Урок математики в 1 классе по теме "Задачи в два действия" УМК "Перспектива"
методическая разработка по математике (1 класс)

Банцекина Жанна Юрьевна

Урок математики построен в  игровой форме с использованием детских песенок, стихов, скороговорок . Данный урок по теме "Задачи в два действия" позволяет детям научиться  моделировать условие задачи в два действия; анализировать условие задачи в два действия,  составлять план её решения; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Игровой материал, используемый на уроке, позволяет первоклассникам легко и непринуждённо справиться с поставленной задачей урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе. УМК «Перспектива»

Тема урока: «Задачи в два действия»

Планируемые результаты (целевые установки)

Предметные – моделировать условие задачи в два действия; анализировать условие задачи в два действия,  составлять план её решения; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Метапредметные:

(Р) – формулировать цель, осознавать и принимать учебную задачу урока; составлять план рассуждений; оценивать результаты своей деятельности по выработанным критериям;

(П) – ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации; осуществлять анализ рисунков, текстов и схем задач, делать выводы; дополнять условия задач, рисунки к задачам; выполнять устно действия; определять закономерность;

(К) – включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; договариваться между собой и слушать друг друга, задавать влросы, используя простые речевые средства.

Время

Ход урока

Примечания

Компетенции

I. Оргмомент

1 мин

-Ребята, сегодня мы с вами на уроке математики отправляемся в гости к малышам в необычную школу! А вот как называется эта школа, вы узнаете, если разгадаете ребус.

Лес  ш1а

  я

II. Работа с геометрическими фигурами.

4 мин

3 мин

-Но лес  далеко, пешком долго идти, нам понадобится какое-нибудь транспортное средство. А давайте попробуем собрать его изображение из геометрических фигур.

-Какие фигуры вы видите? (прямоугольник, треугольник, круг, четырёхугольник) Подумайте, какое!

- Готово? Отлично! Отправляемся в путь!

- Чтобы было веселее в пути , споём дорожную песенку. А пока мы будем петь , вы считайте сколько названий животных упоминается в этой песенке. (Кота, чижика, собаку, Петьку-забияку, обезьяну, попугая) 6

- Сколько из них пернатых друзей? (3 – чижик, Петух, попугай)

- Если пернатых 3, всего их 6, то сколько млекопитающих? (6-3 = 3)

- Как ещё можно получить число 6?

На доске фигуры. Дети собирают паровоз на партах, 1 человек на доске.

 

«Мы едем, едем, едем…»

6

III. Устный счёт.

5 мин

-Смотрите , мы проезжаем мимо необычной деревни.  Номера домов здесь написаны в виде математических выражений (примеров). Такая же деревня есть у вас в рабочих тетрадях на стр.49 Откройте тетради.

-Какой номер у домика с оранжевой крышей? (2)

-Как ты определил? (7-5; 7-это 5 и 2 Значит 7-5 будет -2)

-Какой номер у домика с жёлтой крышей? (1)

Как ты определил? (5-4; 5 -это 4 и 1 Значит 5-4 будет -1)

-Какой номер у домика с фиолетовой крышей? (7)

Как ты определил? (9-2; 9 -это 2 и 7 Значит 9-2 будет -7)

- Какой номер у домика с красной крышей?(10)

-Как удобнее найти результат этого выражения? (к 10 прибавить 2)

 -Почему? (Потому что к большему прибавлять меньшее удобнее)

-Какое свойство сложения использовали? (Переместительное свойство сложения)

- Нужно ли будет использовать это свойство, чтобы узнать номера остальных домиков?

-Ребята жители этой деревушки просят нас о помощи. А вот о какой помощи, вы узнаете, если прочитаете задание №4.

Доска. Деревня.

Рабочие тетради стр.49

Веер

Дети читают задание №4. Выполняют задание в тетради и на доске.

 

IV.Решение задач.

Физминутка.

5 мин

2 мин

5 мин

1 мин

7 мин

10 мин

1. - Вот мы и добрались до леса. Давайте остановимся на одной из полянок – отдохнём.

2. - Скажите, если в лесу громко крикнуть какое-нибудь слово, то его можно услышать в ответ. Как называется такое явление? (эхо)

- Решите задачу про эхо. Серёжа  пошёл в лес и сбился с дороги. Он стал звать на помощь и крикнул «Ау!» 7 раз. А эхо ответило ему на 3 раза меньше. Сколько раз  ответило эхо? ( 7 – 3 = 4)

- Измените задачу так, чтобы она решалась действием сложения.

3. - Ой, кто-то трещит! Скажите, что за птица в лесу может издавать звук, похожий на звук трещотки? (сорока)

- Кто помнит скороговорку про сороку?

- Три сороки тараторки, тараторили на горке.

- А тараторили они вот о чём…

4. – Ой, смотрите воробей!

