Родительское собрание "Поговорим о наркомании"
план-конспект урока (1,2,3,4 класс) на тему

Скосырская Ольга Иосифовна

Материалы помогут учителю обратить внимание родителей на возможные причины употребления наркотических средств младшими школьниками.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Pogovorim_o_narkomanii_rod.sobranie.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ПОГОВОРИМ О НАРКОМАНИИ

Ц е л ь: обратить внимание родителей на возможные причины употребления наркотических средств младшими школьниками.

Материалы к собранию

Для родителей одиннадцатилетних детей эта тема звучит особенно жутко и страшно. Да, представьте себе, что наркологи настаивают: единственное спасение – профилактика. «Детям нужно спокойно внушать чуть ли не с первого класса: есть вещи, к которым нельзя прикасаться, – опасно для жизни!» Так вот самая опасная вещь – это наркотик. Говоря о наркотизации общества, следует задуматься: откуда пришла столь опасная гостья? Можно ли её считать признаком лишь сегодняшнего дня?

Задумывались ли Вы когда-нибудь над тем, что видят вокруг себя наши дети, на каких примерах они воспитываются. Как правило, родители всеми силами стараются оградить своих малышей от проблем, существующих в современном обществе. Но сделать это становится все сложнее. Грязь на улицах, аварии на дорогах, бездомные дети, просящие милостыню, агрессивные подростки, распивающие спиртные напитки и другие “болезни” современного общества, к сожалению, стали привычными явлениями нашей жизни. Ежедневно сталкиваясь с этими негативными проявлениями на улице, в общественных местах, а также на экранах телевизоров, наши дети перестают видеть в них нечто из ряда вон выходящее.

Как можно изменить сложившуюся ситуацию, привлечь внимание детей к факторам, “отравляющим” нашу жизнь, объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо?

Принято считать, что алкалоид из травы «нико» обязан своим происхождением Америке, на самом же деле им пользовались египтяне еще задолго до открытия табака европейцами. На Кипре обнаружена курительная трубка, которой не менее 3 тысяч лет. Курение было распространено во многих странах, однако вплоть до XVII века нигде не получило широкого распространения, и способствовало этому, вероятно, прохладное отношение к зелью влиятельных в государстве лиц. Так, в Испании курильщиков отлучали от церкви, в Латинской Америке – замуровывали заживо, в Турции – сажали на кол. А в России царь Алексей Романов в 1649 году издал указ, в котором было повелено пытать всех, у кого будет найден табак, бить кнутом на «козе» до тех пор, пока виновный не признается, откуда он достал бесовское зелье. Уличенному в продаже табака было велено «пороть спину, резать ноздри, ссылать на дальние поселения. И лишь в 1716 году Петр Первый разрешил продажу табака и начал строительство первых  российских табачных фабрик.

Столь же древнюю историю имеют алкогольные обычаи. Однако люди также подметили коварство «друга в беде и в удаче». Один сирийский философ (ХII в.) писал, что вино сообщает каждому, кто его пьет, четыре состояния. Вначале человек становится похожим на павиана, он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать; потом уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе, а в заключение он уподобляется свинье и, подобно ей, валяется в грязи.

А как обстояли дела с наркотиками? Они тоже появились с давних пор. За 1600 лет до рождества Христова некий врач, имя которого осталось для нас неизвестным, рекомендовал давать их детям как «лечебное средство для прекращения чрезмерного крика». Анализ находящейся в Каирском музее мумии маленькой принцессы позволил обнаружить у нее во рту остатки опиума. Вполне возможно, что это дитя фараона умерло от передозировки лекарства.

Вначале наркотики были распространены в тех странах, где в больших количествах произрастали растения с соответствующими качествами. Одна из первых вспышек наркомании возникла в ХIХ веке в связи с публикацией «исповеди курильщика опиума» английского поэта Томаса де Куинси. Пытаясь избавиться от алкоголизма, он стал принимать наркотики. Куинси породил широкий круг подражателей.

Многие оплатили эту поэтизацию своей гибелью. Ведь в то время еще не знали о наркомании как о болезни, и психотропные вещества использовались повсеместно высшими слоями общества, богемной средой: «.. вся  радость жизни в прошлом и будущее кажется нам прошлым. Чего же ждать? Но морфий или выстрел?..» Вскоре эти лица распознали коварство наркотиков. Французский поэт Шарль Бодлер писал: «Пусть хорошо знают те, кто ищет иллюзорный рай, несведущие и любопытные, что в гашише нет ничего чудодейственного, что человек, находившийся в кабале у опиума или гашиша и сумевший все же вырваться из неё, все равно что беглый пленник, ибо кандалы наркотика сильнее всех остальных цепей, сковывающих человека».

