материал для родителей
занимательные факты (1 класс) по теме

Майорова Наталья Юрьевна

Полезно знать каждому родителя отправляющему ребёнка в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Тема «Детский сад»

Лексический материал: группа; игровые уголки, спальня, раздевалка, класс, кухня, прачечная, спортивный зал, изостудия, зеленая комната; воспитатель, помощник воспитателя, логопед и т.д.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

— объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад;

 — совместно с воспитателями ознакомить с детским садом — его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой;

 — рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду;

 — выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.

Задание 2. Рассмотреть, какие игры и игрушки есть в детском саду.

Задание 3. Выучить стихотворение:

Мы приходим в детский сад — там игрушки стоят.

Паровоз, пароход дожидаются ребят.

Задание 4. Построить детский сад из строительного материала (кубиков).

                         Тема «Сад. Огород»  

Лексический материал: овощи, их цвет, форма, вкус; урожай, грядки, огород, в земле, на земле; расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый. Фрукты, их названия, цвет, форма, вкус; сад, дерево, ветки, корни, плоды; удобрение, вредители, урожай; расти, зреть, поливать, собирать, копать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

-рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

— объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

 — обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

 — по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет...);

 — совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.

Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей.

Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору:

Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице. (Морковь)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка)

Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)

Задание 4, Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец — огурчик, помидор — помидорчик...Задание 5. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных): огурец — огурцы, помидор — помидоры...

Тема «Деревья. Кустарники. Ягоды. грибы»  

Лексический материал: белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, опенок, мухомор, бледная поганка; съедобный, ядовитый; шляпка, ножка, осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад; желтеть, краснеть, увядать, засыхать, опадать, осыпаться, собирать, улетать, моросить; дуб, береза, липа, рябина, клен, ель, сосна; деревья, кустарник, трава, цветы; крона, ветки, ствол, корень, листья, листва; набухает, лопается, растет, опадает, листопад, березовый; насекомые, животные, птицы

Родителям рекомендуется:— во время совместной прогулки в парке, в лесу показать ребенку лиственные деревья — березу, клен, липу, осину, рябину, дуб и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья;

— научить различать их;

 — показать плоды этих деревьев;

— обратить внимание ребенка на изменение окраски листьев осенью;

 — найти в природе листья деревьев разного цвета;

— научить ребенка видеть в природе красивое, поговорить об этом.

Задание 2. Родителям рекомендуется:

 — пойти с ребенком в лес за грибами и показать ему съедобные грибы: белые, маслята, опята, лисички, подберезовики, подосиновики и несъедобные: поганки, мухоморы;

 — рассмотреть с ребенком ножку и шляпку гриба, обратить внимание на строение и окраску шляпки;

 — рассказать ребенку, где растут грибы, указать особые приметы этих мест (если вы не сможете побывать в лесу, купите грибы на рынке);

 — вместе с ребенком почистите их и расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить.

Задание 3. Отгадать загадку (выучить по выбору).

Падают с ветки золотые монетки. (Листья)На полянке девчонки в белых рубашках, зеленых полушалках. (Береза)

Тема «Хлеб»  

Лексический материал: батон, буханка, бублик, кекс, булка. мякиш, корочка; зерно, колосья;торт, пирожное, калач,печенье, плюшка, ватрушка, сухарь  мука, пекарь, хлебозавод, комбайн; пашет, сеет, выросла,

Родителям рекомендуется:

— рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь;

— объяснить детям выражение «Хлеб — всему голова»;

 — вместе с ребенком сходить в булочную, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия;

— купив хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, рассказать, из чего пекут хлеб;

 — рассмотреть пшеничное зерно, муку;

 — поговорить с ребенком о труде колхозников, которые выращивают хлеб.

Задание 2. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел». (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.)

Откуда хлеб пришел? — Из магазина.А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.Из чего? — Из муки.

Из чего мука? — Из зерна.Откуда зерно? — Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? — Выросла в поле.Кто ее посеял? — Колхозники.

Выучить стихотворение.

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

(Объяснить ребенку выражение «Люди хлеб в полях лелеют».)

                          Тема « Перелетные птицы»  

Лексический материал: утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки; части тела, перья; гнездо, стая, клин, вереница, поодиночке; корм, кормушка; щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

— познакомить ребенка с перелетными птицами: журавлем, гусем, лебедем, уткой;

 — рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки;

 — объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, куда и когда они улетают;

— по возможности во время прогулки показать детям перелетных птиц — стаю улетающих уток, гусей и т.д.;

 — обратить внимание на тех птиц, которые остаются зимовать, на погоду, на ее изменения.

Задание 2. Прочитать ребенку стихотворение и обсудить его.

Осень

Опустел скворечник, улетели птицы,Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят...Видно, тоже в Африку улететь хотят.

                                                                                                     (И. Токмакова)

Задание 3. Выучить считалку:

Начинается считалка: на дубу — скворец и галка. Улетел домой скворец, и считалочке конец.

                                 Тема « Одежда и обувь»  

Лексический материал: виды одежды, ее части (рукав, воротник, петелька, застежка и др.); куртка, плащ, сапоги, свитер, ботинки, кроссовки, кеды; надевать, завязывать, расстегивать, вешать, зашнуровывать. Завязывать, развязывать; взрослый, детский; осенний; короткий, меховой, резиновые, зимние, спортивные

Задание 1. Родителям рекомендуется:

— обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;

 — объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;

 — объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;

 — спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом — панаму, босоножки, шорты?»;

 — совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;

— закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).

Задание 2. Назвать осеннюю одежду, обувь и головные уборы.

Задание 3. Отгадать загадки (выучить по выбору).

Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья.

Мы за обедом под столом, а ночью — под кроватью. (Туфли)

Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (Перчатки)

Задание 4. Ответить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числительными): одна пара сапог, две пары сапог ... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).

                         Тема « Ателье»  

Лексический материал: Ситец. лен, полотно. шелк. кожа. мех,шерсть,пряжа,нитки,; ситцевый, льняной, резиновый, шёлковый,кожаный, вязаные, удобные,мягкая, модная;ткать, прясть, шить, пришивать, вязать, носить, надевать, складывать, вешать, завязывать, стирать, гладить.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

— совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;

Задание 1. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений). Это чья шапка? — Моя. Это чьё платье? — Моё. Это чей костюм? — Мой. Это чье пальто? — Мое.

Задание 2. Упр. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):

Повесь платье в шкаф, а шапку положи на стул .Что ты сделал сначала, а что потом?

Задание 3. Дидактическая игра «Один — много» (употребление множественного числа существительных): футболка –футболки ; шапка — ...; перчатка — ...; носок — ....

                        Тема « Библиотека»  

Лексический материал: библиотека, библиотекарь, книги, журналы, полки, картотека, карточкри,каталог, писатель, поэт, стихи, сказки, обложка, страница, оглавление;читальный зал, большие, маленькие, толстые, тонкие, интересные, занимательные; читать, писать, записывать, получать, сдавать, возвращать, перелистывать.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — рассказать детям о библиотеке и работе библиотекаря;

 — спросить, для чего людям нужны библиотеки;

 — рассказать о том, что нужно беречь книги, и о том, как много людей разных профессий трудятся над созданием книг;

 — прочитать книгу С.Маршака «Как печатали книгу»;

— посетить вместе с ребенком библиотеку.

Задание 2. Рассмотреть вместе с ребенком книгу, обращая внимание на шрифт, обложку, иллюстрации.

Задание 3. Отгадать загадку.

Не куст, а с листочками.Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Задание 3. Предложить ребенку выполнить по заданию взрослого действия с книгой:

положить книгу на стол, в стол, под стол, около стола;

достать книгу из сумки ...

Затем спросить у ребенка: «Что ты сделал?» — «Я положил книгу на стол»... (упражнение на понимание и употребление предлогов).

                                       Тема « Профессии»  

Лексический материал: шофер, учитель, врач, повар, летчик; градусник, ножницы, дизайнер, кассир, певец, милиционер; учить, лечить, играет, подстригает, пишет,считает, ; талантливый, веселый, умелый, приветливый, честный, внимательный.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

— побеседовать с ребенком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;

 — спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны;

 — рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и кем вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям;

 — если есть возможность, отведите ребенка на место вашей работы.

Задание 2. Дидактическая игра «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени). Я буду строителем, построю дома. Я буду ... .

Дидактическая игра «Кто чем работает?» (образование творительного падежа имен существительных): маляр — кистью, землекоп — ..., дворник —

Задание . Дидактическая игра «Назови действия»: лопатой — копают, иголкой — ..., пилой — ..., топором — …, граблями — ..., кистями — ..., ножницами — ....

                              Тема « Домашние животные»  

Лексический материал: животные, их виды, части тела; детеныш, котенок; конура, коровник; ржать, лаять, лакать и т. д.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — показать ребенку (по возможности живых) домашних животных — кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу;

 — обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д.;

— поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;

— прочитать стихи и рассказы о домашних животных;

 — рассмотреть иллюстрации в книгах и журналах.

Задание 2. Отгадать загадки (выучить по выбору).

Му-му-му, молока кому? (Корова)

Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме-ме-ме, дайте вкусной мне». (Коза)

С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)

Задание 3. Дидактическая игра «Кто как голос подает?» Корова — «му-у» (корова мычит). Кошка«мяу» (кошка мяукает). Собака — .... Свинья — .... Лошадь — ... . Овца — ... .

Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): кошка — кошки, собака — собаки ...; котенок — котята, жеребенок — жеребята ... .

Задание 5. Дидактическая игра «У кого — кто?» (падежное согласование существительных): у кошки — котенок (котята), у собаки — щенок (щенята), у овцы — ..., у козы — ... ; котенок — у кошки, щенок — у ..., теленок — у ..., жеребенок — ..., козленок — ... .

                                  Тема: « Дикие животные»

Лексический материал: животные, их виды, части тела; детеныш, хищники; белка, еж, заяц, лиса, волк, медведь, лось, волчонок; берлога, логово, нора, норка, дупло; шкура , белый медведь, олень, морж, тюлень, заяц, овцебык; ласты, клыки; прорубь; ползать, прыгать, спасаться, слон, лев, жираф, крокодил, черепаха, тигр; хобот, клыки, грива, пасть, панцирь, пятнышки; рычит и т. д.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов — зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы; отметить их внешние признаки;

 — рассказать о том, где они живут, чем питаются; закрепить в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей;

 — в качестве экскурсии посетить зоопарк.

Задание 2. Отгадать загадки (выучить по выбору).

Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата. Я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса)

Под соснами, под елками живет клубок с иголками. (Еж)

Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка)

Задание 3. Дидактическая игра «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).

Бурый, косолапый, неуклюжий — ... .Серый, зубастый, страшный — ....

Хитрая, пушистая, рыжая — ....Маленький, длинноухий, пугливый — ....

Серый — ..., косолапый — ..., хитрая — ..., колючий — ... .

Задание 4. Дидактическая игра «У кого — кто?» (упражнение в словообразовании): у медведя — медвежонок, у волка — ..., у лисы — ...; у медведя — медвежата, у волка — ....

