Игра-соревнование "Путешествие в космос"
план-конспект урока по математике

Конспект урока математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-sorevnovanie_puteshchestvie_v_kosmos.docx247.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока с использованием игровых технологий

Игра-соревнование

«Путешествие в космос»

Из опыта

image083-24.jpg

В развитии математических способностей младших школьников особое место занимают различные игры. Имея немного правил-условий, игры дают возможность развивать логическое мышление, пространственное представление, фантазию, находчивость. Детей привлекает в игре красочное оформление, элементы соревнования, возможность выразить свои эмоции.

Особенно привлекают детей игры, где они выступают, например, в роли космонавта, летчика, машиниста, и они с удовольствием берут на себя эти обязанности, проявляя в игровой ситуации высокую активность.

Ролевая игра, проведенная по определенным правилам и насыщенная математическим содержанием, может являться действенным средством развития математического мышления. В качестве примера такой игры назовем игру-соревнование «Путешествие в космос».

Эту игру можно использовать для повторения некоторых разделов программы по математике в начальных классах. При выполнении этих заданий учащиеся должны показать свои знания, проявлять свою сообразительность, находчивость, смекалку.

«Путешествие в космос» - математическая игра, которая проводится в форме соревнования. Для создания игровой ситуации необходимо соответствующие оборудование.

Оборудование: модель ракеты и маршрут полета, изображенный на большом листе бумаги; таблица «Планеты солнечной системы», раздаточные листы с незаконченными рисунками космической тематики, рисунки ракет и спутников, фотографии планеты Земля из космоса, фотопортрет Ю.А. Гагарина.

Цели: формировать представление о космосе, освоении космического пространства; систематизировать знания о планете Земля; воспитывать любовь к героям-космонавтам.

Игру можно провести во внеклассное время или на занятии математического кружка.

Приведу сценарий игры-соревнования «Путешествия в космос», проведенного в моем классе.

Ход игры.

Ведущий.

Ребята, сегодня мы проводим игру, которая называется «Путешествие в космос». Наше занятие посвящено Дню космонавтики, который ежегодно отмечается 12 апреля, начиная с 1961 года.

Представление команд: название, девиз, приветствие команд-соперников; приветствие жюри.

Представление членов жюри.

- Жюри будет подводить итоги каждого конкурса, объявлять результаты игры и награждать команду-победителя.

Экипажи долго готовились к соревнованиям. Командирам экипажей доложить о готовности к полету. (Командиры выходят вперед)

Экипаж корабля «Ракета» к полету готов!

Командир Витя Иванов.

Экипаж корабля «Звездочка» к полету готов!

Командир Вова Андреев.

Голосовая разминка.

Голосом средней силы:

                Не звезда и не планета,

                Не хвостатая комета,

                По ночам она видна,

                Называется… (луна)

        Громко:

                Каждый день оно нам светит,

                Побеждая дождь и ветер.

                Погляди в свое оконце –

                Из-за туч выходит… (солнце).

        Тихим голосом:

                Ясными ночками

                Гуляет мама с дочками,

                Дочкам не твердит она:

                «Спать ложитесь – поздно!»

                Потому что мать – луна,

                А дочурки - … (звезды)

        Шепотом:

                День ушел, и ночь пришла,

                В небо выплыла… (луна)

Пальчиковая гимнастика.

- В космосе мы видим яркие планеты, спутники, кометы, звезды и ракеты (движения на усмотрение педагога).

Разминка для командиров. (За правильный ответ командиры получают красную звездочку) 

Ведущий.            

- Как называется звезда, без которой жизнь на нашей планете была бы невозможна? … (Солнце)

Солнце – это источник света и тепла. Эта звезда является центром Солнечной систем. Ее составляют Солнце и небесные тела, которые вращаются вокруг него. К этим небесным телам относятся восемь планет, их спутники, астероиды, кометы и метеориты.

Обратимся к таблице «Планеты Солнечной системы» и подробно изучим названия местоположения небесных тел.

И так первая планета от Солнца – самая горячая, она называется … (Меркурий).

Вторая планета … – (Венера), так звали богиню любви в древности.

Третья планета – наша красивая … (Земля).

Посмотрите на фотографию как выглядит Земля из космоса. Наша планета имеет спутник.

        Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю,

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня … (Луной).

Другие планеты тоже имеют спутники, но они носят очень сложные имена, поэтому называть их не будем.

Четвертая планета - … (Марс), так звали бога войны в древности.

Венера и Марс соседи нашей Земли.

Затем следует самая больная планета … (Юпитер), планета, у которой есть яркие, отчетливо видимые кольца … (Сатурн) и - … (Уран) – иначе их называют планеты-гиганты. 

Восьмую планету назвали в честь морского царя - … (Нептун).

Еще нашу Солнечную систему населяет огромное количество других небесных тел. Это крупные глыбы камня из космоса, проникшие в атмосферу земли - … (метеориты);

Сотни каменных глыб блуждающих на орбите вокруг Солнца - … (астероиды);

Ледяные шары с длинными хвостами атмосферных газов - … (кометы).

Ведущий.

Команды, внимание!

Раз-два!

Ученики.

Скорость света

Ведущий.

Три-четыре.

Ученики.

Мы летим!!!

На дальние планеты

Поскорей попасть хотим!!!

Исполняется песенка об арифметике из радиоспектакля «Приключение Димки»:

Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

А-риф-ме-ти-ка!

Ведущий.

Молодцы! До старта нашей ракеты осталось 10 секунд. Включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!

Станция «Сосчитай-ка»

Ведущий.

Ребята, сейчас вы все – космонавты. Первое испытание в вашем полете – соревнование «Какая планета быстрее?». Приготовьте ручки. Внимательно слушайте правила.

Каждый командир получает ракету, на которой записаны задания. Надо решить пример, вписать ответ в окошко и быстро передать ракету следующему. Тот, кто закончит решение, должен сидеть тихо, чтобы не мешать товарищам, и внимательно следить, какая ракета первой вернется на старт. Возвращает тот член экипажа, который выполняет последнее задание. Если экипаж быстро и правильно выполнит все задания, он побеждает и награждается звездочкой (1-е место красная, 2-е – желтая, 3-е – синяя звездочка).

Командиры экипажей, ко мне! (Ведущий раздает ракеты на которых записаны примерно следующие задания :

  1. 180:3+401*7-89=

740+180=560+

962+…=250*4

  1. Март, апрель и май – весенние месяцы. Сосчитай сколько дней в весенних месяцах.
  2. Лестница состоит из 17 ступеней. На какую ступеньку надо встать чтобы быть на середине лестницы?

Ведущий.

Внимание! Старт! Приступаем к решению.

Физминутка.

- В космосе тела ничего не весят, это состояние называется невесомостью. Давайте представим, что мы находимся в невесомости и немного разомнемся.

Ведущий.

Наша ракета продолжает полет. Летим на следующую станцию. Настарт! Штурман первого экипажа, включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!

Станция «Веселая»

Ведущий.

На космической станции «Веселая» вас ожидает радостная весть: в космос полетел необычный человек, который состоит только из геометрических фигур и цифр. Сейчас художники экипажей приступят к рисованию его портрета. А пока они будут рисовать мы вспомним стихи и песни о космосе.

- Мы летим к другим планетам!

Объявляем всем об этом! –

Весь игрушечный народ

С нами просится в полет.

Жмется заинька к ракете:

- Полечу я с вами, дети,

На любую из планет,

Где волков зубастых нет. –

Мышки-крошки засмеялись:

- Мы летали, не боялись,

Высота – красота,

Ни единого кота!

Даже плюшевый медведь

Хочет к звездам полететь

И с Большой Медведицей

В синем небе встретиться.

Г.Бойко              

Ведущий.

Вы, ребята, все хорошо подготовились к полету. Молодцы! А сейчас подведем итоги конкурса рисунков.

Посмотрите внимательно на рисунок этого человечка, составленного из геометрических фигур, и ответьте на вопросы: какие геометрические фигуры вы видите? Сколько кружков, треугольников, квадратов, отрезков?

NXg44jRXLog.jpg

(Подводятся итоги этого этапа игры)

Внимание! Мы отправляемся на станцию «Спортивная», где нас ждут новые испытания. Штурман второго экипажа, включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7 , 6, 5 , 4, 3, 2, 1. Старт!

Станция «Спортивная»

Ведущий.

Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делаю зарядку, даже в полете они находят время для спортивных упражнений. И мы с вами проведем физкультурную минутку, чтобы снять усталость. (Все встают и по команде ведущего выполняют физические упражнения сопровождая их речитативом.)

В полете надо внимательно следить за стрелками приборов. Стрелки – это мои и ваши руки. Повторяйте за мной! (Выполняются упражнения на внимание.)

Молодцы! Вы – хороший спортсмены. Каждая команда получает красную звездочку!

Внимание! Летим на станцию «Решай-ка». Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7 , 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!

На этой станции вы будете составлять и решать задачи на тему о космосе. Каждый экипаж составляет только одну задачу. Болельщикам разрешается оказывать помощь своему экипажу, но тихо, чтобы не мешать работать другим. За нарушение дисциплины будут начисляться штрафные очки.

Ребята, время истекло!

Жюри подводит итоги.

Задача первого экипажа.

Первым космонавтом был гражданин СССР Ю.А.Гагарин. Он совершил полет вокруг Земли за 108 минут. Сколько часов и сколько минут продолжался первый космический полет вокруг Земли?

Решение: 108 мин = 1ч 48мин

Задача второго экипажа.

Третий искусственный спутник Земли в  начале запуска облетел Землю за 106 минут. За сколько часов и минут облетел Землю третий спутник?

Решение: 106мин = 1ч 46мин

Ведущий.

Внимание! Наша ракета отправляется на последнюю космическую станцию. Включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, ,5, 4, 3, 2, 1. Старт!

Станция «Загадкино»

Ведущий.

Кто догадался, чем мы будем здесь заниматься? (Отгадывать загадки) Правильно!

Каждому экипажу по очереди я загадываю загадку, если члены экипажа не смогут правильно ответить, то им помогут болельщики.

  1. Сложи два равных числа. Какую часть суммы составляет каждое слагаемое?
  2. На какое число делить нельзя?
  3. Что произойдет с числом, если к нему подписать справа 3 нуля?
  4. Сколько потребуется цифр, чтобы записать все круглые десятки, считая и число сто?
  5. Какое наименьшее семизначное число?
  6. Назови семизначное число сумма цифр которого равна 2.

Ребята, ракета возвращается на Землю. Включить счетчик! Отсчитываем последние секунды: 10, 9, 8, 7, 6, ,5, 4, 3, 2, 1. Старт!

Подводим итого игры «Путешествие в космос». (Ведущий пересчитывает звездочки, на обратной стороне которых написано число очков, полученных каждой командой. Объявляется победитель. Все экипажи награждаются поощрительными призами.

Молодцы! Спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Загадки о космосе" для учащихся 2 класса. Проверяем готовы ли дети оправиться в космос ( в классе проводится игра "Космическое путешествие"). Загадка-ответ и т.д.

В классе проводится игра "Космическое путешествие" на протяжении года. Для проверки готовности к космическому путешествию была создана данная презентация. В презентации один слайд загадка, второй...

Космос. Человек и космос. Исследование космоса.

Презентация ко Дню космонавтики....

Загадки о космосе. Викторина "Освоение космоса"

Подборка загадок о космосе, Викторина посвящённая дню космонавтики....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Космос и Вселенная» для учащихся кружка прикладного творчества «Самоделкин» по теме: 55-летие первого полёта человека в космос

Цель:  Познакомить детей с историей развития отечественной космонавтики и теми людьми, которые внесли огромный вклад в покорение Вселенной. Задачи:   Образовательные:   Р...

План проведения Всемирной недели космоса «Космос объединяет мир» в МАОУ «СОШ №31» г. Стерлитамак РБ с 4.10.2018 по 10.10.2018

Организация информационной и методической поддержки, оформление тематических книжных выставок «Влюблённые в небо»...

Педагогический проект «Космос и человек. Что я знаю о космосе?».

Сформировать целостное представление о развитии пилотируемой космонавтики, об исследовании космоса с помощью космической техники, продемонстрировать достижения страны в освоении космического пространс...

Проект по теме: «История освоения космоса. Первопроходцы-покорители космоса»

Информационно-творческий проект средней продолжительности. Цель проекта: воспитание и развитие личности младшего школьника в процессе формирования учебной деятельности...