Урок математики в 4 классе «Углы. Виды углов. Построение прямого угла»
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Авдакова Елена Владимировна

 

Цели урока:

1.Проверить уже полученные знания и умения учащихся о

 геометрических фигурах и их свойствах.

 2.Научить правильно называть элементы угла – вершины и его стороны, правильно называть и обозначать угол, с помощью трех и одной букв;  научить распознавать острые, тупые и прямые углы, и  применять определения углов для их распознания (т.е. применять определение острого угла, тупого угла, прямого угла).

3. Совершенствовать умение работать с чертежными инструментами – линейкой, угольником и циркулем;

совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;

совершенствовать навык самостоятельности в работе.

4. Оценить образно-логическое мышление учащихся с помощью  теста: “Выбери правильное определение.”

5. Развивать логическое мышление; развивать внимание учащихся, память, математическую речь.

5. Воспитывать аккуратность при построении чертежей и оформлении упражнений; воспитывать интерес к математике через занимательные задания, конструирование  и практические работы;

воспитывать бережное отношение к  экологии земли;

формировать бережное отношение к природе.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mat._ugol.doc78.5 КБ
Файл kopiya_prezentaciya_k_uroku_matematiki..pptx844.85 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс:  4Б    (Авдакова Е.В.)

Дата проведения: 20.10.2010г.

Учебник:  Математика, 4 класс.

Автор учебника: М.И.Моро, М.А.Бантова

Страницы:  33 -  34

Тема урока: «Углы. Виды углов. Построение прямого угла»

Демонстрационный материал:  презентация

Цели урока:

1.Проверить уже полученные знания и умения учащихся о

 геометрических фигурах и их свойствах.

 2.Научить правильно называть элементы угла – вершины и его стороны, правильно называть и обозначать угол, с помощью трех и одной букв;  научить распознавать острые, тупые и прямые углы, и  применять определения углов для их распознания (т.е. применять определение острого угла, тупого угла, прямого угла).

3. Совершенствовать умение работать с чертежными инструментами – линейкой, угольником и циркулем;

совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;

совершенствовать навык самостоятельности в работе.

4. Оценить образно-логическое мышление учащихся с помощью  теста: “Выбери правильное определение.”

5. Развивать логическое мышление; развивать внимание учащихся, память, математическую речь.

5. Воспитывать аккуратность при построении чертежей и оформлении упражнений; воспитывать интерес к математике через занимательные задания, конструирование  и практические работы;

воспитывать бережное отношение к  экологии земли;

формировать бережное отношение к природе.

Примечание: классификация углов проводится через сравнение наиболее часто встречающимися в окружающем мире прямым углом:   угол, меньший прямого, является острым, большим прямого – тупым.

Оборудование урока:

1.Мультимедийное оборудование.

2. Чертежные инструменты:

а) угольник

б) циркуль

в) линейка

г) карандаш

3. Карточки с тестами № 1  «Линии» (выбери правильное определение)

4. Карточки № 2  с индивидуальными заданиями (дифференцируемый материал по 4-ем вариантам).

5. Карточки № 3 (со ступеньками)  «Диагностика настроения»

                                                        Х О Д    У Р О К А

1.Входжение в новый день:

Прекрасно всё на небе,

Прекрасно на земле.

Прекрасно в нашем классе,

Прекрасно всё во мне.

2.Организация начала урока:

“Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях и горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, поля, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.                                                                                                                                                                                                                                                                          (М.Пришвин)

3.Матаматическая разминка:

(запись числа и вида работы, минутка чистописания 2 и 0)

-- Решить задачи устно.

-- На семью из трёх человек в сутки требуется 60 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на наш класс, если в  классе 23 ученика?

(60:3=20кг на каждого,   20х23=460 кг в сутки)

-- В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан воды. Сколько воды вытечет из такого крана за 1 час, если в 1 литре 5 стаканов воды?

(60:6=10 стаканов за 1 час,    10:5=2 литра за 1 час)

-- Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?

(250 000:10=25 000 видов на грани)

-- Решить в тетради столбиком:

(Как называется неизвестный компонент, как его найти?)

3234 - *** = 2484         (3234 – 2484=750)

(Столько жуков-короедов съедает за 1 день дятел.)

*** + 263 = 423                  (423-263=160)

(Столько в среднем съедает за день тли божья коровка.)

**** - 438 = 562                (438+562=1000)

(Столько полевых мышей уничтожает сова за 1 год.)

-- Молодцы!  

-- И зачем же мы выполняли все эти задания?

Мы хотим, чтоб птицы пели!

Чтобы были голубыми небеса!

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы белочка резвилась!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела.

Чтобы этого добиться,

Надо хорошо учиться!

