Методическая разработка по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средством использования практико-ориентированных заданий»
презентация к уроку по математике (3 класс)

 Быданцева Анжела Геннадьевна

Практические задания на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon formir_m_g_praktiko-orient_zad.ppt1.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий на уроках математики » Автор: Быданцева Анжела Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ д. Московская 2024

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Математическая грамотность – одно из направлений функциональной грамотности Влияет на читательскую грамотность Влияет на социальную грамотность Влияет на информацион- ную грамотность Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач России Формирование функциональной грамотности является одной из основных задач обновлённого содержания образования .

Слайд 3

Структура учебных заданий и ситуаций 1-й компонент математической грамотности - понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; - задачи профориентационного направления, где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, водителю, швее, воспитателю и т.д. - оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений. 2-й компонент математической грамотности - способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека 3-й компонент математической грамотности – владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).

Слайд 4

Цель: Задачи: создание банка практико-ориентированных заданий как средство формирования математической грамотности младших школьников -изучить материалы по данной теме; - адаптировать имеющиеся и разработать новые практико-ориентированные задания и проблемные ситуации в своем классе; - разработать структуру учебных заданий и ситуаций компонентов математической грамотности младших школьников, определить их место в рабочей программе по математике проверить на практике эффективность их применения, учитывая индивидуальны возможности каждого ребенка;

Слайд 5

Практико-ориентированные задания – это: задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности это текстовые задания, носящие не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность её решения средствами школьного курса.

Слайд 6

Подходы к подбору и составлению заданий Предлагать учебные задания, задачи, содержащие проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики. В описании ситуации должно быть достаточно информации для решения поставленной проблемы. Дополнительная информация сообщается в формулировке вопроса. Решение проблемы может быть рассчитано на привлечение жизненного опыта школьника. Информация предлагается в различном виде (рисунок, текст, таблица и др.). Используются возможности компьютера (построения, заполнение свободных полей, перетаскивания и др.).

Слайд 7

«Задачки для раскачки» Например: хорошо ли вы знаете таблицу умножения? - Количество пальцев на руке умножить на количество углов квадрата. - Количество месяцев в году разделить на количество лап у волка. - Количество козлят из знаменитой сказки про козлят и волка умножить на количество крыльев у снегиря. - Количество обучающихся в нашем классе разделить на количество углов треугольника. - Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. - Количество месяцев в году разделить на число голов Змея Горыныча. - Количество букв в слове БУРАТИНО разделите на число крыльев у орла. - Число дней в неделе увеличьте в 8 раз. -Сколько лет просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число. -Раздели самое маленькое двузначное число на 2 и узнаешь, сколько лет не умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повести-сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Слайд 8

Задания и ситуации I компонента математической грамотности - понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; -задачи профориентационного направления, где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, водителю, швее, воспитателю и т.д. Задача от продавца В магазин привезли 100 кг апельсинов. Все апельсины разделили на 4 доли. В первый день продали 2 доли, а во второй день 1 долю. Сколько килограммов апельсинов осталось в магазине? Задача от врача. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 1 таблетке 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

Слайд 9

Задания и ситуации I компонента математической грамотности Задача от домохозяйки Мама решила приготовить салат из огурцов, помидоров и редиски. Вся масса салата должна составить 100 г. Сколько нужно положить помидоров, если масса огурцов составляет 40 г., а масса редиски в 5 раза меньше массы огурцов? Задача от поваров школы На школьном участке весной мы посадили 30 вёдер картофеля, а осенью собрали 300 вёдер. На сколько вёдер больше собрали картофеля с участка, чем посадили? Во сколько раз больше собрали картофеля с участка, чем посадили? Выгодно ли нам выращивать овощи на школьном участке? Как это влияет на оплату стоимости обедов в школьной столовой?

Слайд 10

Задания и ситуации I компонента математической грамотности Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении. Задача . Женя хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 8 и 11 см, как написано в журнале «Умелые руки». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 10 см. Игорь приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Игорь? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку? Задача. К новогоднему празднику для украшения зала дети хотят изготовить гирлянды из одинаковых по размеру и форме цветных фонариков. Они планируют на каждой гирлянде поместить по 9 фонариков и знают, что из одного листа цветной бумаги получается 2 таких фонарика. Хватит ли им для изготовления 4 таких гирлянд 16 листов бумаги? На сколько меньше фонариков надо размещать на каждой гирлянде, чтобы изготовить 4 одинаковые по количеству фонариков гирлянды и не покупать новые листы бумаги?

Слайд 11

Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений (оценка достоверности, логичности хода решения). Выполнение таких заданий заканчивается сопоставлением поставленного вопроса и полученного ответа . Задача от воспитателя лагеря В летнем лагере 90 детей и 10 воспитателей. В автобус помещается не более 46 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город? Задача от водителя . Может ли быть расстояние между городами Пермь и Киров – 600 км. Если на поездку требуется 40 литров бензина, автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 км? Задача. Масса трёх учащихся нашего класса 1 центнер. Какова может быть масса каждого? Приведи варианты.

Слайд 12

Задания и ситуации II компонента математической грамотности Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Анализ ситуации как житейской помогает избежать трудностей в расчетах, предупреждает типичную ошибку – потерю действия в решении задачи. Задача. У Ивана 50 рублей, а у Тимофея 70 рублей. Сколько тетрадей они смогут купить вместе, если одна тетрадь стоит 15 рублей? Задача. В 1981 году простой карандаш стоил 3 коп. Сколько карандашей можно было купит на 1 рубль? Задача. В 1990 году булка хлеба стоила 20 копеек. Сколько булок хлеба можно было бы купить на 1 рубль?

