горючего? 60л? 90л?

О чем задача?

Что нам о нем известно?

Что обозначают литры?

1ч – 15л

Нам известны еще литры горючего?

Значит на второй строчке под литрами запишем 45л.

1ч – 15л

     -  45л

Еще какое число есть?

Значит на третьей строчке под литрами запишем 60л и на четвертой 90л.

1ч – 15л

     -  45л

     -  60л

     -  90л

Нам известно, сколько часов работы хватает на 45л?

Что тогда запишем во второй строчке под часами?

1ч – 15л

?ч -  45л

     -  60л

     -  90л

А сколько часов на 60л, 90л?

1ч – 15л

?ч -  45л

?ч -  60л

?ч -  90л

Зная, что за 1ч машина расходует 15л, а у нас таких 45л, что можем узнать?

Каким действием?

1ч – 15л

?ч -  45л 1):

?ч -  60л

?ч -  90л

На первый вопрос ответили. Ответим на второй. Зная, что за 1ч машина расходует 15л, а у нас таких 60л, что можем узнать?

Каким действием?

1ч – 15л

?ч -  45л 1):

?ч -  60л 2):

?ч -  90л

Можем ответить на последний вопрос?

Каким действием?

1ч – 15л

?ч -  45л 1):

?ч -  60л 2):

?ч -  90л 3):

Хорошо. Запишите решение самостоятельно.

Давайте проверим. (один ученик с каждого ряда выходит к доске).

Решаем методом подбора. Какое число нужно умножить на 15, чтобы получилось 45 (60, 90)?

Перечитайте вопрос, чтобы правильно сформулировать ответ к задаче. Запишите его самостоятельно.

Кто озвучит нам ответ?

Верно! Давайте решим еще одну задачу. Запишите в тетрадях слово Задача №5.

Почитайте задачу про себя.

Прочитайте задачу вслух, выделяя голосом «главные» слова и числовые данные.

Грузовая машина при перевозке мебели израсходовала до остановки 48л горючего, а после остановки 32л. Сколько часов была в пути машина, если за 1ч расходовалось 16л горючего?

О чем задача?

Сделаем чертеж. Чертим отрезок длиной 6 см. Это путь.

Что нам известно о горючем?

Разделим отрезок. На сколько отрезков? Почему?

Мы будем его делить на равные части? Почему? Один 4см, второй 2см.

                   48л          32л

Что еще нам известно?

В начале отрезка возьмем 1см.

     1ч

    16л     48л               32л

Что нам нужно найти?

Как это обозначим на отрезке?

                       ?ч

    1ч

    16л      48л             32л

Можем сразу ответить на главный вопрос? Почему?

Верно. Каким действием мы это узнаем?

                       ?ч

    1ч

    16л      48л             32л

                           1)+

Зная, сколько израсходовали всего горючего и сколько расходует за 1ч – 16л, можем узнать сколько часов ехала машина?

Каким действием?

                       ?ч 2):

    1ч

    16л      48л             32л

                          1)+  

Хорошо. Запишите решение самостоятельно.

Давайте проверим. Кто пойдет к доске и решит нам ее?

Кто пойдет и запишет решение выражением в одну строчку?

Перечитайте вопрос, чтобы правильно сформулировать ответ к задаче. Запишите его самостоятельно.

Кто озвучит нам ответ?

Хорошо. Давайте посмотрим и решим №7. Кто-то один пойдет к доске решать выражение, а все остальные у себя в тетрадях. Решаем мы с вами выражения из верхней строчки.

80-16*5=0

Верно! Присаживайся. Кто пойдет следующий?

90:(6*15)=1

Верно! Присаживайся. Кто пойдет следующий?

78:(13-7)*0=0

Пятьсот двадцать, триста два.

Пять сотен.

Два десятка.

Ноль единиц.

Три сотни.

Ноль десятков.

Две единицы.

Цифра ноль показывает отсутствие какого-либо разряда.

Сот.

Дес.

Ед.

Число

Трехзначные.

Разряд.

Четыре сотни.

В первый столбец.

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

Три десятка.

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

Две единицы.

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

Четыреста тридцать два.