Задание 5. Дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании): папа — медведь, мама — медведица, детеныш(и) —

                                 Тема « Зимующие птицы»  

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока; кормушка, скворечник, корм; зимующая, клевать, каркать и т.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать;

 — рассказать, где они живут и чем питаются;

 — обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

Задание 2. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Задание 3. Отгадать загадки. (Выучить загадки и стихи по выбору.)

Хоть я не молоток — по дереву стучу:

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока, а зовут ее ... (сорока).

Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): ворона — вороны, снегирь — ..., галка — ..., воробей — ....

Задание 5. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):

воробей — воробушек, воробьишко; галка — ..., снегирь — ..., синица — ... .

Задание 6. Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными).

                                 Тема « Народное творчество»  

Лексический материал:сказка, загадка, пословица, считалка, песенка, прибаутка, дразнилка, мирилка, потешка; добрый, злой, жадный, смелый, сильный, умный, хитрый, глупый, интересная, поучительная; сочинить, пересказать, научить, высмеять, победить, наградить.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

— рассказать детям о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде;

 — рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика;

 — цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют;

 — побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.

Задание 2. Дидактическая игра «Назови игрушку» (образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая?) — деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) — глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) — керамическая (куколка).

Задание 3. Прочитать ребенку «Игрушкины частушки»:

Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные, хохотушки вятские —

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

Дымковские барышни всех на свете краше,

А гусары-баловни — кавалеры наши.

                                         Тема « Почта»  

Лексический материал: почта, почтальон, письмо, конверт, телеграмма, посылка, перевод, адрес, открытка, газета, журнал, бандероль, телефонист, телеграфист, адресат, отправитель, телефон, переговоры, извещение, доставка; почтовый, срочный, ценная, закзное, поздравительная; посылать, отправлятиьт, получать, упвковывать, разбирать, поздравлять, переписыватьсяЮ заполнять, вызывать, заказывать.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — показать ребенку корреспонденцию, которую вы вынимаете из почтового ящика: газеты, журналы, письма, открытки;

— рассмотреть их с ребенком;

 — показать ребенку письмо, почтовую марку, конверт, телеграмму, прочитать, откуда пришло письмо, телеграмма;

 — рассказать, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города;

— показать, как написанное письмо вкладывают в конверт, запечатывают, пишут адрес на конверте, опустить письмо вместе с ребенком в почтовый ящик;

 — показать ребенку посылку;

 — рассказать о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста);

 — предложить ребенку самостоятельно вынуть из почтового ящика корреспонденцию и сказать, что пришло по почте;

 — вместе с ребенком сходить на почту, где обратить его внимание на труд почтовых работников.

Задание 2. Выучить стихотворение.

Почта

Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне

С цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной рубашке?

Это он, это он, ленинградский почтальон. (С. Маршак)

                         Тема « Новый год. Новогодние игрушки.»

Лексический материал: праздник, сюрприз, маски, песни, маскарад, подарки, мишура, гирлянды, хлопушки,зима, зимние забавы, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод,; замерзать, кружиться, наряжаить, украшать, выступать, рассказывать, получать, дарить, репетировать; пушистый, ледяной, стройная, пушистая, колючие,разноцветные, блестящие, стеклянные, рождественские;

Родителям рекомендуется:

- побеседовать с ребенком о том, какими игрушками украшают новогоднюю елку; какой праздник скоро будет, что он обозначает; - вместе с ребенком украсить новогоднюю елку.

- вместе с ребенком украсить новогоднюю елку дома, сходить на новогодний  спектакль.

-- Вопрос: Кто приносит детям подарки на Новый год?

 Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»: елка (какая?) — ..., праздник (какой?) — ..., елочные игрушки (какие?) — ..., Дед Мороз (какой?) — ..., Снегурочка (какая?) — ..., ребята (какие?) — ..., подарки (какие?) — ....

Совместно с ребенком вспомнить, сколько месяцев в году, и повторить их названия.



Предварительный просмотр:

Если ребенок плохо видит

        Ребенку прописали очки... Ну что ж, беда небольшая. Оправу, действительно украшающую лицо, подобрать несложно, но все-таки, положа руку на сердце, вы конечно, огорчены.

        Не стоит расстраиваться! Зрение можно (и нужно) сохранить и даже исправить, если проявить немного терпения и упорства, а главное - внимание к себе.

   

Глаза - самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем  о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь на кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.

 

                  Глаз - очень важный орган и поэтому заботливо оберегается организмом. Потечет со лба пот, его остановит изгородь бровей. Ветер понесет в лицо пыль - ее задержит частокол ресниц. А если несколько пылинок и сядут на роговицу, их тотчас слизнет непрерывно мигающее веко, которое само закрывается, если какой-нибудь предмет окажется в опасной близости от глаза. С внутренней стороны веки влажные. Их смачивает слезная жидкость, отрабатываемая слезными железками вокруг глаз.

            С каждым днем все меньше и меньше детей могут похвастаться нормальным зрением. Возрастающие требования школьной программы приводят к все большему просиживанию за письменным столом.

        Существует ряд различных методик для коррекции и профилактики близорукости. Эти методики используют педагоги, работающие в классах с нарушением зрительного развития.

          Педагоги помогают сохранить, укрепить и исправить самый ценный информационный канал человека - его глаза.

         Прежде всего  - от роста зрительных нагрузок, вызывающих  утомление глаз. Замедляется кровоток в глазу, и чем больше зрение устает, тем заметнее ухудшается кровоснабжение. В результате ребенок или подросток, вынужденный читать или выполнять другую зрительную работу на близком расстоянии, обречен  на дальнейшее ухудшение зрения. Отсюда и снижение общей работоспособности, что в свою очередь приводит к расстройствам важнейших жизненных функций и систем человеческого организма.

