Открытый урок математики "Решение задач на нахождение суммы с элементами функциональной грамотности"
материал по математике

Портнягина Лариса Алексеевна

Открытый урок математики Решение задач на нахождение суммы с элементами функциональной грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Математика

Тип урока: Повторение и закреплени изученного материала

Тема урока: Решение задач на нахождение суммы

Цель урока: Закрепление и совершенствование умения решать текстовые задачи и выражения изученных видов; формирование у обучающихся представление о финансовой грамотности через решение текстовых задач, развитие навыков счёта, развитие логического мышления, внимания.Способствовать развитию кругозора детей, познавательного интереса, речи учащихся. Воспитывать интерес к математике.

Планируемые результаты

Предметные: Знать структуру текстовой задачи, правило оформления и решения задачи в тетради. Уметь различать условие задачи, вопрос. Правильно оформлять решение задачи. Отработка навыков устных и письменных приёмов сложения и вычитания при решении задач и примеров; формирование умений выбирать способы действий решения.

Познавательные УУД:

Развитие умения извлекать информацию из таблиц, текстов;

представлять информацию в таблице;

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по приз накам;

Регулятивные УУД:

Развитие умения высказывать своё предположение;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

Развитие умения слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в паре.

Личностные результаты:

Развитие умения выражать свои эмоции;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Методы обучения:

- словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа,

- наглядные: презентация, рраздаточный дидактический материал;

- практический: самостоятельная работа, выполнение различных упражнений.

Ресурсы: презентация, раздаточный дидактический материал.

Ход урока

   Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Орг.момент

Целеполагание

Фронтальная

-Здравствуйте ребята. Приготовимся к уроку математики, настроимся на работу.

 – Проверим готовность к уроку.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

- Нам сегодня пришло письмо от Ослика Иа. СЛАЙД 2

«Дорогие ребята! Приближается мой День рождения, но я переживаю, что это будет самый грустный день. Ведь я не самый удачливый и счастливый. Да и никто, наверное, не вспомнит про мой День рождения. Помогите мне, ребята, организовать День рождения.

Ваш Ослик Иа»

- Поможем?

- Вспомните, что нового мы узнали на предыдущих уроках математики, чему учились?

- Сегодня на уроке мы не только постараемся помочь ослику Иа организовать День рождения, но и повторим решение задач на нахождение суммы и решение примеров изученных видов.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Записывают число и классную работу.

- Решали примеры на сложение и вычитание, решали задача на нахождение суммы.

Регулятивные:

-умение готовиться к уроку, восприятию нового материала,

-целеполагание как постановка учебной задачи.

Личностные:

-смыслообразование (Я должен уяснить).

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

Устный счёт

Фронтальная

- Чтобы помочь ослику Иа, для начала надо составить план действий. Что нам нужно для подготовки праздника?

СЛАЙД 3

План

  1. Пригласить гостей
  2. Купить продукты
  3. Приготовить угощение
  4. Придумать развлечение

- Какой праздник без гостей?!

- Чтобы узнать, кого  пригласил на свой день рождения Ослик Иа, надо найти значения варажений. Используя шифр, разгадать, кого пригласил ослик на свой день рождения. СЛАЙД 4, 5, 6.

а

в

и

к

н

о

п

с

т

ч

я

66

40

23

30

80

70

60

41

100

50

20

36+4                55+5                        47-6        

28-5                60-40                        80-10        

40+40                60+40                        43-3        

90-10                69-3                        62+4        

20+3                58-8

        90-20

        27+3        

- Мы определились с количеством гостей, теперь нам нужно отправить им приглашение. В нём должна быть указана точная информация. СЛАЙД 7

  • Определите, какая открытка подписана правильно.
  • 25 ноября приглашаю на День рождения Ослика Иа
  • 25 ноября в 15.00 часов приглашаю на День рождения Ослика Иа. Адрес: домик Иа

Фронтальная работа обучающихся

Обсуждают, что надо приготовить к празднику.

(Винни, Пятачок, Сова)

Делают выбор. Определяют, что второе приглашение подписано верно.

Регулятивные:

-планирование

-прогнозирпование.

Познавательные:

-умение решать примеры, выбирать действие

-построение логической цепи рассуждения.

