"Становление математической функциональной грамотности младшего школьника"
опыты и эксперименты по математике

Цыбикова Марина Васильевна

В данной статье доклада хочу поделиться с собственным педагогическим опытом  применения заданий для развития математической функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад 940.95 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОУ школа имени А.П. Чехова

г. БИШКЕК

ДОКЛАД

«СТАНОВЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

ЦЫБИКОВА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

БИШКЕК

2023г.

Становление математической функциональной грамотности младшего школьника

1. Цель: познакомить с собственным педагогическим опытом применения заданий для развития математической функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах.

2.Задачи: показать необходимость использования в работе с учащимися заданий для развития математической функциональной грамотности учащихся;

-содействовать профессиональному общению;

вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Нельзя человека
научить на всю жизнь,
его надо научить
учиться всю жизнь!

Уважаемые коллеги! Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Два весла».

Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег.

Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?

— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».

Лодка начала кружиться на одном месте.

— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.

  - Какие же методические приёмы мы можем отметить в деятельности лодочника?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость теоретических знаний и практических знаний/.

Действительно, что - самые прочные знания и умения это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Два весла» - о том, как уметь применить полученные теоретические знания на практике, на деле, говоря современным языком, это «функциональная грамотность школьников».

Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.

-Развитие мышления-это значит, из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое;

-Развитие речи – это значит, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение;

-Пространственное восприятие;

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;

-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

       Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», (просто грамотным считался тот, кто может прочитать и написать короткий простой текст на тему из своей повседневной жизни, понимая прочитанное и написанное), появилось понятие «функциональная грамотность».

Что же такое «функциональная грамотность?

Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

-"личность" записать личностные качества- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность…

-Что же такое - "функционировать"- Работать, действовать, внедрять, применять...

- "грамотность" - Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

-Так что же такое функциональная грамотность?

«Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре».

  Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

    В современной школе сущностью математической функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

     Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. 

     Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
- понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;

- потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;

- способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать;

-совокупность умений.

    Если предположить, что «Функциональная грамотность» это пазл, которые очень любят собирать дети, то элементами его будут: Математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность. Это основы функциональной грамотности, которые мы должны закладывать уже в начальной школе!

   Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.

     То, базовым навыком функциональной грамотности является, читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.

     Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.        

     Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.

     Ориентиром для нас является стандарт начального общего образования. В нем отмечено:

«Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

-использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений;

-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач» (ФГОС НОО)

         Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть конкретизированы, например:

• узнавание, называние (чтение), запись многозначного числа (в пределах миллиона);

• сравнение двух чисел (в пределах миллиона);

• ориентация в изученных величинах: единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час и др.);

• соотнесение (знание соотношения) между единицами измерения однородных величин (1 тонна = 1000 кг, 1 минута = 60 секунд и др.)

• выполнение письменных вычислений, связанных с бытовыми жизненными ситуациями, на основе изученных алгоритмов (сложение/вычитание многозначных чисел, умножение/деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);

• выполнение (устно) арифметических действий над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

• использование свойств арифметических действий для выполнения устных вычислений, необходимых в практической деятельности и повседневной жизни;

• решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)

     Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:

-ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний;

-школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы;

-ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами. 

1 компонент

      Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне эта математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.

Примеры заданий, чтобы сформировать первый компонент математической функциональной грамотности:

1. Сколько сдачи ты получишь с каждой покупки, если у тебя купюра 50 руб., а ты купишь: один йогурт (32 руб.)? одно мороженое (26 руб.)?

2. Дима заметил, что упаковка сока стоила 36 руб. Через некоторое время его цену снизили на 8 руб. По какой цене стали продавать сок?

3.Тульские пряники вошли в бортовое меню авиаперевозчика «Аэрофлот». Для этого фабрика будет производить более 7 млн пряников в год. Вычисли, сколько пряников кондитеры выпекут за полгода, за один месяц (30 дней), за один день, если за год на фабрике выпекут 7 200 000 пряников?

4.Москва – Владивосток – это самый протяженный железнодорожный пассажирский маршрут в мире. За 144 часа вы преодолеваете путь длиной в 9288 км. Выполни деление с остатком: вычисли скорость движения поезда по этому маршруту.

5.Определи время по часам. Запиши результаты по образцу.

13 ч 00 мин

   Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

Второй компонент

      Чтобы его сформировать, давайте детям на уроках задания: сравнить предметы (фигуры) по их форме и размерам, сравнить числа; упорядочить данное множество чисел, сравнить разные способы вычисления, выбрать наиболее удобный; проанализировать структуру числового выражения, чтобы определить порядок выполнения арифметических действий.

    Попросите учеников сравнить значения однородных величин (длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость), упорядочить заданные значения величин; установить зависимости между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач; моделировать зависимости, которые содержатся в тексте задачи; сравнить и обобщить информацию, которая представлена в таблицах, на диаграммах; перевести информацию из текстовой формы в табличную.