       

        Надо воздействовать на питание глаза - путем как улучшения общего кровотока, так и движения крови непосредственно в сосудах глазного яблока и циркуляции внутриглазной жидкости.

        Гимнастика для глаз - простой, но чрезвычайно эффективный способ помощи самому себе в форме упражнений для расслабления глазных яблок. Предлагаем несколько таких упражнений, которые вы, уважаемые родители, можете использовать для улучшения зрения ваших детей. Эти упражнения усиливают кровообращение в глазах, снимают глазное, нервное и мышечное напряжение, активизируют мыслительную деятельность, улучшают внимание и самочувствие. 

 



Предварительный просмотр:

Здоровье вашего ребенка

Сегодняшнее состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больные, 50% имеют морфофизиологические отклонения, вместо аксемрации идет децелерация (увеличение в 20 раз количества низкорослых). До 80 % детей страдают различными нервно- психическими расстройствами. 

Почему? Что происходит сегодня?

Школьная жизнь требует немалых усилий от ребенка... Основная причина всеобщего нездоровья - изъяны в системе воспитания детей, как в семье, так и в школе. Большинство детей сегодня уже рождаются ослабленными, а родители еще более усугубляют их состояние. Раньше, когда не было всяких приспособлений цивилизации, дети очень много двигались, ползали, ходили, бегали. В постоянном движении формировалась и укреплялась их телесность. Ведь недостаток движения ведет к задержке телесного и психического развития.

Родителям необходимо внимательно отнесится к советам и рекомендациям врача и и самим неустанно следить за здоровьем своего школьника.

 

Синдром хронической усталости. Что это такое?

 

Заболевание, об эпидемии которого заговорили ученые лишь пятнадцать лет назад, пока еще плохо известно медикам, а уж для непосвященных - и вовсе сплошные загадки.

Ну вот, уже и простую усталость синдромом назвали - вместо того чтоб настоящие болезни лечить, решат одни из наших читателей. Другие же, наоборот, примут обычную усталость, возникающую у ребенка после напряженной учебы или сильного переутомления, за тяжелый недуг. На самом деле неправы и те и другие.
Простая усталость - действительно не болезнь, а естественная реакция организма на переутомление, сигнал о том, что ему остро необходим отдых.

А вот СХУ - это беспричинная, сильно выраженная, изматывающая организм общая усталость, не проходящая после отдыха, мешающая ребенку жить в привычном для него ритме. И сопровождается она частенько другими болезненными проявлениями.

СХУ ловко маскируется под другие болезни, поэтому распознать коварный недуг весьма непросто. Врачи договорились, что основанием для диагноза является сочетание двух основных критериев и восьми из одиннадцати малых симптомов.

К двум основным критериям медики относят:

  Внезапное возникновение изнуряющей слабости. Усталость прогрессирует и не проходит после отдыха. У больного почти вдвое снижается работоспособность за последние шесть месяцев.

  Нет других причин или болезней, которые могут вызывать непреходящую усталость.

Симптомами СХУ могут быть:

1. Прогрессирующая или продолжительная усталость, особо выраженная после любых физических нагрузок, которые прежде переносились легко.
2. Низкотемпературная лихорадка.
3. Частые боли в горле.
4. Болезненность в лимфоузлах.
5. Мышечная слабость.
6. Миалгия - боль в мышцах.
7. Расстройство сна (бессонница или, напротив, сонливость).
8. Головная боль необычного характера.
9. Мигрирующая артралгия - боль в суставах.
10. Нейропсихические расстройства - повышенная чувствительность к яркому свету, расстройство зрения (пятна перед глазами), забывчивость, раздражительность, нерешительность, снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания.
11. Депрессия.

Кроме того, при СХУ врачи слышат от родителей и другие жалобы - на расстройство речи у ребенка, нарушение ориентации, необоснованное чувство тревоги, эмоциональную нестабильность, ночную потливость, учащенное дыхание, повышенную чувствительность к жаре и холоду, головокружения, потерю равновесия, аритмичный пульс, боли в кишечнике и желудочные расстройства, сухость во рту и глазах, пятна на коже, аллергию, повышенную чувствительность к запахам, медикаментам и химическим веществам, изменения веса при сохранении обычной диеты, выпадение волос, заторможенность, обмороки, непроизвольное подергивание мышц, судороги и припадки.

Для уточнения диагноза врачи пользуются специальными тестами для оценки умственной работоспособности пациента и назначают лабораторное исследование.

Симптомы у детей и взрослых похожи. Так же проявляется усталость, создающая непреодолимые трудности, возникающие при любом напряжении. Но нередко детям, заболевшим СХУ, приходится сталкиваться с проблемой недоверия со стороны взрослых - родных, педагогов, врачей. Ведь ребенок, как правило, внешне выглядит совсем здоровым, но при этом жалуется на постоянную усталость, нежелание ходить в школу.

Разговоры в присутствии ребенка - действительно ли он болен или ловко симулирует недуг - вредят его психике, он перестает делиться со взрослыми своими трудностями, отказывается от помощи врача, чем только усугубляет болезнь. Очень важно в этот момент оказать ребенку не только медицинскую, но и психологическую помощь. Неспособность самостоятельно побороть свою усталость, избавиться от других симптомов, вернуться к нормальному активному образу жизни и учебе могут привести к развитию комплексов личности у ребенка, посеют в нем чувство неуверенности в себе и своих силах.

Симптомы недуга проявляются не сразу.
На первой стадии состояние больного весьма напоминает симптомы самого банального ОРВИ.
На второй проявляются первые девять признаков из перечисленных одиннадцати. Не обязательно они наблюдаются все сразу. На этом этапе возникают продолжительные ремиссии, которые обманчиво успокаивают и пациента, и врача. На третьей стадии недуг заявляет о себе уже в тяжелой устойчивой форме. Тогда к первым девяти признакам добавляются еще два симптома: больной жалуется на нейропсихические расстройства и депрессию.