3.Проверка домашнего задания

-Но не достаточно хорошо учиться только в школе, нужно ещё и дома повторять и закреплять знания полученные на уроках.

Проверим домашнее задание.

(работа по карточкам № 1)

 Тест  «Линии»

1.При названии какой линии имеет значение порядок букв?

  Варианты ответов:

  1. отрезок,
  2. луч,
  3. ломаная,
  4. прямая.

2. Прямая обозначается…

  Варианты ответов:

  1. одной большой буквой,
  2. двумя маленькими латинскими буквами,
  3. двумя большими латинскими буквами или одной маленькой,
  4. нет правильного ответа.

3.Луч- это…

    Варианты ответов:

  1. часть прямой, не имеющая начала и конца;
  2. часть прямой;
  3. часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конец;
  4. часть прямой, имеющая начало и конец.

4. Отрезок- это…

    Варианты ответов:

  1. часть прямой, не имеющая начала и конца;
  2. часть прямой;
  3. часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конец;
  4. часть прямой, имеющая начало и конец.

5. Длину можно измерить у…

Варианты ответов:

  1. отрезка,
  2. луча,  
  3. прямой,
  4. у всех линий.

Самопроверка по ключу. Молодцы!

Ф И З М И Н У Т К А      Д В И Г А Т Е Л Ь Н А Я

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишка.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

4. Актуализация знаний.

(определение раздела математики)

-- Как вы думаете, почему я просила вас дома повторить тему «Линии»?

(читают хором по слайду)

Удивительная страна - Геометрия!

Фигуры и линии в ней живут,

Меряют, чертят и узнают:

Периметр, площадь, длину, ширину,

Диаметр, радиус и высоту!

Скорей собирай своих знаний багаж!

Готовь поскорее свой карандаш!

-- Но не только карандаши должны лежать на ваших партах.

-- Что ещё вы приготовили для урока?

(проверка готовности к уроку)

  1. линейка
  2. треугольник
  3. циркуль
  4. простой карандаш
  5. резинка

 (актуализация знаний)

(работа по слайдам)

-- Что вы видите на экране?    (угол)

-- Как образовался угол?     (из двух лучей, вышедших из 1 точки)

-- Как называется эта точка теперь?    (вершина угла)

-- Как теперь называются лучи?     (стороны угла)

                  Точка: «От вершины по лучу

    Словно с горки покачу.

       Только луч теперь – она.

      Он зовётся «сторона»».     

-- Как дать углу имя?     (обозначить вершину угла латинской буквой

                                         или как в треугольнике – тремя буквами, но

                                         средняя буква должна обозначать вершину

                                         угла)

-- Какие бывают углы?     (острые, прямые, и тупые)

-- Как различать углы?     (при помощи прямоугольного треугольника)

(практическая работа на карточках № 2)

Алгоритм

1.  начертить угол

2.  дать  название

3.  написать основное свойство

(взаимная проверка по слайдам и оценивание)

Ф И З М И Н У Т К А     Д Л Я     П А Л Ь Ч И К О В  

Это пальчик – дедушка (сгибают мизинцы),

Этот пальчик-бабушка (сгибают безымянные пальцы),

Этот пальчик-папа (сгибают средние пальцы),

Этот пальчик – мама (сгибают указательные пальцы),

Этот пальчик – я.(сгибают большие пальцы)

Вот и вся моя семья (хлопают в ладоши).

5. Работа над новым материалом.

-- Какой угол было проще всего строить по треугольнику?

                                                 (прямой угол)

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ  №1

-- А если я усложню вам задачу и попрошу вас построить

прямой угол без треугольника?

-- Что вы будете делать?

( по клеточкам: 1 луч горизонтально, 2 луч вертикально)

( если лист нелинованный, то сложить его 2 раза, получится даже 4 прямых угла)

( обвести любой предмет, имеющий прямой угол, например…)

(по угольнику)

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ  №2

-- Я хочу предложить вам построить прямой угол при других инструментов.

-- Отгадайте каких.

Кто я, если прямота главная моя черта?  (линейка)

Мой циркач, циркач лихой, чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу, уцепился и ни шагу. (циркуль)

 -- Чтобы безопасно пользоваться такими инструментами, нужно помнить

                                                  правила безопасности:

  1. Нельзя подносить циркуль к лицу, на конце есть игла, можно уколоться.
  2. Нельзя передавать циркуль иглой вперёд, можно уколоть своего товарища.
  3. На рабочем столе должен быть порядок.

− Что же надо нам сделать?     (построить прямой угол)

 -  Поставьте перед собой цель.

   ( Я должен научиться строить прямой угол пользуясь линейкой и циркулем)

− Сформулируйте тему урока.