У нас в стране исстари традиции использования наркотических средств приписывались Средней Азии. Действительно, именно там строились специальные дома, где каждый мог насладиться, покуривая при помощи кальяна опиум. Однако с посетителями таких домов никто не поддерживал дружеских отношений, как с людьми второго сорта, не заключали торговых сделок, ни один уважающий себя отец не давал согласия на брак дочери с курильщиком опиума. Таким образом, с древних времен рабы дурмана  оказывались изгоями.

Китайцы говорят: «Путь в 10000 ли всегда начинается с первого шага». Чтобы попасть в пропасть наркотической зависимости, тоже надо шагнуть. Однако вероятность такого шага неодинакова для различных групп детей и подростков. Существуют условия, облегчающие наркотизацию некоторых из них. Знание таких факторов риска необходимо прежде всего родителям и преподавателям, которым вверена судьба подрастающего поколения.

Что может способствовать наркотизации детей? Исследования показывают, что формирование наркотической и наркогенной зависимости часто сопряжено с разрушением развития во внутриутробном и раннем постнатальном периодах (различные инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, соматические нарушения и т. д.) Могут также способствовать неврологические, психические заболевания.

Прежде всего стоит упомянуть о некоторых возможностях ситуационно-личностных реакций детей на воздействие окружающей социальной среды. Невнимательное, пренебрежительное отношение взрослых к проблемам ребенка может спровоцировать у детей реакцию оппозиции, выражающуюся в нарочитой грубости, непослушании, категорическом отказе выполнять требования «обидчика». Подобные действия должны послужить для окружающих сигналом тревоги, так как нередко, желая наказать «несправедливого» учителя, отца, мать, ребенок прибегает к использованию наркотиков, алкоголя.

   Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в 2-4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях. Употребление алкоголя и наркотиков родителями и позитивное отношение к алкоголю; в семьях, где родители для того, чтобы расслабиться, употребляют наркотики или много пьют (не обязательно становясь алкоголиками) имеется большая вероятность, что дети начнут употреблять алкогольные напитки в подростковом возрасте. Если родители к тому же приобщают своих детей к употреблению наркотиков, включая, конечно, и алкоголь, риск возрастает. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь и наркотики, тем выше риск.

    Когда дети считают, что от спиртного нет вреда, когда алкоголь ассоциируется у них с "хорошо проведенным временем", существует очень большая вероятность того, что они будут выпивать и употреблять наркотики.

В некоторых ситуациях опасна и другая реакция детей – имитация. Через стадию «маленьких обезьянок», копирующих определенного человека, проходят практически все. Однако в детском возрасте очень трудно ребенок отличает положительное от отрицательного, особенно когда он чем-то подавлен, мир ему кажется настроенным против него, несправедливым к нему. И вот тут-то ребенок копирует образ отрицательного человека. Особенно если его любимый папа пьет, курит, приятели употребляют наркотики, почему бы и ему не последовать такому примеру?

Исключительно большую роль для 11–15-летних мальчишек и девчонок имеют отношения со сверстниками. В компаниях они получают ту информацию, которую, по тем или иным причинам, не могут получить от взрослых, осваивают новую форму межличностных отношений, глубже познают окружающих и себя, то есть возникает типичная для ребенка реакция группирования. Часто негативные обычаи и традиции, взгляды, господствующие в группе, легко принимаются всеми её членами.

Наиболее неблагополучными в плане приобщения к употреблению наркотических средств и алкогольных напитков являются дети необъяснимо упрямые, жестокие, склонные к лидерству, прибегающие к физической силе и запугиваниям. При употреблении наркотических и наркогенных веществ у них быстро формируется психическая, а затем и физическая зависимость. Патологическое влечение к психостимуляторам, наркотикам отличается значительной силой.

Следует упомянуть и о неустойчивом типе детей. В данном случае обращают на себя внимание высокая двигательная активность, непоседливость, ярко выраженное стремление к удовольствиям и наслаждениям, поэтому дети знакомятся с соблазнами улицы. В том числе и с наркотиками.