Пока не существует тестов, характерных только для СХУ. При диагностике синдрома врачи назначают вирусологические и иммунологические исследования, различные виды сканирования головного мозга, которые позволяют подтвердить или опровергнуть все возможные альтернативные заболевания со схожими симптомами. Например, сопутствующая хроническая усталость не покидает пациентов, которые страдают ятрогенной болезнью, апноэ или нарколепсией, онкологическими заболеваниями, поражены инфекционным гепатитом В или С, переживают осложнения после медикаментозного лечения. Даже в начальной стадии СПИДа есть целый ряд симптомов, весьма напоминающих СХУ. Очень важно не спутать эти тяжелые недуги с синдромом.

СХУ пробивает брешь в иммунитете. Поэтому при синдроме проводят иммунологические исследования, чтобы назначить соответствующую иммунокоррекцию. Например, у пациентов наблюдается снижение количества киллерных клеток (НК-клеток) или их функциональная активность. Есть и другие предположения ученых о том, что при СХУ происходят определенные изменения с Т-клетками и сывороточными цитокинами. Но эти гипотезы пока еще нуждаются в серьезных доказательствах.

Кто болеет СХУ?

Принято считать, что женщины более подвержены синдрому хронической усталости. Наиболее опасным является возраст от 25 до 45 лет. В последнее время стали чаще болеть дети. Одно время в США бытовало мнение, что СХУ чаще всего встречается у людей, слишком усердствующих на работе и в учебе. Тогда за синдромом даже закрепили термин `yuppie flu`. Если переводить дословно, получается очень длинно - `инфекция состоятельных людей, работающих по профессии и ведущих светский образ жизни`. Сегодня специалисты склонны считать: СХУ не признает социальных различий и поражает как работяг, так и людей, не очень-то старающихся перетрудиться на службе.

Причина развития синдрома неизвестна. На сегодняшний день существует несколько гипотез происхождения этой болезни. Сторонники одной из них считают, что причина недуга - вирусы. Другие ученые предполагают, что толчком к болезни является стресс. И вирусы, и стрессы вызывают хроническую активацию иммунной системы. В результате в крови больного повышается концентрация отдельных иммунных медиаторов, которая приводит к развитию усталости. Сопутствующими факторами иммунной дисфункции могут быть генетическая предрасположенность, возрастные или индивидуальные особенности пациентов. Согласно еще одной гипотезе, в основе синдрома лежат нейроэндокринные нарушения.

Состояние при СХУ может показаться настолько необычным, что в поисках методов быстрого исцеления у родителей возникает искушение лечить ребенка нетрадиционно и не в лечебном учреждении. Делать этого не стоит. Почувствовав у ребенка необъяснимую усталость, которая не исчезает после сна или отдыха, обращайтесь к врачу-иммунологу.

Прием витаминных комплексов уменьшает неприятные симптомы. Среди назначаемых витаминов и минералов - витамины В12, С, А, селениум, германий, цинк, железо, аденозин монофосфат, L-триптофан, сульфат магния. Для лечения синдрома хронической усталости в США применяют растительные препараты, содержащие экстракт чеснока, эхинацеи, бромелайна, гинго.



Предварительный просмотр:

К какому типу относится ваш ребенок (по способу усвоения информации)?

Выделяют три основных типа детей по способу усвоения информации.

Кинэстический тип.

Люди этого типа обучаются преимущественно через непосредственное
участие и активные действия. Ребенку необходимо постоянно двигаться, а при разговоре он не может обойтись без жестикулирования. Он будет хорошо усваивать информацию, если процесс обучения совмещается с какой-либо деятельностью. Пусть подчеркивает, меняет краски, раскладывает карандаши или счетные палочки, главное, чтобы его занятие не отвлекало окружающих. Кинэстетикам требуется спокойное окружение и возможность движения. Попросите учительницу, чтобы она разрешала ребенку делать короткие передышки во время урока (пусть малыш сотрет с доски, сходит намочить тряпку или поможет раздать всем тетрадки).
Так же не стоит тренировать у кинэстетика усидчивость во время выполнения домашнего задания. Если такого ребенка насильно заставлять сидеть сложа руки и слушать учительницу (или маму), он вообще ничего не запомнит и потеряет интерес к учебе. Он сидит спокойно ровно столько, сколько может. С возрастом ребенок повзрослеет, и научиться следовать установленным нормам поведения.

Визуальный тип.

Его основной канал восприятия - зрение. Он с удовольствием рассматривает книжки и любит смотреть телевизор. Во время объяснения нового материала или раздумывая над чем-то, малыш постоянно рисует в тетрадки абстрактные картинки. Не запрещайте, так ему легче сосредоточиться. Дети визуального типа учатся посредством письма, ему необходимо все самостоятельно записать, чтобы запомнить.
Лучше всего такой ребенок будет воспринимать материал в виде таблиц, рисунков и с помощью образных ассоциаций. Детям этого типа, в большей мере, чем другим, нужен свой письменный стол и порядок вокруг, чтобы не отвлекаться. Хорошим помощником в учебе станут компьютерные программы или обучающие видео кассеты.

Аудитивный тип.

Усваивает информацию посредством слушания. Дети этого типа обладают обширным словарным запасом, а так же хорошей памятью на имена и факты. Однако шум, резкие голоса и даже шепот мешают им сосредоточиться. Поэтому позаботьтесь о создании спокойной обстановки во время выполнения домашних заданий. Некоторым малышам наоборот необходим фон - приглушенная спокойная музыка.
Пусть ребенок несколько раз проговорит вслух учебный материал, можно использовать мини-плейер или магнитофон.