 (Построение прямого угла при помощи циркуля и линейки)

 «Открытие» новых знаний

Решение проблемы с помощью практической работы.

(дети работают на доске, делают попытки построения)

(когда решение проблемы найдено, составляется алгоритм)

Алгоритм построения прямого угла

1.начерти прямую линию

2.на ней поставь две точки А и В

3. проведи две окружности, чтобы точки А и В стали центрами окружностей

4.точки пересечения окружностей обозначь буквами С и D

5.через полученные точки С и D проведи прямую линию

6.точку пересечения двух прямых линий обозначь буквой О

-- Назовите углы которые получились.

(L COB, L BOD, L AOC, L AOD )

-- Назовите эти углы по-другому.  (2 и 3 способ)

Ф И З М И Н У Т К А     Д Л Я     Г Л А З

6. Закрепления полученных знаний.

-- Выполните чертёж в тетради, пользуясь этим алгоритмом.

(практическая самостоятельная работа в тетрадях)

-- Поднимите руки у кого получилось. Молодцы!

-- Оцените свою работу.

7. Подведение итогов урока.

-- Что нового вы сегодня узнали?

(узнали, что можно построить прямой угол разными способами)

-- Чему вы научились на уроке?

(строить прямой угол с помощью линейки и циркуля)

-- Сколько способов построения прямого угла вы теперь знаете?

(пять)

-- А ещё мы обозначали точки в чертежах латинскими буквами.

А на латинском языке слово  “Логос” – наука, а  “Эко” - “дом». Получается, это наука о доме. Но не о доме в обычном смысле, нет, это наука о нашем общем доме – природе.

-- В родном доме я тоже желаю вам чувствовать себя отлично, но не забывать выполнять домашнюю работу.

8. Задание на дом:

стр. 34, № 158. (чтение условия задачи)

-- Выберите задание по своему усмотрению:

1. выполнить решение задачи

2. составить краткую запись и решить задачу

3. составить краткую запись, решить задачу и сделать чертёж

9.Диагностика настроения на конец урока.

-- Встаньте, пожалуйста, те,

  1. кто устал от сегодняшнего урока;
  2. кому было трудно;
  3. а кто был уверен в себе;
  4. у кого осталось отличное настроение.

-- Возьмите последнюю карточку № 3.

И поставьте себя на ту ступеньку, где вы себя сейчас чувствуете.

 Ф.И.  ____________________________                                    

                         ТЕСТ  «ЛИНИИ»

1.При названии какой линии имеет значение порядок букв?

  1. отрезок
  2. луч
  3. ломаная
  4. прямая

2. Прямая обозначается…  

  1. одной большой буквой
  2. двумя маленькими латинскими буквами
  3. двумя большими латинскими буквами или одной маленькой
  4. нет правильного ответа

3.Луч- это…

  1. часть прямой, не имеющая начала и конца
  2. часть прямой
  3. часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конец
  4. часть прямой, имеющая начало и конец

4. Отрезок- это…

  1. часть прямой, не имеющая начала и конца
  2. часть прямой
  3. часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конец
  4. часть прямой, имеющая начало и конец

5. Длину можно измерить у…

  1. отрезка
  2. луча  
  3. прямой
  4. у всех линий

                                            ОЦЕНКА:

   

 Ф.И. _____________________________                                        

                           ТЕСТ   «ЛИНИИ»

1.При названии какой линии имеет значение порядок букв?

  1. отрезок
  2. луч
  3. ломаная
  4. прямая

2. Прямая обозначается…  

  1. одной большой буквой
  2. двумя маленькими латинскими

буквами

  1. двумя большими латинскими буквами или одной маленькой
  2. нет правильного ответа

3.Луч- это…

  1. часть прямой, не имеющая начала и конца
  2. часть прямой
  3. часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конец
  4. часть прямой, имеющая начало и конец

4. Отрезок- это…

  1. часть прямой, не имеющая начала и конца
  2. часть прямой
  3. часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конец
  4. часть прямой, имеющая начало и конец

5. Длину можно измерить у…

  1. отрезка
  2. луча
  3. прямой
  4. у всех линий

                                           ОЦЕНКА:

Приложение 1       (тест для проверки домашнего задания)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прекрасно всё на небе! Прекрасно на земле! Прекрасно в нашем классе! Прекрасно всё во мне! Как ваше настроение?

Слайд 2

«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях и горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, поля, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» М.Пришвин

Слайд 4

460 кг чистого воздуха нужно ребятам нашего класса в сутки 2 литра пресной воды вытекает за 1 час, если кран подтекает 25 000 видов растений находится на грани исчезновения

Слайд 5

Найди неизвестное число 3234 - *** =2484 *** + 263 = 423 **** - 438 = 562 вычисли столбиком

Слайд 6

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫЧИСЛЕНИЙ 750 Столько жуков-короедов съедает за день дятел. 160 Столько съедает за день тли божья коровка. 1000 Столько полевых мышей уничтожает сова за один год.