Закрепление полученных знаний

Фронтальная, индивидуальная

- Открытки отправлены, теперь пора составить меню. Ослик для угощения своих гостей выбрал такое меню: 

СЛАЙД 8

МЕНЮ:

1. Фруктовый салат

2. Торт

3. Медовое печенье

4. Лимонад

- Часть блюд Иа решила заказать с  курьером, а часть сделать самому. Фруктовый салат Иа решил приготовить сам. Он нашёл рецепт в Интернете. СЛАЙД 9

Продукты

Апельсин – 1 штука

Банан - 1 штука

Киви – 2 штуки

Яблоко - 1 штука

Йогурт с любым вкусом – 1 стаканчик.

Фрукты помыть, почистить, нарезать кубиком, заправить йогуртом.

- Рецепт салата  рассчитан на две персоны. - На сколько персон должен накрыть стол Иа?

- Хватит ли салата для всех гостей? Что мы должны посоветовать Иа?

- Как посчитать количество продуктов на 4 персоны?

  • Заполните таблицу. СЛАЙД 10

Ингриди-енты

На 2 персоны

На 4 персоны

Апельсины

1 штука

Банан

1 штука

Киви

2 штуки

Яблоко

1 штука

Йогурт с любым вкусом

1 стаканчик

Вычисляют количество персон за столом.

Гости — 3 перс.

Иа — 1 перс.

Всего — ?

3+1=4 (перс.)

Ответ: 4 персоны.

Выясняют, что салата не хватит всем гостям.

Надо увеличить количество продуктов. Надо набор продуктов взять два раза.

Заполняют таблицу новыми данными.

Ингриди-енты

На 2 персоны

На 4 персоны

Апельсины

1 штука

2 шт.

Банан

1 штука

2 шт.

Киви

2 штуки

4 шт.

Яблоко

1 штука

2 шт.

Йогурт с любым вкусом

1 стаканчик

2 ст.

- Проверка заполнения таблицы с эталоном на доске.

Познавательные:

-умение решать задачи, выбирать действие,

-заполнение таблицы данными,

-построение логической цепи рассуждения.

-Регулятивные:

-умение оформлять запись в тетради.

-умение выполнять контроль, самоконтроль.

Коммуникативные:

Умение оказывать помощь друг другу при выполнении заданий.

Применение знаний в новой ситуации

Фронтальная, индивидуальная

- Иа отправился в магазин за недостающими  продуктами для салата.

- Сколько денег уйдёт у него на все продукты? Рассмотрите таблицу. Заполните таблицу данными.

- Сколько стоят два банана?

- А четыре киви?

- Сколько нужно заплатить за два стаканчика йогурта? СЛАЙД 11

Цены на продукты

Название продукта

Цена

Всего

Банан

1 шт. - 20 рублей

2 шт. -

Киви

1 шт. - 5 рублей

4 шт. -

Йогурт с клубникой

1 стаканчик - 15 рублей

2 ст. -

- Посчитайте, сколько Иа заплатит за всю покупку. Запишите решение в тетрадь. Как удобнее записать решение? СЛАЙД 12

- У ослика Иа в кошельке оказалось только 100 рублей. Хватит ли ему этих денег , чтобы расплатиться за покупку?

- Давайте немного отдохнём.

Название продукта

Цена

Всего

Банан

1 шт. - 20 рублей

2 шт. - 40 рублей

Киви

1 шт. - 5 рублей

4 шт. - 20 рублей

Йогурт с клубникой

1 стаканчик - 15 рублей

2 ст. - 30 рублей

- Проверка заполнения таблицы с эталоном на доске.

Самостоятельно решают задачу, записывая его выражением.

40+20+30=90 (руб.)

Ответ: 90 рублей.

- Да. Хватит, останется 10 рублей.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания

-умение правильно выбирать действия при решении задач.

-Регулятивные:

-умение оформлять запись в тетради.

-умение выполнять контроль, самоконтроль.

Коммуникативные:

-умение оценивать работу друг друга.

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём.

Пятачок бежит с шаром.

Винни Пух присел под куст:

«Ой, никак не разогнусь».

Ослик ищет хвостик свой,

Крутит, вертит головой.

Нам сова прислала весть,

Что пора за пврты сесть.

Выполняют движения

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Фронтальная

- Продукты закупили, салат ослика готов. Остальные угощения ослик решил заказать. Медовое печенье Иа решил заказать в кафе, лимонад в продуктовом магазине, а торт в кондитерской. Все курьеры едут из разных мест. Давайте вычислим время, которое они затратят на дорогу.

- На столах у вас лежат карточка с задачей про курьеров. СЛАЙД 13

- Первый курьер из магазина тратит на дорогу к домику Иа 30 минут. Второй курьер из кафе тратит на дорогу 40 минут. А третий курьер из кондитерской тратит на дорогу столько времени, сколько первый и второй курьеры вместе. Сколько потребуется времени на дорогу третьему курьеру?