Предварительный просмотр:

Откуда приходят "двойки"?

 

     К обучению в первом классе готовятся и родители, и дети. Понятно, что уровень подготовки не может быть у всех одинаковый. Учителя стараются найти индивидуальный подход к каждому первокласснику, консультируют родителей по вопросам обучения, советуют, как лучше составить распорядок дня. Как правило, если небольшие трудности с чтением, письмом или математикой возникают, то к концу первого полугодия ошибок становится заметно меньше, почерк улучшается, ребенок уже сам решает примеры и задачи.

     Однако, если количество ошибок возрастает и никак не удается правильно и аккуратно выполнять задания, да и чтение остается на низком уровне, то интерес к обучению начинает снижаться. Ученик испытывает сильные переживания, его ругают и в школе, и дома. Как следствие трудностей в обучении и снижения познавательной активности появляются двойки.

     Всегда ли неудовлетворительная оценка - это результат недоработки родителей, самого ученика или педагога? Как показывает практика, существует такие нарушения в письме, чтении или математике, которые можно преодолеть, если своевременно обратиться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и др. Главное, своевременно определить характер этих нарушений. Ниже мы рассмотрим некоторые виды ошибок, которые носят "непедагогический" характер. Так откуда приходят двойки?

     Дверь первая: в первые месяцы обучения учитель обращает внимание школьника на то, что он пишет неаккуратно, в тетрадках "грязь". Эти проблемы иногда носят временный характер, и постепенно почерк становится лучше, буквы "встают" на строчку. А если не помогают педагогические приемы, если, несмотря на старания учителей и родителей, ученик не может писать аккуратно?

     На первом этапе обучения школьник пишет крупными буквами. Это связано с тем, что при крупном письме меньше относительная разница между движениями руки и кончиком ручки, то есть проще и доступнее "перешифровка" звуков в буквы или печатных знаков в письменные. В дальнейшем ребенок выучивается переносить на кончик ручки сначала зрительные, а затем и мышечные коррекции, приобретает умение автоматически обеспечивать ручке необходимую траекторию.

     Становится понятным, что, если глаза "не руководят" рукой, если, например, пишущий поднимает плечи и напрягает руку, то формирование аккуратного почерка будет затруднено.

     Чтобы помочь ребенку в этой ситуации, необходима консультация психолога и логопеда. При необходимости назначается комплекс упражнений, который проводится специалистом.

     Дверь вторая: в письменных работах появляются ошибки, которые невозможно объяснить с точки зрения орфографии. Ученик пропускает буквы, переставляет их или, наоборот, добавляет лишние.

Пропуск букв связан с тем, что ребенок не выделяет в слове все звуковые компоненты, т.е. не владеет звуковым анализом слова: "снки" вместо "санки", "кичат" вместо "кричат".

Перестановки букв и слогов связаны с трудностью анализа последовательности звуков в слове. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: "двор" пишется как "довр", "брат" как "барт". Количество слогов при этом может сохраняться: "ковром" - "корвом".

Вставки гласных букв наблюдаются при стечении согласных: "девочика" вместо "девочка". Это можно объяснить тем, что ребенок при написании слова проговаривает звуки и невольно растягивает их.

Также встречается ошибочное двойное написание, когда в словах, начинающихся с прописной буквы, пишется такая же, но уже строчная: Рручей, Оосень. Эти ошибки - результат механического закрепления графо-моторных навыков, к которому приводят письменные упражнения в некоторых прописях, где образцы букв предлагаются в виде: Рр, Нн...

Смешение букв, которое указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но подобрал для него другую букву: "долстое (толстое) бревно", "зказка(сказка)", "ковта (кофта)", "пцицы (птицы)".

Исследователи отмечают, что смешение букв может быть по оптическому и кинетическому сходству. Приводим часть таблицы из книги Н.И. Садовниковой "Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников".

Примеры букв рукописного шрифта, имеющих сходство

оптическое

кинетическое

с - е

о - а

о - с

х - ж

л - и

л - м

м - ш

н - ю

в - д

л - я

По мнению автора, в распространенности кинетических смешений играет отрицательную роль неправомерное требование "безотрывочного" написания слов без стадии поэлементного написания букв.

Очевидно, что работа над исправлением подобных ошибок может быть успешной только при дополнительной коррекционной работе, проводимой логопедом, психологом, при необходимости и врачом. Например, при смешении букв по оптическому сходству можно посоветовать ребенку пройти осмотр у окулиста.

     Дверь третья: нарушения письма, чтения и математических операций могут быть связаны и со своеобразием формирования неречевых функций:

  1. процесса латерализации (выделение ведущей руки, ноги, глаза и уха, которые могут быть сформированы в различных комбинациях, например, ППЛЛ или ПЛПЛ и т.д.);
  2. пространственных и временных ориентировок (представления о расположении в пространстве предметов, символов, ощущения собственного тела, понимание временной последовательности, например, "раньше - позже");
  3. двигательных функций руки;
  4. слухо-моторных координаций (анализ на слух неречевых звуков - стук, хлопки, а также воспроизведение ритма на слух), т.е. несформированность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором.

     Для того, чтобы помочь таким ученикам, нужно проконсультироваться у специалистов. Они подберут необходимые коррекционно-развивающие упражнений.

Основные особенности развития "детей-левшат" описаны в книге известного нейропсихолога, профессора Анны Владимировны Семенович "Эти невероятные левши", там же даны конкретные рекомендации для педагогов, родителей, психологов и дефектологов.