Слайд 7

Мы хотим, чтоб птицы пели! Чтобы были голубыми небеса! Чтобы речка серебрилась, Чтобы белочка резвилась! Мы хотим, чтоб солнце грело, И берёзка зеленела. Чтобы этого добиться, Надо хорошо учиться!

Слайд 8

ТЕСТ «ЛИНИИ»

Слайд 9

ПРОВЕРЬ САМ 1 ломаная 2 двумя большими латинскими буквами или одной маленькой 3 часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конца 4 часть прямой, имеющая начало и конец 5 отрезка

Слайд 11

Удивительная страна - Геометрия! Фигуры и линии в ней живут, Меряют, чертят и узнают: Периметр, площадь, длину, ширину, Диаметр, радиус и высоту! Скорей собирай своих знаний багаж! Готовь поскорее свой карандаш!

Слайд 12

НАЗОВИТЕ ФИГУРУ Как образовалась эта фигура?

Слайд 13

О А В АОВ Сторона угла Вершина угла

Слайд 14

Как называются эти углы? А В С

Слайд 15

острый тупой прямой прямой развернутый КАК РАЗЛИЧАТЬ УГЛЫ ?

Слайд 16

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Начертить 4 угла Обозначить вершины углов буквами Написать название Взаимопроверка. Оценивание.

Слайд 18

ОСТОРОЖНО ! ОСТРЫЕ ПРЕДМЕТЫ ! Кто я, если прямота главная моя черта? Мой циркач, циркач лихой, чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, уцепился и ни шагу.

Слайд 19

Что же надо нам сделать? Поставьте перед собой цель. Сформулируйте тему урока. П О Д У М А Й

Слайд 20

А Л Г О Р И Т М 1. начерти прямую линию 2. на ней поставь две точки А и В 3. проведи две окружности, чтобы точки А и В стали центрами окружностей 4. точки пересечения окружностей обозначь буквами С и D 5. через полученные точки С и D проведи прямую линию 6. точку пересечения двух прямых линий обозначь буквой О ПОСТРОЕНИЕ ПРЯМОГО УГЛА С ПОМОЩЬЮ ЦИРКУЛЯ И ЛИНЕЙКИ

Слайд 21

- Что нового вы сегодня узнали? - Чему вы научились на уроке? - Сколько способов построения прямого угла вы теперь знаете? ИТОГ УРОКА

Слайд 22

А на латинском языке слово “Логос” – наука, а “Эко” - дом. Получается, это наука о доме. Но не о доме в обычном смысле, нет, это наука о нашем общем доме – ПРИРОДЕ.

Слайд 23

стр. 34, № 158. 1. выполнить решение задачи 2. составить краткую запись и решить задачу 3. составить краткую запись, решить задачу и сделать чертёж ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Слайд 24

КАК ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ?

Слайд 25

Вершина Луч Ребусы

Слайд 26

Ребусы ,, , Луч

Слайд 27

Ребусы Задача Диаметр

Слайд 28

Ребусы Диагональ Квадрат

Слайд 29

Ребусы Сложение Вычитание

Слайд 30

СПАСИБО ЗА УРОК !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока . Математика 2 класс. "Угол. Виды углов"

Данный урок - урок изучения нового материала по программе "Школа России". Данная тема была раскрыта при помощи элементов формальной логики....

Презентация к уроку математики. 2 класс. "Вычитание вида 56-9"

Презентация составлена по учебнику "Математика" 2 класс авторов Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких. ОС "Школа 2100"...

Технологическая карта урока математики 1 класс. Тема: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: сформировать представление  о понятиях «прямая линия», «кривая линия», «отрезок», «луч».Планируемые результаты:предметны...

Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: "Виды треугольников" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с разными видами треугольников; формирование умения определять виды треугольников по сторонам.Планируемые результаты: Предметные:знать виды треугольников...

Конспект урока математики (3 класс). Тема: Виды треугольников. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о классификации треугольников по видам углов.Планируемые результаты:Предметные:знать: виды треугольников по типу углов, их особенности ...

Конспект урока математики во 2 классе по теме: "Квадрат. Построение прямого угла (квадрата) на клетчатой бумаге".

Конспект урока разработан на основе УМК "Школа России" для обучения детей с ОВЗ (вариант2.2)....

Конспект урока математики. 2 класс. Угол. Виды углов.

Конспект урока математики. 2 класс. Угол. Виды углов....