Мастер - класс "Математическая грамотность младшего школьника ,как компонент функциональной грамотности"
учебно-методический материал по математике

Алеева Венера Расимовна

Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_matematicheskoy_gramotnosti_15.02.docx150.39 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

  “Математическая грамотность младшего школьника, как компонент функциональной грамотности”

Подготовила:учитель начальных классов Алеева В.Р

Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности

Задачи мастер-класса:

- показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно - ориентированных заданий для развития  математической грамотности учащихся;

- способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие  математической грамотности учащихся;

- содействовать профессиональному общению;

- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Ход мастер-класса

Организационный этап.

- Предлагаю вам взять листочки и в течение 30с написать, что вы вкладываете в понятие «Функциональная грамотность».

Давайте наполним нашу «Корзину понятий» вашими ассоциациями.

Вводная часть

О, математика, земная,

Гордись, прекрасная, собой.

Ты всем наукам мать родная,

И дорожат они тобой.

- Я надеюсь, вы поняли, о какой составляющей общей функциональной грамотности мы будем говорить на мастер-классе.

-Уважаемые коллеги, я приглашаю вас в удивительный мир математики, где и просто, и сложно, и очень интересно.

Теоретическая часть

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

   Математическая грамотность младшего школьника трактуется как:
- понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;

- потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;

- способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать.

Ориентиром для нас является обновлённый стандарт начального общего образования.

«Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Проще говоря, сегодня важна не столько степень усвоения учебного материала, сколько способность использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач. «Ум применяется не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». Аристотель.

     Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока, через внеурочную деятельность найти ту систему заданий, которая приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.   

Практическая часть

Мы сейчас проведём небольшой квест. Ключевую роль в этом процессе будет играть решение задач, что  потребует от вас определённых умственных усилий.  А вот что будет результатом этого квеста, вы узнаете в конце нашего мастер класса.

Итак, первое задание будет связано с литературным чтением. Не секрет, что современные дети не любят читать. Но они  любят придумывать что-то необычное, неординарное, и мы договорились составлять задачи по прочитанному, что очень хорошо для математики. Так вот задание.  Попробуйте составить задачу по сказке.  А потом мы её решим и попробуем определить по какому произведению она составлена. У вас 2 минуты.

А мы пока потренируемся.

Сосчитайте и определите о каком произведении идёт речь.

1.«У мартышки были очки-15 штук. 10 штук она разбила. Сколько штук осталось?» (Басня «Мартышка и очки», Иван Андреевич Крылов)

2. «На островке сидело 9 зайцев, а на бревне в 3 раза меньше. Сколько всего зайцев?» (Стихотворение «Дед Мазай и зайцы», Николай Алексеевич Некрасов)

3. «Змей Горыныч пролетел 40 км за 2 часа. С какой скоростью он летел?» («Никита Кожемяка», русская народная сказка)

Второе задание.

От литературных произведений перейдем к действительности.

Попробуйте составить задачную формулировку к заданию по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов:

1. Книга, книжная полка, рулетка.

(Участники выбирают дополнительный источник информации: книгу и линейку)

Модельный ответ:

Мама купила энциклопедию «Всё обо всем», состоящее из 12 томов. Какого размера нужно заказать книжную полку в мебельном салоне, чтобы разместить все книги на ней?

2. Стол, новогодняя елка, кошелек.

(Участники выбирают дополнительный источник информации:  Рекламный журнал магазина «Магнит»)

Модельный ответ:

Маме надо закупить  продукты к новогоднему столу на семью из 4 человек. Помогите маме  собрать  новогодний стол на 5000р.

Подумайте, как будут представлены результаты вашей работы ( таблица, рисунок, диаграмма и т.п.)

Каждая группа представляет результат своей работы.

Уважаемые коллеги,  выполняя задание, вы  проявили свои способности мыслить неординарно, креативно. А креативность – одна  из  составляющих общей функциональной грамотности человека.  Подбирая задания, мы должны давать детям возможность проявить свою креативность.

Задание для присутствующих.

Я села в автобус. В автобусе кроме меня было 17 пассажиров. На первой остановке вошли 6 человек, а вышли 2. На второй вошли еще 10 человек, но никто не вышел. На следующей остановке вошли 3 человека, а вышли 8. потом на остановке вошли еще 4 человека, а вышли 7. На следующей остановке вошел гражданин с собакой. Сколько было остановок? (5)

На березе сидели 2 вороны. Одна смотрела на юг, другая – на север.

– У тебя,– говорит одна ворона,– лапки в грязи.

– А у тебя,– отвечает вторая, – клюв в земле.

Как же так смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга).

Третье задание.

Будет многоступенчатое. Мы превращаем наш класс в школу ремонта. Я – прораб. Вы сегодня работаете в 2-х профессиональных бригадах.

А) Название профессии (кто вы), узнаете, выполнив первое задание. Каждая бригада получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии.

1 карточка.

А        54:2:9

Л        72:3:6

М        12х6:72

Р        34+9х4

Я        50-54:6

Числа

Буквы

2 карточка.

П        9х4:9

Т        3х(16:4)

Н        32:8х7

И        9х8:2

К        35:5х7

О        81:9

Л        36х2:9

Числа

Буквы

Проверка работы бригад.

1 бригада – Маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.

1

3

4

41

70

М

А

Л

Я

Р

2 бригада – Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.