     Если у ребенка недостаточно сформированы пространственные и пространственно-временные представления, то это может проявляться, например, в неправильном расположении знаков при письме, перестановке букв при чтении, особенно незнакомых слов, в трудности решения задач и примеров, что в дальнейшем сказывается на интеллектуальной деятельности в целом.

     Дверь четвертая: особенности эмоционально-волевой сферы ребенка. Как показывает практика психологического консультирования, школьник может испытывать эмоциональное беспокойство, переходящее в тревожное состояние ожидания неуспеха.  Для детей, чувствительных к оценке учителя или родителя, принятие "дисциплинарных" мер может оказаться чересчур сильным. Вместо того, чтобы мобилизовать активность, оно наоборот снижает самооценку до критического уровня.

Для учеников, которые не столь чувствительны к замечаниям взрослых, оценка, поставленная "для профилактики", возможно, окажется стимулирующей, но только в том случае, если эта мера используется редко.

Создание педагогом или родителем ситуации "сегодня у тебя получается лучше, чем вчера" всегда поднимает самооценку ребенка, придает уверенность в своих силах. Бывает полезно просматривать тетради, которые были заполнены несколько месяцев назад. Если вы заметили улучшение в работах ученика (хотя бы по одному из предметов), обязательно обратите на это внимание.

     В заключение хотелось бы отметить, что многие школьные проблемы удается решить совместными усилиями педагогов, родителей и специалистов. На протяжении последних лет психологи отмечают, что количество обращений родителей за консультациями увеличилось. Если ситуация с оценками ребенка вас беспокоит - обращайтесь за помощью, ведь преодоление школьных трудностей возможно.



Предварительный просмотр:

Признаки готовности ребенка к школе

           Многих родителей заботит вопрос, готов ли их ребенок к школе.  Не существует четкого перечня того, что должен знать и уметь ребенок к моменту поступления в школу. Государство обязуется организовать их обучение независимо  от состояния их здоровья, уровня психического развития и степени готовности.

            Появление достаточного большого числа диагностических процедур и методик определения готовности к обучению в школе было связано с широкомасштабным экспериментом по изменению системы обучения в начальной школе (обучение с 6 лет, обучение по ускоренным или усложненным программам, применение авторских программ начальной школьной подготовки). Здесь-то для "чистоты" эксперимента и проводилась диагностика психологических особенностей детей. Распространение этой системы привело к формированию у родителей и многих учителей не совсем правильного представления, что оценка готовности является обязательным процедурным моментом, предшествующим поступлению в школу.

            Собеседование с учителями или школьным психологом преследует несколько иную цель -  составить наиболее полное представление о будущем школьнике. Поэтому не следует рассматривать собеседование как способ "селекции" детей на основе оценки их готовности к обучению.  Каждый ребенок готов к обучению (развитию, освоению новых знаний и умений) уже с момента рождения и каждый день, вступая во взаимодействие с другими людьми, учится и развивается непрерывно.            Однако школьное обучение предъявляет к детям ряд специфических требований, поэтому можно говорить о наличии признаков готовности к школьному обучению.

            Прежде всего, обучение в школе - это достаточно тяжелая в умственном и физическом плане работа. В связи с этим ребенок должен быть физически готов к ней. Наличие у дошкольника острых или хронических заболеваний, недоразвитие определенных функциональных систем не означает невозможность обучения, но требует для него специфических условий. Поэтому консультации у медиков - это обязательный этап подготовки ребенка к школе. Сделано это может быть централизованно в детском саду или индивидуально в медицинском учреждении.

            Вторую группу признаков готовности к школьному обучению составляют признаки социальной готовности. Если ваш ребенок активно играет со сверстниками, живо интересуется всем происходящим, любит задавать вопросы, значит, его социальное развитие благоприятно для начала школьных занятий. Чрезмерная робость, боязливость, безразличие к другим и самому себе могут на первых порах усложнить процесс адаптации к школе, но опять-таки не означает невозможность обучения. Таким детям лишь требуется более внимательное и заботливое отношение со стороны родителей и учителей, руководство их деятельностью в форме контроля и опеки.

            Очень важной является и интеллектуальная готовность  ребенка к школе. Владение определенной системой знаний и умений - это наиболее частый камень преткновения для большинства родителей. Публикуемые в литературе тесты и задания чаще всего позволяют оценить именно эту сторону развития ребенка. Возможность ваших дошкольников с легкостью справляться с самыми разнообразными заданиями льстит родительскому самолюбию. Конечно, это неплохой показатель, но развитие - это многогранный процесс, и, если ребенок чего-то не знает, это вовсе не означает его непригодности к обучению в школе. Такие дети могут  знать и уметь другое, о чем и не догадываются спросить взрослые. Поэтому ориентация на тесты не должна заслонять личность и индивидуальность будущего школьника. Более того, чрезмерно осведомленный ребенок сможет быстро утратить свой познавательный интерес к школе.

            Важным критерием готовности ребенка к школе является желание учиться в ней. Причины здесь могут быть самые разные: стремление поскорей стать большим и сравняться в правах с другими членами семьи, интерес ко всему новому, желание приобрести новых друзей и так далее. Вне зависимости от всех этих причин мотивационная готовность - важный компонент готовности к обучению в школе. А значит, необходимо формировать и поддерживать в ребенке это стремление. Поэтому неуместными являются скептические замечания взрослых в адрес школы или стремление запугать ею будущих первоклассников.

            Если же интерес к школе не появляется у дошкольника слишком долго, то приучить своих детей к добросовестному выполнению своих обязанностей - еще одна задача семьи. Ведь многие вещи человек делает не потому, что уж очень хочет этого, а просто потому, что это необходимо, входит в круг его ежедневных обязанностей.