Значительное влияние на развитие ранней наркотизации оказывают и социальные факторы. Прежде всего внимание должно быть обращено на семью. Давно подмечена закономерность: алкоголики, наркоманы чаще всего формируются в семьях с наркотическими традициями. Древние римляне писали на стенах домов: «Пьяницы рождают пьяниц». Данные исследования сегодняшних дней свидетельствует, что дети, чьи родители – наркоманы, легче обращаются к ампуле с «чудодейственным» лекарством или психостимулирующей таблетке.

Подталкивают ребенка к пропасти семьи, которые живут в атмосфере  эмоционального напряжения и конфликтности, где ребенок часто слышит распри взрослых, а нередко и втягивается в эти распри, является знаменем на поле битвы по выяснению отношений. Определенное чувство неполноценности может возникать у ребенка в неполной семье, а у нас сейчас их ох как много!

Склонность к антисоциальному поведению и гиперактивности

    Этот фактор риска главным образом связан с мальчиками от пяти до семи лет. Мальчики младших классов начальной школы, необщительность и изоляция среди одноклассников которых объясняется их агрессивностью (например, мальчики, которые не умеют хорошо ладить с другими детьми во время игр), в одинаковой мере подвержены риску правонарушений и злоупотребления наркотиками в подростковом возрасте. Если агрессивное поведение сопровождается гиперактивностью в раннем детстве, также существует большая вероятность того, что у юноши будут проблемы со злоупотреблением алкоголем и наркотиками

Не следует забывать о досуге ребенка. В абсолютном большинстве случаев приобщение к наркотическим веществам происходит в компании сверстников, не имеющих увлечений, бесцельно тратящих время в подъездах и подворотнях, стремящихся развлечься любым способом. Своевременное «заражение» интересным делом спасает ребенка от инфекции наркотика.

На предыдущем родительском собрании мы с вами говорили, как важно знать, где и с кем находится ваш ребенок и как вы интересуетесь его проблемами. Все это поможет вам в успешной профилактической работе с вашим ребенком.

Насторожить взрослого должно внезапное немотивированное изменение поведения, стиля и образа жизни ребенка. Доселе «благополучный», не создающий проблем учителям, родителям, он вдруг резко преображается. Внешность, одежда, которым ранее уделялось внимание, перестают интересовать, ребенок приобретает запущенный, небрежный вид. Грязная, неопрятная одежда, неаккуратная прическа, немытое лицо – все это служит сигналом тревоги для родителей и учителя. Обычно происходит и изменение характера отношений с окружающими. Прежние друзья, их проблемы и заботы не волнуют, появляются новые знакомые, как правило, отличающиеся невысокой культурой, имеющие примитивные интересы.

В семье появляется конфликтность, дети начинают высказывать свое презрительное отношение к взглядам, убеждениям родителей, отказываются выполнять поручения, под любым предлогом стараются покинуть семью, чтобы провести время в своей  компании. Школьные успехи и неудачи перестают волновать их.

В течение суток происходят «необъяснимые» колебания настроения: от беспричинной веселости, подвижности – до полной апатии, уходу в себя. Такая перемена может быть вызвана действием наркотического препарата. Сигналом тревоги может служить и исчезновение из дома ценных вещей, денег. Ребенок, не имея собственных средств на приобретение наркотиков, становится наиболее опасным, он может совершенно неожиданно сделать то, что раньше казалось безумным, может пойти на серьезное преступление.

У ребенка, принимающего наркотики, нарушаются память, мышление, изменяется координация движений, появляются неустойчивость равновесия, пошатывание, неуверенная походка. Кожные покровы то неестественно бледные, то чрезмерно покрасневшие. Зрачки глаз могут быть резко расширены или сужены до размера булавочной головки. Происходит сильное эмоциональное  изменение поведения ребенка. У одних наблюдается беспричинная веселость, приподнятое настроение, у других – благодушие, безмятежность, у третьих – доминирует раздражительность, злобность, агрессивность.

Следует помнить родителям, попавшим в такую беду: они ни в коем случае не должны относиться к ребенку как к преступнику. Ведь ему нужно иметь возможность опереться на плечо внимательного, сочувствующего взрослого, а упреки и порицания будут лишь способствовать дальнейшему использованию наркотиков.

У Селинджера главный герой его произведения, говоря о будущем, мечтает бегать вместе с детьми по огромному ржаному полю, ловить малышей, близко подбегающих к пропасти. Видимо, сегодня, чтобы не попали и мы в такую беду, у этого обрыва должны стать взрослые, чтобы спасти будущее  от черной пелены дурмана.