- О ком эта задача?

- Что нам известно?

- Что нужно узнать?

- Запишите краткую запись. И выполните решение.

- Проверьте решение. СЛАЙД 14

 Время доставки: СЛАЙД 15

  1. Магазин — 30 минут
  2. Кафе — 40 минут
  3. Кондитерская — 1 час 10 минут

- Время доставки различается. В каком порядке нужно оформить заказы, чтобы курьеры приехали одновременно к приходу гостей?

Индивидуальная работа.

- В задаче говорится о курьерах.

- Известно время доставки первого и второго курьеров.

- Нужно узнать время доставки третьего курьера.

I — 30 мин         III - ?

II — 40 мин

40+30=70 (мин.)

Ответ: 70 минут=1 час 10 минут

Выбирают очерёдность:

Кондитерская, кафе, магазин

Закрепление полученных знаний

Работа в парах

- Салат готов, курьеры в пути. Пора перейти к развлечениям. СЛАЙД 16

План развлечений, по мнению Ослика Иа, должен быть такой:

  1. Фокусы
  2. Аттракционы
  3. Просмотр авторских мультфильмов
  4. Фейерверк

- Чтобы узнать, кого должен Иа пригласить для проведения этих развлечений, необходимо решить примеры первого и второго столбиков. Соедините выражения с одинаковым значением.

СЛАЙД 17

фокусы

10+4

40+10

аниматор

аттракционы

48+2

62+5

пиротехник

мультфильмы

36-10

20+6

мультипликатор

салют

37+30

7+7

фокусник

Работают в парах

фокусы

10+4

40+10

аниматор

аттракционы

48+2

62+5

пиротехник

мультфильмы

36-10

20+6

мультипликатор

салют

37+30

7+7

фокусник

  • Фокусы — фокусник
  • Аттракционы — аниматор
  • Мультфильмы — мультипликатор
  • Салют — пиротехник

Регулятивные:

-умение выполнять задания в паре, делать проверку.

Коммуникативные:

-умение договариваться, находить общее решение, оценивать работу.

Подведение итогов Рефлексия

Фронтальная

- Всё у нас получилось. Праздник мы подготовили. СЛАЙД 18

- Но что это? Пришло письмо от Иа. Он отправил фото. День рождения удался. Иа счастив.

- Какую цель мы ставили в начале урока? Что мы повторили? Что нового для себя узнали на уроке? Чему научились?

- Давайте и мы подарим ослику Иа наш подарок. На столах у вас лежат нарисованные воздушные шары. Раскрасьте их, если вам было сегодня на уроке интересно, все задания давались вам легко, зелёным цветом. Если вы немного затруднялись, что-то было вам непонятно, то синим. А если вам было очень трудно, сложно было понять, что происходит на уроке, в красным цвет.

Подводят итог

Раскрашивают шары

Коммуникативные:

-умение сопоставлять результаты своего труда с целями и задачами урока, делать выводы, оценивать работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики во 2 классе коррекционной школы "Решение простых арифметических задач на нахождение суммы и разности".

совершенствовать знания учащихся о составляющих элементах задачи (условие, вопрос, решение, ответ);  способствовать формированию умения решать задачи на нахождение суммы и разности....

План-конспект урока в малокомплектной школе по математике 2 класс "Решение задач на нахождение суммы" и по истории в 4 классе "Рождение русского флота. Великая Северная экспедиция Витуса Беринга".

Урок во 2 и 4 классах. На уроке математики учащиеся знакомятся с решением задач на нахождение суммы, а в 4 классе расширяют знания о Петре I, знакомятся с географическими открытиями, сделанными В. Бер...

Открытый урок по математике " Задачи на нахождение суммы"

Научить решать простые и составные задачи на нахождение суммы...

Проверочная тестовая работа «Решение задач на нахождение суммы и на нахождение остатка», 1 класс

Материал содержит инструкцию для учащихся, 2 варианта по 5 заданий и правильные ответы....

Конспект открытого урока по математике в 4 классе с элементами финансовой грамотности «Решение задач»

Цель: 1.формировать математическую грамотность посредством решения учебно-практических задач....

Презентация к открытому уроку математики "Решение задач на нахождение суммы" 2 класс

Открытый урок математики Решение задач на нахождение суммы с элементами функцион 2 класс...

Самоанализ открытого урока по математике "Решение задач на нахождение суммы"

Самоанализ открытого урока по математике Решение задач на нахождение суммы...