            Можно много говорить о готовности, о том, что можно и желательно было бы сделать, но... Когда дети увидят себя нарядными, с портфелями и ранцами в руках, подтянутыми и торжественными, немного растерянными на пороге своего дома, когда они улыбнутся вам по дороге в школу, считайте, что главный признак готовности к школе налицо.



Предварительный просмотр:

Ребенок и компьютер

Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше. Если же на экране высвечивается не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, подростки, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от него по несколько часов.

Сегодня за компьютером сидят и малыши! Если это происходит в детском саду, то много сидеть за компьютером им не дадут. Но дома они практически бесконтрольны. В результате ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем. И когда он наконец засыпает, то спит плохо: без конца просыпается, будит родителей. Велико же бывает их удивление, когда они узнают, что виновник всего - любимый компьютер! 

Родителей больше всего беспокоят всякого рода излучения от компьютера. Наши измерения рентгеновского излучения показали, что оно находится на уровне фона земли. Электромагнитное излучение от компьютера хорошего качества также соответствует нормативам.
Однако с боковых и задних стенок компьютера низкого качества уровень низкочастотных электромагнитных излучений может быть повышен.
В помещении с работающим компьютером, кроме того, изменяются физические характеристики воздуха: температура может повышаться до 26-27 градусов, относительная влажность - снижаться ниже нормы, то есть до 40-60%, а содержание двуокиси углерода - увеличиваться. Наряду с этим воздух ионизируется, увеличивающееся число положительных (тяжелых) ионов неблагоприятно влияет на работоспособность. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают и в дыхательные пути.
Некоторые люди, в том числе дети, особенно чувствительны и болезненно реагируют на эти изменения воздуха. У них появляется першение в горле, покашливание из-за повышенной сухости слизистых.


Правила безопасности

Если приобрести компьютер хорошего качества - тогда ряд проблем отпадет сам собой. Но есть 5 правил, которые хорошо бы запомнить:

1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.
2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.
3. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.
4. Считается, что наши зеленые друзья - кактусы - тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера.
5. Не забывайте почаще проветривать комнату, а аквариум или другие емкости с водой увеличивают влажность воздуха.

Но и это еще не все :
Есть ряд других негативных факторов, о влиянии которых мы задумываемся гораздо реже. И напрасно. Ведь что представляет собой ребенок 5-6 лет?
Бурно развивающийся организм. В частности продолжает развиваться костная система, кисть руки еще находится в стадии развития. Интенсивные преобразования претерпевает такая важная для обучения функция - произвольного внимания, формируется нормальная зрительная рефракция глаза. Аккомодационная система глаза ребенка уже готова к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно: перегрузки могут привести к "поломкам". Вот почему любая работа для дошкольников, в том числе и длительность их общения с компьютером, строго нормируется.

В ходе общения с компьютером детям приходится решать постепенно усложняющиеся пространственные и логические задачи. Для этого необходимо иметь достаточно развитое абстрактное мышление, способность сравнивать, сопоставлять, анализировать, за короткое время проявить все свои знания, умения, навыки. А это требует значительного умственного и зрительного напряжения, поскольку на довольно близком расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, штрихи. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, ребенок постоянно перестраивает систему аккомодации глаза. Это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана.


Таким образом, нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы - чтения, например, или даже просмотра телепередачи. Добавим сюда и сидячую позу, которая увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка.

А также ...
Еще один важный фактор - нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление.

Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Наши исследования показали, что даже само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников.
Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз (офтальмотренаж), правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка. Это очень важно хотя бы потому, что, как показали наши исследования, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й минуте работы ребенка на компьютере, а после 20 минут - у 25% детей были зафиксированы неприятные явления как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Представьте теперь, что происходит или может произойти с ребенком, часами бесконтрольно просиживающим за компьютером. Дети близоруких (средней или сильной степени) родителей неблагоприятно реагируют уже через 10 минут. Без ущерба для здоровья ребенок может непрерывно работать за компьютером всего 15 минут, а дети близоруких родителей - только 10 минут.

Возможно, кого-то из родителей шокируют наши рекомендации - ведь для многих из них это попросту сильно меняет устоявшиеся домашние правила.

Но мы шокируем их еще больше - 15 минут не ежедневно, а лишь три раза в неделю, через день! Таковы данные исследований. Доподлинно известно, что сегодня в домах, где родители не особенно осведомлены, дети просиживают за экраном не 15 минут три раза в неделю, а ежедневно - и помногу часов!

Чрезмерное общение с компьютером может не только ухудшить зрение ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Порой компьютерные игры создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера.

Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика.
Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза!
Есть, конечно, и другие нехитрые правила. Обучите им своего ребенка на выбор. Пусть выполняет их самостоятельно. Польза от этого будет не малая.

1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Кроме всего, важно знать, как правильно организовать рабочее место. Сделать это не трудно, а сохранению здоровья ребенка помочь может. Так, мебель должна соответствовать его росту.

Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.

Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов. Помните, занятия на компьютере принесут пользу, если вы прислушаетесь к нашим рекомендациям и
 будете их выполнять. От этого зависит здоровье вашего ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для родителей

чтение и читательская деятельность...

Раздаточный материал "Памятки родителям" по воспитанию детей для родительского собрания

" Памятки родителям" , которые классный руководитель начальной школы( можно  среднего звена) может раздать на родительском собрании каждому родителю, чтобы ими были пересмотрены взгляды  в в...

материал для родителей

Организация работы над ошибками по русскому языку.  3класс....

Раздаточный материал для родителей (памятка для родителей "99 возможностей сказать ребенку: "Я тебя люблю")

Полезные советы родителям по соблюдению важных правил, влияющих на психологическое состояние ребенка....