Тема: Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. Решение задач на нахождение площади.
план-конспект урока по математике (4 класс)

Нина Антоновна Хребтова

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

                               Математика  в 4 классе

Тема: Единицы площади. Квадратный  километр, квадратный миллиметр. Решение задач на нахождение площади.

Цель: познакомить детей с единицами измерения площади – квадратным километром и квадратным миллиметром.

Задачи:

- совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;

- составлять краткую запись, решать задачи, составлять обратные задачи на основе знания формул и взаимосвязи компонентов действий;

- развивать логическое мышление;

- воспитывать аккуратность и взаимоуважение.

Планируемые результаты:

- расширение  и  систематизация  знаний о единицах площади (повторение знакомых единиц и их взаимоотношения, ознакомление с новыми единицами - квадратным километром и квадратным миллиметром).

- умение соотносить единицы площади и выбирать оптимальные для  измерения заданных объектов;

- выполнять операции анализа и синтеза;

- делать умозаключения;

- слушать учителя  и выполнять его требования.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,                                                                         Начинается урок.                                                                                                   Всё на месте, посмотрели,                                                                                               Улыбнулись и присели.

– Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны, активно  участвовали в уроке, полагаясь на свои собственные знания. 

II.Актуализация знаний.

На доске запись:     1 дм =….см                                     1м =… см

                       1 км = … м                                     2 км 750 м = … м            

                                 1 км 300 м = … м                         15 км 35 м = … м

                      1 км 30 м = … м                            1…2 = 100…2 

Дети подходят к доске по одному, с объяснением выполняют задание, выбирая то, что могут решить.

- Что было сложным в выполнении этого задания?

Работа с оценочным листом.

- Занесите результат в оценочный лист.

III. Самоопределение к деятельности

- С какими величинами  мы встретились, выполняя это задание?                                                                                            - Какие единицы называют квадратными?                                                                                                                                                            - Что измеряют квадратными единицами?  (площадь прямоугольника, квадрата)                                                                                                                                                         -  Можно ли площадь назвать величиной? Докажите. 

(Можно.  Площади  фигур измеряют, сравнивают, складывают и вычитают).

- Как найти площадь квадрата? Прямоугольника?

(На доске учитель прикрепляет формулы площади квадрата и прямоугольника)

- Какие единицы измерения площади вы знаете? (Квадратный сантиметр, квадратный дециметр).

- Что такое квадратный сантиметр? (Это квадрат со стороной 1 см)

- Что такое квадратный дециметр? (Это квадрат со стороной 1 дм)

-  Какую единицу измерения вы выберете, если нужно будет измерить площадь парты? Учебника?

-  А если нужно будет измерить площадь классной комнаты? Детской площадки? (Нет, они очень маленькие).

-  А можно ли ими вычислить площадь клеточки в ваших тетрадях? (Нет.  Они очень большие для этого).

- Как же измерить площадь в этих случаях? (Наверное, существуют другие: более мелкие и более крупные единицы).

- Сформулируйте тему нашего урока. (Новые единицы измерения площади)  Слайд 1

- Какая цель урока?   (Научиться пользоваться новыми единицами площади, узнать их соотношение с уже изученными единицами).

IV.Работа по теме урока

- Прочитайте текст рядом с красной чертой на странице 39.

- Как называется самая большая единица площади? (Квадратный километр)

Что измеряют в квадратных километрах? (Площади больших объектов: хлебное поле, площадь села, государства, моря …)

Постановка проблемы через решение задания из учебника:

Найдите в учебнике № 166 (с.39). Прочитайте задание. Как будете выполнять? Составьте алгоритм решения. Выполните задание самостоятельно.

Проверка.

-Что нужно было сделать, чтобы вычислить площадь квадрата со стороной  1 км в квадратных метрах? (1 км = 1000 м. Чтобы найти площадь, нужно  длину  одной стороны умножить на длину другой  стороны. 1000 * 1000 = 1 000 000 м2).

Работа с оценочным листом.

- Занесите результат в оценочный лист.

- Как называется самая маленькая единица площади? (Квадратный миллиметр).

Выразите 1см2  в квадратных миллиметрах. (1 см = 10 мм. Чтобы найти площадь, нужно  длину  одной стороны умножить на длину другой  стороны.  10 * 10 = 100 см2).

- Что можно измерить в квадратных сантиметрах? (площадь тетради, альбома… )

работа с учебником № 167 (с.39). Прочитайте задание. Давайте разделимся на три группы. Первая группа работает с  первым рисунком, вторая – со вторым, третья с третьим. Выполните самостоятельно.  Фронтальная проверка.

Самооценка.

Работа с оценочным листом.

- Занесите результат в оценочный лист.

169 (с.39)

(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают у доски. Проверка)

V.Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся

(наклоны туловища вправо и влево.)

Больше спать не захотел,

(наклоны туловища вперед и назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(кружатся и садятся за парты.)

VI.Закрепление изученного материала.

              1)  Задание № 170 (с.40)

(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке).