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

Восемь сотен.

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

8

Два десятка.

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

8

2

Одна единица.

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

8

2

1

Восемьсот двадцать один.

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

8

2

1

821

Две сотни.

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

8

2

1

821

2

Четыре десятка.

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

8

2

1

821

2

4

Ноль единиц (единицы отсутствуют).

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

8

2

1

821

2

4

0

Двести сорок.

Сот.

Дес.

Ед.

Число

4

3

2

432

8

2

1

821

2

4

0

240

№1

1)Сколько всего палочек, если взяли 2 пучка по 100 палочек, 4 пучка по 10 палочек и 5 палочек?        

100.

200.

10.

40.

245.

1)100+100=200

10+10+10+10=10*4=40

200+40+5=245

2)Сколько всего палочек, если взяли 5 пучков по 100 палочек и 7 палочек?

100.

500.

507.

2)100+100+100+100+100=100*5=500

500+7=507

№2

Как с помощью палочек изобразить числа: двести тридцать шесть? Триста пять? Восемьсот?

Две.

Три.

Шесть.

Трехзначное.

Три.

2 пучка по 100 палочек, 3 пучка по 10 палочек и 6 палочек.

2 по 100, 3 по 10 и 6.

Три.

Ноль (отсутствуют десятки)

Пять.

3 пучка по 100 и 5 палочек.

3 по 100 и 5.

Восемь.

Отсутствуют.

Отсутствуют.

8 пучков по 100 палочек.

8 по 100.

№3

Назови число, которое содержит: 6 сот. 4 дес. 0ед., 1 сот. 0дес. 8ед.

Шестьсот сорок.

640        

Сто восемь.

108

640, 108

(участвуют в физкультминутке)

Задача №4.

Грузовая машина расходует за 1ч работы 15л горючего. На сколько часов работы хватит 45л горючего? 60л? 90л?

О горючем.

Что за 1ч расходуется 15л.

Горючее.

1ч – 15л

Да. 45л, 60л, 90л.

1ч – 15л

     -  45л

60л

1ч – 15л

     -  45л

     -  60л

     -  90л

Нет.

Знак ? и ч.

1ч – 15л

?ч -  45л

     -  60л

     -  90л

Тоже не знаем, поэтому знак ?.

1ч – 15л

?ч -  45л

?ч -  60л

?ч -  90л

Сколько часов хватает на 45л.

Делением.

Сколько часов хватает на 60л.

Делением.

Да.

Делением.

(записывают)

1)45:15 = 3 (ч)-время на 45л.

2)60:15 = 4 (ч)-время на 60л.

3)90:15 = 6 (ч)

Ответ: 3 ч, 4 ч, 6 ч.

3 часа, 4 часа, 6 часов.

Задача №5.

Грузовая машина при перевозке мебели израсходовала до остановки 48л горючего, а после остановки 32л. Сколько часов была в пути машина, если за 1ч расходовалось 16л горючего?

О горючем.

Израсходовали до остановки 48л, а после остановки 32л горючего.

На два. До остановки и после.

Нет. Одна часть будет больше, потому что так израсходовали 48 л.

              48л            32л

Что за 1ч расходовалось 16л горючего.

    1ч

   16л      48л         32л

Сколько часов была в пути машина.

Проведем дугу и поставим знак ?.

                     ?ч

   1ч

   16л    48л           32л

Нет. Мы не знаем сколько всего израсходовали горючего .

Сложением.        

Да.

Делением.

(записывают)

1)48+32=80 (л)- всего.

2)80:16=5 (ч)

(48+32):16=5 (ч)

Ответ: 5 часов была в пути машина.

5 часов была в пути машина.

№7.

Сначала выполняем действие с умножением, а затем с вычитанием.

Выполняем первое действие. Первый множитель 16, второй 5, произведение 80.

Выполняем второе действие. Уменьшаемое 80, вычитаемое 80, разность 0. Ответ 0.

Первое действие в скобках, второе за скобками.

Выполняем первое действие. Первый множитель 15, второй множитель 6, произведение 90.

Выполняем второе действие. Делимое 90, делитель 90, частное 1. Ответ 1.