Что можно почитать, чтобы помочь принимающему наркотики.

1. Битенский, В. С., Херсонский, Б. Г., Дворяк, С. В., Глушков, В. А. Наркомания у подростков. – Киев: Здоровье, 1989.

2. Габиани, А. А. На краю пропасти: наркоманы и наркомания. – М.: Мысль, 1990.

3. Гузиков, Б. М, Мейроян. Что губит нас. – Л., 1990.

4. Колесов, Д. В. Не допустить беды. – М.: Педагогика, 1988.

5. Казаков, Л. Х. Профилактика наркомании среди учащихся как социально педагогическая проблема. – М., 1992.

Как определить, как понять, что ребенок

начал употреблять наркотики?

Специалисты Филадельфийского центра психического здоровья детей советуют обратить внимание на следующие признаки:

• любое ухудшение поведения, изменение пищевых привычек, резкая смена друзей; немотивированное падение успеваемости;

• частые случаи забывчивости, бессвязной речи (незаконченные, рваные предложения, абсурдные заявления);

• на фоне полного здоровья – расширение или сужение зрачков («булавочные зрачки»), покраснение глаз, кашель, насморк, рвота; коричневый налет на языке, отечность;

• частые и внезапные нарушения координации движений;

• перемены настроения (например, от депрессии к эйфории), тонуса (от сонливости к гиперактивности);

• полная утрата прежних интересов, равнодушие;

• более активное использование дезодорантов, особенно – при безразличии к внешнему виду;

• частое упоминание о наркотиках и подобной терминологии в шутках, разговорах;

• постоянное и необъяснимое другими причинами отсутствие денег или их избыток;

• синяки, порезы, микротравмы.

Что делать, если вы подозреваете ребенка

в приеме наркотиков?

• Прежде всего нужен откровенный разговор. Вам важно понять, осознает ли он сам свое пристрастие как несчастье? Первый вопрос: «Могу ли я для тебя что-то сделать?»

• Не спрашивайте имен и адресов его друзей, не ищите виноватых. Однако, если вы знакомы с товарищами по несчастью – родителями его друзей, попробуйте наладить с ними контакт. Не впадайте в истерику, не угрожайте, не давите на ребенка.

• Убедите ребенка в том, что ему необходима консультация. Немедленно ищите хорошего врача-нарколога. Ищите через дальних и ближних знакомых, не стесняйтесь спрашивать – вы обнаружите, что очень многие лично сталкивались с подобными проблемами.

• Срочно устройте для ребенка что-то неожиданно радостное: подарок, поездку, праздник. Сделайте все, чтобы он осознал свое «разоблачение» не как унижение, а как возможность спасения. Не жалейте для этого сил, времени.

• Не запирайте двери (все равно убежит), не следите за ним, не лишайте денег на карманные расходы. Ребенок должен чувствовать, что вы ему доверяете.

• Попробуйте узнать, не наделал ли ваш ребенок долгов. И постарайтесь вернуть их, если сможете. Все равно когда-нибудь придется отдавать.

• И несмотря на все это – спрячьте деньги и уберите лекарства, содержащие нарковещества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Поговорим о наркомании"

Буклет приготовлен как памятка для родителей....

Проблемы наркомании среди подростков

Материал для МО классных руководителей,для социальных педагогов и родителей...

Родительское собрание "Все о наркомании"

Пропаганда здорового образа жизни у детей...

Родительское собрание Тема: «Как уберечь ребёнка от наркомании»

Происходит неуклонное "омоложение" наркомании. В начальной школе необходимо проводить мероприятия о вреде наркотиков на подростающий организм ребёнка.  Данный  материал для родителей даёт ин...

Родительское собрание Форма проведения «круглый стол» Тема. Дети и наркомания

Цель:Просвещение и осведомление родителей по проблеме употребления  и распространения наркотических веществ среди детей и подростков.Задачи:- предоставить родителям возможность познакомиться с ин...

Родительское собрание "Дети и наркомания"

Родительское собрание "Дети и наркомания". Форма проведения: круглый стол...


 

Комментарии

Восковская Марина Васильевна

Очень нужный и востребованный материал при работе с родителями младших школьников. Тема раскрыта настолько полно, что ничего не надо добавлять, а сразу использовать в работе. Спасибо огромное за Ваш труд!