    Чтобы успешно выполнить задания, у детей должны быть сформированы читательская грамотность и смысловое чтение текстов: информационно-содержательного, инструктивного, справочного, текста-обращения, текстовой задачи.

Примеры заданий, чтобы сформировать второй компонент математической функциональной грамотности.

   

Вот, например, такая задача в 4 классе:

      Показываю, например, изображение автомобиля и предлагаю четвероклассникам продолжить предложение: «В Австралии в 2017 году прошла гонка, в которой участвовали только автомобили на … (на солнечных батареях) Какие это автомобили?». Дети высказывают предположения: «Автомобили на воздушных подушках, электричестве, газе, солнечных батареях?». После этого, демонстрирую текст, в котором содержится ответ на этот вопрос: «Благодаря электричеству, подаренному солнцем, можно ежедневно проезжать 30 километров. Некоторые авто способны разгоняться до 89 км/ч. Именно этот автомобиль победил в гонке в 2017 году. Он сконструирован сотрудниками голландской компании. Солнечная батарея авто весит 135 кг, ее площадь 2 м2 64 дм2». Дальше продолжаю диалог с детьми: «Какие величины вы встретили в этом тексте? Надо ли учить математику, чтобы читать и понимать информацию о современных достижениях науки и техники?». Ответы детей на эти вопросы позволят показать необходимость получать и применять математические знания.

Третий компонент

     Чтобы сформировать третий компонент математической функциональной грамотности, применяю данные задания: понять и применить математическую символику и терминологию, построить математические суждения (рассуждения). Полезно побуждать детей высказываться в ситуациях спора, дискуссии, которые вызваны противоречием.

Например:

В детский сад привезли 20 кг яблок и 8 пакетов винограда. На сколько килограммов больше привезли яблок, чем винограда? Учитель предлагает ответить на вопросы: Кто готов выполнить задание и знает, что получит правильный результат? Можно ли решить эту задачу? Почему нет? да? Все ли условия есть для ее решения? Что нам необходимо, чтобы получить требуемый результат?

Примером могут служить следующие задания. При решении второй задачи метапредметная связь с уроками природоведения. Дети вспоминают о пауках, сколько пар ног имеют они? Если кто не знает, получают новую информацию.

*решение логических задач.

1) Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19. В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?

2) 10 пауков построились в хоровод и каждый взял за лапку каждого из своих соседей.

Сколько всего лапок оказались свободными?

    Заключение

    Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию математической функциональной грамотности школьников.

Уважаемые коллеги!

Если моё выступление заставило вас о чем-то задуматься, поднимите левую руку к груди и сожмите ее в кулак.

Если вам захотелось что-то из услышанного использовать в действии, поднимите правую руку к груди и тоже сожмите в кулак.

Коллеги, у вас в руках оба весла лодки под именем «Функциональная грамотность». Так пусть Ваше плаванием будет счастливым! Попутного ветра!

   

Список использованной литературы:

1. Основные результаты международного исследования PISA – 2015 г. оценки учебных достижений учащихся 4-х и 8-х классов общеобразовательных школ РФ. Оценки качества образования ИСРО РАО.

2. ФГОС ООО (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010№1897, ред. От 31.12.2015)

3.Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р).  

4. Приёмы педагогической техники А.Гин.  Учебная книга, 2003 год.

5. Иванова Т. А., Симонова О. В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник. 2009. № 1(1).

6. Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №12.

7. Н.Б.Истомина. Учимся решать комбинаторные задачи. Смоленск ассоциация ХХI век 2006 г.

8. Иванова Т. А., Симонова О. В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник. 2009. № 1(1).

9. Жигалкина «Игровые и занимательные задания по математике». Москва «Просвещение». 1989 г.

10. Мацкевич, В., Крупник, С. Функциональная грамотность [Текст] // Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск, Харвест, 2001. - 312 с.

11. Г.А.Лавриненко «Задания развивающего характера по математике». ОАО «Издательство «Лицей»». Саратов 2003 г.

12. https://infourok.ru/nestandartnie-zadachi-po-matematike-klass-804162.html

13.  https://урок.рф/library/logicheskie_zadachi_dlya_uchashihsya_1-4_klassov

14.  dlia.htmlmultiurok.ru/files/sbornik-loghichieskikh-zadach-po-matiematikie-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

Участие в региональной НПК «Математическая функциональная грамотность младшего школьника: формирование и оценка»

Роль Яндекс.Учебника в формировании математической функциональной грамотности младших школьников...

Математические экскурсии как средство формирования функциональной грамотности младших школьников

Статья посвящена особенностям формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках-экскурсиях. В статье описана эффективность математической экскурсии как средства развития  функц...

Финансовая грамотность как часть функциональной грамотности младших школьников

Подбор материала  "Финансовая грамотность как часть функциональной грамотности младших школьников" поможет в организации курса внеурочной деятельности "Финансовая грамота"...

Мастер-класс на тему: "«Читательская грамотность- базовый навык функциональной грамотности младших школьников»"

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих формирование читательской грамотности  младших школьников на уроках русского языка....