4

8

9

12

28

36

49

П

Л

О

Т

Н

И

К

Б) А теперь пришло время высчитать объем работ, решив задачи. Узнайте с какой геометрической фигурой и величиной будете работать.

Задачи – расчеты.

  • Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?

Длина

Ширина

Решение

  • Для укладки плинтуса найдите периметр пола. Длина 6м, ширина – 4м.

Длина

Ширина

Решение

Проверка работы бригад.

1 бригада – прямоугольник – площадь прямоугольника 15 кв.м

2 бригада – прямоугольник – периметр прямоугольника 20м

В) Рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьте смету для покупки материалов.

1 бригада.

На 1кв. м уходит 2 литра краски. 1 литр стоит 130 рублей. Каковы затраты на краску для покраски комнаты?

2 бригада.

1 м деревянного плинтуса стоит 60 руб. Высчитайте необходимую сумму для покупки деревянного плинтуса в вашу комнату.

Проверка работы бригад.

1 бригада – 15 кв.м х 2 х 130=3900 руб.

2 бригада – 20м х 60=1200руб.

- Основы каких знаний получают обучающие, решая подобные задачи?

- Конечно же  финансовая грамотность. И это лишь одна часть компонентов функциональной грамотности, которые мы рассмотрели.

  1. Собираясь на работу, папа положил в свой портфель бумаги, общей массой 2 кг 700г. Масса самого папиного портфеля 300г. Сколько килограммов принесет папа на работу, если (хотя это ему и не известно) его двухлетняя дочка Маша положила в портфель еще и утюг, масса которого 3кг? (6кг)
  2. Спасаясь от таксы Дуськи,40 бабушек забрались на дерево. У дерева – 18 веток, на каждой ветке сидят по 2 бабушки. Сколько бабушек качается на самой верхушке? (4 бабушки)
  3. Два отца и два сына съели за завтраком три яйца, причем каждый из них съел по целому яйцу. Как вы это объясните? (Дело объясняется очень просто. Сели за стол не четверо, а только трое: дед, сын и внук. Дед и сын – отцы, а сын и внук – сыновья)
  4. В корзине лежит 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая получила по одному яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Дать четырем девочкам по яблоку, а пятой девочке – оставшееся яблоко вместе с корзиной).
  5. Доску длиной 4м распилили на части по метру. Чтобы сделать один распил доски, нужно 5 минут. За сколько минут распилили доску? (За 15 минут сделали 3 распила).
  6. Когда мы смотрим на 3, а говорим 15? (Когда на часах 3 часа дня).

Наш квест закончен, а результатом вашей работы станет новая информация. Давайте узнаем, имена каких известных математиков были зашифрованы на элементах пазлов и какие математические открытия они совершили?

Этот математик родился в VI веке до нашей эры на греческом острове Самос. Он является изобретателем собственной теоремы, которой сейчас пользуются все школьники, изучающие геометрию. Он считал, что самой прекрасной фигурой, является круг, а геометрическим телом – шар, хотя ни в одной его теореме о них не говориться. Этим замечательным математиком был Пифагор.

Эта женщина с раннего детства увлекалась математикой. Однажды ее семья переехала в дом, стены которого вместо обоев были оклеены страницами из учебника математики. Девочка каждый день с интересом читала и решала различные математические задания, развивая тем самым свои способности. Уже к 15 годам она освоила материал института! Эту женщину – математика звали Софьей Ковалевской.

  

Подведение итогов мастер-класса

Модель функционально грамотной личности можно  представить  в  виде  плодового  дерева.  Как  любому  дереву  необходим  уход, полив,  тепло,  свет,  так  и  маленькой  личности  приходящей  к  нам  на  урок,  необходимы  знания,  умения  и  навыки.    Поливая  это  дерево,  спланированной, чётко  продуманной,  слаженной  работой,   по  технологиям,  дерево  незамедлительно  даст  плоды замечательные,  достойны  восхищения  яблочки  (ключевые  компетенции),  т.е.  образованных,  успешных,  сильных, способных  к  саморазвитию  людей.

Дерево – функционально  грамотная  личность

Яблочки – ключевые  компетенции этой личности

Вода – педагогические  технологии

Лейка – учитель

Учитель,  для  того,  чтобы  поливать,  должен  постоянно  пополняться  водой, т.е. 

заниматься  самообразованием. Как  без  полива  дерево  зачахнет,  так  и  без грамотной  компетентной  работы  педагога  нельзя  добиться  развития  функциональной  грамотности.

Я  попыталась представить различные задания  в виде вопросов, игр, других нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие математической грамотности. Главным критерием выбора перечисленных заданий являлась  их доступность для детей определённого возраста.

     Достигла ли я своей цели? Каждый из вас по-своему ответит на этот вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника»

Работа помогает формировать коммуникативные умения у детей младшего школьного возраста....

«Механизмы формирования компонентов функциональной грамотности младших школьников»

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понят...

Формирование компонентов функциональной грамотности младших школьников.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий.  К ним можно относиться  по-разному,  суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Одна из важне...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В статье рассматриваются понятие «функциональная грамотность», её направления, признаки, структура, особенности формирования математической грамотности в младшем школьном возрасте, а также...

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности

Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности

Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...

Мастер-класс на тему: "«Читательская грамотность- базовый навык функциональной грамотности младших школьников»"

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих формирование читательской грамотности  младших школьников на уроках русского языка....