2)- Возьмите карточку №1. Рассмотрите таблицу и найдите объективное соотношение единиц измерения площади с предложенными объектами.

Единица измерения площади

Наименование объекта

м2

Клеточка в школьной тетради

км2

Стол, парта

дм2

Море, степь

см2

Спортзал, комната

мм2

Альбомный лист

 Слайд 2

Проверка самостоятельно со слайда презентации.

Работа с оценочным листом.

- Проверьте, оцените свою работу и занесите результат в оценочный лист.

Слайд 3

3)- Прочитайте задачу.

Длина приусадебного участка прямоугольной формы равна 20 м, это на 5 метров больше  ширины. Найди площадь приусадебного участка.

- Вспомните формулу площади прямоугольника. Как удобно записать краткую запись? (В таблицу)

Слайд 4

S (площадь)

a (длина)

b (ширина)

?

20 м

На 5 м меньше

Решите самостоятельно.

Проверка у доски. 

Работа с оценочным листом.

- Проверьте своё решение, оцените его и занесите результат в оценочный лист.

S = a * b

  1. 20-5=15(м)
  2. S = 20 * 15 = 300 ( м2)

Ответ: площадь участка прямоугольной формы 300  м2.

- Составим и решим  обратные задачи, пользуясь формулой и взаимосвязью компонентов действия умножения.  

I  вариант находит ширину участка.

II вариант – длину.

Обратные задачи.

Площадь приусадебного участка прямоугольной формы равна 300м2 .  Ширина участка 15 м. Найди длину участка. (300 : 15 =20( м).

        Площадь приусадебного участка прямоугольной формы равна 300 м2 . Длина участка 20 м. Найди ширину участка. (300: 20 = 15( м).

Работа с оценочным листом.

- Проверьте своё решение, оцените его и занесите результат в оценочный лист.

  VII. Подведение итогов урока.

- С какими новыми единицами площади вы познакомились сегодня на уроке?

- Выразите 1 км2  в квадратных метрах.

- Выразите 1 см2  в квадратных миллиметрах. 

  1. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке. Посмотрите на результат, который получился. Поднимите руку, кто доволен своим результатом. Молодцы.

- У кого ещё есть вопросы по теме?

- Ребята, завершить наш урок мне  хочется словами Г.Гессе: «Всякая хорошо решенная задача доставляет умственное наслаждение». Я желаю всем справляться с задачами, которые будут вставать перед вами, и не только на уроках.

- Вложите листы самооценки в тетрадь.

Домашнее задание.

Учебник: № 171  (дифференцировано: №1 всем, №2 – по желанию), №172 (1, 2 столбик),

Приложение 1

Образец карточки №1

Единица измерения площади

Наименование объекта

м2  

Клеточка в школьной тетради

км2

Стол, парта

дм2

Море, степь

см2 

Спортзал, комната

мм2

Альбомный лист

Приложение 2

Образец индивидуального листа самооценки

Индивидуальный лист самооценки ученика 4 класса

____________________________________________________

(Фамилия, имя обучающегося)

по теме: «Единицы площади. Квадратный  километр, квадратный миллиметр. Решение задач на нахождение площади»

Вид работы

Образец задания

Самооценка

Итоговая оценка

2

Самостоятельная работа

№ 166       = 

3

Работа в группе

Показать на рисунке часть 1, №167 

4

Индивидуальная работа

Карточка №1

5

Самостоятельная работа с задачей

Задача на нахождение площади

6

Рефлексия

Библиография

М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И.Волкова, С. В. Степанова «Математика». Учебник для 4 класса начальной школы в двух частях. «Школа России».

О.И.Дмитриева, О.А. Мокрушина «Поурочные разработки по математике 4 класс» к учебному комплекту М. И. Моро. «Школа России».

Шоган В.В., “Технология личностно – ориентированного урока”, издательство “Учитель”, 2003 г.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Интернет- ресурсы:

www.prosv.ru    http//school-russia.ru                                                  

http/ /www tverobr.ru    http/ /www edu.ru                                                

 www.pedsovet.su         www 1 september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики по теме «Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника».

Урок математики по теме «Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника» в технике деятельностого метода обучения. Тип урока: урок изучения нового  материала. Мето...

Урок математики 4 класс. "Площадь. Решение задач на нахождение площади фиур".

Повторение. Решение задач на нахождение площади прямоугольника....

Презентация "Решение задач на нахождение площади и периметра"

Презентация содержит в себе : устный счет ,переобразование величин,формулы нахождения площади  и периметра прямоугольника, квадрата,прямоугольного треугольника. Чтобы закрепить формулы, даются ра...

Технологическая карта урока математики. Тема "Решение задач на нахождение площади".

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. Место и роль урока в изучаемой теме: 7 урок по теме «Умножение. Площадь фигуры. Сравнение и измерение площадей» Цель: совершенствовать умени...

Карточка "Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника"

Карточка "Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника"...

Решение задач на нахождение площади

Решение задач на нахождение площади...