Слайд 13

Задания и ситуации II компонента математической грамотности Составление схем к задаче, кратких записей, занесение данных в таблицу, отметка стрелками направление на схеме и т. п.). В данных заданиях применяется метод математического моделирования. Математическое моделирование, объединяя в себе практически все приемы мыслительной деятельности, обеспечивает готовность учащихся использовать математические знания в различных учебных и повседневных ситуациях Задание На берегу реки требуется построить водонапорную башню для снабжения водой двух сел так, чтобы общая длина труб от водонапорной башни до обоих сел была наименьшей. С помощью рисунка покажите, как это можно сделать? Задача. Для оборудования нового кафе привезли 90 стульев. Хватит ли этих стульев , если в кафе 9 четырёхместных столиков, 5 восьмиместных и 2 двухместных?

Слайд 14

Задания и ситуации II компонента математической грамотности Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями – работа с математическими объектами. Задача. Для оборудования нового кафе привезли 90 стульев. Хватит ли этих стульев , если в кафе 9 четырёхместных столиков, 5 восьмиместных и 2 двухместных? Задача от классного руководителя. Со стены в классе сняли старый плакат. Оказалось, что на стене осталось некрасивое пятно квадратной формы. Сторона квадрата – 50 см. Выбери, чем можно закрыть это пятно: карта мира - 80 см * 45 см; плакат «таблица умножения» - 4 дм * 8 дм; репродукция картины – 30 см * 20 см; цветной календарь – 55 см * 6 дм?

Слайд 15

Задания и ситуации III компонента математической грамотности Какие единицы измерения тебе понадобятся для измерения: 1) Расстояния от Афанасьево до Омутнинска (мм, см, м, км); 2) Высоты монеты (мм, см, м, км); 3) Длины парты (мм, см, м, км). 4) Используя знаки действий и , если необходимо, скобки, запиши число 10 четырьмя тройками. Задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений) Докажи с помощью примера следующие утверждения: 1.Существуют четырехугольники, у которых все стороны равны; 2. Некоторые однозначные числа не делятся на 2; 3. В некоторых четырехугольниках все стороны равны.

Слайд 16

Задания и ситуации III компонента математической грамотности Задание на моделирующая деятельность Шестеро друзей в ожидании электрички заскочили в буфет. • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад. Из чего состоял завтрак каждого из друзей?

Слайд 17

Второй раз проанализируем условия. • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы и Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.

Слайд 18

Третий раз проанализируем условия. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников

Слайд 19

Работа с чеком из магазина Мама заранее купила что-то вкусненькое к чаю. Определите, в каком магазине мама совершила покупку? Какой продукт она купила? Какую информацию об этом продукте даст нам чек? Правильно ли выдана сдача? Согласны ли вы, что кассир дал маме 2 купюры по 400 рублей и еще 85 рублей? Возьмите карточку с чеком. Ответьте на вопросы.

Слайд 20

Задания семейно-практического содержания. «Один день из жизни семьи» Задача. Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов? Задание. «Карты». В кошельке для пластиковых карт лежат разные карты. Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться при покупке продуктов в магазине? Укажи номер карты. Для чего нужна карта «Лента»?

Слайд 21

Задание «ПИН-код» Для того, чтобы оплатить покупку в магазине, требуется ввести ПИН-код. Расшифруй код при помощи шифра. 1 цифра Частное чисел 42 и 7 2 цифра Сумма чисел 10 и 5 деленная на 3 3 цифра Произведение чисел 135 и 0 4 цифра Во сколько раз 24 больше 8 Что может произойти, если пин-код будет введен неверно? Задача Для того чтобы оклеить цветной самоклеющейся бумагой поверхность стола длиной 75см и шириной 45 см . Какой кусок бумаги необходимо взять? Красный – 8дм х 6дм, синий – 7 дм х 5дм или желтый – 75 см х 4 дм?

Слайд 22

Определить затраты из семейного бюджета на праздник 8 марта. Какой же праздник без цветов маме? Подарки маме. Цветы маме 7 роз по 100 рублей. Расходы на праздничный стол. Меню стола на 8 марта. 1. Салат с кальмарами; 2. Салат «Любимый»; 3. Мясо с картофельным пюре. Затраты семейного бюджета на праздник 8 марта. Задание

Слайд 23

Результаты опыта «Банк практико-ориентированных заданий для формирования математической грамотности»

Слайд 24

овладение = усвоение + применение знаний на практике Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными. Добытые знания, умения, навыки учащиеся смогут применять в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действова ть. Эта работа учителя и направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Формирование предметных и метапредметных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения"

Эта методическая разработка поможет Вам при подготовке урока литературного чтения в начальной школе....

Научно – методическая разработка по теме: «Формирование речевой деятельности младших школьников»

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь,  овладевает богатством языка. В раннем детстве у него ...

Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках математики

Представление опыта работы по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках  мат...

Структура учебных заданий и ситуаций, направленная на формирование математической грамотности младших школьников

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:• «использование начальных математических знаний для описания и объяснения ок...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В статье рассматриваются понятие «функциональная грамотность», её направления, признаки, структура, особенности формирования математической грамотности в младшем школьном возрасте, а также...