Первое действие в скобках, второе за скобками – деление, третье действие умножение.

Первое действие. Уменьшаемое 13, вычитаемое 7, разность 6.

Второе действие. Делимое 78, справа проводим черту и записываем делитель 6, под ним проводим черту и тут же будем записывать ответ.

78     6

6      13

 18

 18

   0  

Сначала выделим первое неполное делимое, чтобы определить сколько цифр будет в частном. Это число 7, оно стоит в разряде десятков. Значит на месте частного ставим две точки. Дели 7 на 6 и получаем 1. Это первая цифра частного. 6*1=6. Из 7 мы вычитаем 6, чтобы узнать остаток. Остаток равен 1 и он меньше делителя. Значит, следующее делимое 18. 18:6=3. Это вторая цифра частного. 6*3=18.  Из 18 мы вычитаем 18. Остаток 0. Ответ получаем 13. 

Третье действие. Первый множитель 13, второй множитель 0, произведение 0, т.к при умножении на 0 всегда будет 0. Ответ 0.

МП2.

МП3.

МП4.

МР2.

МР3.

МР4.

МР5.

МР6.

МК1.

МК2.

МК3.

П3.

П4.

П3.

П4.

П6.

П3.

П4.

П1.

П2.

П5.

П1.

П2.

П5.

П2.

П5.

П2.

П5.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Сейчас перед вами табличка, вам ее нужно самостоятельно заполнить. В первом столбце число и вам его нужно разложить по разрядам, а в последнем столбце на сумму разрядных слагаемых.

Число

Сотни

Десятки

Единицы

Сумма разрядных слагаемых

158

1

5

8

100+50+8

237

310

444

711

926

Возьмите в руки простой карандаш и проверьте.

Поставьте себе:

5 – если у вас все правильно

4 – если у вас есть недочеты

3 – если у вас есть ошибки

2сот. 3дес. 7ед. 200+30+7

3сот. 1дес. 0ед. 300+10

4сот. 4дес. 4ед. 400+40+4

7сот. 1дес. 1ед. 700+10+1

9сот. 2дес. 6ед. 900+20+6

МП5.

МР4.

МР5.

МР6.

МР7.

П3.

П4.

П6.

  1. Итоги. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Какая была тема урока?

Какая была цель урока?

Достигли ли мы этой цели?

Сейчас я вас попрошу на листочках ответить на несколько вопросов. Вам нужно во втором столбике подчеркнуть слово, которое вы считаете.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Домашнее задание: ….

Спасибо за урок.

Как образуются и называются трехзначные числа.

Узнать, как образуются и называются трехзначные числа.

Да.

(отвечают на вопросы)

Л1.

МП6.

МР3.

МК1.

МК3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике по теме: "Образование и названия трехзначных чисел"

Данная публикация содержит  в себе разработку хода урока по математике....

Конспект урока математики по теме: «Образование и названия трёхзначных чисел»

Конспект урока математики по теме: «Образование и названия трёхзначных чисел»...

Технологическая карта урока математики по теме:"Письменное деление на трехзначное число"

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме:"Письменное деление на трехзначное число"...

Технологическая карта урока математики «Письменное деление многозначного числа на трехзначное число» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Дата: 03.05.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 1Время: 8.00-8.45Кабинет: 203Студент: Закирова Эльвира РахимовнаУчитель: Новикова Анна Александровна...

Технологическая карта урока математики по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» - 2 класс

Тип урока: РефлексияЦель урока: закрепление умения складывать и вычитать трёхзначные числа и их корректировка при необходимости; повторить разряды чисел.УМК: «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон ...

Технологическая карта урока математике по теме "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" 3 класс

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для формирования умения сложения и вычитания трёхзначных чисел.Задачи урокаДидактические:1.Закрепить навык сложения и вычитания трёхзначных чисел;2. Со...

Технологическая карта урока математики на тему "Письменное деление на трехзначные числа" (4 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование представления письменного деления на трехзначные числа.Задачи:Дидактические:1.  Познакомить с делением на трехзначные числа.2. Научить выполнять действие “деление&r...