 Л. Степанова

Что за птичка ВОРОБЕЙ?
Это значит - ВОРА БЕЙ!
Не хочу его я бить.
Надо с птичками дружить!

От гриба до чернички воробей сделал 3 прыжка, а от чернички до сосновой шишки – на 4 прыжка больше. Сколько прыжков воробей сделал от чернички до шишки? Сколько всего прыжков воробей сделал от  гриба до шишки?

- Текст этой задачи есть у вас в рабочей тетради на стр. 47 №4.

- Из каких частей состоит текст задачи?  (условие, вопрос)

- Прочитайте только условие задачи.

- Сколько вопросов в задаче? (2)

- Прочитайте первый вопрос.

- Как мы это узнаем? Каким действием? (сложением)

- Какое выражение надо записать? (3 + 4) Запишите.

- Чему равно значение суммы? (7)

- Какое наименование? (пр.)

- Какой ещё вопрос можно задать в этой задаче? ( Сколько всего прыжков воробей сделал от гриба до шишки?)

- Как мы можем это узнать? Каким действием? ( сложением)

- Какое выражение нужно составить? (3 + 7) Запишите.

- Каким свойством нужно воспользоваться, чтобы его решить? ( переместительным свойством сложения)

-Каков ответ ? (10 прыжков) Запишите.

 

6. – Ну, что ж, отдохнули немного на полянке, пойдёмте дальше.

- Что ж, вот и лесная школа. Кто сегодня присутствует на уроке? Надо рассадить зверушек за парты.

- Отгадайте, кто сидит за первой партой.

- Серенький клубочек,
Хвостик, как шнурочек.                                              Меж травы мелькает,
Зерна собирает.                                                          Сумочку набьет -
В норку отнесет.

- Учитель дал задание придумать задачу, и Мышка придумала… про зерно, которое она хранит у себя в норке, в кладовке.  А у нас в рабочей тетради есть задание про крупу, которую получают из зерна.

-Что нужно сделать в этом задании? (У знать по рисунку массу каждого пакета с крупой.)

- Как узнать массу пакета на первом рисунке?

1) 2 + 5 = 7 (кг)

2) 7 – 1 = 6 (кг)

Ответ: 6 кг

- Массу пакета на втором рисунке узнайте самостоятельно.

- Проверим.

7. - Кто сидит за второй партой?                                          

«Кто бежит по ветке юрко
  В рыженькой пушистой шкурке,
  Хвостик серенький крючком,
  Ушки острые торчком?»

- Какую задачу придумала белочка? ( про грибы, орехи, шишки)

- Придумайте задачу, чтобы она решалась действием вычитания.

.

- Отгадайте, кто сидит за третьей партой.

- Зайчику дали задание решить задачу.

« В первом вагоне поезда ехали 5 пассажиров, а во втором – на 2 пассажира меньше. Сколько всего пассажиров ехало в двух вагонах?»

- Найдём главные, ключевые слова в задаче.

-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Чего мы не знаем?

- Что мы можем узнать сначала? Каким действием? Запишем. 5 -2 =3 (п.)

- Что мы узнаем потом? Каким действием? Запишем 5 + 3 = 8 (п.)

Запишем ответ: всего 8 пассажиров.

Решение этой задачи можно записать в одну строчку

 . 

 

На доске 7 – 3 = 4

Физмин.Олень

Рабочая тетрадь. Стр.47 №4

Дети читают хором условие.

На доске

 

Рабочая тетрадь стр.50 №2

 

Белочка

 

Доска.

Рабочая тетрадь стр.49

 

V.Рефлексия

Что запомнилось на уроке? Что понравилось? Что получилось лучше всего?


                                                                                                               
Мы едем, едем, едем 
В далёкие края, 
Хорошие соседи, 
Счастливые друзья. 

Нам весело живётся, 
Мы песенку поём, 
И в песенке поётся 
О том, как мы живём. 

Красота! Красота! 
Мы везём с собой кота, 
Чижика, собаку, 
Петьку-забияку, 
Обезьяну, попугая — 
Вот компания какая! 

Когда живётся дружно, 
Что может лучше быть! 
И ссориться не нужно, 
И можно всех любить. 

Ты в дальнюю дорогу 
Бери с собой друзей: 
Они тебе помогут, 
И с ними веселей. 

Красота! Красота! 
Мы везём с собой кота, 
Чижика, собаку, 
Петьку-забияку, 
Обезьяну, попугая — 
Вот компания какая! 

Мы ехали, мы пели 
И с песенкой смешной 
Все вместе, как сумели, 
Приехали домой. 

Нам солнышко светило, 
Нас ветер обвевал, 
В пути не скучно было, 
И каждый напевал: 

Красота! Красота! 
Мы везём с собой кота, 
Чижика, собаку, 
Петьку-забияку, 
Обезьяну, попугая — 
Вот компания какая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...